Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Утреня



Утреня начинается с седальнов; после первого, после второго и после третьего стихословия. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

На вседневной утрени исполняются два канона. Каноны Октоиха по дням недели распределяются следующим образом:

Дни недели Каноны Припевы к тропарям канона
Поне-дельник первый ¾ умилительный «Помилуй мя Боже, помилуй мя»  
  второй ¾ бесплотным силам «Святии архангели и ангели, молите Бога о нас».
Вторник первый ¾ покаянный «Помилуй мя Боже, помилуй мя».
    второй ¾ святому Иоанну ¾ Предтече «Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас». «Святый Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас».
Среда первый ¾ Кресту «Слава Господи, Кресту Твоему честному».
  второй ¾ Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Четверг первый ¾ апостолам «Святии апостоли, молите Бога о нас».
  Второй ¾ святителю Николаю «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».
Пятница первый ¾ Кресту «Слава Господи, Кресту Твоему честному».
  второй ¾ Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Суббота первый ¾ всем святым «Вси святии, молите Бога о нас».
  второй ¾ мертвенный к первому тропарю: «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин», то есть другой.

Стихиры на стиховне на утрени:

Первая стихира без стиха.

Вторая стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…».

Третья стихира со стихом: «И буди светлость…».

«Слава, и ныне» — Богородичен.

II. Литургия

На литургии исполняются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из третьего антифона «Во Царствии Твоем…».

III. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся шесть стихир на «Господи воззвах».

Воскресенье: первые стихиры покаянны 3 стихиры
  вторые стихиры бесплотным 3 стихиры
  «Слава, я ныне» Богородичен
     
Понедельник: покаянны (умилительны) 3 стихиры
  Святому Иоанну Предтече 3 стихиры
  «Слава, и ныне» Богородичен
     
Вторник: стихиры святому Кресту 3 стихиры
  стихиры Богородице 3 стихиры
  «Слава, и ныне» Крестобогородичен
     
Среда: стихиры святым апостолам 3 стихиры
  стихиры святителю Николаю 3 стихиры
  «Слава, и ныне» Богородичен
     
Четверг: стихиры святому Кресту 3 стихиры
  стихиры Богородице 3 стихиры
  «Слава, и ныне» Крестобогородичен
     
Пятница: стихиры всем святым (муч., свят., преп.), 3 стихиры
  стихиры мученичны 3 стихиры
  «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «ныне», исполняемая на предшест-вующем воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге «ины», то есть другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

IV. Повечерие

Служба повечерия совершается по Часослову. В Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…».

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

I. Малая вечерня

1. Стихиры на «Господи воззвах» — 3;

«Слава, и ныне» — Богородичен;

2. Стихиры на стиховне.

II. Великая вечерня

1. Стихиры на «Господи воззвах» — три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные святым Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи». «Слава, и ныне» — догматик начинающегося гласа;

2. Стихиры на стиховне;

3. Воскресный тропарь с Богородичном.

III. Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

IV. Полунощница

Канон Святой живоначальной Троице.

V. Утреня

1. Седальны после первой и второй кафизм;

2. Ипакои;

3. Степенны антифоны;

4. Воскресный прокимен на утрени;

5. В первом и пятом гласе: «Воскресение Христово…»;

«Слава» «Молитвами апостолов…»;

«И ныне» «Молитвами Богородицы…»,

«Помилуй мя Боже…»,

«Воскрес Иисус от гроба…».

6. Каноны на воскресной утрени:

Название канонов Припевы к тропарям канона
Первый Воскресный «Слава Господи, святому воскресению Твоему»
Второй Крестовоскресный «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению»
Третий Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас»

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и икос.

7. Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150).

8. Тропари после великого славословия: в первом гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (первым, третьим, пятым гласам), во втором гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (вторым, четвертым, шестым).

VI. Литургия

Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на литургии.

Приложения Октоиха

1. Евангельскиестолпы. В них указываются гласы и воскресные утренние евангелия. Таких евангельских столпов в году шесть, и все они начинаются в определенное время года.

2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира поется перед первым Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из одиннадцати евангельских утренних чтений, а не гласу.

3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.

4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.

5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.

6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.

7. Троичны святого Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.

8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.

9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.

10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.

11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.

