Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация конституций



По форме закрепления конституционных норм конституции можно разделить на писанные, неписаные и смешанные. Писанными конституциями являются основные законы имеющие конкретную юридическую форму. Они в свою очередь делятся на кодифицированные и не кодифицированные. Кодифицированными конституциями являются единые нормативно-правовые акты, имеющие четкую структуру. К кодифицированным писанным конституциям относятся основные законы ФРГ, Италии, Российской Федерации. Не кодифицированные конституции состоят из нескольких нормативных актов. Например, Конституция Израиля, состоящая из свода отдельных законов. Начиная с 1958 года, в Израиле было принято четырнадцать таких актов, одиннадцать из которых действуют и в настоящее время. Среди них закон о Кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992) и др.[101]

Смешанной конституцией является совокупность нормативно-правовых актов и конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные отношения в государстве. Смешанные конституции существуют в Великобритании, Новой Зеландии.

Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные отношения в государстве и обществе. Авторами теории неписаной конституции являются британские государствоведы, которые ввели этот термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции[102]. Они и в настоящее время считают свою конституцию неписанной[103].

В российской правовой науке к неписанным конституциям относят только совокупность неписаных конституционных источников. Также к неписаным конституциям некоторые правоведы относят Конституцию Израиля. Но данный вопрос является спорным, так как в Израиле конституционные обычаи не признаны источниками конституционного права. Как было сказано Конституция Израиля относится к не кодифицированным писанным.

По сроку действия конституции делятся на постоянные и временные. Обычной политической практикой является принятие постоянных конституций, срок действия которых не ограничен. Более того, исходя из конституционных норм основные законы могут приниматься навечно. Например, Политическая Конституция Мексики 1917 г. провозглашает, что она является вечной и не теряет своей силы, даже если не соблюдалась вследствие восстания. Временные конституции ограничивают свой срок действия определенным периодом или наступлением некоторого события в государственной жизни[104].

По способу внесения поправок конституции делятся на гибкие и жёсткие. К жестким относятся писанные конституции, в которых предусматривается усложнённая процедура внесения в них поправок. Поправки принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента. Также может быть предусмотрена ратификация поправок в субъектах федерации. Так, статья V Конституции США предусматривает ратификацию поправок к Конституции тремя четвертыми штатов. Поправки к гибким конституциям принимаются как обычные законы. Обычно такие конституции бывают смешанными или написанными. Например, Конституция Великобритании.

В зависимости от времени появления конституции можно разделить на старые, новые, новейшие и сверхновейшие[105]. К старым относятся конституции принятые в конце ХVIII-начале ХХ вв. Конституция США 1787 г. положила начало официальному признанию доктрины конституционализма (неофициально она начала разрабатываться в сочинениях мыслителей ХVII-ХVIII вв.) и реальному осуществлению этой доктрины. Вскоре после принятия Конституции США в 1791 г. были приняты конституции Франции и Польши, но ни та, ни другая не действовали. Тем не менее уже в первой половине ХIХ в. конституционное правотворчество охватило почти всю Европу[106]. Но при этом рамки конституционного процесса в рассматриваемый период были довольно ограниченными, и переход к конституционной государственности был осуществлен преимущественно в странах Европы и Америки. Только к концу периода появляются первые конституции в Латинской Америке (например Конституция Венесуэлы 1811 г.), в странах Азии (Япония – 1889 г., Китай – 1912 г., Иран – 1906 г.).

В основе моделей этих основных законов лежит либеральная концепция конституции как законодательного акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида[107]. Эти конституции являлись юридическим оформлением перехода стран, в которых они были приняты, к индустриально-рыночному обществу. В старых конституциях нашли закрепление система организации органов государственной власти на основе разделения властей, личные и экономические права и свободы человека.

