Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принцип конспирации



В оперативно-розыскной деятельности помимо термина «конспирация» употребляются еще несколько близких по смыслу: «тайна», «секрет», «негласность», «конфиденциальность». Ученым, видимо, предстоит в целях совершенствования оперативно-розыскного языка толковать эти и другие специфические термины, ибо познание оперативно-розыскной сущности во многом зависит от правильного определения языкового носителя смысла. И в этом отношении прав профессор А.С. Александров, обращая внимание на то, что, если внимательно присмотреться к ряду дискуссий о сущности того или иного утверждения, то становится очевидным, что спор идет о словах[51].

Опираясь на авторитет словарей русского языка, выберем наиболее подходящее, на наш взгляд, значение для определения конспирации. В некоторой нашей интерпретации – это методы, применяемые для соблюдения тайны оперативно-розыскной деятельности. Поскольку метод – это путь, способ достижения цели, совокупность приемов деятельности, то принцип конспирации объективно отражает разведывательно-поисковую суть ОРД, основную специфику ее содержания. Закон обращает особое внимание на соблюдение правил конспирации при решении задач ОРД (п.5 ст.12).

Объективная необходимость принципа конспирации является в значительной мере адекватным ответом на большинство тайно подготавливаемых и замаскировано совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений. Обращая внимание на значение принципа конспирации для улучшения процесса борьбы с преступностью, следует особо отметить заслуги профессора И.И. Басецкого (Беларусь), который особый акцент делает на то, что сохранение в тайне направлений поисковой (разведывательной) работы, специальных средств и методов, используемых при проведении мероприятий в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, адекватно стремлению преступников остаться безнаказанными, скрыть или ликвидировать следы преступлений, не попасть в поле зрения оперработников. Сфера распространения этого принципа – практически вся оперативно-розыскная деятельность. Отметим наиболее значимые, на наш взгляд, направления.

1. Определенная область нормативного регулирования. Издание секретных ведомственно-нормативных актов.

2. Органам, осуществляющим ОРД, предоставлено право «использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе» (п.5 ст.13).

3. Организация оперативно-розыскного производства. В законе об ОРД указано, что органы, осуществляющие ОРД, заводят дела оперативного учета. Перечень таких дел и порядок их ведения определяются только нормативными актами этих органов (п.1 и 5 ст. 10). Устанавливается и особый порядок ведения оперативно-розыскного делопроизводства и правила обращения с оперативно-служебными документами.

4. Организация формирования специальных автоматизированных банков информации оперативно-розыскного назначения и строго ограниченный доступ к их ознакомлению и использованию.

5. Определение перечня сведений об ОРД, составляющих государственную тайну (ч.1 ст.12).

6. Законодательный порядок использования конфиденциального сотрудничества граждан (ст.17 и 18).

7. Строгое ограничение перечня секретной информации, которая не может быть предоставлена суду (ч.5 ст.5, ч.3 ст.9) и не входит в предмет прокурорского надзора (ч.3 ст.21).

Следует особо отметить, что соблюдение принципа конспирации непосредственно отражается на реализации принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Законодатель возлагает обязанность сохранять в тайне ставшие известными должностным лицам сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Такие сведения отнесены к конфиденциальным. Необходимость соблюдения конспирации в отношении таких сведений вызвана прежде всего, защитой граждан от необоснованной их компрометации по первичной, непроверенной информации. Недоброкачественность информации может быть в силу различного рода ошибок в ее анализе, добросовестного заблуждения источника ее представления, а то и по причине оговора, клеветы со стороны недоброжелательно настроенных граждан по отношению к конкретному лицу, вызвавшему оперативный интерес у органов и т.п.

В этом отношении интересно (а скорее поучительно) сформулирована международная норма – статья Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и официальный комментарий к ней. В статье 4 сказано: «сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного». И комментарий к ней: «по характеру своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка получают информацию, которая может относиться к личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких лиц и особенно их репутации.

Следует проявлять большую осторожность при сохранении и использовании такой информации, которая разглашается только при исполнении обязанностей или в целях правосудия. Любое разглашение такой информации в других целях является полностью неправомерным». (Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.79 г.).

Подчеркивая необходимость и важность соблюдения и исполнения принципа конспирации, вместе с тем следует определить ее разумные пределы, с точки зрения нецелесообразности расширительного ее толкования, неоправданного «культа секретности». В этой связи не утратили своего значения выводы об относительной негласности оперативно-розыскных мер одного из основоположников научной разработки отечественных основ оперативно-розыскной деятельности профессора А.Г. Лекаря. Он писал, что эти меры являются негласными, главным образом для тех лиц, в отношении которых они проводятся, т.е. лиц, подготавливающих либо уже совершивших преступление, от которых зашифровываются не только характер и цель, но и сам факт осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Объективная необходимость их закреплена в самом определении ОРД, что это «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно…» (ст.1). Далее ст. 15 подтверждает, что «при решении задач ОРД, органы, уполномоченные ее осуществлять имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия».

Совершенно очевидно, что использование лишь гласных мер не позволяет решать задачи борьбы с преступностью. Применение же только негласных сил и средств лишает возможности использования добытых результатов в решении тех же задач ввиду отсутствия открытых (гласных) источников информации, т.е. оставляет многие результаты в категории недопустимых для принятия соответствующих предусмотренных действующим законодательством гласных мер в силу принципа гласности (административного, уголовно-процессуального законов).

