Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богословие и православный культ



Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и конструируется '. необходимость и возможность религии в жизни общества, то в церкви происходит реализация этих теологических конструктов на практике, в повседневной церковной деятельности. Для нас важно, что любые теоретиче- ' ские положения будут "мертвы", пока они не реализу-; ются на практике. Поэтому необходимо проследить < превращение абстрактных умозрительных положений, выработанных богословием, культовой практикой, и уяснить некоторое смысловое значение отдельных сторон культа христиан, которое позволяет религиозным вероучителям удерживать верующих в лоне церкви, формируя у них устойчивые стереотипы поведения. Для нашего анализа религиозной деятельности полезно остановиться на литургике, которая, по мнению вероучителей, венчает все богословие, все религиозные построения и призвана показать в реальных действиях истинность и жизненность богословия, объяснить смысл и цель жизни верующих.

Понятие "литургия" образовано путем сложения двух древнегреческих слов, означающих "народный" и "дело". У классических писателей древней Греции это понятие означало обязательное отправление обществен-. ной должности каждым совершеннолетним эллино, со- ' пряженное с денежной повинностью. У церковных писателей в патриотический период это понятие стало означать исполнение церковных должностей, преимущественно священнослужение, а также исполнение обрядов, действий и молитв, входящих в состав церковной <;


службы. В первые годы существования христианской церкви содержание этого термина использовалось для обозначения всего церковного культа.

Для современных богословов термин "литургия" обозначает действие, посредством которого группа людей исполняет свое назначение, становится орудием исполнения воли Божией. "И в этой перспективе, - пишет протоиерей А.Шмеман, - сама церковь есть литургия, ибо она призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и об Его царстве, быть носительницей, раздаятельницей великой радости, в возвещении о даровании которой и состоит ее дело в мире сем. Это основоположное "общее дело" Церкви является источником всех остальных ее служений". (О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. С.319).

Само же литургическое богословие церковные теоретики определяют как науку о богослужении христианской церкви и относят ее к области практического богословия.

Литургика традиционно подразделяется на две части, общую и частную, и поэтому богослужение рассматривается с двух сторон: как церковный институт и как деятельность. При первом подходе литургика включает основные теологические обоснования богослужения, происхождение новозаветного служения как божественного, его отличия от ветхозаветного, а также определяет цели богослужения. Кроме этого, в литургике большое внимание отводится раскрытию тех общих литургических форм, в которых христианское богослужение раскрывает догматические установки. К ним относятся: составные части богослужения, ритуальные действия служителей церкви и необходимые для этого принадлежности.

Когда же богослужение рассматривается как деятельность, то литургика православной церкви исследует его в виде общего церковного служения Богу, выделяя в нем конкретные формы служения. Как и для других разделов системы православного богослужения источ-


никами литургии являются: Священное Писание, в котором даны первоначальные установки христианского богослужения, труды отцов и учителей церкви, правила Вселенских Соборов, богослужебные книги, а также христианская практика, входящая в церковное предание.

Богословие, подчеркивает епископ Александр Дмитриевский, есть "не только воспоминание, оно есть также переживание верующими евангельских событий как действительных, вновь и вновь являющих собой спасительный смысл и спасающее действие. (Богословские труды. Юбилейный сборник. 300 лет МДА. М., 1990. С.15).

Обратите внимание на это положение, оно нам пригодится для понимания смысла литургики. Итак: богослужение в существе своем является спасающим действием для верующих.

Основная задача литургики - специфическими средствами донести до верующих церковные истины, содержащиеся в Евангелии и учении церкви, догматические представления о мире, религиозную картину мира, созданную христианскими теологами.

Требуется не просто зафиксировать те или иные вероучительные истины, а, в первую очередь, создать такую атмосферу переживания, которая поможет верующему осознать, что христианство - не система отвлеченных интеллектуальных истин, а реальное бытие, способное облегчить жизнь верующего и помочь ему во всех случаях жизни. Поэтому христианские пастыри и придают большое значение богослужению как действенному средству религиозного просвещения и воспитания своих подопечных.

