![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Складывание капиталистического уклада. Формирование польской нации. С середины XVIII в. барщинно-фольварочная система уже с трудом обеспечивала растущий спрос на сельскохозяйственную продукцию внутри страны и на рынках Западной Европы. Землевладельцы пытались стимулировать производство и повысить доходность фольварков, расширяя запашку и повышая нормы барщины, развивая винокурение. Однако усиление крепостного гнета вызывало волну жалоб и побегов крестьян. Выходом из положения стал все шире распространявшийся перевод их на денежную ренту. В результате деревня втягивалась в товарно-денежные отношения, получала импульс имущественная дифференциация крестьян.
С 70-х годов XVIII в. в экономике страны происходят заметные сдвиги. Растет число не только магнатских, но и городских и казенных мануфактур (железо- и бумагоделательных, стекольных, фаянсовых, суконных, оружейных). На них используется не только барщинный, но и во все более широких масштабах наемный труд. Увеличивается население городов (особенно Варшавы), где концентрируется слой банкиров и мануфактуристов, формируется армия людей наемного труда. Отмена частных таможен способствовала развитию внутренней торговли. Сеть дорог и каналов соединила бассейны Днепра, Немана и Вислы. Начинает складываться внутренний рынок. Растет вывоз продуктов сельского хозяйства. Все это говорило о формировании в экономике капиталистического уклада.
Зарождается новая идеология, проникнутая идеями Просвещения. В понятие «народ» она включала не только шляхту, но и другие слои населения, а государство рассматривала уже не как шляхетское, а как всесословное. Поскольку буржуазия еще только начинает формироваться, роль ее идеологов берут на себя шляхетские реформаторы (Г. Коллонтай, С. Сташиц). Социальная база их была пока очень узка (часть средней шляхты, просвещенные магнаты, банкиры и мануфактуристы в городах). Они требовали отмены крепостного права, уравнения горожан в правах со шляхтой, превращения сейма в постоянно действующий законодательный орган, установления сильной исполнительной власти, проведения протекционистской политики.
Все эти явления в экономике, социальной сфере и в идеологии свидетельствовали о начале формирования польской нации.
Конституция 1791 г. Второй раздел Речи Посполитой. Международная обстановка (русско-турецкая война 1787—1791 гг., противоречия между державами, деливши-ми Речь Посполитую в 1772 г.) благоприятствовала намерениям реформаторов. Их борьба с магнатами развертывалась в сейме под влиянием роста политической активности городов (они требовали участия в управлении страной),усиления крестьянского движения на Правобережной Украине, начавшейся во Франции буржуазной революции. Под флагом избавления страны от протектората России сейм ликвидировал Постоянный совет. Было введено налогообложение духовенства и шляхты. В 1790 г. Речь Посполитая заключила военный союз с Пруссией.
Реформаторы провели также решение о продлении полномочий сейма и включении в его состав новых депутатов, среди которых преобладали их сторонники. Собравшись в двойном составе, сейм признал право городов на представительство в нем.
Воспользовавшись отсутствием большей части депутатов, разъехавшихся на каникулы, и опираясь на поддержку жителей Варшавы, реформаторы 3 мая 1791 г. добились принятия сеймом конституции. Согласно ей отменялись либерум вето, выборы короля шляхтой и обязательность сеймиковых инструкций для депутатов, вводилась наследственная монархия, в которой исполнительная власть передавалась королю и правительству, подотчетному сейму. Несмотря на половинчатость (сохранение привилегированного положения шляхты и нерешенность аграрного вопроса), конституция 1791 г. вводила ряд прогрессивных начал и объективно могла способствовать развитию страны по буржуазному пути.
