Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Особенно требуется воля в ситуациях, когда творчество (а тем более определенные результаты творческой деятельности) просто не замечаются, замалчиваются, как будто они и внимания никакого не заслуживают. Такие ситуации становятся все более распространенными, поскольку увеличивается общее число представителей творческих профессий (за всеми не уследишь и никого уже почти ничем не удивишь), а также увеличивается и число различных продуктов творческой деятельности (художественных полотен, книг, песен, кинофильмов, научных публикаций и др.). Непризнание - это самое страшное наказание для творческого человека. Творцы нуждаются не столько в обязательной похвале, понимании и одобрении: им больше нужен сам факт внимания к своему творчеству. Они даже согласны на скандал вокруг своих произведений. Чтобы не отказаться от своего творчества (не "сломаться" в моральном отношении) творец должен иметь определенные "психологические тылы", которые обеспечили бы ему поддержание чувства собственной значимости (чувство элитарности) на достаточно высоком уровне.
Нередко творец, не находящий реального понимания и поддержки среди реальных окружающих людей, а тем более "не замечаемый" своими коллегами, вынужден бывает создавать в своем воображении других людей, другие ситуации, в которые он как бы экстраполирует результаты своего труда.
По этому поводу любопытное и поучительное для будущих ученых откровение сделал в предисловии к своей книге известный ученый, основатель физиологической теории стресса Г. Селье, обращаясь к своему воображаемому другу Джону: "Я люблю тепло семейной жизни... Но наиболее характерные для меня чувства удовлетворения и соучастия обязаны своим происхождением определенного рода резонансу с общими законами природы. А они слишком грандиозны, чтобы вызвать иное чувство, кроме восхищения (если только не разделять полностью их понимание с другими людьми). Такое взаимопонимание дается не всегда. Чем дальше продвигаешься в глубь неизведанного, тем меньше попутчиков остается рядом с тобой... Ты, Джон, для меня символ того, кто в этот момент будет рядом со мной. Вот почему я ищу тебя всю жизнь... Как часто в науке начинаешь понимать, что абстракции бывают в такой же или даже в большей степени реальны, чем осязаемые конкретные факты. Вот я и создал тебя, Джон, своим младшим духовным братом и последователем, с которым я могу обо всем потолковать. Ибо кто брат мой? Человек моей крови - даже если у нас нет больше ничего общего - или человек моего духа, с которым нас связывает теплота взаимопонимания и общих идеалов. Я продолжаю надеяться, что где-нибудь, когда-нибудь ты материализуешься" (Селье, 1987. С. 14).
К этому можно было бы добавить, что помимо воображаемого все понимающего "духовного брата" творец должен быть готов и к созданию в своем воображении своеобразного "духовного оппонента", способного к конструктивной критике. Еще неизвестно, что продуктивнее для творческого "вдохновения".
Таким образом, получается, что непонимание и даже непризнание - это естественное состояние для творчески ориентированного человека. При этом одной из существенных характеристик творца является готовность не просто "мучительно переживать" такое невнимание к своему труду, но и готовность находить иные смыслы в своем творчестве, выстраивая свой внутренний мир ("психологический тыл"), независимый от презрения невежд и отношения так называемых "профессиональных тусовок".
11.4. Личностный компромисс как вариант построения "успешной" карьеры
Для начала полезно рассмотреть традиционные представления о путях к "успеху". В представлениях о путях построения успешной карьеры существует парадоксальная ситуация. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, честностью, уважением к другим людям и т.п. Но, с другой стороны, молодой человек быстро обнаруживает, что для "успеха" часто бывают полезнее прямо противоположные качества. Одно из возможных объяснений такого противоречия заключается в том, что родители и воспитатели, когда они непосредственно взаимодействуют со своим ребенком, часто сами бывают заинтересованы в том, чтобы он обладал набором "хороших" качеств, "чтобы хлопот с ним было меньше"… Но когда ребенок взрослеет и все больше пребывает в других местах, с другими людьми (с преподавателями, с коллегами, с начальством), родители часто "переориентируют" свое подросшее чадо на прямо противоположные качества и в подтверждение даже приводят соответствующие примеры достижения "успеха". Слава богу, такое происходит не во всех семьях…
Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о "честном" и "нечестном" путях), все-таки надеются втайне, что именно их пути окажутся
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 584 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!