Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Чтобы понять предмет эмпирической социологии, необходимо иметь представление о том, что вообще составляет предмет социологии. Прежде всего посмотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды которых и образовали ее раннюю теоретическую классику (30-е—70-е гг. XIX в.).
Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798—1857) стал основателем социологии, дал имя этой науке. Уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х гг. XIX в., он понял, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, находится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священников заменяют ученые, а военных — индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная реформа: синтез наук и формирование позитивной политики. Главным результатом этой реформы и является социология. Предмет социологии — общество в его целостности, основу которой составляет всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. Ключом социологической концепции Конта служит формула: "рациональная координация основного ряда разных событий, соответствующая единому замыслу" [2, с. 104].
Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820—1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разрабатывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его. Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Он заметил, что, все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целостность благодаря новым социальным институтам, которые сдержи-
/. Западноевропейские школы эмпирической социологии как предмет изучения
вают обострение противоречий и совершенствуются, осуществляя эту функцию. По Спенсеру, предмет социологии — общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.
Карл Маркс (1818—1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, большую же часть жизни работал над "Капиталом" в Англии. На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным.
Тем не менее Маркс также стал одним из основателей социологии: уже к середине 40-х гг. XIX в. он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные общественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая через классовую борьбу и революции развивается в направлении целостности.
Итак, основатели социологии сходились в том, что ее предмет — общество как целостная реальность. Но они по-разному понимали структуру общества и его динамику, особенно — его перспективы. В основе этих различий лежали разные социально-философские подходы и ценностно-политические ориентации. Эмпирические же данные существовали независимо от социологической теории.
Правда, уже Конт обосновал применимость в социологии общенаучных методов получения эмпирических данных: наблюдения, эксперимента, сравнительного исторического метода (синхронного и диахронного), но использовал лишь имеющиеся данные для иллюстрации своих положений. Спенсер широко опирался на данные естествознания и исторической науки для социологических обобщений, которые получал методом индукции и с которыми сопоставлял дедуктивные концепции (в данном пособии мы подробно остановимся на его "Описательной социологии", предшествовавшей "Основаниям социологии"). Опыты по-
Учебный курс
лучения эмпирических данных на основе социологической теории встречаются у Маркса (например, его "Анкета для рабочих"). Но в целом классики ранней теоретической социологии не осознавали задачу разработки методов получения новых эмпирических данных как фундаментальную. Предмет социологии еще не имел адекватных методов эмпирического исследования.
1.3
Предмет социологии в единстве с методологией
Второй этап развития социологии как раз и образует ранняя теоретико-методологическая классика (от 80-х гг. XIX в. до Первой мировой войны). Его характеризует разработка методологии социологических исследований, т.е. осознание подходов к их объекту и способов получения эмпирических данных о нем, взаимное соотнесение теоретической и методологической компонент социологического знания, включая эмпирическую его составляющую.
Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод предполагает существование социальных фактов как способов действий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теоретически обоснованные способы получения эмпирических данных. Исследование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образцом теоретически ориентированного эмпирического исследования.
В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864—1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-опи-
1. Западноевропейские школы эмпирической социологии как предмет изучения
сательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонстрировало высокую продуктивность такого подхода.
Один из родоначальников немецкой профессиональной социологии, Фердинанд Теннис (1855—1936), на разных этапах своей научной деятельности занимался анализом социальной статистики, провел обширные эмпирические исследования условий жизни низов населения, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. В рамках своей концепции социологии он, наряду с теоретической и прикладной социологией, выделил эмпирическую социологию как описательную "социографию". По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляет взаимодействие людей, движимых волей.
Третий этап развития социологии предстает как зрелая теоретико-методологическая классика (от Первой мировой войны до 70-х гг. XX в.). На этом этапе достигает своей зрелости именно взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее развитых либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований.
1.4
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 570 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!