Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
форма раны
Рис. 114. Формы рубленых ран и их концов в зависимости от глубины погружения и угла удара (по В.Н. Крюкову, 1990)
Длина рубленых ран зависит от длины контактирующей части лезвия и угла удара. Она может соответствовать длине лезвия только при очень сильном отвесном ударе, нанесенном в середину поражаемой области тела. Если носок и пятка топора не контактировали с телом, либо контактировали или носок, или пятка, то длина раны меньше длины лезвия. При сильном ударе под острым углом с погружением носка и пятки (или пятки и носка), а также их действии в случаях отсутствия помех для нанесения локтевого и плечевого ударов, ударов топорами на длинных топорищах, позволяющих наносить удары по пологой дуге, и активной обороны жертвы, уходящей от удара, длина раны будет несколько больше повреждающей части лезвия.
Направление стенок рубленой раны определяет угол вхождения орудия в тело. Перпендикулярные удары вызывают равномерную скошенность стенок в направлении центра, а косые — большую скошенность со стороны острого угла.
На ровность и гладкость стенок оказывают влияние степень неровности лезвия, наличие выщербленности забоин и шероховатость щечек орудия.
В зависимости от силы различают удары кистевой, локтевой и плечевой, которые влияют на глубину ран. Кроме того, глубина рубленой раны обусловлена силой удара, массой орудия, смещением центра тяжести орудия к месту удара, углом удара, изогнутостью клинка (шашка и пр.), скоростью движения орудия — резкостью удара, кинетической энергией, развиваемой орудием, плечом силы — расстоянием от точки вращения до контактирующей детали орудия, ростом причиняющего удар и высотой помещения, позволяющей осуществлять кистевой, локтевой и плечевой удар.
Рубящие орудия часто полностью не отрубывают части тела, оставляя раны, имеющие своеобразной формы дно, обусловленное формой лезвия, углом вхождения орудия, положением орудия в момент удара (средней частью, носком или пяткой).
Удар средней частью дуговидно изогнутого лезвия оставляет ладьевидное дно; средней частью прямого лезвия — корытообразное; носком или пяткой — клиновидное. От удара тупым топором на дне рубленой раны могут остаться тканевые перемычки, на что впервые в 1910 г. обратил внимание украинский ученый А.С. Игнатовский, который писал: «На дне рубленых ран иногда можно найти размозжение ткани». Когда удар приходится по области, где имеется массив мягких тканей, то в области дна находится большое количество тканевых перемычек. Чем менее остро рубящее орудие, тем эта особенность выражена ярче. Наличие тканевых перемычек обусловлено раздавливающим и разрывающим действием клина топора».
Для рубленых ран в зависимости от положения орудия, угла взаимодействия и степени остроты лезвия рубленые раны приобретают следующие характерные признаки: веретенообразную, щелевидную, прямоугольную, клиновидную или лоскутную форму; редко — ровные, чаще — неровные, иногда с выемками и выступами, осадненные или кровоподтечные края;
остроугольные, П- или М-образные, иногда с надрывами, осаднением или кровоподтечностью у концов; неровные и негладкие, отвесные, полого или круто скошенные, у концов и дна соединенные тканевыми перемычками стенки; ладьевидное, клиновидное, корытообразное дно; зияние, обусловленное толщиной клина; преобладание глубины над всеми другими размерами при ударах по прямой и косой, и незначительная глубина от ударов по касательной; повреждение подлежащих костей, наличие обильной кровоточивости.
Для решения вопроса о взаиморасположении и положении нападавшего и пострадавшего необходимо определить очередность нанесения рубленых ран. Она основывается на значительном расхождении краев рубленых ран, причиненных последующими ударами по уже смещенной коже.
Из двух параллельных разрубов, расположенных вблизи друг друга, первым будет тот, который после совмещения кожных лоскутов соответствует повреждениям кости.
Множественные непересекающиеся разрубы, концентрирующиеся на сравнительно небольшом участке, между ранами образуют кожные мостики. Последующими ударами они могут быть пересечены в средней части и у концов. Мостик в средней части пересекается только тогда, когда он фиксирован у концов и ударом не заворачивался вовнутрь, то есть он пересекается первым, вторым пересекается мостик у одного из концов. Из двух пересекающихся ран первой образовалась та, края которой сближением не сместились и от которой в сторону отходит ответвление.
Удары рубящим орудием, как правило, сопровождаются переломами костей. Повреждения костей практики именуют по-разному, не придерживаясь какой-либо официальной терминологии.
Точность терминологии исключает возможность двоякого толкования того или иного термина, что увеличивает доказательность экспертных выводов. Среди повреждений костей различают: насечки, врубы, надрубы, разрубы, продольно-клиновидно-дырчатые переломы, оскольчатые переломы, отрубы.
Насечка — неглубокое повреждение всей толщи наружной костной пластинки, причиненное ударом лезвия острого орудия.
Вруб — щель в наружной костной пластинке и губчатом веществе, образованная ударом рубящего орудия, проникающего в ткань.
Разруб — разъединение кости на части.
Отруб — место, по которому отрублена часть тела.
