Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Росписи ц. Илии Пророка в Ярославле (1681 г.)



Гурий Никитин с артелью

Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове

Дмитрий Плеханов с артелью

Стремление передать земную красоту и вместе с тем сказочная фантастика характерны для всех видов художественного творчества XVII столетья.

***

Великое русское искусство X—ХVII вв. определялось в наибольшей степени религией. Христианство определило человеческое мышление, породило особые формы храмов и монастырских построек, выработало определенную систему и технику монументальной росписи и иконописи во всем их бесконечном многообразии.

***

Восемнадцатый и часть девятнадцатого века в истории церковной живописи ознаменованы господством подражательности, безжизненности и аскетичности рисунка. Правда в храмах XVIII и ХIХ века эти недостатки не обрисовываются с большей яркостью, потому что с вытеснением «шатрового» стиля из церковной архитектуры ослабляется и обычай росписи стен фресковыми изображениями. Вместо фресок употребляются просто иконы; живопись постепенно сосредоточивается на иконостасе. Иконостас делается высоким, многоярусным и объединяет в себе те же изображения, которые раньше были распределены по всему храму. В этой новой форме и росписи иконостаса усматривается особенность живописи XVII—XIX вв. от предшествующего времени.

Основанная в 1763 г. Академия художеств не была проникнута сознательными целями развивать церковную живопись, и не содержала в себе особого класса иконописания. Однако, сообщая общее художественное развитие учащимся, вырабатывая в них технику письма и ознакомляя их с образцами Западно—Европейской живописи, Академии Художеств косвенным образом внесла определенные изменения в дело церковной живописи. Многие питомцы Академии ознаменовали свою деятельность священными изображениями. Таковы русские художники Боровиковский (1758—1826), Басин (1793—1877), К. Брюллов (1799—1852), Ф. Бруни (1800—1875) и многие др. Общие черты их художественной деятельности — тщательность отделки и проработки тонов, стремление к реализму — сближает их с главными художниками итальянцами. Поэтому в тех исторических храмах, построенных в начале ХIХ в., как например Александро—Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский и Смольный соборы (Петербург), в росписи которых наиболее потрудилось художники—академисты, живопись носит облик итальянской. живописи. По характеру образования главных исполнителей этой живописи, она носит название «академической».

Немалое значение в истории церковно—религиозной живописи имела личность и жизнь художника Александра Иванова (1806—1856). Чутко относившийся к религиозным вопросам, художник почти 30 лет собирал материалы и составлял этюды, относящиеся к земной жизни Христа. В результате, появилась картина «Явление Христа». Хотя Иванов не оставил церковно—храмовых изображений, но своим примером он побудил многих из последующих художников глубже и вдумчивее относится к священным сюжетам. И действительно, во второй половине ХIХ века образовалось то направление русского иконографического искусства, которое оставаясь верным византийской и исторической действительности, вместе с тем остается верным законам художественной перспективы и законам анатомии человеческого тела. Деятельность русских художников простирается теперь не только на изображение отдельных священных лиц или событий, но на целый их ряд, захватывая то события из жизни Богоматери, то из жизни Иисуса Христа или из жизни русских святых. Многие художники, прежде чем приступить к росписи храмов, изучали памятники Западно—Европейской, византийской и русской живописи, знакомились с внешней историей изображаемых ими лиц и событий. Представителями этого периода церковной живописи является ряд русских художников академистов: Марков, Неф, Крамской, Верещагин, Сорокин, Семирадский, Сведомский, Бондаревский, Беляев, Новоскольцев, Маковский, А. Бруни, Карелин, Шаховский, В. Васнецов, Н. Ге, М. Нестеров. Работы этих художников составляют украшение исторических храмов второй половины ХIХ — начала ХХ веков: Храма Христа Спасителя в Москве, Киево—Владимирского храма, храма в Борках (на месте крушения царского поезда 17 октября). Соединенными силами этих художников русская церковная живопись возведена на новую ступень. Эти художники сообщили ему черты, превосходящие техникой и разнообразием сюжетов не только греческую и древнерусскую живопись, а даже — силою чувств лучшие образцы западноевропейской живописи. Каждый из этих художников в соответствии со своими наклонностями потрудился для улучшения церковной живописи; и каждый из них содержит такие произведения, при созерцании которых молящиеся душою и сердцем будут устремляться к Богу.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...