12. Указание о субботней службе, то есть последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.

13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый па полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.


3. Минея

3.1. Месячная Минея

Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга, то есть на все дни 12 месяцев.

С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из истории Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день — двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (с греческого – mhn — месяц).

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: «святаго», «праздника» (в попразднство), например: «стихиры святаго», «стихиры праздника». Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).

В те дни, когда нет никакого знака, то есть служба святому положена простая, в Минее имеются три стихиры на «Господи воззвах» и на «И ныне» — Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь, содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.

Каноны Минеи

Чин святого (святых) Примеры припевов к тропарям канона
Пророк «Святый пророче Божий Исаие,[13] моли Бога о нас».
  «Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас».
Апостол «Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас».
  «Святый апостоле Фомо, моли Бога о нас».
  «Святый апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас».
Апостолы «Святии апостоли, молите Бога о нас».
Святитель «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».
Святители «Святителие Христовы, молите Бога о нас».
Преподобный «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас».
  «Преподобне отче наш Сергие,[1] моли Бога о нас».
Преподобные «Преподобнии отцы, молите Бога о нас».
Мученик (вмч.) «Святый мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас».
  «Святый мучениче Агафониче, моли Бога о нас».
  «Святый великомучениче Никите, моли Бога о нас».
Мученики «Святии мученицы, молите Бога о нас».
Священному-ченик «Священномучениче Киприане, моли Бога о нас».
Священному-ченики «Священномученицы…».
Преподобно-мученик «Преподобномучениче…».
Преподобно-мученики «Преподобномученицы…».
Мученица «Святая мученице Татиано…».
Преподобномученица «Преподобномученице Евгение…».
Мученицы «Святии мученицы…».
Преподобная жена «Преподобная мати Марие…».
Преподобные жены «Преподобнии жены…».
Исповедник «Святый исповедниче…».
Бессеребрен-ники «Святии безсеребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане…».
Христа ради юродивый «Святый блаженный Андрее…».
  «Святый блаженный Василие…».
Князь «Святый равноапостольный великий княже Владимире…».
  «Святый благоверный княже Михаиле…».
Праведный «Святый праведный Филарете Милостиве…».

По третьей песни канона — седален, а по шестой — кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, находящийся в Минее после девятой песни канона.

Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий; последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние — двух разрядов, малые — двух разрядов и дни, которые не имеют никакого знака.

Малые праздники второго разряда обозначаются (черный). В эти праздники положено на «Господи воззвах» стихиры на шесть и на утрени канон на шесть.

В конце службы называется для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.

Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется; положено праздничное окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.

Праздники средние второго разряда + (полиелей). На вечерне положено «Блажен муж», шесть стихир на «Господи воззвах», чтение трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее, указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда прилагается канон Богородице; стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелия и причастен.

В некотрых Минеях в конце службы помещены Марковы главы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, как совершать положенную службу при различном совпадении дней годового, седмичного круга, а также различных дней Великого поста и Пятидесятницы.

Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на «Господи воззвах», стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на «Господи воззвах» и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.

Великие праздники имеют знак (+). Служба совершается только празднику (то есть только по Минее). Особенности её: на утрени на девятой песни положены особые праздничные припевы вместо «Честнейшую», а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии — только для Господских праздников.

В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богородичны, которые поются за молитвословнями (кроме дней предпразднства и попразднства), именно:

1) После стихир:

I приложение: а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на «Госсподи воззвах» в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение;
  б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение.
II приложение: (также после стихир): Богородичны осми (восьми) гласов, поемые «егда есть «Слава» святому в Минее на «и ныне» по гласу «Славы». Они поются в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением.

2) После тропарей:

III приложение: Отпустительны Богородичны осми (восьми) гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение.
IV приложение: Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь», и в конец утрени — в те дни, когда нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением.

3.2. Общая Минея, её содержание и порядок

В Общей Минее содержатся последования для всех подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Святая Церковь назначила всем вообще святым одного лика или чина.

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое — когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика.

Общая Минея содержит следующие службы:

1) Общие последовання праздника с предпразднством и попразднством Господа нашего Иисуса Христа.

2) Общие последования праздникам Богородичным.

3) Общее последование Честному и Животворящему Кресту.

