Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главные разногласия



В вопросе о природе человеческой души содержатся главные разногласия санкхьи и древнекитайской арифмосемиотики. Пуруша рассматривается индийскими мыслителями как бессмертное начало, обладающее функцией сознания. Душе- хунь, как показала реконструкция, тоже свойственно сознание- чжи, но это не “чистое” сознание пуруши, автономное от своего содержания и действий пракрити, а сознание, которое возникает благодаря функционированию всей психической структуры. Кроме того, ни о каком бессмертии в отношении души- хунь говорить не приходится. Во-первых, она не изначальна и возникает в человеке под воздействием внешних сил, а во-вторых, пределом ее совершенствования является не последующее бессмертие, а внетелесное долгожительство, определяемое как запасами духовно-жизненной энергии в центре цзин-шэнь, так и различными мировыми ритмами, включая ритм возникновения и уничтожения Вселенной.

По китайскому учению, душа- хунь возникает в человеке в момент рождения. При рождении человек сталкивается с чувственными впечатлениями, вызываемыми в его психике внешним миром. Поэтому можно сказать, что хунь формируется как имплицитное противопоставление эксплицитному отражению действительности. По причине того, что имплицитный и эксплицитный уровни, символизируемые одной и той же триграммой Сюнь (110), связаны с ощущениями, она есть не что иное, как своеобразное “ощущение ощущений”, не возможное без деятельности остальных уровней психокосмоса.

О душе- по говорится, что она возникает в момент зачатия. Тем самым китайцы, видимо, хотели просто отметить, что душа- по возникает раньше, чем душа хунь, поскольку в тоже время в китайских источниках пишется, что во время зачатия как взаимодействия пневм родителей возникает юань ци или цзин ребенка, которые являются потенцией всего его целостного организма. По реконструкции, носитель этой потенции соотносится с уровнем с триграммой Чжэнь (0010). Как указывалось ранее, в нем должны находится зародыши души- хунь и вообще всей структуры организма. Получается, что во внутриутробном периоде, хотя душа- хунь, коррелирующая с триграммой Сюнь (1100), еще не возникла, для нее должно быть уготовано место. Может быть это “место” определяется как “природа- син ”, о которой говорят, что она не возникает при рождении, а рождаясь, только теряет свою “чистоту” по причине влияния на нее чувственных впечатлений. Не совсем ясно, что случается с природой- син благородного мужа, когда его земная жизнь прожита. Что касается его души- хунь, то она, как известно, трансформируется в дух- шэнь, что должно означать перемещение доминанты сознания от Сюнь к Чжэнь, с которой была связана потенция души- хунь.

В некоторых направлениях санкхьи также говорится о двух аспектах пуруши, структурно совпадающих с позициями трансформации души- хунь. Над пурушей, который соприкасается с пракрити и потому является “познающим” (пратибуддха), находится полностью отрешенный пуруша, являющийся “непознающим” (апратибуддха). Это субъект без объекта, чистое индивидуальное бытие.

Поскольку душа- по возникает до рождения, то ее развитие во внутриутробном периоде происходит под воздействием материнского организма, психическая конституция которого отчасти переносится в организм ребенка. Отсюда традиционное соотнесение души- по с женским началом. Уровень с триграммой Дуй (0110), к которому принадлежит душа- по, связывается также с комплексом предопределения- мин, и хотя последнее мыслилось как небесное, т.е. мужское действие, актуализация этого действия может рассматриваться как земное, женское проявление.

Отношения между душой- по и более низкими по иерархии эксплицитными уровнями психокосмоса в некоторой степени подобны отношениям авьякты и вьякты пракрити. В санкхье вторая является разверткой первой. В китайской арифмосемиотике нижние уровни, хотя не рассматриваются в качестве развертки души- по, тем не менее, в достаточной степени обусловлены ею.

Отношения между душой- по и более высокими по иерархии имплицитными уровнями, связанными с душой- хунь, достаточно отличаются от взаимоотношений пракрити и пуруши, которые, кстати, также рассматривались как женское и мужское начала. Китайское учение об этих началах было направлено на установление между ними гармонии, а индийское — на их разделение.

Хотя “высшее Я” в индийской традиции именуется “ пуруша ”, что указывает на принадлежность его к человеческому роду, человеческого в метафизической концепции этого “Я” крайне мало. Учение о душе- хунь, связанной с понятием “человечность- жэнь ”, гораздо полнокровнее с гуманистических позиций. После своего рождения, когда возникает душа- хунь, индивид попадает в человеческий коллектив, благодаря чему и становится по-настоящему человеком. Высшая этика взаимоотношений на основе человечности- жэнь позволяет ему совершенствоваться до такой степени, что после смерти он приобретает возможность присоединиться к эгрегору, сформированному еще его первопредками и объединяющему родственные человеческие души по принципу резонанса, т.е. по принципу связи подобного с подобным.

Со временем проблема природы пуруши стала главенствующей в индийской философии. В контексте ее решения развивались различные теории сознания в санкхье, веданте и йоге. Буддизм, возникший в полемике с санкхьей, строил свое учение на принципе отрицания автономного центра сознания в человеке и в этом приблизился к древнекитайским представлениям. Китайская мысль к концу эпохи Чжоу отклонилась от арифмосемиотической психокосмологии в области этики и нумерологии. Практики самосовершенствования по типу восхождения заменяются даосским самокультивированием, строящимся на алхимико-медицинских теориях. От традиции китайцы унаследовали “Книгу перемен”, в гексаграммах которой символизируются эксплицитные состояния психокосмоса. Но эта сторона гексаграмм потонула во всевозможных посторонних спекуляциях.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...