Сочетание гласных и негласных методов и средств обусловлено многими факторами и прежде всего:

1. Использованием возможности разнообразных гласных и негласных методов и средств в борьбе с преступностью (административных, уголовно-процессуальных и др.).

2. Необходимостью подтверждения негласно полученных сведений гласными данными, что позволяет обеспечить решение задач по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску подозреваемых и обвиняемых. Сочетание гласных и негласных начал обеспечивает легализацию оперативно-розыскной информации в решении указанных задач.

3. Тщательной зашифровкой негласных источников получения информации, конспиративности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

4. Привлечением к оперативно-розыскным мероприятиям граждан для решения задач ОРД, которые в последующем могут выступить свидетелями получения необходимой информации (опрос, наблюдение, оперативный эксперимент и др.).

5. Применением широкого круга научно-технических средств (кино- фото- видео- аудиосредств) для закрепления оперативно значимой информации, могущей иметь доказательственное значение.

6. Возможностью оформления гласно проводимых мероприятий оперативно-служебными документами (объяснения, исследования предметов и документов и т.д.), которые можно использовать в принятии решений административного или уголовно-процессуального характера (в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, в доказывании и др.).

В этом отношении следует согласиться с мнением профессора К.В. Суркова, который полагает, что законодатель, фиксируя в оперативно-розыскном законе такую норму – принцип, определил пределы негласности в ОРД. Согласно этой норме основные положения, раскрывающие содержание ОРД и закрепляющие систему гарантий законности при проведении ОРМ и отражающие в общем плане результативность последних, являются открытыми для граждан, общественности и средств массовой информации. Одновременно рассматриваемый принцип представляет право органам, осуществляющим ОРД, наряду с гласными методами использовать и негласные[52].

Реализация данного принципа не только раскрывает и существенно увеличивает потенциальные возможности оперативно-розыскной деятельности, но и повышает ее социальную ценность в глазах граждан.

Принцип наступательности объективно существует, хотя и не включен в правовую норму ФЗ об ОРД. Он означает, в первую очередь, быстроту, оперативность принятия мер, с помощью которых упреждаются действия преступников. Ведь не случайно при многих значениях слова «оперативный» имеются и такие, как а) «непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь. Оперативный штаб. Оперативная работа; б) способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел» (С.И. Ожегов). Думается, что это вполне относимо и к оперативному уполномоченному (сотруднику органа, осуществляющего ОРД).

Значительное внимание принципу наступательности уделяли основоположники теории ОРД и прежде всего А.Г. Лекарь и Г.К. Синилов.

А.Г. Лекарь, называя его руководящим началом, акцентировал внимание на таком осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, при котором опережаются действия преступников. Более того, Г.К. Синилов видел реализацию этого принципа в решении не только тактических, но и стратегических задач органов внутренних дел, в их правоохранительной деятельности в соответствии с оперативной обстановкой.

Наступательность, на мой взгляд, реализуется путем осуществления постоянного оперативно-розыскного поиска в зонах или на объектах обслуживания в целях обнаружения необходимой информации о замышляемых, подготавливаемых, совершаемых или ранее совершенных преступлениях. Если для следователя ход расследования – это, как правило, ретроспективный анализ произошедшего события, то для оперативного работника – это необходимость получения информации об угрозе наступления такого события, и по отдельным преступлениям против личности промедление с реализацией оперативной информации, например, заказным убийством буквально смерти подобно для намеченной жертвы.

Наступательность прямо отражает разведывательный характер ОРД и обеспечивается высокой оперативной готовностью, исходя из анализа и оценки складывающейся и постоянно изменяющейся оперативной обстановки. Оперативная работа направлена на получение первичных (ранее не известных) сведений, имеющих только отдельные общие признаки противоправного деяния, то она и называется как выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. В теории и практике ОРД ее еще называют «оперативный поиск», «оперативно-поисковая работа» (Б.Я. Нагиленко, А.Ф. Волынский, А.С. Вандышев и др.). Именно этот поисковый этап наиболее наглядно характеризует Наступательность ОРД и прежде всего в предупредительной работе. В ходе его собирается оперативно-розыскная информация об обстоятельствах, способствующих отдельным видам преступлений, о лицах, замышляющих и подготавливающих их, о местах концентрации уголовно-преступного элемента, сбыта похищенного. В быстрых и профессиональных действиях – успех оперативно-розыскной профилактики и работы по пресечению криминальных деяний. Только своевременное выявление правонарушений и оперативное реагирование позволяет также установить механизм сложного преступления, например, в сфере экономики, спрогнозировать сценарий его развития, задокументировать совершаемые действия проверяемых и разрабатываемых, не упустить момента уничтожения следов, документов, использовать возможность поимки с поличным и т.п. действия. Наступательность – это и внезапность для преступников, стремление застать их врасплох и другие действия, не присущие ни одному виду правоохранительной деятельности.

Наступательность позволяет максимально быстро, организованно, а главное, результативно использовать весь арсенал сил, средств и методов ОРД.

В свою очередь на уровень наступательности и оперативной готовности большое влияние оказывают такие факторы, как высокое профессиональное мастерство сотрудников, качественное состояние источников оперативной информации, наличие отлаженной информационно-поисковой системы на базе современных компьютерных технологий и многое другое, о чем будет сказано в других разделах работы.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 6134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...