Последовательность разруба кости перпендикулярным отвесным ударом острого топора слагается из рассечения с возникновением узкой линии разруба. В дальнейшем, по мере проникновения клина рубящего орудия вглубь, края поврежденной кости сгибаются, образуются мелкие, а иногда и более крупные осколки, окруженные дугообразными трещинами.
Удар средней частью лезвия топора изгибает, растягивает, трет, сдавливает и разрывает наружную костную пластинку. От удара тупым топором образуются мелкие осколки, а острые — разрубы. Внедрение клина топора вызывает растрескивание кости сбоку от основного повреждения.
На внутренней костной пластинке возникает выпячивание кости соответственно действию острия лезвия, растяжение, разрыв в центре, изгиб, сжатие и разрыв по краям.
Последовательность разруба кости косым ударом топора состоит из минимального скольжения по наружной костной пластинке острия лезвия, оставляющего трассы. По мере проникновения орудия в кость возникают изгиб и образование мелких расколов, разлом, трещины со стороны острого угла вследствие растяжения кости.
Внедрение клина сопровождается скольжением щечек, оставляющим шлифы, разрывом кости, разломом, раздвижением кости в стороны, отло-мом наружной костной пластинки со стороны тупого угла за счет сжатия щечками.
На внутренней костной пластинке со стороны острого угла образуется выпячивание острием лезвия, растяжение, разлом, а со стороны тупого угла — отгиб щечками, сжатие, отлом в стороне от щечек.
Последовательность разруба кости касательным (тангенциальным) ударом топора слагается из трения, оставляющего трассы, раздробления, образующего мелкие осколки, разлома клином, трения скольжения, щечек, проявляющегося шлифом на наружной костной пластинке и отломом кости.
На внутренней костной пластинке образуется растяжение в месте действия острия внедряющегося топора во внутреннюю костную пластинку, растяжение и отлом в конце действия лезвия.
Согласно закономерностям, установленным рядом авторов (А.С. Игна-товский, 1892; И.В. Слепышков, 1937; А.Н. Зебольд, 1943 и др.), трещины костей возникают вследствие растяжения (растрескивания), распространяясь соответственно направлению действующей силы, или же в результате сгибания.
Трещины от разрыва или распора по Игнатовскому, или растрескивания, по И. В. Скопину (1960), образуются отвесным ударом лезвия и раздвигающими кость в стороны ребрами входящего клина топора. Они отходят от концов повреждения и углов, их образующих, и имеют, как правило, прямолинейное направление.
Косые удары, в зависимости от угла и направления удара, вызывают трещины причиняемые действием лезвия и одним из ребер клина в направлении движения орудия, обычно со стороны тупого угла.
При отвесном и косом ударах щечки клина, изгибающего кость, образуют дуговидные трещины, смыкающиеся у концов.
От косых ударов трещины наружной и внутренней костных пластинок не совпадают, и трещина начинается от остроугольного конца поврежденной внутренней костной пластинки, которая повреждается на значительно большей площади, чем наружная. Форма перелома отображает действующую часть клина орудия.
Проникновение орудия через толщу кости вызывает дефект кости.
В судебно-медицинской литературе о «дефекте ткани» обычно упоминают при анализе огнестрельных повреждений. В случаях повреждений с иным механизмом возникновения на дефект ткани, как правило, не ссы-
лаются, что связано с различием их образования. В случаях повреждения тупыми и острыми орудиями травмы дефект ткани может быть замещен выпавшими мелкими осколками, а огнестрельным оружием его замещение выпавшими осколками невозможно, иначе говоря, он представляет собой «истинный» дефект ткани.
Если с одной из сторон каждый осколок окружен дугообразной трещиной, то с другой его край имеет форму, соответствующую первичной линии рассечения, что наблюдается при косом ударе. Оставшиеся несломанными участки края кости начинают стираться и уплотняться боковыми поверхностями проникающего в глубь рубящего орудия, которые и образуют дефект ткани. Края его сохраняют свою прямолинейность. После совмещения осколков линия рассечения их свободного края не совпадает с прямолинейным краем основного повреждения, что указывает на равномерность образования краев осколков и основного повреждения. Чем глубже погружается орудие, тем большее количество осколков возникает, вследствие чего прямолинейность исчезает.
При наклонных ударах край костного повреждения, который составляет острый угол по отношению к наклоненному клину орудия, не испытывает значительного давления, и образование его связано с рассекающим действием лезвия. Другой же, находясь на пути действия орудия, подвергается более резкому воздействию, в образовании которого основное значение имеет давление одной из боковых поверхностей клина. Вследствие этого он надламывается и стирается.
Сильные удары топором вызывают или щелевидные, или клиновидно-дырчатые переломы. Множественные удары лезвием топора сопровождаются возникновением оскольчатых переломов. Удар под очень острым углом причиняет плоскостной перелом кости.
Удар острым топором с малой силой оставляет врубы на кости, не проникающие глубже губчатого вещества кости. Края врубов довольно ровные. Концы, образованные средней частью топора, остроугольные; носком или пяткой — П- или М-образные. Иногда от них отходят трещины, а от средней части вруба — след-вдавление. Как правило, концы таких повреждений соединены трещинами вследствие растяжения кости.