Решения сейма вызвали протесты магнатов и части шляхты. Боясь распространения идей Французской революции, Екатерина II двинула войска в Речь Посполитую, а Пруссия порвала с Россией союзные отношения. Магнаты образовали в 1792 г. Тарговицкую конфедерацию. Король, видя, что армия не в силах противостоять России, отказался от сопротивления. Руководители лагеря реформаторов эмигрировали. Пруссия и Россия под предлогом борьбы с «якобинской заразой» договорились в 1793 г. о новом разделе Речи Посполитой. Первая захватила часть польских земель, а ко второй отошли почти вся Правобережная Украина и Центральная Белоруссия. Австрия, занятая войной с революционной Францией, в разделе не участвовала. Остальная территория Речи Посполитой была оккупирована русскими войсками. Сейм 1793 г. восстановил в ней порядки, существовавшие во время деятельности Постоянного совета.
Восстание 1794 г. Третий раздел Речи Посполитой. Отмена конституции 1791 г. вызвала в стране недовольство. Патриотически настроенная часть шляхты подняла весной 1794 г. восстание. Возглавил его Тадеуш Костюшко (1746—1817), герой Войны за независимость в Северной Америке, один из лидеров борьбы за независимость родины. Восстание отвлекло часть сил коалиции, выступавшей против революционной Франции. Но попытки Костюшко получить помощь от нее не дали результатов.
Основным лозунгом движения было восстановление Речи Посполитой в границах, существовавших до 1772 г. К восстанию присоединилась некоторая часть крестьян и жителей городов. В Варшаве возник клуб якобинцев. Поланецким универсалом (1794) Костюшко отменил личную зависимость крестьян, запретил сгонять их с земли и уменьшил барщину.
Однако напуганная радикализацией масс шляхта не хотела расширения социальной базы движения. Расправа социальных низов Варшавы с деятелями Тарго-вицкой конфедерации и с предателями еще больше ужаснула шляхту. Положение повстанческой армии резко ухудшилось с середины 1794 г. Против нее выступили не только царские, но и прусские войска. Осенью повстанцы были разбиты.
Еще в ходе восстания Австрия выдвинула план ликвидации Речи Посполитой. В 1795 г. был произведен ее третий раздел. Пруссия захватила польские земли с Варшавой, Австрия — польские земли с Краковом. К России отошли украинские (часть Западной Украины), белорусские (Западная Белоруссия) и литовские земли, а также Курляндия. Станислав Август Поня-товский отрекся от престола.
Гибель Речи Посполитой была вызвана не только действиями соседних держав, но и позицией ее господствующего класса: предательством магнатов, классовым эгоизмом большей части шляхты. Разделы польских земель являлись актом насилия в отношении польского народа: он был расчленен, а государственность его ликвидирована.
Развитие культуры. Победа контрреформации и военная разруха во второй половине XVII в. привели к упадку школы, которая оказалась в руках иезуитов. В начале XVIII в. даже значительная часть шляхты была неграмотной. В ее среде распространились сословная самоидеализация и религиозная нетерпимость. В Краковском университете распоряжались теологи. В обществе нарастали мистицизм, религиозное ханжество и фанатизм.
В первой половине XVIII в. как реакция на углублявшуюся политическую анархию появляются сочинения сторонников реформы Речи Посполитой. В 1740 г. в Варшаве была открыта шляхетская школа, где обучали новым языкам и естественным наукам. По этому типу в 1754 г. было реформировано обучение в ряде других учебных заведений. Развернулось строительство магнатских дворцово-парковых ансамблей в стиле барокко (типа Вилянува — усадьбы Яна Собеского под Варшавой).
Во второй половине XVIII в. культура Речи Посполитой развивалась под влиянием идей Просвещения. Ликвидация ордена иезуитов и реформа обучения, проведенная в 70-х годах Комиссией народного просвещения, привели к складыванию сети приходских, начальных, средних и двух главных (Краковской и Виленской) школ, в которых упор был сделан на естественные науки и практические знания. В публицистике шла ожесточенная борьба рационалистов с защитниками шляхетских идеалов. Появилась «История польского народа» А. Нарушевича, отвечавшая требованиям просветительской научной критики и основанная на архивных материалах. В архитектуре преобладал классицизм
(выдающийся памятник его — дворец в Лазенках в Варшаве). В этот период началось развитие национальной живописи.