В новых конституциях, принятых в 1917-1945 гг. (конституции Чехословакии 1920 г., Югославии 1921 г., Мексики 1917 г., Испании 1931 г.), происходит расширение предмета конституционно-правового регулирования за счет отношений, связанных с гарантированием социально-экономических прав личности. Это произошло под влиянием мирового социалистического движения и как реакция на победу большевиков в России. В конституциях признается экономическая и социальная роль государства и увеличиваются конституционно устанавливаемые пределы его вмешательства в жизнь общества и индивидов. Получили закрепление всеобщее избирательное право и современная версия свободы совести - полная секуляризация, запрет государственной религии.

Совершенствуется правовая техника написания конституций. Усиливается процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала и практического опыта. Старые конституции были достаточно краткие, в них устанавливались лишь системы органов государственной власти и территориально-политического устройства государства. Объём новых конституций увеличился, так как за счет регламентации финансовых отношений, правового статуса личности расширился предмет правового регулирования конституционного права. Наиболее выдающимся образцом конституционного творчества стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая в Германии в 1919 г.[108]

После второй мировой войны появляются новейшие конституции. Время их появления можно разделить на два периода. К первому периоду относятся Конституция Франции 1946 г., Конституция Японии 1947 г., Основной закон ФРГ 1949 г., конституции стран, выбравших социалистический путь развития. К их особенностям относится закрепление антивоенного характера (запрет на участие в войнах, вооруженных конфликтах), социалистической или рыночной экономики, широкого объём социальных прав (право на труд, право рабочих на управление производством).

К новейшим конституциям второго периода относятся основные законы стран, освободившихся от колониальной зависимости. Конституции этих государств разрабатывались при прямом участии органов власти бывших метрополий. Активное участие в подготовке проектов приняли представители различных международных организаций. Многие конституции освободившихся стран оказались недолговечными в силу политической нестабильности в освободившихся странах. Уже к середине 1960-х гг. они были отменены или существенно изменены, в частности ликвидированы институты, являвшиеся результатом компромисса с метрополией, произошел отказ от реципированных конституционных моделей бывших метрополий или осуществлено их кардинальное изменение.

Сверхновейшими конституциями являются основные законы, принятые в конце ХХ-начале ХХI вв. Их можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся конституции стран, в которых произошло падение тоталитарного режима (режим диктатуры Франко в Испании - Конституция Испании 1978 г., режим «черных полковников» в Греции - Конституция Греции 1975 г., режим диктатуры в Португалии - Конституция Португалии 1976 г.). Вторую группу сверхновейших конституций составляют основные законы бывших социалистических стран (бывшие республики СССР, в том числе и Российской Федерации, Болгария, Венгрия, Словакия). Только за период 1989-1995 гг. в этих странах (а также в государствах, образовавшихся в связи с распадом советской, югославской и чехословацкой федераций), было принято около ста новых конституций[109].

Одним из критериев классификации конституций является соответствие, содержащихся в них положений реалиям политической и национально-экономической практики. Исходя из этого критерия конституции можно разделить на реальные (нефиктивные) и фиктивные. Например, в нацистской Германии формально действовала достаточно демократическая Веймарская Конституция, но в реальной жизни её положения не действовали. Конституция Франции 1958 г., отразившая авторитарные тенденции, носит реальный характер, за исключением отдельных её положений. Необходимо иметь ввиду, что стопроцентно фиктивных или стопроцентно реальных конституций, как правило, не бывает. Обычно в целом фиктивная конституция может содержать отдельные реальные положения, а реальный основной закон – отдельные фиктивные положения[110].

С конца 1980-х гг. до 1998 г. было принято более ста новых конституций, которые отразили, по мнению В.Е. Чиркина, не только изменение ситуации в мире, но и конституционные приоритеты, ориентацию на социальные ценности. Эти конституции отражают также возрастающее значение общечеловеческих ценностей, разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учёте собственного опыта. Особенно отчётливо это проявилось на примере конституций постсоциалистических государств[111].