От удара тупым топором имеющиеся на лезвии неровности, зазубрины, дефекты оставляют на кости трассы, позволяющие идентифицировать орудие травмы. Такие топоры действуют местами как тупые, а местами — как острые, вследствие чего в повреждениях отображаются признаки действия острого и тупого орудия травмы. Края таких ран местами ровные, местами — неровные, осадненные, кровоподтечные, размозженные. Кости не только разрублены, но и раздавлены. Концы повреждений соединены трещинами вследствие растяжения кости или разлома.
Последовательность нанесения переломов рубящими орудиями основывается на признаках нарушения сопротивляемости кости удару. Она определяется по сколу края перелома наружной костной пластинки, признакам Шавиньи—Никифорова, Голобродского, ширине и длине трещины, совпадению ран с переломами костей, отсутствию следа повторного удара
лезвием топора на осколке и симметричном участке не полностью поврежденной кости, отсутствию от второго удара скола внутренней костной пластинки вблизи перелома, нанесенного первым ударом, существования двух плоскостей разрубов, указывающих на то, что первым нанесен перелом, располагающийся кпереди от второго.
Разруб лезвием ранее поврежденного участка кости не оставляет следа либо же причиняет лишь поверхностную насечку или следы вдавления.
В случаях пересечения двух разрубов вторым возник разруб с прерывистой плоскостью.
Из двух параллельных наклонных разрубов первым образовался разруб с четкой плоскостью.
В случаях пересечения разрубами друг друга первым причинен тот, у которого скол внутренней костной пластинки равномерный. Последующими нанесены разрубы, имеющие неравномерный или отсутствующий скол внутренней костной пластинки. Такая же картина наблюдается и в случаях пересечения последующими ударами первичных дополнительных трещин; по наличию выраженности трещины на кости, поврежденной предыдущим ударом. Эти признаки основаны на нарушении сопротивляемости кости удару.
Рубящими орудиями могут наноситься повреждения как собственной, так и посторонней рукой. Морфологические особенности повреждений позволяют проводить дифференциальную диагностику (табл. 11).
Дифференциальная диагностика повреждений, нанесенных собственной и посторонней рукой
Таблица 11
Собственная рука | Посторонняя рука |
Множественность и поверхностность повреждений в областях, доступных действию собственной руки | Единичные повреждения, расположенные в любой из областей тела |
Единая направленность, локализация и форма повреждений, положение орудия в момент контакта (пятка, средняя часть лезвия, носок) | Различная направленность длинников повреждений, значительная глубина |
Обнажение головы | Обнажение головы и тела не типичны |
Наличие несмертельных повреждений | Смертельные повреждения |
Наличие своеобразных приспособлений | Отсутствие своеобразных приспособлений |
Отсутствие признаков борьбы и обороны | Наличие признаков борьбы и обороны |
Ступенеобразная плоскость отруба | Единая плоскость отруба на тыльной поверхности кистей и предплечий |
Целость одежды при наличии повреждений на теле | Соответствие повреждений одежды повреждениям на теле |
Повреждения собственной рукой причиняют самоубийцы, душевнобольные и членовредители. Излюбленной областью расположения повреждений у самоубийц является теменная, а у членовредителей — конечности.
Повреждения одежды рубящими орудиями несут большой объем информации о характеристиках рубящего орудия.
Для повреждения одежды острыми рубящими орудиями характерна ровность краев, связанная с остротой лезвия, наличием или отсутствием на нем дефектов.
Тупые рубящие орудия вызывают сдавление и разволокнение концов нитей, осыпь (сползание) краевых нитей.
Форму концов повреждения определяют действующая часть орудия, степень остроты лезвия и выраженность ребер. Концы нитей в зависимости от перечисленных условий могут приобретать характеристики, обусловленные действием тупых и острых орудий. По повреждениям материала одежды можно судить не только об остроте лезвия орудия, но и о силе удара. Так, удары лезвием топора с малой силой вызывают след-вдавление, локализующийся за пределами разруба. Данный термин впервые предложен И.В. Скопиным в 1960 г. Иногда такой след в виде ссадины или кровоподтека имеется и на коже, являясь продолжением рубленой раны со стороны остроугольного конца. Величина рубленых повреждений при несильных ударах топором может быть несколько меньше длины лезвия рубящего орудия.
Лезвие топора, имеющее изъяны и неровности, на соответствующих им участках материал одежды не повреждает, что позволяет судить о промежутках между неповрежденными частями лезвия и идентифицировать орудие травмы.
О действии рубящих орудий можно судить и по повреждениям волос. Сильные прямые удары тупым топором вызывают расщепление, уплощение и раздавливание концов волос, надломы и разделения; острым — надрубы и перерубы. Концы волос после удара острым топором довольно ровные. Косой удар острым топором оставляет косую стенку разруба, а касательный — ступенеобразную.
Удар стамеской, как в обнаженное, так и в одетое тело, все волосы по краям ран пересекает по одной прямой линии, что объясняется прижимом волос к коже ударяющим лезвием, препятствующим их смещению.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!