"У нас есть одно средство обратиться к этим людям, - говорил на Поместном Соборе архиепископ Кирилл, - это средство - наше православное богослужение". (Поместный Собор Русской Православной Церкви. М. 1990. С.398). Собор уделил много внимания действенности религиозного воспитания верующих, учитывая, что если новое поколение людей не найдет ответа


на свои вопросы в церкви, то оно уйдет из нее. И поэтому первоочередная задача организаторов и вершителей церковного действа всеми доступными средствами вовлекать пассивного человека в лоно церкви и приобщать его к участию в богослужении и в жизни церковной организации. Перед священнослужителями стоит задача не просто вовлекать человека в церковь, а через богослужебную практику разъяснять ему смысл и значение христианства.

Поэтому все средства, начиная от внешнего вида храма и заканчивая облачением священнослужителей, должны активно воздействовать на чувства и мысли неофита, чтобы заставить его пережить и осознать истинность бытия религии, церкви. Стремление идти в ногу с жизнью заставляет церковь совершенствовать богослужение, объяснять его смысл молящимся и присутствующим в храме и через богослужение преподавать истины христианского вероучения. Таким образом, служители церкви рассматривают богослужение не просто -как действо, а как своеобразную практику научения и обучения истинам христианской религии не отвлеченно, а с помощью "театрализованных" тайнодействий, в которые непосредственно вовлекается сам верующий. Тем самым осуществляется постоянное напоминание и закрепление через практику богослужения истин христианского миропонимания. Так, по мнению протоиерея В.Федорова, если молящийся славит Отца и Сына и Св. Духа, то через эту молитву он усваивает догмат о Святой Троице. Если молящийся благоговейно поклоняется Кресту Христову и славит Святое Христово Воскресение, то научается вере в догмат искупления. Догмат почитания святых он усваивает, когда действительно молится святым и прославляет их. Значение догмата поминовения усопших усваивается через действительное поминовение их и т.д. (О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. С.307).

Итак, служители церкви неустанно повторяют, что только через участие в молитве, только обретя живой религиозный опыт, верующий освоит способ познания


вероучения христианства. Не менее важным средством воздействия и воплощения догматических представлений является церковная символика, которая взаимосвязывает все элементы религиозного культа и дает однозначно интерпретируемую информацию о вероучении. По мнению авторов "Настольной книги священнослужителей", церковный символ соответствует Божественному прообразу, имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым использует свое предназначение. (Настольная книга священнослужителей. Т.4. С. 10).

Традиционно в литургической символике принято различать два вида символов: символы-образы и символы-знаки. К символам - образам относятся те, которые наглядно изображают божественную истину, т.к. они, по мнению вероучителей, проявляют себя в зримых образах. Одним из таких символов является жертвенный агнец Ветхого Завета, воспринимаемый как прообраз Христа Спасителя.

Знаки, или, по христианской терминологии, знамения, - это такие символы, которые передают духовное значение "Божественных" истин и явлений, не изображая их непосредственно. К ним относятся: крест без распятия, экстерьер и интерьер храмов, архитектура церковных построек и их частей, изображение круга, меча, всевидящего ока в треугольнике, головные уборы священнослужителей, архиерейские посохи и многое Другое.

Так, например, строение храма с точки зрения религиозной символики многозначно: внешний облик храма знаменует собой "Дом Божий"; так как все твар-ное предназначено к спасению, а человек спасается только в церкви и через церковь, то храм уподобляется кораблю, где кормчий - Христос, ведущий людей к спасению. Это положение основывается на уверенности в том, что церковь, управляемая Христом, спасает человека от потопления в глубине грехов и ведет его в царство небесное. Если же здание церкви построено в виде креста, то это значит, что христиане получают спасение через веру в распятого Христа.