4) Святым Ангелам.

5) Святому пророку Иоанну Предтече.

6) Святым Отцам.

7) Пророку.

8) Апостолу и апостолам.

9) Святителю и Святителям.

10) Преподобному и преподобным.

11) Мученику и Мученикам.

12) Священномученику и Священномученикам.

13) Мученице и Мученицам.

14) Преподобной жене и преподобным женам.

15) Пренодобномученице.

16) Священноисповеднику и преподобноисповеднику.

17) Безмездникам и чудотворцам.

18) Христа ради юродивым.

19) Служба воскресная шестого гласа.

20) Служба общая во вся дни.

21) Богородичны на «Господи воззвах» и на стиховне

(воскресны на 8 гласов).

22) Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесятницы, начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых.

23) Отпустительны воскресны осьми гласов, Богородичны, ипакои и кондаки.

24) Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета.

25) Тропари, поемые по непорочных в субботу.

26) Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на «Бог Господь», и в конце утрени (четвертое приложение).

27) Отпустительны всея седмицы (дневные тропари).

28) О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых.

29) Месяцеслов всего года.

30) Паремии общие святому.

31) Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны, общие святым.

32) Апостолы и евангелия общие святым.

У нас в церквях общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить её со всенощным бдением, например — Храмовому святому.

3.3. Праздничная Минея (Анфологион)

Книга Праздничная Минея называется Анфологион (с греческого – «цветослов»). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники — великие, средние и малые.

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам.

3.4. Дополнительная Минея

Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX — начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы:

1. Святителю Феодосию Черниговскому —12 (9) сентября.

2. Преподобным Сергию и Герману Валаамским — 24 (11) сентября и 11 июля (28 июля).

3. Святителю Димитрию Ростовскому — 4 октября (21 сентября).

4. Служба иконе Божией Матери «Иверской» — 26 (13) сентября, 25 (12) февраля.

5. Служба иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости» — 6 ноября (24 октября).

6. Преподобному Иову Почаевскому — 10 ноября (28 октября); 19 (6) мая; 10 сентября (28 августа).

7. Святителю Митрофану Воронежскому — 6 декабря (23 ноября).

8. Святителю Иннокентию Иркутскому — 9 декабря (26 ноября).

9. Преподобному Серафиму Саровскому — 15 (2) января, 27 (14) июля.

10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии — 27 (14) января.

11. Преподобному Феодосию Тотемскому — 10 февраля (28 января).

12. Преподобному Тихону Калужскому — 29 (16) июня.

13. Равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским — 24 (11) мая.

14. Святому Иоанну Воину — 12 августа (30июля).

15. Святителю Тихону Воронежскому — 26 (13) августа.

16. Иконе Божией Матери «Почаевской» — 5 августа (23 июля).

В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.

Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась мно-гими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в «Журнале Московской Патриархии». Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в первую неделю Петрова поста), служба святителю Московскому Ермогену, служба святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому и др.

4. Триодь

Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.

Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы предписано петь во все дни недели, кроме воскресений. В продолжение шести дней недели поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из восьмой и девятой песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, восьмая и девятая песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится первая песнь, во вторник — вторая песнь, в среду — третья, в четверг — четвертая, в пятницу — пятая, в субботу — шестая и седмая песни. Итак, в будние дни Великого поста поются трипеснцы, а в субботу — четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования — Триоди Постной и Триоди Цветной.

4.1. Постная Триодь

Триодь Постная начинается с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни:

Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее;

Неделя о блудном сыне;

Суббота и Неделя мясопустная;

все семь дней сырной недели.

Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной недели. В будние дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди.

Воскресные песнопения (то есть Октоих) не отменяются в течение Великого поста во все воскресные дни, кроме Недели Ваий — двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея:

1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно.

2) Среда и пятница четвертой недели, четверг пятой недели — Великого канона.

3) Субботы: мясопустная, сыропустная, первой и пятой недели Великого поста, суббота Лазарева.

4) Дни Страстной недели.

В будние же дни прочих недель, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи.