7. Балканские народы под властью Османской империи
К середине XVII в. Османская империя достигла вершины своего могущества. В Европе под ее властью находились Болгария, Греция, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Албания, ее вассалами были Молдавское и Валашское княжества, а также расположенная на побережье Далмации славянская городская республика Дубровник (Рагуза). На территориях, непосредственно входивших в границы империи, существовало жестокое национальное и социальное иго. Оно проявлялось прежде всего в тяжелейшем податном гнете, господстве военно-ленной системы эксплуатации коренного населения. Целям упрочения господства турецких завоевателей служила, по сути дела, и греческая Константинопольская патриархия, которой султан духовно подчинил христианское население значительной части своих европейских владений. В школе и богослужении стал насаждаться греческий язык. Народы Балканского полуострова вели упорную борьбу против иноземных угнетателей за сохранение своих обычаев, языка и веры.
Во второй половине XVII в. обнаружились первые признаки ослабления Османской империи. Проявлением ее внутреннего кризиса был ускорявшийся распад военно-ленной системы. В силу дробления ленов и связанного с ним уменьшения доходов с них многие турецкие феодалы начали уклоняться от военной службы. В то же время происходила концентрация земель и ренты в руках крупных феодалов (пашей). Менялся сам характер феодальной эксплуатации зависимого населения. Поскольку Османская империя была уже не в силах осуществлять широкую экспансию, приносившую турецким феодалам богатую военную добычу, многие из них начинали заводить собственное хозяйство, основанное на барщине или издольной аренде.
В битве под Веной турецкая армия потерпела в 1683 г. первое серьезное поражение на суше. Последовавшие затем новые военные неудачи, усиление политического сепаратизма крупных турецких феодалов, ции оказало активную поддержку России в ходе русско-турецких войн последней трети XVIII в. Появление в 1770 г. русского флота в Эгейском море стало сигналом к всеобщему восстанию в Пелопоннесе. Но оно было жестоко подавлено. В следующей русско-турецкой войне (1787—1791) на стороне России сражалась на Средиземном море греческая добровольческая флотилия Л. Кацониса.
Русско-турецкие войны, ослабив Османскую империю, создали благоприятные предпосылки для освободительной борьбы греков. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г., давший возможность греческим судам использовать русский флаг, способствовал развитию судоходства в Эгейском море. Тогда же усилилась греческая эмиграция в Россию. В Северном Причерноморье возникли греческие общины, сыгравшие впоследствии значительную роль в развитии греческого национально-освободительного движения.
Южные славяне
Положение южнославянских народов под властью Османской империи. Из южнославянских земель, подчиненных турецкой власти, в самом тяжелом положении находилась Болгария. Ее близость к центрам Османской империи — Адрианополю и Константинополю (Стамбулу) — обусловила здесь большую плотность турецкой колонизации. Если в других южнославянских областях турки жили, как правило, только в городах, то в Болгарии было немало чисто турецких сел и сел со смешанным населением.
Греки-фанариоты, как и турки, проводили ассимиляторскую политику по отношению к болгарам, усугубляя их национально-культурный гнет. На первых порах греки составляли также в Болгарии основную массу торговцев.
С XVII в. происходил рост болгарских городов за счет прилива в них славянского населения. Одновременно в сельском хозяйстве турецкие землевладельцы-спахии (сипахи) под влиянием развития товарно-денежных отношений стали заводить частновладельческие хозяйства и заменять натуральную десятину денежными поборами. Положение зависимого населения (райи) резко ухудшилось.
В несколько лучшем положении оказалась Сербия, находившаяся на окраине Османской империи. Тут не было турецких поселений. Кроме того, существовала сербская патриархия с центром в городе Печ. В состав ее кроме Сербии входили Черногория, Босния и Герцеговина. Сербская патриархия способствовала поддержанию национального самосознания христианских народов Балканского полуострова. Хотя она по настоянию греческого духовенства и была ликвидирована турками в 1766 г., сербы не испытали столь жестокого гнета фанариотов, как болгары.
