Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исследования, посвященные историко-литературному процессу 1870 -1890-х годов и творчеству писателей



Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.
Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. М., 1986.
Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996.
Бицилли П.М. Трагедия русской культуры: Исследования, статьи, рецензии. М., 2000.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.
Виролайнен М.Н. Структура культурного космоса русской истории // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 9-57.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
Григорьев А.А. Литературная критика. М., 1967.
Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 5-ти ч. М., 1997-1998. Ч. 3-4.
Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998 (изд. продолжается).
Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1964. Т. 2.
Истории русской драматургии второй половины XIX- начала XX в. Л., 1987.
Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.
Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993). СПб., 1997.
Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания. М., 1995.
Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века. М., 1997.
Одиноков В. Проблемы поэтики и психологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.
Соловьев В.С. Эстетика и литературная критика. М., 1991.
Розанов В.В. О литературе. М., 1992.
Тамарченко Н.Д. Типология русского реалистического романа. Красноярск, 1988.
Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1977.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
Флидлендер Г. Поэтика русского реализма: Очерки русской литературы XIX века. Л., 1971.
Христианство и русская литература. СПб., 1994 (изд. продолжается).
Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Базанова В.И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1966.

Бушмин А. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.
Бушмин А. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.
Григорьян К.Н. «Господа Головлевы» - роман Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1962.

Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. С. 216-227.
Макашин С.А. Салтыков-Щедрин: Середина пути, 1860-1870-е годы. М., 1984.
Макашин С.А. Салтыков-Щедрин: Последние годы, 1875-1889. М., 1989.
Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
Николаев Д.П. Смех Щедрина. М., 1988.
Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Салтыков- Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1975. Т. 1-2.

Соколова К.Н. М.Е. Салтыков-Щедрин. М., 1993.
Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1977. С. 60-71.
Турков А.М. Ваш суровый друг. Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1998.
Тюнькин К.И. Салтыков-Щедрин. М., 1989.

Эйхенбаум Б.М. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Комментарий) // О прозе. Л., 1969.

Ф.М. Достоевский

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. М., 1984.
Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. М., 2001.
Бесы: Антология русской критики / Сост. Л. Сараскина // Достоевский Ф.М. Бесы. М., 1996.
Бочаров С. Леонтьев и Достоевский // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. № 12. С. 162-189.
Бэлнеп Р. Структура "Братьев Карамазовых". СПб, 1997
Ветловская В.Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы". Л., 1971.
Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1963. Т. 7. С. 225-275.
Долинин А.С. Достоевский и другие: Статьи и исследования. Л., 1989.
Достоевский. Материалы и исследования. Л. (СПб.), 1974-2000. Т. 1-15. (изд. продолжается).
Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964.
Достоевский в конце XX века. М., 1996.
Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1956.
Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб., 1993-1999. № 1-13 (изд. продолжается).
Ермилова Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского "Идиот". Иваново, 1993.
Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л., 1985.
Звозников А.А. Достоевский и Православие // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 179-191.
Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
Кантор В. "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского. М., 1983.

Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М. 1989.
Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.
Лосский Н.О. Личность в художественном творчестве Достоевского. В кн. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.Н. Достоевского. Челябинск, 1994.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982.
Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994.
О Великом инквизиторе. Сборник статей. М., 1991.
О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1880-1931 гг. Сб. ст. М., 1990.
Писарев Д.И. Погибшие и погибающие. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Соч.: В 4 т. М., 1958. Т. 4. С. 86-139, 316-369.
Розенблюм Л. "Красота спасет мир". О "символе веры"
Ф.М.Достоевского // Вопросы литературы.1991, ноябрь-декабрь.
Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001.
Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.
Сараскина Л. "Бесы-роман-предупреждение. М., 1990.
Селезнев Ю. В мире Достоевского. М., 1980.

Селезнев Ю. Достоевский (ЖЗЛ) М., 1981.
Страхов Н.Н. Преступление и наказание. Статьи 1 и 2 // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.
Трофимов Е. Христианская онтологичность эстетики Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. № 8. С. 7-30.
Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1964.

Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

Н.С. Лесков

Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
Аннинский Л.А. Крещеные и оглашенные. Из цикла «Лесковское ожерелье» // Литература в школе. 1993. № 5. С. 10-16.
Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. М., 1986.
Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988. С. 229-351.
Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
Видуэцкая И.П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX
века // Вопросы литературы. 1981. № 2. С. 148-188.
В мире Лескова. М., 1983.

Горелов А.А. Лесков и народная культура. Л., 1988.
Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова. Воронеж, 1994.
Дыханова Б.С. В поисках своего голоса (Из наблюдений над стилем
Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2. С. 189-212.
Дыханова Б.С. "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" Н.С.Лескова. М.,1980.

Другов Б.М. Н.С. Лесков. Очерк творчества. М., 1957.
Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002.

Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Иконы и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С. 272-315.
Лесков и русская литература. Сб. ст. М., 1988.
Мосалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова. Ижевск, 1993.
Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1993.
Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.
Столярова И.В. Н.С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880-1890-х годов. СПб., 1992.
Сухачев Н.Л., Туниманов В.А. Развитие легенды у Лескова // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978. С. 114-136.
Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995.
Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова. Саратов, 1993.

Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. // Он же: О литературе. М., 1987.

Л.Н. Толстой

Андреева Е.Г. Толстой-художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л.Н. Толстого. М., 1978.
Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981.
Берман Б.И. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Толстого. М., 1992.
Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н. Толстого в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность". М., 1973.
Бочаров С.Г. Роман Л.Н Толстого "Война и мир". М., 1987.
Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.-Л., 1963.
В мире Толстого. Сб. ст. М., 1978.
Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. М., 1981.

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
Гусейнов А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 312-324.
Жолковский А.К. Блуждающие сны. М., 1994. С. 80-93.

Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.; Л., 1966.

Лебедев Ю.В. От «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру» // В середине века. М., 1988.
Ломунов К. Над страницами "Воскресения". М., 1979.
Маймин Е.А. Л. Толстой. Путь писателя. М, 1978.

Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. М., 1957.
Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. 1997. № 5. С. 61-71; Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1890-е годы. М., 2000.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.
Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.
Стрельцова Г.Я. Паскаль и Л. Толстой // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 356-374.
Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1978.
Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. М., 1962.
Л.Н. Толстой и современность. М., 1981.
Тюнькин К.И., Кузина Л.Н.. "Воскресение" Л.Н. Толстого. М., 1978.
Чернышевский Н.Г. «Детство». «Отрочество». Сочинения графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1948. Т. 3. С. 421-431.
Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.
Чуприна И. Нравственно-философские искания Толстого в 60-70-е годы. Саратов, 1974.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. 4-е изд. М., 1978.
Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

Г.И.Успенский

Бельчиков Ю.А. Г.Успенский. М., 1979.
Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 491-536.

Короленко В.Г. О Глебе Ивановиче Успенском. Черты из личных воспоминаний // В.Г. Короленко. Собр. соч.: В 5 т., Т. 3,
Л. 1990.

Мережковский Д.С. Иваныч и Глеб // Мережковский Д.С. Акрополь. М., 1991.
Плеханов Г.В. Г.И. Успенский // Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2-х т. М., 1958. Т. 2. С. 220-275.
Пруцков Н.И. Глеб Успенский. Л., 1971.
Смирнов В.Б. Успенский и Салтыков-Щедрин. Саратов, 1964.
Соколов Н.И. Г.И.Успенский. Жизнь и творчество. Л., 1968.

Ткачев П.Н. Недодуманные думы // Г.И. Успенский в русской критике М.; Л., 1961.

В.М.Гаршин

Акелькина Е.А. Новаторство философской прозы В.М. Гаршина // В поисках цельности духа, Бога и вечности (Пути развития русской философской прозы конца XIX века). Омск, 1998.

Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.
Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л.,1979.
Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1956. Т. 8. С. 216-247.
Латынина А. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.
Порудоминский В.И. Гаршин. М., 1962.
Поэтика В.М. Гаршина: Учебное пособие. Челябинск, 1991.

Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь: В 4 т., Т.1., М. 1992.
Современники о Гаршине: Воспоминания. Саратов, 1977.

В.Г.Короленко

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л., 1983.
Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 593-631.

В.Г. Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962.
Горький М. В.Г. Короленко // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1951. Т. 15. С. 212-221.

Короленко В.Г. О литературе. М., 1957.

Логинов В.М. О Короленко и литературе. М., 1994.
Негретов П.И. В.Г.Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917-1921. М., 1990.
Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь: В 4 т., Т.3, М. 1992.
Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. М., 1974. Т. 3. С. 48-76.
Якунина А.Э. Творчество В.Г. Короленко и традиции Ф.М.Достоевского // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1981.

Поэзия 1870-1890-х годов
(А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов)

Бялый Г.А. Поэты 1880 – 1890-х годов. В кн. Поэты 1880 – 1890-х годов. Л., 1972.

Лебедев Ю.В. Поэзия 70-х годов // История русской литературы: 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 584-605.

Григорьян К.Н. Поэзия 1880-1890 гг. // История русской литературы: 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 91-122.
Бялый Г.А. Поэзия чеховской поры // Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 413-490.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.

Ермилова Е.В. Поэзия на рубеже двух веков. В кн.: Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX – XX веков. М., 1974.
Тарланов Е.З. Христианские мотивы в поэзии К. Фофанова // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994.

А.П. Чехов

Алперс Б.В. Чехов и театр: О Чехове // Алперс Б.В. Искания новой сцены. М., 1985. С. 12-31, 159-205.
Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. М., 1990.
Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные искания и творческие. М., 1984.
Бердников Г.П. "Дама с собачкой" А.П. Чехова. Л., 1976.
Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство драматургии А.П.
Чехова. М., 1972.
Берковский Н.Я. Чехов: От рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48-182.
Брагина А.А., Вудагов Р.А. Как написан рассказ А.П. Чехова "Дама с
собачкой» // Филологические науки. 1991. № 1. С. 23-31.
Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
В творческой лаборатории Чехова. Сб. ст. М., 1974.
Громов М. Чехов. М., 1993.
Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.
Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М., 1979.
Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 48-55.
Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
Паперный З.Г. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
Паперный З.Г. «Чайка» А.П. Чехова. М., 1980.
Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. М., 1979.
Разыкова Л.Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. Самарканд, 1993.

Семанова Л.М. Чехов-художник. М., 1976.
Собенников А.С. Архетип праведника в повести А.П. Чехова «Моя жизнь» // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 239-246.
Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.
Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 1993.
Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М.,1994.
Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
Чеховиана. Сборники статей и публикаций. Вып. 1-8. М., 1990-2000 (изд. продолжается).
Чеховские чтения в Ялте. Вып. 1-9. М., 1955-1997 (изд. продолжается).
Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.
Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М, 1966.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общественно-литературная борьба в России 1870 – 1890-х годов. Идеология народничества и народническая проза. Журналистика («Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русский вестник» и др.). Литературные и публицистические отделы журналов. Мировоззренческие и идеологические ориентации русских писателей.

2. Типологические разновидности русского реализма 1870–1890-х годов. Конкретно-исторические и философско-эстетические принципы типологического анализа литературного процесса. Литературные течения, разновидности, школы русского реализма третьей трети ХIХ в. Дискуссионные проблемы изучения типологии русского реализма 1870–1890-х годов.

3. Роман С. М. Степняка-Кравчинского «Андрей Колосов» в свете типологии «просветительского романа». Проблематика и своеобразие сюжета. Группировка образов. Изображение «новых людей» Характеры и обстоятельства: специфика их взаимосвязи. Жанровая структура и система повествования. Идейные выводы автора. Общественно-эстетические функции романа.

