Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы вероучения христианства



Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений.

Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву миссии Иисуса Христа, который, придя в мир людей, пострадал за их грехи и воскрес, впредь обещая тем самым спасение для всех, уверовавших в него.

Первые христианские проповедники и пророки пропагандировали свое учение, не располагая разработанной догматикой. Она складывалась и шлифовалась на протяжении многих веков вместе с формированием и развитием церкви. Первые проповедники энергично убеждали своих слушателей в том, что Единый Бог Духом Святым и силою Своею помазал Иисуса из Назаре-та, наделил Его способностью творить людям благо и исцелять всех, обуреваемых диаволом. Он нес правду о Боге для возрождения веры среди богоизбранного народа, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил убитого на третий день после смерти и дал ему возможность явиться пред свидетелями, пред избранными от Бога. Все христианские пророки убеждали, что всякий верующий в него получит прощение грехов именем Его.

Итак, первые христиане верили в миссию Христа, в то, что Он пострадал за верующий люд, что Он вернется на землю, чтобы установить царство божье на земле. Уже в ранних проповедях можно выделить стержневые моменты, основы христианского вероучения, которые со временем, все более развиваясь и совершенствуясь, получат концептуальное оформление. Сюда относятся идея греховности всего человеческого


рода, унаследовавшего первородный грех прародителей своих Адама и Евы; идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом; путь, который Своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Иисус Христос.

Характерная особенность верований ранних христиан заключалась в том, что их учение еще не выступало как самостоятельная религия, т.е. оно отстаивало себя еще в рамках иудаизма, но при этом считало себя "истинным иудаизмом".

Невозможность физически изменить бесчеловечные отношения, угнетение вынудила христиан переориентировать нараставший революционный протест против существующих порядков в моральный протест, что позволило несовершенство, бесчеловечность общественных отношений объявить результатом несовершенства каждого человека, его изначальной греховности. А поэтому стала популярной проповедь терпения и покорности, непротивления злу, прощения обид, личного морально-духовного совершенства, ибо придет час, когда явится Иисус, и все предстанут перед судом праведным. Основы раннехристианской этики требовали от верующего отказа от норм этого греховного мира и соединения в вере во Христа Спасителя.

Вся деятельность ранних христиан сводилась к пропаганде преимуществ, развитию и сохранению их учения среди других религий. С ростом числа сторонников христиан и их общин в различных частях империи, с возникновением клира, признанием христианской религии государственной возникла потребность в сведении всех имеющихся представлений о вере в единую систему.

Государству нужна была единая религия, единый центр управления религиозными организациями, т.е. единая церковь.

Однако после легализации христианства выявились и стали активно проявляться острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, догматики, в подходе к интерпретации биб-

^


лейских текстов и устных поучений. Все это не позволяло говорить о единой религии и единой церкви. Вопрос о возникновении и распространении различных ересей достаточно сложный и трудный. Поэтому мы начнем с того, что первоначальные противоречия в вероучении христиан возникли под воздействием религиозного синкретизма периода зарождения христианства, с одной стороны, и различных культурных традиций вероисповедания и философствования в различных провинциях Римской империи - с другой.

Ярким примером такой противоречивости можно считать вероучение Ария. В начале IV в. священник из Александрии Арий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он не принимал единосущность Бога-отца и Бога-сына. Подход Ария к пониманию сущности Иисуса Христа отражал еще античный способ мышления, попытку применить формальную логику к христианскому иррационализму. Он считал, что Сын Божий Иисус Христос не вечен, не существовав до рождения, не безначален; только Бог един и вечен, все остальное сотворено. По существу, в арианстве возрождалось учение о Логосе. Египетские епископы выступили против Ария, но в ряде провинций у него нашлись сторонники.

За этим богословским спором скрывалось сложное переплетение верований и традиций в новой религии, стремление к унификации вероучения и его догматики. Арий и большинство его сторонников были выходцами из городской среды, усвоившими принципы античного образования.