Храм в виде круга - символ вечного соединения [.ерующих с Христом, ибо круг означает вечность. Движение литургического времени также символизирует сиязь с вечностью; круговая композиция суточных с.1ужб выводит человеческое сознание из текущей преходящей стихии жизни.

Необходимо подчеркнуть, что церковные символы могут приобретать самые различные значения, но только в рамках Св. Предания церкви, в рамках канона, где [о или иное значение символа всегда имеет конституированный характер общезначимых для христианства положений. Эти смыслы и значения закрепляются в церковном культе через информационное ядро - догматы.

Обновление условий существования религии в обществе, новая социокультурная детерминированность вызывают новые способы истолкования (экзегезы), санкционированные церковью, которые постепенно становятся также и общезначимыми для последователей данной конфессии. -

Вся богослужебная символика призвана помогать верующему понимать сухие, абстрактные догматы в ре-<11ьных условиях богослужения как путь к богообще-11ню. Но она может выполнять свою функцию только тогда, когда верующий воспринимает происходящее в храме богослужение как реальность жизни "тела Христа", т.е. все символические построения литургии призваны в ^редметно-образной форме разъяснять христианское вероучение и убеждать верующих в его истинно-с,'н.

Сама же организация богослужебной практики имеет три круга: суточный, недельный (седмичный) и годовой. Каждый из этих богослужебных кругов включает строго определенные факты из биографии Христа, истории христианства. Так, в недельном круге основной упор богослужебной практики делается на следующих “иолейских событиях: в понедельник церковь молится "бесплодным силам", во вторник - ветхозаветным пророкам, в особенности Иоанну Крестителю, в среду и пятницу на богослужении вспоминают библейский сю-


жет о страдании и смерти Христа, отдельно в эти же^ дни поклоняются Кресту. В четверг - прославляются^ Апостолы, но особенно святитель Николай. Суббота по-^ священа воспоминаниям обо всех святых и о тех, кто в" вере скончался. Богородица прославляется ежедневно, ^ но в воскресение, среду и пятницу - особенно. '

Используя все лучшее из арсенала культуры, служители Христа не забывают акцентировать внимание '• верующих на действительной красоте православного богослужения, которое можно и нужно рассматривать как синтез искусств, как умозрение в красках и действах.

Эстетически воздействуют на верующих и благо- ' лепие церковной архитектуры с выверенными пропор-1 циями, фресковой живописью, иконописью, приклад-1 ным искусством, со специфическим освещением, аро- ' матом благовоний. Весь этот строго целесообразно ор- ' ганизованный комплекс оказывает сильное влияние на ^ чувства верующих, их эмоциональное состояние и соз- ' нание, что, в свою очередь, помогает углубить "уразумение" истин христианства и донести эти истины ' до каждого верующего. С этой точки зрения литургика; предстает перед человеком как мастерское слияние со- ^ вершенных общекультурных форм и основных вероучи- • тельных положений церкви. Синтез религиозных представлений и выразительных средств искусства находит^ идеальное воплощение в работах известных мастеров. Хрестоматийный пример - работы иконописца А. Рублева. Но при всем этом, искусство в лоне церкви - не цель, а средство для раскрытия истинности веры Христовой. Обобщая сказанное, можно утверждать, что богослужебная культовая практика христиан содержит программы и ценности, ориентирующие людей на достижение "Сущего", на раскрытие содержания догматов церкви в доступных для верующего сознания формах. Для этой цели в ней используется все лучшее, что создано культурой в процессе исторического развития человечества.

Конкретное представление об идеях и взглядах, прививаемых верующим во время богослужения, дает анализ одной из центральных служб - литургии.