Первая стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной «самогласен дне». Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в 49 главе) под словами «самогласен дне» нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней сбозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: «глас». Так, в Типиконе читаем: «седальны Октоиха», «седальны апостольские», «Троичны гласа» и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX векам, каковы: святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маиумский, святой Иоанн Дамаскин, преподобные Иосиф и Феодор Студиты.

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом.

4.2. Цветная Триодь

Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною, или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной.

Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни.

Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник — третьего гласа, в Светлую среду — четвертого гласа, в Светлый четверг — пятого, в Светлую пятницу — шестого, в Светлую субботу — восьмого гласа.

В Неделю апостола Фомы — первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц — второго гласа; в Неделю о расслабленном — третьего гласа; в Неделю о самарянине — четвертого гласа; в Неделю о слепом — пятого гласа; в Неделю святых Отцев — шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы — седьмого гласа; в Неделю Всех святых — восьмого гласа.

В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V – XIV столетиям. Знаменитейшие из песнопений Цветной Триоди принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь.

5. Ирмологий (общие сведения)

Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг — главным образом, ирмосы, от которых книга и получила своё наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны восьми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы на девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.

Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в XIV веке был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что ирмосы и величания девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени святого Иоанна Дамаскина.

6. Служебник

Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии: святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и литургия Преждеосвященных даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы:

1) Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после «Ныне отпущаеши» или к Литургии после заамвонной молитвы.

2) Чин над кутьею в память усопших.

3) Чин литии.

4) Молитвы по причащении.

Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых.

После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи.

В конце Служебника находится «Учительное известие», в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, встречающиеся при совершении Литургии.

Начало Служебника восходит к первым временам христианства, так как литургии святителей Василия Великого и Иоанна 3латоуста представляют собой сокращение литургии святого апостола Иакова.

В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов).

В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 года Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую.

7. Чиновник

Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называются Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями совершения их архиереем. Кроме этого, Чиновник содержит:

1. Чин поставления чтеца и певца.

2. Чин хиротонии иподиакона.

3. Чин хиротонии диакона.

4. Чин произведения архидиакона и протодиакона.

5. Чин хиротонии пресвитера.

6. Чин последования протопресвитера.

7. Чин произведения игумена.

8. Чин произведения архимандрита.

9. Последование освящения архиереем антиминса.

10. Чин благословения колива (кутии).

8. Требник

В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Название же треб по преимуществу принадлежит Таинствам, так как они составляют необходимую потребность для христиан.

Требник разделяется на две части, из которых первая излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу.

По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого.

Требник начинается молитвой жене «в первый день рождения отрочати». Затем следуют молитвы жене — родительнице, читаемые по прошествии сорока лет после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таинств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды, последования об умерших и др.

Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу. Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, «сословие имен по алфавиту», индиктион и зрячая Пасхалия.

9. Книга молебных пений (общие сведения)

Книга молебных пений содержит исследование и чины для молебных пений. Из содержащихся в этой книге молитвословий некоторые заимствованы из Большого Требника, а другие содержатся только в этой книге.

Из последований здесь помещены молебные пения, совершаемые во время боевых действий с противником, благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, последование молебного пения во время бездождия и во время безветрия.

В книге содержатся еще «чины», отличающиеся от «последований» тем, что в них нет канона. Чины эти следующие:

а) чин благословения в путешествие;

б) чин отправляющимся в морское плавание;

в) чины благословения боевого корабля, воинского знамени, воинских оружий, нового корабля;

г) чин на копание нового колодца и благословение его.

Наконец, как бы в дополнение, печатается особое молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной немощи с каноном Пресвятой Троице. Ектении и молитвы из этого пения читаются на Литургии во время губительных болезней.

Некоторые полагают, что эта книга составлена при Петре I, так как на благодарственном молебне, изложенном в книге, читается молитва, принадлежащая видному деятелю петровской эпохи Псковскому архиепископу Феофану Прокоповичу.

10. Иерейский молитвослов

Иерейский молитвослов заключает в себе молитвословия из различных книг, употребляемых в нашей Православной Церкви. В нем помещаются:

во-первых, службы общественного богослужения, которые находятся в Часослове: вечерня, повечерие, утреня, полунощницы, часы;

во-вторых, молитвословия, которые составляют содержание Акафистника и Канонника, именно: стихиры, каноны, акафисты, молитвы;

в-третьих, Месяцеслов, Пасхалия и те песнопения, которые вкратце печатаются при Месяцеслове — тропари, кондаки;

в-четвертых, молитвословия, которые отсутствуют в других богослужебных книгах и содержатся только в Молитвослове, это — службы на всякие прошения.