Однако христианское вероучение в большей степени апеллировало не к рассудочной логике, а ориентировалось на мистическое познание Творца и веру в чудо, чудесное воскресение, в возможность каждого верующего спастись через приобщение к Богочеловеку.

Для того чтобы положить конец богословским спорам, по инициативе императора Константина был созван первый Собор представителей христиан, который впоследствии получил название Первого Вселенского


Собора. На этом соборе Арий был отлучен от церкви, его учение осуждено как еретическое. Однако после Собора епископов в Никее в 325 г. спор о сущности Троицы еще долгое время не утихал. Только на Втором Вселенском Соборе (381 г.) христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы. В отдельных регионах учение Ария просуществовало до середины VII века.

Сущность Никее-Константинопольского символа веры выразилась в осуждении того, что получило впоследствии название субординациализма, т.е. подчинения Бога-сына Богу-отцу, ибо оно ставило под сомнение полноценность божественного воплощения в образе Христа, а вместе с тем и единоспасающую роль церкви.

Никейский собор впервые в истории христианства попытался сформулировать основные вероучительные положения новой религии, установил основной догмат вероучения христиан - догмат о сущности триединого Бога: будучи единственным и единым, Он одновременно существует как бы в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог Дух Святой. Христианская церковь, выполняя решения Собора, требовала от богословов и священнослужителей активно объяснять догматы.

Жесткое определение догматических основ христианского вероучения и требование строго соблюдать их обусловили появление новых богословских трений, новых ересей и новых потрясений для церкви.

Можно с уверенностью сказать, что основные богословские споры, ереси и расколы всегда проистекали из различного понимания и интерпретации христианского представления о Боге. История семи Вселенских Соборов яркое тому подтверждение. На каждом из них обличалась какая-либо ересь или какое-нибудь отклонение от церковного учения о Боге, или следствия этого понимания сверхъестественного.

Протоиерей Александр Шмеман, писал: "Века между четвертым и восьмым в учебниках церковной истории называются обычно эпохой Вселенских Соборов. И конечно, в этом процессе вхождения человеческого


ума в "разум Истины" их непреходящее значение". (Прот. А. Шмеман. Исторический путь православия. Нью-Йорк, 1954. С. 154.).

Если кратко изложить сущность ересей, которые обсуждались и осуждались на Вселенских Соборах, то она состояла в следующем: Первым и Вторым Вселенским Соборами учение Ария было осуждено как не соответствующее духу христианства; ересь Нестория (несто-рианство), осужденная Третьим Собором, состояла в том, что дева Мария родила не Бога, а человека, с которым помимо нее соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный Марией, был только обителью божества и орудием человеческого спасения, человек этот через наитие Духа Святого стал Христом, т.е. помазанником, и слово Божие пребывало с ним в особом соединении; ересь Евтихия (монофизианство), осужденная Четвертым и Пятым Соборами, отрицала человеческую сущность Христа: в нем человеческое начало было поглощено божественным и он имел лишь кажущуюся плоть. Ересь монофилитов, осужденная Шестым Собором, находила в Христе не только два естества, но и две воли, что противоречило установившейся формулировке. На Соборе, после осуждения этой ереси, было принято решение рассматривать Христа состоящим из двух естеств - человеческого и божественного, но обладающим одной волею - божественной. Иконоборческая ересь, отрицавшая иконопочита-ния, была осуждена Седьмым Собором как идолослуже-ние.

Даже этот короткий перечень осужденных Соборами ересей, на наш взгляд, дает представление, как сложно, мучительно, противоречиво и неоднозначно развивалось христианское вероучение.

Однако Соборы скликались не только для осуждения ересей, но главным образом для выработки основ вероучения христиан.