В особом положении на всем протяжении турецкого господства на Балканах находилась Черногория. Эта небольшая гористая область между Которским заливом и Скадарским озером фактически никогда не признавала власти завоевателей. Взимание ими податей в Черногории производилось только в форме изредка проводимых турками военных экзекуций. В условиях изоляции от внешнего мира здесь сложилось полутеократическое государство во главе с митрополитами,столицей которых был Цетинский монастырь. В Черногории устойчиво держались пережитки ро-доплеменных отношений: хотя здесь и действовала всеобщая народная скупщина (собрание), местные племена были разобщены и часто враждовали друг с другом, чем пользовались турки, разжигая эту рознь и привлекая на свою сторону путем исламизации неустойчивые элементы (по-турченцев).
Ассимиляторская политика турок на Балканах привела к тому, что в отдельных районах и областях полуострова сложились целые группы славян-мусульман (например, помаки в Родопских горах в Болгарии). Но больше всего потурченцев было в Боснии и Герцеговине, где феодалы-славяне ради сохранения своих привилегий приняли ислам. По этой причине тут сохранился слой старых феодалов (аг и бегов), которые старались обратить в мусульманство и зависимых от них крестьян. Эти феодалы говорили на сербском языке, но исповедовали мусульманство.
Борьба южнославянских народов против турецкого ига. Неодинаковое положение южнославянских земель в Османской империи в значительной мере обусловило характер и методы их борьбы за национальное освобождение. Одной из ее форм было движение, известное на Балканах под названием гайдучества. Особенно широкое распространение оно получило в Болгарии. Нередко это движение переплеталось с массовыми крестьянскими антифеодальными восстаниями.
Разгром турок под Веной в 1683 г. активизировал освободительную борьбу южных славян. Они поддержали вооруженными выступлениями войну Священной лиги (1683—1699) в составе Австрии, Речи Посполитой и Венеции, к которым вскоре присоединилась Россия, с Османской империей. В 1686 г. вспыхнуло восстание в городе Тырново, которое возглавил Ростислав, выдававший себя за потомка последнего болгарского царя. Спустя два года, вскоре после занятия австрийскими войсками Белграда, началось восстание болгар в городе Чипровец. Оба эти выступления были жестоко подавлены турками. В стране воцарился режим произвола и насилий, резко возросла эксплуатация крестьян турецкими феодалами.
В 1688 г. австрийские войска, занявшие Сербию, были поддержаны массовым вооруженным выступлением сербов. Попытка их руководителя Г. Бранковича, выдававшего себя за потомка сербского феодального рода, предпринять шаги к созданию независимого славянского государства окончилась неудачей. Он был арестован австрийскими властями и умер в темнице. В 1690 г., когда австрийские войска под давлением превосходящих турецких сил вынуждены были отступить за Саву и Дунай, свыше 70 тыс. сербов, активно участвовавших в антитурецком восстании, опасаясь мести турок, переселились во владения Габсбургов. Это «великое переселение» положило начало сербской области Воеводина. Сербия подверглась страшному разорению. Опустевшие в результате переселения южные ее земли (современный автсшомный округ Косово) были заняты албанцами.
Война Священной лиги против Турции завершилась в 1699 г. Карловицким мирным договором, по которому турки получили обратно все сербские земли к югу от Савы и Дуная.
В 1718 г. после успешной войны с Османской империей по Пожаревацкому миру к Австрии отошли Северная Сербия с Белградом, Банат и Срем. Однако австрийское господство (фискальный гнет, католическая пропаганда и национальное угнетение) мало чем отличалось от политики турецких ассимиляторов. В результате неудачной для Австрии войны с Турцией 1737—1739 гг. сербские земли с Белградом снова оказались под властью Османской империи.
С середины XVIII в. главной силой в борьбе с Османской империей становится Россия. Ее победоносные войны с Турцией в последней трети XVIII в. создали более благоприятные условия для освободительной борьбы южнославянских народов. Кю-чук-Кайнарджийский мир, завершивший русско-турецкую войну 1768—1774 гг., явился первым международным актом, признавшим за Россией право на защиту и покровительство христианских народов Османской империи. Во время второй войны с Турцией (1787—1791), в которой Россия выступила вместе с Австрией, на территории Белградского пашалыка произошло восстание сербов, которым руководил торговец Коча Анджелкович. Но австрийцы заключили с турками сепаратный мир (1791), по которому освобожденные повстанцами земли были возвращены Османской империи.