11. Типикон

Эта церковно-богослужебная книга содержит систематическое указание определенного порядка и образа совершения богослужений суточного круга (вечерни, повечерия, утрени, часов, Божественной Литургии), седмичного круга (Октоих), месячного круга (Минея), богослужений святой Четыредесятницы (Триодь Постная) и святой Пятидесятницы (Триодь Цветная).

Название «Типикон» эта книга получила от греческого слова tupoV — образец. Другое, также распространенное название этой книги — «Устав». На титульном листе Типикона книга озаглавлена: «Типикон, сие есть Устав». Носила эта книга и другие названия. Святой Савва Освященный ( 552 г.), которого предание считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: образец, предание, закон.

Представитель другой формы Церковного Устава, так называемого Студийского, — преподобный Феодор Студит (IX в.) назвал свой устав: upotupwsiV — отобраз, очерк. Полное заглавие Типикона на первом листе таково: «Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде послодование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителех, подобие и в прочих святых Божиих Церквах». Это название связывает происхождение нынешнего устава с Лаврой преподобного Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.

11.1. Значение Типикона в нашей Православной Церкви

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчества Отцов, Учителей и подвижников веры и благочестия, которые, по словам митрополита Филарета, «более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание».

Церковный Устав показывает нам образец, тип богослужения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. Только благодаря точному исполнению Церковного Устава богослужение будет «благообразно и по чину», как заповедал это святой апостол Павел (1 Кор. 14, 40).

Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец богослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизменности тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы святыми апостолами. Это — живое предание Церкви от времен святых апостолов до наших дней. Следовательно, Церковный Устав является охранителем чистоты Православия, стражем Православия.

Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом великих пустынножителей Египта и Палестины, и в то же время высоким богословствованием святых Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения святого Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маюмского и других святых Отцов, их священнодействия, обряды, чины, принятые и сохраненные Церковью в Церковном Уставе, составляют неисчерпаемую сокровищницу религиозного воспитания верующих.

При условии точного исполнения Церковного Устава Православное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой.

Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания. И Святая Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех православных христиан.

Не случайно поэтому все священнослужители при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении Церковного Устава.

11.2. Содержание Типикона

По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела.

Первый отдел делится на три части:

1 часть — «Общая» (1-47 главы);

2 часть — «Частная» (48-51 главы);

3 часть — «Дополнительная» (52-60 главы).

Второй, гораздо более краткий отдел Типикона — «Храмовые главы» (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.

59 глава — припевы на девятой песни.

60 глава — Пасхалия.