Главное в развитии христианской теории эпохи Соборов может быть сведено к следующему: 1 Никейский Собор в 325 г. сформулировал первую часть символа


Веры христиан, дал определение божественности Сына Божьего Иисуса Христа; 1 Константинопольский Собор в 381 г. сформулировал вторую часть символа веры, определив божественность Святого Духа; Эфесский собор (431 г.) дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии - как Божьей Матери; Халкен-донский Собор (451 г.) дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице; II Константинопольский Собор (553 г.) подтвердил учение о едином Боге (Троице) и об Иисусе Христе; III Константинопольский Собор (680 г.) подтвердил человеческую сущность Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий; II Никейский Собор (787 г.) провозгласил икону истинным выражением христианской веры.

Изложение вопроса о становлении христианского вероучения будет полнее, если привести еще и символ веры, принятый первыми двумя Соборами. Вот его формула: "Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распя-таго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца".

Вскоре после Собора и споров о Сыне Божьем и Слове Божьем возникла полемика о Святом Духе как составной части триединого Бога. Константинопольский Собор добавил следующее определение к никейс-кой формуле: "И в Духа Святаго, Господа, животворящего, иже от Отца Исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшаго пророки. Во Еди-ну святую Соборную и Апостольскую Церковь. Испове-


дую едино крещение во оставлении грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь". Кроме этого символ веры должен был производиться от первого лица, с добавлением перед каждым членом символа веры слова "Верую...".

Таким образом, есть все основания утверждать, что учение христиан есть плод труда богословов, а не данное Богом учение, которое на протяжении веков изменялось и развивалось в соответствии с общей потребностью верующего сознания.

Анализируя христианские ереси и богословские споры первых веков существования христианства, можно убедиться, что единого стройного христианского учения тогда не существовало, что христиане постоянно и непрерывно спорили друг с другом по вопросам вероучения и культовой практики.

Для создания правильного представления о становлении и развитии христианства важно иметь в виду, что, хотя среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных течений, направлений, четкого разграничения между ними не было. Эти направления взаимопроникали и дополняли друг друга.

Кроме развития теории и культовой практики в период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Одним словом, став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.

История развития христианства дает богатый материал для выяснения причин раскола среди сторонников этой религиозной системы. Основные причины, обусловившие раскол христианства на два течения в XI в., как не парадоксально, были те же, что позволили новой религии стать впоследствии мировой. Эти причины кроются в силе и одновременно слабости Римской


империи.

Множество различных народов объединяла империя, что позволило христианству после признания его. государственной религией проникнуть во все отдаленные уголки империи. Однако различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что явилось базой возникновения^ ересей среди вновь обращенных. А распад Римской им-^ перии на ряд государств с различным социально-поли-Ц тическим устройством возвел противоречия в богосло- ' вии и культовой практике в ранг непримиримых.?

Это, в первую очередь, коснулось Западной и Восточной частей Римской империи. После развала империи в конце IV века между этими регионами усилилось противостояние, доходившие до неоднократных войн.

Кроме этого, в западной части власть императора • утратила свое былое влияние. Однако церковь не только' сохранила свое господство как церковь вечного города, но и смогла сконцентрировать в своих руках еще большую власть с явно выраженной иерархией во главе с римским первосвященником Папой Римским.

Могущество римского императора, наделенного всеми функциями властителя, постепенно перешло к руководителю западных христиан. Идею о божественном происхождении церковной власти от Иисуса Христа, Папа Римский сумел свою власть, а стало быть и западной церкви, поставить выше власти монархов средневековой Европы.

Другое дело, восточные провинции, где после падения и разделения Рима образовалась Византийская империя с безграничной властью константинопольского императора, что обусловило зависимость церкви от нее. А это, в свою очередь, сказалось и на религиозной жизни восточных христиан.

Другой предпосылкой раскола христианской церкви оказалась греко-римская античная традиция рационального осмысления религии, которая в силу общих исторических условий сохранилась на западе. Эти и


другие особенности бытия христианской религии, а также противоречивость вероучения, позволявшая по-разному интерпретировать его, стали причинами раскола, или первого разделения в христианстве,.В 1054 г. из-за территориальных претензий главы противоборствующих течений предали друг друга анафеме, что и положило начало окончательному расколу в христианстве.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...