4. Роман Н. Н. Златовратского «Устои» Отражение в произведении народнических исканий автора. Проблематика, конфликт и художественное своеобразие. Образная система романа и его сюжетно-композиционная структура. Смысл названия произведения.

5. Очерковые и повествовательные циклы Г. И. Успенского 1860-х годов («Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье»). Группировка образов, идейно-художественное своеобразие циклов. Очерк «Будка» и его эстетические достоинства. Г. И. Успенский и революционное народничество.

6. Идейно-художественная эволюция Г. И. Успенского и своеобразие его реализма. Преодоление народнических представлений о развитии крестьянской жизни. Основные темы творчества 1870-х годов. Идеи и образы циклов «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Успенский как мастер очеркового жанра.

7. Идеал Салтыкова-Щедрина и объект сатиры. Теория «призрачной действительности» и задачи сатиры. Структура и разновидности сатирических образов писателя. Поэтика конфликтов и сюжетов. Сатира и психологический анализ.

8. Формирование мировоззрения и творческого метода М. Е. Салтыкова-Щедрина. Отражение идейных исканий писателя в повестях сороковых годов. Проблематика и образная система повести «Противоречия». Психологическое раскрытие характера в произведении. Средства художественного выражения авторского отношения к идее примирения. «Запутанное дело»: трагические контрасты русской жизни в
изображении писателя. Традиции и новаторство в повестях I840-х гг.

9. «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Статья о Кольцове как творческое преддверие цикла. «Монографическое» исследование жизни и структура «Губернских очерков». Системе образов и композиция. Концепция русской жизни в произведении. Образ народа. «Губернские очерки» в русской критике. Историко-литературное значение произведения.

10. Актуальность проблематики «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Обобщенно-сатирический образ города Глупова. Гротескный характер «истории», особенности сюжета. Сатирическое
изображение «порядка вещей». Реалистическая природа фантастики.
Категория художественного времени и проблема историзма. Мастерство сатирической типизации при изображении градоначальников. Дискуссионные проблемы изучения «Истории одного города»: проблема объекта сатиры, жанра, интерпретаций финала.

11. Сатирические циклы М. Е. Салтыкова-Щедрина 1870-х годов. Сатирическое изображение современных общественно-политических процессов в циклах «Господа ташкентцы»,
«Убежище Монрепо» и др. Новое в поэтике сатирического изображения в «Господах ташкентцах»; принципы типизации и компоновки материала в цикле. «Благонамеренные речи» и их проблемная связь с романом «Господа Головлевы».

12. Эволюция творческого метода М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы» как новый тип социально-психологического романа.
Проблематика, жанр, сюжетно-композиционная системе романа. Головлев и «головлевщина». Обобщающая роль психологического анализа. Идейное звучание произведения. Конкретно-историческое и «вечное» в романе.

13. Основные проблемы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина 1870 –I880-х годов. Развитие принципов сатирической типизации («За рубежом», «Письма к тетеньке», «Современная идиллия»). Социально-
бытовая историческая хроника «Пошехонская старина»: актуальность

и злободневность проблематики, характерология и поэтика. Общественно-литературное значение творчества Салтыкова-Щедрина. Традиции Щедрина в литературе XX века.

14. Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки» как
идейно-художественный цикл. Жанровая специфика «Сказок»: традиции
и новаторство. Основные темы и образы. Мастерство сатирической типизации. Стилевое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

15. Идейно-творческая эволюция Н. С. Лескова. Особенности эволюции мировоззрения писателя. Основная проблематика и жанры произведений Лескова.

16. Первые повести и рассказы о «народной жизни». Романы «Некуда» и «На
ножах» в современном литературоведении. Цикл произведений о «праведниках». Типологические черты праведников Н.С. Лескова. Идейно-эстетический анализ повести «Очарованный странник» (проблематика, жанровое своеобразие, идейно-художественная структура, образная система, стиль, языковое мастерство).

