Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская культура XVII в



В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле­ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москви­чей— в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знаю­щие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разби­раться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном произ­водстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар-


Русская культура XVI I в. 125

кого приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас­совым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубли­кованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умно­жения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати­ки, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче­ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови­ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло­моносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль­шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак­тических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Север­ной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил зем­ли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Ку­рильские острова.

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летопис­ные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем до­казывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли историче­ские повести, имевшие публицистический характер. Например, груп­па таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на со­бытия Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлени­ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы­мышленные герои. В«Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).


Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв.

126

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию перво- го русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Инно- кентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуще­ствовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. При- дворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской

культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Пет­рушки (главный герой народных кукольных представлений). Прави- тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе­лый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочно­сти архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные, «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах од­ного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоие­русалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Ни­коном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — цер­ковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как при­мер наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусст­-
ва, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепост­-
ных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное
значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем
и на других башнях Московского Кремля уступили место великолеп-
ным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную
мощь сердца столицы России.


Русская культура XVI I в. 127

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла­дыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору­жены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо­настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите­лей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое­образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво­рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был по­строен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло­вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотвор­ный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объ­емность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще­нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (пер­соны), изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника худож­ников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на­писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.


Глава 14





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...