Чему же поучает литургия? В первую очередь она убеждает верующих постоянно помнить об Иисусе Христе, претерпевшем ради людей крестную смерть, отдавшем жизнь свою ради их спасения, заставляет глубоко прочувствовать все величие любви Господней. В церковном действии все подчинено этой идее, каждый предмет, используемый для совершения причастия, заключает в себе глубокую символику. Так, просфора -Тело Христа, а поднос, на котором лежат просфоры (дискос), символизирует и ясли, в которых лежал при рождении Спаситель, и гроб, в котором он был похоронен. Вино для причащения - это Кровь Христова, а вода добавляется в него потому, что во время казни Христа из-под ребра его текли и кровь, и вода. Звездница, поставленная на поднос во время службы, означает виф-лиемскую звезду, которую видели волхвы во время рождения младенца Христа.

Потир (чаша) и блюдо (дискос) со звездницей покрываются малыми покровцами, сверх которых возлагается большой покров. Малые покровцы означают пелены, коими был повит младенец Христос, а большой -плащаницу, которой укрывали тело Христово после снятия с креста.

Пока происходит приготовление хлеба и вина для причащения, на клиросе "поются часы": три, шесть, девять, обозначающие последние знаменательные мгновения в жизни Христа и его учеников. В три часа ночи произошло сошествие Святого Духа на апостолов, в шесть - распятие Иисуса Христа, а в девять наступила смерть Спасителя.

Молитвенные прошения, которыми начинается литургия, всегда заканчивается прославлением Троицы. Затем открываются "царские врата" и из боковых дверей служители выносят евангелие и горящую свечу. Евангелие означает Спасителя Христа, идущего учить народ, а горящая свеча - Иоанна Крестителя, который готовил народ к принятию богочеловека и его учения. Открытие царских врат перед малым ходом и целование их священником означает, что Иисус Христос открыл

! Зак. 1793


верующим вход в царство небесное и примирил их с Богом.

После этого начинается "сугубая ектинья", т.е. усиленное моление Господу, которая также заканчивается прославлением Пресвятой Троицы. Далее следует "ектинья оглашенных", во время которой верующие молят о прощении грехов, просят Бога послать им богатые милости, удостоить святого крещения тех, кто еще готовится принять веру Христову. Эта часть литургии, как и предыдущая, оканчивается прославлением Троицы.

"Ектинья оглашенных" призвана напоминать христианам, как чтили литургию первые последователи христианской религии, как строга была их нравственность, и на их примере учить всех почитать церковную службу, приходить на нее с чистой совестью и внимать ей с благоговением.

Затем следует "великий ход", символизирующий шествие Иисуса Христа на страдания и смерть, а также перенесение Его тела с Голгофы на место погребения.

Поставив святые дары на престол, священник затворяет "царские врата", опускает завесу, что означает -Христос во гробе и печать приложена к вратам кладбища.

После "просительной ектиньи" священник открывает завесу, что означает - все молящиеся пред престолом Господним должны засвидетельствовать веру в Бога Отца, Сына Спасителя и Духа Святого, веру в церковь и ее таинства, в воскресение из мертвых и будущую загробную жизнь. Затем все молящиеся поют христианский символ веры. И наконец, наступает время (по учению христианских проповедников самое важное во всей литургии), когда совершается таинство причащения, где хлеб и вино для верующего христианина становятся Кровью и Телом Христа.

Перед совершением причащения священник напоминает молящимся события последней тайной вечери Христа с его учениками.

После причащения, когда все, кто имел право, причастились, священник благословляет молящихся,


напоминая им о благословении, данном Иисусом Христом ученикам перед смертью, и последовавшими воскресением и вознесением Его на небеса. Заключает литургию "малая ектинья" и "заамовонная молитва", после которой молящиеся, приложившись ко кресту, расходятся по домам. Целуя крест и давая его целовать другим, священник этим напоминает еще раз о победе веры в Бога перед грехом.

Ежедневные православные церковные служения слагаются из вечерних, утренних, дневных служб, каждая из которых в свою очередь, состоит из трех частей: вечернее богослужение включает третий час, вечерню и повечерее; утреннее - полунощницу, первый час, утреню; дневное - третий час, шестой и непосредственно литургию.