17. Рассказы Н. С. Лескова и общие тенденции развития жанра в литературе второй половины XIX века. Жанрово-стилевое своеобразие
рассказов Лескова. Система повествования и лесковский сказ. Многопроблемность рассказов и художественное мастерство Лескова-писателя (на примере рассказов «Левша», «Тупейный художник» и др.).

18. Исторические хроники Н. С. Лескова. Место в цикле повести-
хроники «Захудалый род». Идейный замысел, конфликт, специфика сюжетно-композиционной структуры произведения. Художественная концепция личности в творчестве Н. С. Лескова: дискуссионные проблемы.

19. Основные проблемы творчества Н. С. Лескова 1880–1890-х
годов, эволюция темы «праведничества» («Однодум», «Инженеры-бессеребреники»). Идейно-художественное своеобразие «святочных» рассказов и «рассказов кстати». Лесков-сатирик: жанровое многообразие и актуальность сатирических произведений писателя. Лесков в истории русской и мировой литературы.

20. Идейно-творческая эволюция Ф. М. Достоевского 1840-х годов. Особенности реализма писателя. Роман «Бедные люди»: проблематика, содержательность эпистолярной формы, специфика изображения характера и среды, тип сознания героя и поэтика художественного слова, связь с поэтикой «натуральной» школы. Традиции и новаторство. Типологические черты романов Достоевского в его первом произведении.

21. Мировоззренческие позиции Ф. М. Достоевского 1850 – начала 1860-х годов. Произведения переходного периода: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели». Программы журналов «Время» и «Эпоха». «Почвенничество» как течение общественной мысли. Дискуссионные проблемы изучения «почвенничества» Достоевского. «Почвенничество» и художественное творчество писателя. «Записки из Мертвого дома»: проблематика и художественное своеобразие. Д. И. Писарев о героях произведения.

22. «Униженные и оскорбленные» и формирование жанровой специфики романа Ф. М. Достоевского. Русская действительность, отраженная в произведении и актуальность его проблематики. «Смещение
хронологии» и широкий охват идейной жизни. Система образов. Князь Валковский как воплощение эгоизма и индивидуализма. Нравственные идеалы и концепция гуманизма Достоевского. Добролюбов о романе.

23. «Записки из подполья». «Подполье» как ключевой идейно-философский символ. Смысл философской исповеди парадоксалиста и противоречивость «антигероя». Достоевский о причинах появления «подпольного человека». Внутренняя полемичность «Записок» и их связь с последующими произведениями писателя.

24. Отношение Ф. М. Достоевского к капитализму. Русская пореформенная действительность и изображение состояния жизни в «Преступлении и наказании». Проблематика и жанрово-композиционная система романа. «Преступление» Раскольникова и его социально-психологическая предыстория. «Бунт» Раскольникова, его противоречивость.
Смысл «преступления» Раскольникова. Роман в русской критике.

25. Диалогический характер «идей» и система образов в полифоническом романе «Преступление и наказание». «Идея» Раскольникова,
её социально-бытовой и философский аспекты. «Двойники» Раскольникова. Раскольников как трагический герой. Смысл его «эксперимента» и проблема «теории» и «жизни» в романе. Идейно-художественная роль образа Сони в структуре романа. Идейные выводы.

26. «Идиот» как тип романа Ф. М. Достоевского. Идейный замысел и
две редакции романа. Изображение русской жизни и нравственно-эстетический идеал «положительно прекрасного человека». Структура романа, группировка образов.
Мышкин и проблема архетипа. «Нестройность» сюжета как содержательный принцип отражения действительности. Идеал братской жизни и смысл сопоставления основных образов. Трагическое в романе и гуманистическая позиция автора.

27. Творчество Ф.М. Достоевского 1870-х годов. История
изучения и современная трактовке романа «Бесы». Идейно-художественная структура, характерология, жанровое своеобразие произведения. Смысл эпиграфов. Роман «Бесы» в историко-функциональном освещении.

28. «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского как роман-синтез.
Нравственно-философская проблематика и композиционная структура
произведения. «Карамазовщина» и ее социально-психологическая сущность. «Жизнь идей» в диалогическом романе: «бунт» Ивана Карамазова, его противоречивость и нравственно-религиозные воззрения
старца Зосимы.