пРИЛОЖЕНИя

I. Последование вседневной вечерни

Священно- и церковно-служители Последование вечерни Книги
  Священник по окончании девятого часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из Алтаря северной дверью, становится перед Царскими вратари и возглашает:  
Священник «Благословен Бог наш…». Служебник
Чтец «Аминь», «Приидите, поклонимся» (3 раза), «Благослови душе моя Господа» (пс. 103) Часослов (или Следованная Псалтирь)
Священник Читает тайно 7 светильничных молитв, которые находятся в служебнике, в самом начале чина вечерни Служебник
Чтец Чтец, окончив 103 пс., произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (3 раза) Часослов (или След. Псалтирь)
  В это время священник уходит в Алтарь, а диакон выходит северными дверями на амвон и произносит великую ектению:  
Диакон «Миром Господу помолимся» Служебник
Хор Поет: «Господи, помилуй»  
Священник Возглас после ектений: «Яко подобает Тебе всякая слава…» Служебник
  Кафизма  
Хор «Аминь»  
Хор «Господи воззвах». «Да исправится молитва…» Часослов (или След. Псалтирь)
Хор Стихиры на 6 (после стиха «Аще беззакония назриши…») Октоих и Минея; если 2 святых – только Минея.
Хор «Слава и ныне» и поется Богородичен, а по вторникам и четвергам вечером Крестобогородичен. Если есть «Славник» в Минее, то на «И ныне» поется Богородичен из второго приложения. Крестобогородичен находится на ряду в Минее
Хор После стихир поет: «Свете тихий» Часослов (Псалтирь)
Диакон «Вонмем» Служебник
Священник «Мир всем» Служебник
Хор «И духови твоему»  
Диакон «Премудрость вонмем, прокимен глас» (1, 2, 3…), произносит прокимен дня. Служебник
Хор Поет прокимен (2 раза) Часослов (След. Псалтирь)
Чтец «Сподоби Господи…» Часослов (След. Псалтирь)
Диакон Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» Служебник
Хор «Господи помилуй» и «Подай Господи»  
Священник «Яко благ и человекелюбец Бог еси» Служебник
Хор «Аминь»  
Священник «Мир всем» Служебник
Хор «И духови твоему»  
Диакон «Главы наша Господеви приклоним» Служебник
Хор «Тебе Господи»  
Священник «Буди держава царствия Твоего» Служебник
Хор «Аминь»  
Хор Поёт стихиры на стиховне Октоих, стихи из Часослова
Чтец «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» Часослов (След. Псалтирь)
Священник «Яко Твое есть царство» Служебник
Хор «Аминь»  
Хор Тропарь. «Слава и ныне»: Богородичен из четвертогого приложения Минеи. Минея на Часослов
Диакон Сугубая ектения: «Помилуй нас Боже» Служебник
Хор «Господи, помилуй» (3 раза)  
Священник «Яко милостив…» Служебник
Хор «Аминь»  
Диакон «Премудрость»  
Хор «Аминь». «Утверди Боже…»  

II. Последование вседневной утрени

Священник «Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в фелонь, и делает кадилом крест). Служебник
Чтец Шестопсалмие — шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (3 раза). «Господи, устне мои отверзеши»(2 раза). Часослов (Псалтирь)
Диакон «Миром Господу помолимся» Служебник
Хор «Господи помилуй»  
Священник «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» Служебник
Хор «Аминь»  
Диакон «Бог Господь и явися нам…» Служебник
Диакон Стихира «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Псалом 117) Служебник
Хор «Бог Господь и явися нам…»  
Диакон Стихира «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» Служебник
Хор «Бог Господь и явися нам…»  
Диакон Стихира «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» Служебник
Хор «Бог Господь и явися нам…»  
Диакон Стихира «Камень его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших»  
Хор «Бог Господь и явися нам…»  
Хор «Тропари» (2 раза) Минея
  «Слава, и ныне»: Богородичен четвертое приложение Минеи
Чтец Кафизмы Псалтирь
Чтец Седальны Октоих
Чтец 50 псалом Часослов (Псалтирь)
Хор Канон. Ирмос первой песни Октоих
Чтец Тропари канона Октоих, Минея
Хор Катавасия. На вседневной утрени катавасия поется после третьей, шестой, восьмой, девятой песни) Минея
Диакон После третьей песни катавасии «Паки и паки» (малая ектения)  
Хор «Господи помилуй»  
Священник «Яко Ты еси Бог наш…»  
Хор «Аминь»  
Чтец Седален; если 2 святых, ему предшествует кондак и икос второму святому. Минея
Хор и чтец Ирмосы и тропари четвертой, пятой и шестой песней  
Хор В конце шестой песни катавасия  
Диакон Малая ектения – «Паки и паки миром Господу…»  
Хор «Господи помилуй»  
Священник «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу»  
Хор «Аминь»  
Чтец Кондак (и икос, если он имеется) Минея
Хор и чтец Ирмосы и тропари седьмой и восьмой песней (в конце восьмой песни: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки»),  
Хор затем - катавасия. Примечание: во время чтения восьмой песни канона диакон совершает каждение.  
Диакон «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим»  
Хор «Величит душа моя Господа…» (Диакон совершает каждение всего храма) Часослов
Хор Ирмос девятой песни: тропари канона (чтец), затем катавасия, и сразу: «Достойно есть»  
Диакон «Паки и паки…» (малая ектения)  
Хор «Господи помилуй»  
Священник «Яко Тя хвалят все силы небесныя и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков»  
Хор «Аминь»  
Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светилен) В конце Октоиха, Минея
Чтец Хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес» и вседневное славословие Следованная Псалтирь (Часослов)
Диакон «Исполним утреннюю молитву…»  
Хор «Господи помилуй»  
Священник «Яко Бог милости и щедрот и челевеколюбия еси и Тебе славу высылаем…»  
Хор «Аминь»  
Священник «Мир всем» Служебник
Хор «И духови Твоему»  
Диакон «Главы наша Господеви приклоним»  
Хор «Тебе Господи»  
Священник «Твое бо есть еже миловати и спасати ны Боже наш…» Служебник
Хор «Аминь»  
Хор Стихиры на стиховне Октоих Стихиры из Часослова
Чтец «Благо есть исповедатися Господеви» Трисвятое по «Отче наш» Часослов
Священник «Яко Твое есть царство и сила и слава»  
Хор «Аминь»  
Хор Тропарь, на «Слава, и ныне» — Богородичен Минея и ее четвертое приложение «в конец утрени»
Диакон «Помилуй нас Боже»  
Хор «Господи помилуй» (3 раза)  
Священник «Яко милостив и человеколюбец»  
Хор «Аминь»  
Диакон «Премудрость»  
Хор «Благослови»  
Священник «Сый благословен Бог наш»  
Хор «Аминь». «Утверди Боже…»  
Чтец Первый Час  