Каждая часть ежедневного богослужения посвящена напоминанию верующим страниц жизни Спасителя. Так, девятый час - последний день Иисуса Христа, момент его "смерти"; вечерня знаменует собой-снятие с креста Спасителя и положения во гроб; повечерня означает, что душа Христа соединяется с Богом, своей смертью Христос освобождает души людей; полунощница символизирует жизнь Христа перед смертью, гефсиман-ский сад, арест и приход к первосвященнику, унижения и страдания: утреня отображает страдания Христа во дворе Каиафы от полуночи до утра; первый час - перевод Христа от первосвященника к Пилату, жестокость старшин и архиереев иудейских; третий час - время страдания Спасителя от осуждения до восхождения на Голгофу и сошествие Святого Духа на апостолов; шестой час - в шестом часу Иисус нес крест, был распят, наступила его животворящая смерть. Литургия же есть синтез всех отдельных сторон всего богослужения церкви, так как она есть "сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа". Литургия, по учению церкви, призвана не только напоминать о жизни Христа, но и способствовать переживанию верующими этих евангельских событий, вновь и вновь являющих для них сокровенный спасительный смысл и


спасающее действие.

Таким образом, литургическое богословие всецело направлено на обоснование через догматику всех действ религиозного культа христиан. "Литургическое богословие", - писал епископ Вениамин (Милов), - для всякого верующего человека - подлинно родная мать, учительница молитвенного обращения ко Святой Троице и толковательница способов богообщения". (Епископ Вениамин (Милов). Чтение по литургическому богословию. С.20). В целях закрепления догматических представлений в процессе литургической жизни церкви богословие выработало специфические средства воздействия на верующих, к которым можно отнести: церковное пение, живопись, прикладное искусство, тексты богословских книг, архитектурное оформление культовых зданий, т.е. совокупность всего "храмового действия, которое, по проникновенному замечанию отца Павла Флоренского, есть синтез искусств". (Журнал Московской Патриархии, 1988. № 7. С.23).

В богослужебной практике происходит осмысление жизни церкви. Все средства, выработанные литургическим богословием, направлены на поддержание у христиан веры в "Святую Троицу" и обоснование необходимости бытия в обществе религии и церкви, как богоустановленного общественного института, священнослужители которого являются необходимыми посредниками в деле спасения.

Другую сторону богослужебной практики христиан представляют христианские таинства, непосредственно вплетенные в ткань религиозного культа.

Что же представляют собой христианские таинства? Церковью таинство определяется как "священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом" (Православное исповедание). Известно семь христианских таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. О количестве таинств в "Послании восточных патриархов о православной вере" говорится, что ни


менее, ни более сего числа таинств в церкви не имеется.

Для совершения таинств необходимо, как считают учители христианской веры, "приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другое, сообразно с таинством... священник за-коноположенный или епископ... призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силой Святого Духа, изъясняя намерения освятить оное". (Макарий. Введение в православное богословие. СПб., 1847. С.115).

Смысл христианских таинств можно уяснить на примере некоторых из них.

1. Крещение. Данному таинству все христиане, вне зависимости от их конфессиональных различий, отводят первое место среди всех таинств, ибо оно является пер-пым шагом навстречу церковному "окормлению" и предваряет все другие таинства церкви. Под крещением •защитники христианства понимают такое действие, в процессе которого человек, рожденный и отягощенный грехом прародителей, после трехкратного погружения в воду (в католицизме крещение совершается немного иначе, но смысл остается тот же) со словами "Во имя Отца и Сына и Св. Духа", освящается и очищается Божьей благодатью от первородного греха. Этот необходимый христианский ритуал должен совершить каждый истинно верующий, "чтобы соделаться чадом Божиим и членом тела Христова".