Структура и содержание Конституции Российской Федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. То есть структура - это внутреннее разделение нормативно-правового акта на отдельные части. Соединение отдельных конституционно-правовых норм в единую статью, главу (часть) происходит в зависимости от общности регулируемых ими правовых отношений. Обычно конституции состоят из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула - это вступительная часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия конституции. Положения преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Преамбула не обладает определённой юридической силой. Политическое значение преамбулы заключается в том, что в ней излагаются основные положения, на которых основывается Конституция, и цели, которые она преследует. В ней определяются ценности, которые занимают доминирующее положение в иерархии общественных ценностей[112]. Преамбула выступает в качестве ориентиров, помогающих лучше понять сущность конституционных норм, способствует их правильному толкованию и применению.

Огромное значение преамбулы подтверждается правотворческой практикой при создании Конституции Франции 1958 г. По мнению авторов проекта этого нормативного правового акта, Преамбула Конституции Франции 1946 г. играла самостоятельную важную роль в политической и правовой жизни страны. Вследствие этого было решено не писать новую преамбулу для Конституции 1958 г., а включить в её структуру Преамбулу Конституции Франции 1946 г.

Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 г. определяет субъект её принятия (многонациональный народ Российской Федерации), подчеркивает сплочение народов (этносов) и других этнических групп на территории России (соединённые общей судьбой на своей земле), называет главные цели принятия конституции (утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие), показывает историческую преемственность России от РСФСР (сохраняя исторически сложившееся государственное единство) и включение России в мировое сообщество (исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов).

Основная часть Конституции Российской Федерации состоит из двух разделов. Первый раздел состоит из девяти глав, последовательность которых определяется приоритетами в национальной политике, важностью данных отношений в жизни российского общества и государства и концептуального понимания содержания конституции:

1. Основы конституционного строя;

2. Права и свободы человека и гражданина;

3. Федеративное устройство;

4. Президент Российской Федерации;

5. Федеральное собрание;

6. Правительство Российской Федерации;

7. Судебная власть;

8. Местное самоуправление;

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Обычно в первых главах основных законов находят закрепление наиболее важные, по мнению авторов конституции, правовые институты. В настоящее время в большинстве основных законов на первом месте стоят главы, касающиеся прав и свобод личности или основ устройства государства (суверенитет, система органов власти и т.д.). При разработки проекта Конституции Российской Федерации 1993 г. было предложение поставит на первое место главу о правовом статусе человека и гражданина. Но необходимость закрепить переход от социалистической к рыночной экономике, демократические основы устройства государства сделали необходимым поставить на первое место главу «Основы конституционного строя» [113].

Раздел второй Конституции Российской Федерации, который называется «Заключительные и переходные положения» в истории российского конституционализма появился впервые. Они определяют порядок прекращения действия положений старой конституции – Конституции Российской Федерации 1978 г. и введения в действие норм новой конституции. Особое внимание уделяется действию нормативных актов, принятых на основе старой конституции. В частности ч. 2 второго раздела Конституции Российской Федерации определяет, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Язык, стиль имеют важное значение в определении содержания конституции, играют важнейшую роль в построении государственно-правовых институтов[114]. Конституции обычно пишутся высоким стилем. Особая торжественность стиля характерна для преамбул. Иногда такого высокого стиля добиваются умышленно, иногда он как бы получается сам собой. По мнению М.Ф. Чудакова некоторые слова американской конституции в эпоху её принятия звучали более естественно, чем сейчас[115]. Конституционные положения должны быть точными, ясными. Несмотря на то, что конституция является официальным документом, обладающим высшей юридической силой, необходимо чтобы конституционные положения были понятны всем её читающим.

Понятие и содержание сущности конституции

В правовой литературе отсутствует единая точка зрения на сущность конституции. Первым, кто в внес серьёзный вклад в разработку понятия сущности конституции был Ф. Лассаль. По его мнению, конституция является действительным отражением общественных сил страны[116]. Идеи Ф. Лассаля получили обстоятельное, творческое развитие в трудах современных исследователей. Арановский К.В. под сущностью конституции понимает юридически оформленный гражданский мир, то есть общественное согласие, основанное на личной и политической свободе[117]. Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. связывают сущность конституции с познанием её глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает[118]. В настоящей работе под сущностью конституции понимается способ отражения в конституции социальных и политических процессов, происходящих в общественно-государственной жизни на момент её принятия. Выделяется несколько подходов к сущности конституции.