Главной движущей силой буржуазно-национальных движений сербского и болгарского народов было крестьянство, руководимое сельской торговой буржуазией. Это обстоятельство, равно как и сохранение местного боярства в Молдавском и Валашском княжествах и славянских феода-лов-потурченцев в Боснии и Герцеговине, наложило существенный отпечаток на характер и формы национально-освободительной борьбы народов Балканского полуострова в XIX в.
Борьба Черногории за независимость. Фактическая независимость Черногории делала эту маленькую страну.важным центром антитурецкого движения на Балканском полуострове. Черногория приняла участие в войне Священной лиги с Турцией. Сначала черногорцы одержали ряд побед в Албании и Герцеговине, но затем в 1690—1691 гг. турецкие войска дважды вторгались в страну, предав ее огню и мечу и разорив ее политический и религиозный центр Цетинье.
Ослабление Черногории благоприятствовало проникновению в нее ислама. Борьбу против потурченцев возглавил митрополит Данило Петрович {1697—1735) — основатель династии Негошей. По решению скупщины племенных вождей и старейшин в начале XVIII в. потурченцы были истреблены. Столь решительная мера позволила укрепить внутреннее единство страны. Это сказалось на ее действиях против турок в период Прутского похода Петра I. В 1712 г. черногорцы сумели отбить нападение большой турецкой армии.
Данило установил тесные связи с Россией. В 1715 г. он совершил поездку в Петербург. Петр I назначил Цетинскому монастырю ежегодную субсидию. Опираясь на политическую поддержку и финансовую помощь России, Данило провел ряд реформ, направленных на ликвидацию племенной анархии и укрепление государства. Был учрежден высший судебный орган, страна разделялась на округа, не совпадавшие с племенным делением. Отстаивая в неравной героической борьбе с турецкими завоевателями свою независимость, черногорцы в 1796 г. одержали в битве при Крусах победу над войсками скадарского везира.
Связи между южными славянами и Россией в XVIII в. Борьба южнославянских народов против османского ига помогла им выдержать натиск турецких ассимиляторов. Немалую роль сыграли при этом помощь и заступничество России. Русско-южнославянские связи в начале XVIII в. впервые приобрели политический характер. Южнославянские народы активно откликались на обращения России о совместных действиях против турок.
Помимо духовных, торговых и политических связей с Россией в XVIII в. усиливались культурные связи. По указу Петра 1 в 1714 г. был сделан перевод сочинения дубровницкого историка М. Орбини об истории славян. В 1725 г. по просьбе австрийских сербов к ним был послан Максим Суворов для организации школы в Карлов-цах. Русская школа оказала влияние на создание «славяно-сербского» литературного языка, просуществовавшего до XIX в.
О влиянии России в южнославянских землях свидетельствуют и другие факты. Так, тяжелое положение сербов Воеводины породило у них стремление к переселению в Россию. Во время Семилетней войны австрийское правительство, заинтересованное в укреплении союза с Россией, дало согласие на это. Около 20 тыс. сербов переехало на Украину. С 1766 по 1773 г. Черногорией правил Степан Малый, выдававший себя за русского императора Петра III. Он много сделал для сплочения черногорцев и организации их отпора туркам.
Поддержка Россией национально-освободительной борьбы южнославянских народов явилась важным внешнеполитическим фактором развития предпосылок для грядущих буржуазно-национальных революций на Балканах в XIX в.
Албанцы
В середине XVIII в. на территории, населенной албанцами, турецкая военно-ленная система зиждилась на власти албанских феодальных семей, добровольно перешедших в мусульманство. Подавляющее большинство населения находилось в бесправном положении и было отягощено повинностями и налогами. Только горные районы еще сохраняли независимость. Здесь господствовали родоплеменные отношения. Но вскоре и тут была введена турецкая административная система. Лишь область Мирдиты сохранила автономию.