На вопрос "что дает крещение верующему", можно ответить так: обряд крещения помогает верующему, во-первых, возродиться духовно, во-вторых, очиститься от грехов, в-третьих, стать членом церкви, в-четвертых, спастись от наказаний за грехи.

На заре существования христианской церкви крещение совершали апостолы, а в настоящее время -их преемники: епископы, пресвитеры и дьяконы. Таким образом, человек с рождения, чтобы приблизить себя к церкви, должен принять участие в таинстве крещения.

2. Следующим шагом постижения христианской религии для верующего является миропомазание, кото-


рое предназначено помочь верующему, очистившемуся и возродившемуся через крещение, содержать свою жизнь в чистоте и постоянно укреплять ее силой Святого Духа. В обряде миропомазания крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром) со словами: "Печать дара Духа Святого".

Церемонию миропомазания доверено совершать тем же лицам духовного звания, что и крещение, и совершается она сразу же после него.

В миропомазании человеку дается "сила свыше" (Деян. 1, 2) для новой, полученной в крещении, жизни. Как Христос есть Помазанник Божий, так и человек, по дерзновенным словам отцов, становится вместе с Ним, Христом, и помазанником, сыном Божьим. Вместе с крещением и миропомазанием новорожденный воцер-ковляется.

3. Причащение, или Евхаристия. Данное таинство в православии называется "таинством таинств" или "таинством Церкви". Это таинство, по учению христиан, - сердце церковной жизни, источник и цель всех церковных учений и учреждений. (Прот. Фома Хопко. Основы православия. Вильнюс, 1991. С.91-93). В церковной традиции само слово "евхаристия" означает "благодарение". Так называется не только священная трапеза - хлеб и вино, но и все действо церковного собрания: молитвы, чтения Писания и провозглашения Слова Божьего, воспоминание Христа и приобщение к Его Телу и Крови, ибо, как считают вероучители, общее значение Господнего пира есть благодарение Богу во Христе и Святом Духе за все, что Он сотворил, спас и прославил мир.

Кроме термина "евхаристия", этот обряд называют причастием, потому что оно является мистическим при-общением, причастием людей к Богу, друг к другу, ко всему человечеству и всему, что существует через Христа в Святом Духе. В причащении (евхаристии) через вино и хлеб верующие приобщаются к Телу и Крови Христа Спасителя. Это таинство совершается во время центральной (главной) службы - литургии. Все состав-


ные части богослужебного цикла являются лишь подготовкой к совершению литургии. Необходимо отметить, что, по уверениям христиан, при евхаристии происходит "действительное присутствие Иисуса Христа". Это христианское таинство дает верующему возможность соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего Воскресения.

4. Покаяние. Данное таинство христианская церковь рассматривает как необходимый момент бытия верующего для оправдания и конструирования христианского образа жизни. Смысл этого действия сводится к тому, что если христианин и получает разнообразные дары благодати, полученные при крещении и миропомазании, то в своей повседневной жизни он постоянно подвергается козням дьявола, соблазнам, а зло мира сего оказывает постоянное давление. При этом душа христианина подвержена греху, а тело остается больным и смертным. Все это отдаляет человека от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое препятствовало бы верующему отдалиться от Бога. Таким средством и выступает покаяние, помогая человеку очищаться от грехов и воссоединяться с Богом.

По учению христианских вероучителей, таинство покаяния совершается самим Богом через служителей церкви. Грешный человек для приближения к Богу должен постоянно сокрушаться о своих грехах и производить покаяние о содеянном в церкви, а церковь через своих представителей отпускает грехи и тем способствует богоугодной жизни своих подопечных и их спасению для "вечной" жизни. Однако чтобы получить отпущение грехов в церкви, верующий должен постоянно сокрушаться о грехах, стремиться исправиться, обладать твердой верой во Христа и надеяться на Его милосердие, устно чистосердечно излагать свои грехи священнику. Для очищения от грехов и прощения на кающегося священником (в зависимости от тяжести греха) налагается епитимья, которая может включать пост, ежедневное хождение в церковь, молитвы с определенным количеством поклонов, раздачу милостыни, паломничест-


во по святым местам, отлучение на определенный срок от причастия.