Наибольшее распространение в юридической литературе получил либерально-демократического подход или подход общественного договора. В соответствии с ним представители всех слоёв общества заключают договор, отражающийся в конституции и закладывающий основы наиболее важных общественных отношений. Теоретические основы доктрины «общественного договора» излагались в работах Г. Гроция, Т. Гобса, Дж. Локка.

Практическое применение теория общественного договора нашла в процессе принятия Конституции США. По признанию американских конституционалистов Н. Редлиха, Б. Шварца и Дж. Аттаназио в «Американском праве слово конституция имеет более ограниченное значение, она является писанным соглашением, продолжающимся от первого поколения американцев к будущим поколениям»[119]. По мнению украинских ученых, подобный подход получил закрепление в и в действующей Конституции Украины: «Социально-политическая сущность Конституции Украины заключается в том, что она представляет собой социальный договор, в котором нашли закрепление политические интересы различных социальных групп населения. Он отражает баланс интересов населения»[120].

Необходимо отметить, что выражение «Общественный договор» не должно вводить в искушение применять его по аналогии с понятием договора, существующего в гражданском праве, но не только там. В современном публичном праве развивается понятие и расширяется применение публично-правового договора, который в такой же степени не может служить агиологией. В строгом юридическом значении общественный договор никогда и никем не оформлялся. Однако его достижение является важным легитимирующим фактором в процессе разработки и принятия конституции[121].

В соответствии с теологическим подходом к сущности конституции, высшей юридической силой обладает божественное писание, данное богом или его слугами. Конституционные нормы должны соответствовать божественному писанию. Наибольшее распространение данный подход получил в мусульманских странах. Примером конституции созданной в русле данного подхода является конституционное законодательство Ирана.

Специфика Иранской Конституции заключается в том, что она строится на исламских традициях. В Конституции говорится, что «основной особенностью этой революции по сравнению с остальными движениями за возрождение, имевшее место в Иране на протяжении последнего столетия, является её религиозный исламский характер». Одной из особенностей Конституции Исламской Республики Иран, является то, что этот Основной закон был разработан не только для одного Ирана: его можно считать проектом Конституции, призванной обеспечить необходимые условия для установления всемирного исламского режима. В Конституции утверждается, что она «создаёт условия для продолжения этой революции внутри страны и за её пределами, в особенности для расширения международных отношений; вмести со всеми остальными исламскими и народными движениями она стремится к построению единой нации во всем мире».

Представители школы естественного права связывают сущность конституции с итогами многовекового опыта развития народа, нашедшими отражение в нормах основного закона. При реализации этого подхода невозможно заимствование конституционных норм, так как у каждого народа должна быть своя конституция, содержание которой определяется его историей, менталитетом.

Марксистко-ленинский (классовый) подход к сущности конституции предполагает отражение в основном законе воли не всего общества, а экономически господствующего класса. Теоретическая разработка классового подхода нашла отражение в работах Ф. Лассаля, К. Маркса, В. Ленина, И.В. Сталина. Именно в русле данного подхода создавались советские конституции, первой из которых была Конституция РСФСР 1918 г. Классовое представление о сущности основного закона в конце ХХ в. доказало свою несостоятельность, так как связывалось с нарушением прав и свобод представителей многих социальных слоев, полным огосударствлением общества.

Подход к сущности конституций, принятых во второй половине ХХ в. (Российская Федерация, ФРГ, Испания, Япония и др.) характеризуется как общедемократический. Он предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества. Всем им предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признаётся идеологическое и политическое многообразие. Общедемократическая сущность конституции означает принятие основного закона страны при участии большинства избирателей[122].





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...