Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Маленькая трилогия» в творческой эволюции А.П. Чехова



1. Проблематика цикла в свете чеховской концепции человека и действительности.

2. Сюжеты и герои «маленькой трилогии», взаимосвязь и место каждого рассказа в структуре целого.

3. Поэтика «трилогии» в ее обусловленности идейным замыслом:

а) сюжетно-композиционная структура рассказов: особенности начала, кульминации, финала;

б) характеры и обстоятельства; специфика раскрытия внутреннего мира героев: роль деталей, нюансировки, пейзажа и т.д.;

в) объективная манера повествования, рамочность точек зрения героев и отражение авторской позиции (внутренняя ирония и средства сатирической типизации: портрет, заострение, контраст, характер ситуации, «эзоповский язык» и т.д.);

4. Связь «маленькой трилогии» с другими произведениями Чехова («Ионыч», «Дама с собачкой» и др.).

5. Специфика чеховского рассказа.

Литература

Чехов А.П. Рассказы.

1. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. М., 1958.

2. Паперный З.С. А.П. Чехов. Очерки творчества. М., 1960.

3. Полоцкая Э.А. Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова // Мастерство русских классиков. М., 1969.

4. Смолкин М.Д. Проблема отчуждения личности в творчестве А.П. Чехова. Вильнюс, 1969.

5. Фортунатов Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя. М., 1973.

6. В творческой лаборатории Чехова. М., 1976.

7. Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

8. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейно-творческие искания. М., 1978.

9. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. М., 1979.

10. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

11. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

12. Линьков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.

13. Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. Л., 1987.

14. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

15. Буланов А.М. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины XIX века. Волгоград, 1989.

10. Цилевич Л.Н. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.

Тема 9. Новаторство Чехова-драматурга. «Вишневый сад»

1. Новаторство Чехова-драматурга:

а) конфликт в драматургии Чехова: новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»); соотношение быта и бытия; «романизация» «новой драмы»; замена причинно-следственных связей ассоциативными;
б) тип героя в пьесах Чехова; своеобразие системы персонажей; особенности изображения характера;
в) организация сценического действия: «лиризация» драмы; ритм в пьесах Чехова 1890-1900-х годов;

г) эстетические функции ремарок в драме Чехова.

2. «Вишневый сад» как «чеховская пьеса»:

а) своеобразие художественного историзма: проблематика и особенности раскрытия социально-исторического и нравственно-философского содержания конфликта;

б) автор и исследователи о жанре «Вишневого сада»;

в) комедийное и лирико-драматическое начало в произведении.

3. Сюжетное воплощение проблематики:

а) ритм фабулы, предопределенный хронотопом провинциальной усадьбы; зеркальность первого и четвертого действий; динамические и статические тенденции фабульного ритма; ритм «лирического сюжета» (лейтмотивность, прием диссонанса и др.).
в) «внешний» и «внутренний» сюжеты пьесы; идейно-художественная функция подтекста («подводного течения»);

г) особенности комического в пьесе «Вишневый сад»; карнавальная культура и поэтика маски.

4. Выводы: традиции и новаторство в драматургии Чехова.

Литература

Чехов А.П. «Вишневый сад» (издание любое).

1. Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48-132.
2. Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 215-339.

3. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии второй половины XIX-начала XX в. Л., 1987. С. 441-446.
4. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова // Театр. 1993. № 11. С. 66-77.
5. Ревякин А.И. «Вишневый сад» А.П. Чехова. М., 1960.

6. Громов М.П. О жанре пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» // Филологические науки. 1960. № 4.

7. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // А.П. Скафтымов. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

8. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380; 404-427.
9. Аникеева И.В. О структурной функции «вишневого сада» в одноименной пьесе А.П. Чехова // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1981. С. 91-102.

10. Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова. Воронеж, 1986.

8. Гайдук В.К. Творчество А.П. Чехова 1887-1904 гг. (проблема эволюции). Иркутск, 1986.

9. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова. Иркутск, 1989.

10. Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова. Ростов-на-Дону, 1993.
11. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.

12. Альми И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. М., 1983. С. 58-65.
13. Вилькин А.М. «Вишневый сад» вчера и сегодня (Заметки режиссера) // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 200-208.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1696 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...