Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иконы Строгановской школы



Прокопий Чирин

1 2 3

1. «Св. мученик Никита – воин»;

2. «Иоанн Предтеча ангел пустыни»;

3. «Св. мученик Димитрий Солунский и благоверный царевич Димитрий».

Истома Савин.

1 2

1. «Митрополит Петр с Житием»;

Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами.

Никифор Савин

1 2 3

1. «Чудо Георгия о змие»;

2. «Чудо Феодора Тирона» -икона на тему апокрифа, в котором повествуется, как святой воин победил змия и спас от гибели царевну свою мать;

3. «Троица Новозаветная».

Назарий Истомин Савин.

«Благоверный царевич Димитрий» 1621 – 1622 гг.

1 2 3 4

1. «Иоанн Предтеча в пустыне»;

2. «Св. мученики Борис и Глеб»;

3. «Св. пророк Илия»;

4. «Св. Симеон столпник».

Строгановская школа осталась в русском иконописании как образец высокого профессионализма, артистичности, изощренности языка, но она свидетельствовала вместе с тем о постепенном умирании монументального молельного образа.

Самое значительное направление в иконописании XVII в. было связано с именем царского изографа Пимена Федорова сына - Симона Фёдоровича Ушакова (1626 – 1686 гг.). Он отказался от идущей ещё из византийского искусства традиции изображения и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия».

Симон Ушаков, уроженец Москвы, в 1648 г. был принят жалованным иконописцем в Оружейную палату, которая в XVII в. была крупнейшим художественным центром в Московском государстве. Роль Симона Ушакова в создании русского художественного стиля XVII в. была очень велика, так как он в течение 38 лет сам работал в Оружейной палате и долго руководил ее мастерами.

Симон Ушаков уделял много времени педагогической работе и интересовался ею; он собирался создать гравированную азбуку рисования, состоящую из анатомических рисунков. В средние века мастера передавали свои навыки и секреты замкнутому кругу учеников. Иначе поступал Симон Ушаков, который стремился сделать общедоступными свои знания и опыт, положить начало новой системе художественного обучения, которая получила развитие в XVII в.

Симон Ушаков жил в период борьбы патриархальных церковных воззрений с новыми, светскими тенденциями. В области живописи также шли споры сторонников старых икон, с темными аскетическими лицами святых, со сторонниками новой, более реалистической живописи, в которой лица святых были похожи на живые человеческие лица. Более ярко и последовательно сформулировал новую эстетическую теорию Симон Ушаков, написавший трактат «Слово к любителям иконописания». Из всех искусств он выше всего ставит живопись, ибо ее изображению доступны все явления природы - она оживляет мертвых, напоминает о прошедших делах и т.д. Ушаков выражает широкие взгляды на искусство и его общественное значение, сравнивает живопись с зеркалом, обладающим способностью отражать жизнь такой, какой она есть на самом деле.

Творческая практика Симона Ушакова частично отразила его теоретические взгляды. Он одним из первых стал подписывать и датировать свои произведения, иногда сообщая интересные сведения о себе. Лучшие его иконы написаны для церкви Грузинской богоматери в Китай-городе по заказу богатых купцов Никитниковых для московских и подмосковных монастырей (Троице- Сергиева, Новодевичьего, Донского) и церквей. Его произведения украшали храмы и дворцы Кремля. Из стенописей С. Ушакова сохранились фрески церкви Грузинской богоматери 1653 г.

Из ранних икон С. Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей», (голова Христа в архиерейской митре) 1657 г. из церкви Грузинской иконы Божией Матери. В изображении лица Христа наблюдаются особенности, не встречающиеся в более ранних произведениях иконописи.

«Спас Великий Архиерей» 1657 г.


Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свидетельствует другая икона из церкви Грузинской иконы Божией Матери – «Благовещение» 1659 г., окруженная мелкими сценами акафиста, написанная тремя мастерами: Яковом Казанцем, Гавриилом Кондратьевым и Симоном Ушаковым, который писал только лица, о чем свидетельствует надпись на иконе. По своему стилю эта икона относится целиком к первой половине XVII в. Скалистые пейзажи и фантастические нагромождения архитектуры, миниатюрные фигурки людей, яркие краски и золото - все напоминает иконы «Строгановских» мастеров.

«Благовещение». 1659 г.

В 1668 г. С. Ушаков написал аллегорическую композицию «Древо Государства Российского».

«Древо Государства Российского». 1668 г.

На иконе изображены Кремль и Успенский собор, у основания которого стоят Иван Калита, «собиратель русской земли», и митрополит Петр, сажающие «древо Государства Российского». На ветвях древа в круглых медальонах изображены различные деятели московского государства - князья, цари и патриархи. Внизу, на кремлевской стене стоят слева царь Алексей Михайлович, справа - царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. В центре древа, в овале изображена покровительница Москвы и Московского государства - Владимирская богоматерь. Образ богоматери, созданный Семеном Ушаковым, не является повторением древней иконы. Ее округлое лицо, нежный цвет розоватых щек и полные губы носят черты жизненности и обаяния. Наиболее реалистичны портретные изображения Алексея Михайловича и членов его семьи. Основная идея произведения - возвышение и прославление Русского государства и его исторических деятелей.

Одной из интересных и характерных работ Симона Ушакова является Кикская икона Божией Матери, написанная для церкви Григория Неокесарийского в Москве. Икона была почитаема не только христианами, но и мусульманами.

Кикская икона Божией матери. 1668 г.

Симон Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В небольшую икону архангела Михаила 1676 г. художник ввел очень жизненную фигуру молящегося человека в обычном одеянии простолюдина, возможно, заказчика и владельца иконы.

«Архангел Михаил». 1676 г.

Исторические свидетельства говорят о том, что С. Ушаков писал настоящие портреты, «парсуны» (от слова - персона) масляными красками на холсте.

Из иконописных работ С. Ушакова необходимо отметить ряд икон «Нерукотворного Спаса», в которых художника больше всего интересует естественность и материальность передачи человеческого лица, и «Троицу» 1671 г., выполненную по заказу греческого купца.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1817 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...