29. Идейно-эстетическая роль «Легенды о Великом Инквизиторе» в
структуре романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «живые зерна» русской жизни и положительная идея писателя.

30. Основные темы и проблематика «Дневника писателя». Художественные произведения в контексте «Дневника». Проблемная связь поздних произведений и публицистики Достоевского с романом «Братья Карамазовы».

31. Мировоззренческие позиции и художественное творчество
Л. Н. Толстого I850 – начала 1860-х годов. Проблема формирования
личности и принципы психологического раскрытия характера героя в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Структура авторского образа.

32. Идейно-эстетическое единство «Севастопольских
рассказов». Толстой о характере народного героизма.

33. Экспериментальный характер произведений 1850-х годов.
Повесть «Казаки» в творческом развитии Толстого. Н. Г. Чернышевский о Л. Н. Толстом.

34. Проблематика романа-эпопеи «Война и мир». Соотнесенность
исторической темы с современностью. Проблема жанра и состояние её изучения. Изображение жизни как процесса и характер повествования в «Войне и мире».

35. Философия истории в «Войне и мире» Л. Н. Толстого. Вопрос о
роли личности в истории и смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Утверждение роли народных масс в исторической жизни и изображение народа в романе-эпопее. «Мысль народная» и нравственные искания героев (А. Болконский, П. Безухов). Система образов
и особенности психологического анализа в романе.

36. «Мысль народная» как структурообразующий принцип «Войны и
мира» Л. Н. Толстого. Два фактора, определяющие национальную жизнь.
Смысл сопоставления Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского

сражений. Противоречивость концепции исторической необходимости Толстого: вопрос о стимулах народного движения. Народ как коллективный герой «Войны и мира». Роль массовых сцен в романе. Два значения понятия «народ» и характерология романа-эпопеи.

37. Нравственно-эстетическая концепция человеческого существования Л. Н. Толстого и критерии оценки личности в «Войне и мире».
Поиски героями нравственного смысла жизни и изображение «истории
души». Художественные средства изображения процессов «внутренней
жизни героев». Новаторство Л. Н. Толстого в изображении характеров и обстоятельств.

38. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Развитие замысла. История создания романа. Значение эпиграфа. Проблематика произведения и её актуальность. Художественное выражение в романе взглядов
и настроений писателя накануне перелома в его мировоззрении. Вопрос об идейно-художественном единстве произведения. Смысл идейно-
нравственных исканий К. Левина и роль образа в структуре романа.

39. Социально-нравственная проблематика романа «Анна Каренина»
и сюжетно-композиционная роль образа Анны. Две концепции образа в современном литературоведении. Смысл трагедии Анны Карениной. Основной конфликт в романе и роль образов Вронского и Каренина в его раскрытии. Жанровое и стилевое своеобразие произведения.

40. Роман «Воскресение» как вершина русского критического реализма. Социально-этическая проблематика и сюжетно-композиционная
структура. Проблема нравственного «воскресения» в романе. Обличительно-сатирический пафос романа. Проблемная связь публицистических выступлений Л. Н. Толстого и романа «Воскресение».

41. Новаторство драматургии Л. Н. Толстого. Взгляды на роль драматического искусства в современном обществе. Проблематика и художественное своеобразие драм «Власть тьмы», «Живой труп».

42. Проблематика и художественное
своеобразие поздних повестей и рассказов («Хаджи Мурат», «После
бала»). Нравственная философия Л. Н. Толстого. Толстой и наша современность.

43. Рассказ в литературном процессе последней трети XIX века
и роль В. М. Гаршина в развитии жанра. Идейно-творческая эволюция
писателя. Основные проблемы творчества Гаршина. Поэтика рассказов
(идейно-эстетический анализ рассказов «Четыре дня», «Красный цветок» и др.). Гаршин-художник в современном литературоведении.