В XVII в. в Албании начался процесс превращения военных ленов в наследственные владения (чифтлики). Албанские феодалы стали приобретать большую независимость от центральной власти и одновременно усиливали эксплуатацию сельского населения, фактически закрепощая крестьян. Крестьяне противились усилению феодального гнета. Иногда их сопротивление было столь решительным, что новый владелец не мог установить свою власть. Формами протеста были также отказ платить налоги и бегство. Распад военно-ленной системы сопровождался оживлением экономической жизни в городах, ростом ремесленного производства и торговли. В первую очередь это коснулось прибрежных городов, а затем и городов внут-
ренних районов. Ремесленники объединялись в цехи (эснафы).
Ослабление султанской власти привело к феодальным междоусобицам в Албании, ставшим особенно частыми в XVIII в. Войны длились годами, обрекая сельское и городское население на разорение. Мелкие феодалы создавали вооруженные отряды, занимавшиеся разбоем. Феодальная анархия наносила ущерб развитию экономики и культуры ряда районов. Пришел в упадок крупный торговый и культурный центр Воскопоя, трижды с 1769 по 1789 г. подвергавшийся опустошению.
Главы наиболее крупных феодальных семей со временем становились наследственными властителями в пашалыках. Формально паши назначались из Стамбула, но на деле их власть на местах была неограниченной. Они выполняли распоряжения центральной власти лишь в тех случаях, когда это не ущемляло их интересов. Типичным примером в этом отношении была Шкодра, в ходе борьбы за которую победу одержал в 1757 г. Мехмет Бушати. Это принесло ему титул паши, а его роду — почти 75-летнее правление над Северной Албанией.
К концу XVIII в. стали особенно заметны губительные последствия более чем двухвекового турецкого господства на албанских землях. Антинациональная политика местных феодалов, междоусобные войны, истощавшие страну, усиление эксплуатации крестьянства — все это замедляло развитие производительных сил и культуры.
Валашское и Молдавское княжества
Османское господство в княжествах.
Феодальные княжества Валахия и Молдавия находились в вассальной зависимости от Османской империи. Господство Порты приняло смягченную форму: правители княжеств — господари назначались султаном из представителей местной знати, а земля оставалась в собственности местных крупных землевладельцев —. бояр и православной церкви. Но население княжеств испытало на себе тяжесть иноземного гнета. Валахи и молдаване не раз поднимались на освободительную борьбу.
Султаны по своему усмотрению назначали и смещали правителей княжеств. В Валахии в XVII в. сменилось более 20 господарей, в Молдавии — почти 30. Право занять господарский престол покупалось за большие деньги. С княжеств ежегодно взималась также особая дань Порте. Кроме того, султану и его приближенным по разным поводам регулярно посылались всякого рода подарки. В качестве обязательных натуральных поставок в Константинополь по низким ценам, а то и бесплатно отправлялось большое количество продовольствия и скота — вывоз их в другие страны был запрещен или сильно ограничен. По первому требованию Порты в ее распоряжение предоставлялись отряды войск и рабочая сила, строительные материалы и транспортные средства.
В начале XVIII в. в Молдавии, а затем и в Валахии было введено правление фанариотов — проживавших в Европейской Турции богатых и знатных греков. Назначение господарей — фанариотов, полностью зависимых от султана, имело целью дальнейшее подчинение княжеств Турции. В XVIII в. господари сменялись обычно каждые три года, а порой и чаще. Усилилась централизация государственного управления. Резко возрос размер дани, почти сравнялась с ней стоимость посылавшихся в Константинополь всевозможных подношений. Все дороже обходилось господарям возведение на престол. Были введены новые поборы с княжеств в пользу Порты. Постоянные вооруженные силы в Валахии и Молдавии были распущены — их заменили отряды дворцовой стражи и нерегулярные части для охраны границ и несения внутренней службы.