Таинство покаяния повторяется неоднократно. Церковь учит глубоко верить в неисчерпаемость Божественного милосердия и чаще прибегать к его врачующей силе. Это таинство называется вторым крещением, крещением слезами для очищения совести.

5. Брак. Брак есть таинство, в котором при свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз, как образ союза Христа с церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таинство брака восходит к акту творения первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...". (Быт. 1, 28). Главная цель брака - рождение и воспитание детей. Христианский брак есть подлинное таинство Нового Завета. В своем послании к Ефесянам (V 25-33) ап.Павел изображает брачный союз мужчины и женщины как священный символ союза Христа с церковью, а единение Христа с церковью - как высшую норму христианского брака. Этим сравнением ап. Павел указывает, что брак рассматривался им как подлинное таинство.

Св.Афанасий, св. Иоанн Златоуст и другие вероучители говорят о христианском бракосочетании как о торжественном обряде, обладающем особой благодатью.

6. Священство (рукоположение). "Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово" (Православный катехизис).

По учению церкви, таинство священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакон, пресвитер,


епископ. Это таинство называется также рукоположением, или хиротонией (греч. "хир" - рука, "тифими" - полагаю).

Диакон (греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) степени, который служит при таинствах. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму -схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве - архидиаконом (старшим диаконом).

Пресвитер (греч. "пресвитерос" - старец), иначе называется священником, или иереем (греч. "иереис" -священник), священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств за исключением таинства хиротонии и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом, а принявший схиму - схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т.е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие - игуменами, т.е. вождями монашествующей братии, архимандритами, (.е. настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму - схиигуменами и схиархимандритами.

Епископ (греч. "епископос" - надзиратель) - священнослужитель высшей степени, совершает все семь гаинств и имеет власть через таинство рукоположения преподать другим этот благодатный дар. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин, - архимандритов. Епископ называется также архиереем, или иерархом, т.е. священноначальником, иногда - святителем. Сан епископа в церковно-административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепи-скоп) имеет власть над приходами небольшого города и.1и группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называе-


мой епархией. Архиепископ (т.е. старший епископ) часто управляет епархией большого размера.

Митрополит - это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, т.е. первона-чальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх, отценачальник, предстоятель Поместной церкви, избранный и поставленный на Соборе - высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, экзархата, а к имени патриарха - полное наименование возглавляемой им Поместной церкви. (Например: Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет.)

Таинство священства установил Сам Господь Ий- 1 сус Христос. Апостол Павел говорил, что Христос по- 1 ставил в церкви апостолов, пророков, евангелистов, 1 пастырей и учителей "к совершению святых на дело служения" (Еф. 4, 12). Таинство священства обеспечивает преемственность и единство церкви из века в век, со времени Христа и апостолов до утверждения Царства Божьего.

7. Елеосвящение (соборование). Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Православный катехизис). Елеосвящение - таинство исцеления, потому что его цель и исполнение в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в "радость и мир" Святого Духа. Во Христе и через Него все в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание, которые стали путем вхождения в Новую Жизнь, ибо проникнуты в соз- 1 нании верующего ее ожиданием и предчувствием. 1

В данном таинстве церковь приходит к одру бо- 1 лящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала


свои возможности. Церковь в лице собора священников или одного священника приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа. Она приходит не только для того, чтобы утешить его в страданиях, не только для того, чтобы помочь ему, а чтобы сделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в его страданиях, чтобы и он увидел небеса от-нерстые и Сына Человеческого одесную Бога Отца.

Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания (у католиков также существует это таинство) старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. В последние включается и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком.

Таинство елеосвящения может быть отпущено и физически здоровым людям в период общего соборования. По традиции общее соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.