III. Последование Всенощного бдения (Типикон, 2 глава)

1. Вечерня

Воскресные дни Другие дни недели
Отверзаются Царские врата. Происходит каждение Алтаря и присутствующих в нем
Диакон «Восстаните»
Хор «Благослови»
Священник творя перед Престолом крест кадилом, возглашает: «Слава Святей…»
Хор «Аминь»
Священнослужители поют в алтаре «Приидите поклонимся»  
Хор Псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»
Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма. По окончании каждения закрываются Царские врата  
Диакон произносит великую ектению
Священник «Яко подобает…»
Хор «Аминь»
Хор «Блажен муж…» (Первая кафизма - поют только избранные стихи, а все остальные стихи читаются).
Диакон Произносит малую ектению.
Священник Возглас.
Хор «Аминь»
«Господи воззвах…» «Господи воззвах…»
(во глас стихир Октоиха). «Положи Господи…» и стихиры из Октоиха и Минеи на 10, начиная с припева «Изведи из темноты душу мою» (во глас Первой стихиры Минеи). Стихиры из Минеи на 8, начиная с припева: «Из глубины воззвах к Тебе Господи»
«Слава» — стихира святому «Слава» — стихира святому
«И ныне» — догматик начинающегося гласа «И ныне» — догматик по гласу «Славы»
Во время пения открываются Царские врата и совершается вход с кадилом.  
Диакон «Премудрость прости»
Хор «Свете тихий…»
Диакон «Вонмем»
Священник «Мир всем»
Хор «И духови твоему»
Диакон «Премудрость вонмем»
Прокимен глас шестой Прокимен дне (понедельник, вторник и т.д.)
«Господь воцарися…» со стихирами  
Хор: поет прокимен Хор: поет прокимен
  Паремии
Диакон «Рцем вси…»
Священник «Яко милостив…»
Хор «Аминь», «Сподоби Господи…»
Диакон «Исполним вечернюю молитву…»
Священник «Яко благ и Человеколюбец»
Хор «Аминь»
Священник «Мир всем»
Хор «И духови Твоему»
Диакон «Главы наша Господеви приклоним»
Хор «Тебе Господи»
Священник «Буди держава…»
Хор «Аминь»
Хор: Поет стиховные стихиры из Октоиха Поет стиховные стихиры из Минеи
  «Ныне отпущаеши…»,
Чтец «Трисвятое», «Пресвятая Троице…», «Отче наш»
Священник «Яко Твое есть Царство…» (открываются Царские врата)
Хор «Аминь»
Тропарь «Богородице Дево…» (трижды) Тропарь святому дважды, а третий раз «Богородице Дево…»
Хор «Буди Имя Господне…» и 33 псалом «Благословлю Господа…»
         