44. Идейно-творческая эволюция В. Г. Короленко. Теоретическое обоснование писателем «синтетического» метода изображения. Художественное воплощение проблемы народного характера в рассказах Короленко (проблематика и поэтика рассказов "Сон Макара» и цикл о «вольных людях»). Образы людей из народа и идейно-эстетическая позиция автора в рассказах «В дурном обществе», «Лес шумит», «Река играет» и др. Общественно-литературное значение творчества В. Г. Короленко.

45. Своеобразие мировоззренческих и эстетических позиций А. П. Чехова I880-х годов. «Комедия нравов»: идейно-художественное своеобразие юмористических рассказов. Жанровая палитра писателя. Повесть «Степь» как итог творчества восьмидесятых годов. Проблематика, сюжетно-композиционная система, стилевое своеобразие. Художественная специфика раскрытия драмырусской жизни.

46. Идейно-творческие искания А. П. Чехова второй половины 1880 – 1890-х годов. «Овраг», «Огни», «Скучная история»: проблема «общей идеи», сюжетные линии и принципы раскрытия характеров. Итоги сахалинского путешествия и их отражение в произведениях Чехова («Дуэль», «Палата № 6» и др.). Исследователи о поэтике конфликта и своеобразия психологизма в произведениях девяностых годов.

47. Третий период творчества А. П. Чехова. Положительные идеалы
писателя («Дом с мезонином», «Моя жизнь»). Изображение русской
деревни («Мужики», «В овраге» и др.). Социально-нравственная проблематика и поэтика поздних повестей и рассказов. Принципы раскрытия авторской позиции.

48. Проблематика «маленькой трилогии» в свете чеховской концепции человека и действительности. Внутренняя связь рассказов,
их герои и сюжеты. Поэтика «трилогии»: сюжетно-композиционная
структура, специфика раскрытия характеров и обстоятельств, своеобразие повествования, формы выражения авторской позиции, стиль.
Связь «трилогии» с другими произведениями Чехова.

49. Проблема традиций и новаторства в драматургии А. П. Чехова,
жанровое своеобразие чеховских пьес, характер раскрытия конфликта, роль психологического подтекста. Идейно-эстетический анализ
пьес Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»). Стиль Чехова-
драматурга. Формы и функции подтекста.

50. «Вишневый сад» как «чеховская» пьеса, своеобразие художественного историзма, проблематики, конфликт и его сюжетно-композиционное воплощение. Психологическое раскрытие характеров и
идейно-эстетическая роль подтекста. Поэтика символа. Жанровая
природа «Вишневого сада».

51. Поэзия последней трети XIX века. Анализ творчества одного

из поэтов (по выбору студента).

52. Традиции русской классики в литературе XX–XXI вв.

53. История изучения творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. М. Е.
Салтыков-Щедрин в современном литературоведении.

54. История изучения творчества Ф. М. Достоевского. Ф. М. Достоевский в современном литературоведении.

55. История изучения творчества Н. С. Лескова. Н. С. Лесков в современном литературоведении.

56. История изучения творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой в
современном литературоведении.

57. История изучения творчества А. П. Чехова. А. П. Чехов в современном литературоведении.

58. Национальное своеобразие русской литературы XIX века.

59. Современность русской классики.

60. Мировое значение русской классической литературы.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………… 3

Тематический план…………………………………………………….. 6

Содержание дисциплины……………………………………………… 8

Тематика и планы практических занятий……………………………. 18

Самостоятельная контролируемая работа…………………………… 35

Художественные тексты для изучения………………………………. 38

Список произведений (или фрагментов) для заучивания наизусть... 40

Учебная литература…………………………………………………… 40

Критические статьи (изучение и конспектирование)……………….. 41

Тематика курсовых работ………………………………………………41

Исследования, посвященные историко-литературному процессу 1870 –

1890-х годов и творчеству писателей………………………………… 46

Примерные вопросы к экзамену………………………………………. 54





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...