Феодальные отношения. Существовавшие в Валахии и Молдавии феодальные отношения ставили большинство крестьян в тяжелую зависимость от крупных землевладельцев. Барщина (клака) и оброк (дижма) составляли основную часть многочисленных повинностей крестьян. В конце XVI — первой половине XVII в. в Валахии и Молдавии было постепенно введено и закреплено законами крепостное право.
Особенностью феодализма в княжествах, обусловленной прежде всего османским господством, явилось ослабление преобладавших сначала сеньориально-вотчинных и укрепление феодально-государственных отношений: в XVII—XVIII вв. денежные платежи и натуральные повинности крестьян в пользу государства в несколько раз превышали их обязательства перед крупными землевладельцами. Однако изменение формы феодальных отношений в результате роста централизованной феодальной ренты за счет сеньориальной не могло подорвать сложившиеся устои боярского землевладения. К тому же многие крупные землевладельцы занимали доходные должности в разросшемся государственном аппарате и возмещали снижение доходов от своих имений за счет поборов с крестьянства, поступавших через государственные каналы.
Изменения в системе феодальных отношений проявились и в сфере внеэкономического принуждения: личная зависимость крестьян от бояр была ослаблена, зато усилилось принуждение со стороны феодального государства. Крестьянин был привязан к обрабатываемому им наделу не столько в силу зависимости от владельца земли, сколько в результате обязательств перед государством. Прикрепление крестьян к земле было обусловлено прежде всего их обязанностью платить налоги государству по месту жительства.
Эти особенности феодальных отношений в Валахии и Молдавии нашли отражение в аграрном законодательстве середины XVIII в. Одной из причин осуществленной тогда правящими кругами отмены крепостного права явилась антифеодальная борьба крестьянства. Однако получавшие на бумаге личную свободу крестьяне (за нее они должны были платить боярам большой выкуп) не только оставались в феодальной зависимости от крупных землевладельцев, но и были лишены права покидать без разрешения властей место своего жительства, где они числились в списках налогоплательщиков. Отмена крепостной зависимости крестьян привела на деле к усилению внеэкономического принуждения со стороны государства.
Возникновение капиталистического уклада. В XVII — первой половине XVIII в. заметное развитие в Валахии и Молдавии получили товарно-денежные отношения. Расширялось ремесленное производство, в котором возник ряд новых отраслей. Росла численность городского населения.
Столицы княжеств Бухарест и Яссы к началу XVIII в. насчитывали по 50— 60 тыс. жителей. Увеличивался объем внутренней торговли и, хотя гораздо медленнее, — внешней; ее развитие, как и экономики в целом, тормозила прежде всего зависимость от Османской империи.
Эта зависимость замедлила процесс «первоначального накопления» в княжествах. Преобладание централизованной феодальной ренты и прикрепление крестьян к месту уплаты налогов стало одной из главных преград для создания рынка свободных рабочих рук. Серьезным препятствием для «первоначального накопления» был также медленный рост капиталов в руках крупных собственников — большая часть денежных богатств различными путями переправлялась в Турцию. Фанариоты — господари и занимавшие доходные государственные должности их приближенные — были мало заинтересованы в развитии экономики княжеств. Наконец, естественные ресурсы Валахии и Молдавии начали привлекать западноевропейских купцов и предпринимателей: получая от Порты различные привилегии, они вывозили из княжеств нажитые там капиталы.
Со второй половины XVIII в. в Валахии и Молдавии началось постепенное разложение феодализма и формирование капиталистического уклада. В развитии промышленности произошли существенные сдвиги. Раньше в княжествах наряду с господствовавшим мелким ремесленным производством существовали лишь отдельные небольшие предприятия по добыче полезных ископаемых и изготовлению различных товаров. На этих предприятиях, принадлежавших отдельным господарям и состоятельным боярам, использовался почти исключительно труд феодально-зависимых крестьян. Теперь росло число более крупных ремесленных мастерских и мануфактур — суконных, бумагоделательных, стекольных. На них начала применяться наемная рабочая сила. Но развитие капиталистического уклада происходило медленно.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!