2. Утреня

Священник «Благословение Господне…»
Хор «Аминь»
Чтец Шестопсалмие (Часослов)
Священник с открытой головой читает утренние молитвы
Диакон произносит великую ектению
Священник «Яко подобает…»
Хор «Аминь»
Диакон «Бог Господь…» со стихами
Хор «Бог Господь» (4 раза)
Тропарь воскресный дважды (Октоих) Тропарь святому дважды (минея)
«Слава» — тропарь Минеи и «Ныне»: Богородичен во глас тропаря (третье приложение Минеи) «Слава, и ныне»: Богородичен во глас тропаря» (третье приложение)
Кафизмы вторая и третья Кафизмы, положенные на этот день по Уставу
После каждой кафизмы диакон произносит малую ектению.    
Чтец: седальны после каждой кафизмы (из Октоиха) Седальны из Минеи
Полиелей: «Хвалите Имя Господне…» (пс. 134, 135)  
Хор: «Благословен еси Господи», «Ангельский собор» (воскресные непорочны) Величание святому с избранными стихами (Псалтирь, Ирмологий)
Священнослужители совершают каждение  
Диакон произносит малую ектению.  
Священник «Яко благословися…»
Хор «Аминь»
Чтец: ипакои гласа из Октоиха  
Хор поет степенный антифон гласа Степенный антифон четвертого гласа «От юности моея»
Диакон: произносит воскресный прокимен на утрени Прокимен святому на утрени
Священник читает воскресное Евангелие на утрени Евангелие святое на утрени
Хор «Слава Тебе, Господи…»  
«Воскресение Христово…»  
«Слава — молитвами апостолов» «Слава — молитвами святаго»
«И ныне — молитвами Богородицы» «И ныне — молитвами Богородицы»
«Помилуй мя Боже…»  
«Воскрес Иисус от Гроба…» «Стихира по 50 псалме»
Диакон «Спаси Боже, люди…»
Хор (12 раз) «Господи помилуй»
Священник «Милостию и щедротами»
Хор «Аминь»

3. Канон

1) Воскресный (Октоих) 1) Богородице (Минея, или Часослов, или Октоих)
2) Крестовоскресный (Октоих) 2) Святому (Минея)
3) Богородице (Октоих)  
4) Святому (Минея)  
После каждой песни поется катавасия. После третьей, шестой, девятой песни канона произносится малая ектения.
Чтец после третьей песни читает кондак, икос и седален святому из Минеи Седален с Богородичном Минеи
После шестой песни — кондак и икос из Октоиха Кондак и икос Минеи
После восьмой песни диакон произносит: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим»  
Хор: «Величит душа моя Господа…»  
После девятой песни канона и малой ектении диакон произносит: «Свят Господь Бог наш», со стихами  
Хор: «Свят Господь Бог наш»  
Чтец: эксапостиларий (в конце Октоиха)  
«Слава» — светилен святому Минеи Светилен святому Минеи
«И ныне — Богородичен Октоиха» «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи
Хор «Всякое дыхание…» и поет хвалитные стихиры из Октоиха на 6, начиная с припева: «Сотворити в них суд написан» «Всякое дыхание…», хвалитные стихиры из Минеи на 4, начиная с припева: «Хвалите Его на силах Его»
«Слава» — евангельская стихира «Слава» — стихира святому
«И ныне» — «Преблагословенна еси Богородице Дево…» «И ныне» — Богородичен
Открываются Царские врата  
Священник: «Слава Тебе показавшему нам свет…»  
Хор поет великое славословие «Слава в вышних Богу…»  
Хор поет тропарь:  
1. «Днесь спасение миру бысть…» (по нечетным гласам: 1, 3, 5, 7) Тропарь святому «Слава, и ныне» — Богородичен из третьего приложения
2. «Воскрес из гроба…» (по четным гласам: 2, 4, 6, 8)  
Диакон «Помилуй нас Боже…»
Священник «Яко милостив…»
Хор «Аминь»
Диакон «Исполним утреннюю молитву…»
Священник «Яко Бог милости…»
Хор «Аминь»
Священник «Мир всем»
Хор «И духови Твоему»
Диакон «Главы наша Господеви приклоним»
Хор «Тебе, Господи»
Священник «Твое бо есть…»
Хор «Аминь»
Диакон «Премудрость»
Хор «Благослови»
Священник «Сый благословен…»
Хор «Аминь», «Утверди Боже…»
Священник



Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...