В случае смертельной опасности, дабы не лишить больного последнего причастия, сразу после исповеди совершается сокращенный чин причащения, а затем, если больной еще не потерял сознания, - таинство елеосвящения. При отсутствии смертельной опасности для больного, когда нет оснований для соединения елеосвящения с причащением, считаются желательными предварительная исповедь и покаяние.

Краткий обзор христианских таинств позволяет заключить, что через них церковь пытается контролировать жизнедеятельность своих подопечных и воспитывать у них определенные стереотипы поведения, формировать религиозные идеалы и ценности.

Христианство пытается держать верующего в лоне церкви от рождения до смерти. Едва успев родиться, че-.[овек должен быть принят в лоно церкви, и уже два таинства приближаются к колыбели младенца (крещение и миропомазание), как бы извещая, что ему нужны не только родители во плоти, но и родители по духу, что


он живет не только для мира, но и для Христа.

Однако человек растет, развивается, вместе с ним развиваются его страсти, он допускает ошибки, злоупотребления, т.е. грешит. И тут церковь предлагает ему возможность вновь стать на путь истинный путем покаяния, смыть грехи содеянные. Благословляя супружеский союз таинством брака, церковь и здесь не оставляет людей без своего особого внимания. Не оставляет она верующего без своего духовного окормления и на смертном одре, врачуя душу и тело страждущего через елеосвящение (соборование).

Таким образом, монополизировав право на вмешательство во все значительные события жизни верующего (рождение, брак и смерть), церковь постоянно формирует у прихожан потребность в постоянном общении с ней. Осуществляя контроль за жизнедеятельностью пасомых, церковь навязывает им жесткие стереотипы поведения, соответствующие религиозным представлениям. Обращает на себя внимание тот факт, что в своих культовых действиях церковь использует не только чисто религиозные средства, но и весь арсенал культуры, созданный человечеством на протяжении веков.

В культовой деятельности происходит не просто самоосмысление или сопереживание верующими того или иного вероучительного положения, а целенаправленное осмысление христианских положений, организованное священнослужителями. Происходит своего рода "материализация" основ христианского мировоззрения в бытии людей. Через культовую практику налаживается контролируемая церковью связь человека с церковным институтом и практически обосновывается тезис о необходимости религии и церкви в обществе.

Богословские положения, которые сформулированы в лоне церкви и развиты в процессе функционирования в обществе, находят свое воплощение, свое потребление в деятельности верующих. Круг замкнулся. Созданное в лоне церкви "потребляется" верующими под ее же руководством и с ее же помощью. На наш


взгляд, из краткого изложения основ христианского вероучения и культа напрашиваются следующие выводы.

1. Религиозная идеология представляет собой систему богословско-догматических идей, взглядов и представлений в форме философских, политических, этических и прочих доктрин церкви, направленных на внедрение в сознание и жизнедеятельность людей и в их культуру определенных программ, идеалов и ценностей для оправдания социального бытия религии и церкви. Ядром, центром всех религиозных построений, вокруг которого формируется и развивается вся система идей и представлений, является богословие (теология).

2. Религиозные деятели утверждают, что религия является предвечной связью человека с Богом. Но поскольку церковь является представителем Бога на земле, то религию можно рассматривать не столько, как связь человека с Богом, а как связь верующего с церковью, а богословие - как систему церковных истин.

3. Богословские построения представляй^ собой гибкую, внешне не противоречивую систему, включающую в свой состав различные богословские учения. Основой этой системы является догматика, рассматривающая догмат как непререкаемую, божественную истину, однозначно сформулированную церковью, признание которой обязательно всеми, кто причисляет себя к приверженцам данной религии.

4. Всю систему догматики объединяет и структурирует идея Бога, которая в терминах богословия представлена положением о взаимосвязи всех догматов, учением о едином Боге (Отец, Сын и Святой Дух), который может быть познан только путями веры, через мистический опыт верующего.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 774 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...