Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуати-
ровали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 1.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 4.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева. Уфа, 1994. Гл. 2.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. Тема 2. С. 10—15.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.
5. Теологическая теория происхождения государства
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — Церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аквинскйй Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (XI—XVII вв.). Л., 1990.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 2.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5.
Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева. Уфа, 1994. Гл. 2.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 18.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!