Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

4 страница. Последовавший период нэпа стал интуитивным движением к социал-демократическим ориентирам



Последовавший период нэпа стал интуитивным движением к социал-демократическим ориентирам.

В конце 20-х годов начался период тоталитаризма: власть сосредоточилась в руках диктатора, использовались методы насилия, террора, произвола, беззакония; общество тотально контролировалось карательным аппаратом; официальные конституционные органы были придатком диктатора и партийной номенклатуры; верхушка партии встала над государством и обществом.

Во второй половине 50-х гг. крайности тоталитарного режима были устранены, государство перешло к авторитарному режиму с элементами тоталитарности и зарождающейся демократии.

В середине 80-х - первой половине 90-х гг. XX века государство постепенно (во многом под давлением общества) стало менять политический режим, приступив к созданию демократического режима.

Современный политический режим России можно охарактеризовать как демократический. Остаточные явления предыдущего политического режима постепенно исчезают.

12. Классификация и типы государств. Современное государствоведение классифицирует государства по различным критериям. Как известно, от избранного критерия зависит и соответствующая классификация.

Все наиболее известные типологии (классификации) государств основаны главным образом на двух подходах. Первый называется формационным, второй - цивилизационным.

При формационном подходе история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. На этой основе можно выделить следующие, например, типы государств:

- рабовладельческие;

- феодальные;

- буржуазные (капиталистические);

- социалистические.

Первые государства были в основном государствами рабовладельческими. В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX - VIII вв. до н.э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, города-республики).

В рабовладельческом государстве существуют два основных класса - класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Между этими двумя классами складывался главный общественный конфликт интересов.

Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Часть общества (рабы) юридически лишалась всяких прав. Рабы не считались субъектами права. В обществе господствовала физическая зависимость человека от человека.

Класс собственников использует публичную власть как орудие классового угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

Чтобы предотвратить острые формы классовых столкновений, государство иногда старалось улучшить положение рабов, ввести некоторые ограничения власти рабовладельцев, применять идеологические методы и меры экономического стимулирования.

В Афинах запрещалось избиение или убийство раба. В Риме рабы выполняли функции врачей, учителей, торговцев, ремесленников. Вольноотпущенники могли занимать крупные посты в системе государственной власти. Таким образом государство проявляло не только классовую (групповую) сторону сущности, но и (временно) общесоциальную сторону.

Рабовладельческое общество содержало в себе предпосылки дальнейшего развития. Усложнение отношений между равноправными собственниками вело к появлению сложных правовых систем, законов, развитию демократических начал.

В наше время рабство, работорговля запрещены международным правом (Конвенция о рабстве 1926 года и Протокол к ней 1953 года; Дополнительная конвенция по борьбе с рабством 1956 года; Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Пакты о правах человека 1966 года).

Феодальные государства возникли в Европе в VI - IX вв. н.э. и прошли ряд стадий развития - централизованной монархии, феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархии.

В феодальном государстве существовали два класса - феодалы (меньшинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обладали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности.

Крестьяне были юридически ущемлены. Они имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). Участия в управлении государством крестьяне не принимали. В таком обществе сословного неравенства зависимость человека от человека была опосредована землей.

Преодолевается феодальная раздробленность посредством создания общегосударственного законодательства либо путем придания общей силы судебному прецеденту.

Феодальные государства существовали в основном как монархии. В независимых городах, где господствовало купечество, существовала республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

В наше время в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Первые буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200 - 300 лет назад. Сословное неравенство было заменено на равенство формальное, правовое при неравенстве социальном, экономическом. Люди, лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату.

Зависимость человека от человека приняла более тонкие - экономические - формы. Люди оставались неравноправными экономически - по отношению к средствам производства (фабрики, заводы, земля и т.п.).

Общество разделилось на два класса: капиталистов - собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения).

Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.

Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового (социального) государства.

На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные, ценз оседлости). Налицо политическое неравенство при механизмах парламентаризма, законности.

На второй стадии (конец XIX - начало XX в.) основная часть общественного богатства через акционирование концентрируется в руках монополистических объединений. Возникают и распадаются антидемократические режимы (фашистские режимы в Германии, Италии; военно-полицейские режимы в Латинской Америке, Южной Африке). Вместо силовых, политических механизмов регулирования общества включаются экономические. Государство все больше внимания уделяет общесоциальным функциям, т.е. смещает акцент на общесоциальную сторону сущности.

На третьей - современной - стадии формируется "средний класс", владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата, по существу, исчезает. Часто этот этап называют периодом "смешанного общества".

Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства населения улучшается. Формируется социальное, правовое государство, которое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирования, кредитования, национализации, приватизации и т.п.

В XX веке фактически произошло (или происходит и в настоящее время) перерождение государства. Преобладающую часть истории государство обслуживало интересы главным образом меньшинства - экономически господствующих классов.

Во второй половине XX века акценты в сущности современного государства стали смещаться в сторону преимущественного обслуживания общесоциальных интересов.

В современном передовом развитом государстве господствует плюрализм форм собственности. Государства в большинстве случаев отражают волю всего населения, а не только его незначительной части.

Впрочем, бывает и так, что при принятии отдельных решений государство по-прежнему отстаивает интересы экономически господствующих групп населения. Однако такой подход не является определяющим для правового/социального государства современного типа.

Видимо, современное государство (и общество) западного типа являются переходным этапом к очередному, более высокому типу общественно-экономической формации.

В социалистическом государстве, как предполагалось теоретиками и практиками марксизма-ленинизма, власть впервые в истории будет принадлежать трудящимся классам - рабочим и крестьянам, т.е. большинству, а не меньшинству народа.

Первым социалистическим государством стала Советская Россия, позднее - Советский Союз (Союз Советских Социалистических Республик - СССР).

В стране была осуществлена национализация средств производства; фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Тем самым якобы произошло "освобождение" рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков.

Считалось, что свободный труд (т.е. труд на себя, а не на капиталиста, хозяина) приведет к невиданному росту производительности труда. На самом же деле труд оказался также несвободным; это был труд на другого капиталиста - на государство. Государство поставило средства производства на службу себе и своей идеологии.

Таким образом, господствующей формой собственности в социалистическом государстве являлась государственная собственность на средства производства. Государство становилось главным капиталистом и эксплуататором.

Простой человек экономически зависел от государства и лишался стимулов к производительному труду. Из общества исключалась личная заинтересованность в труде: в самом деле, зачем хорошо и эффективно трудиться, если все равно весь доход присвоит государство?

Человек превращался в придаток, в "винтик" государственной машины, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкуренция собственников практически исключались из общественной жизни.

Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономики. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсирует системой обязательных планов, т.е. административным принуждением.

Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движения вперед. До поры до времени государственное принуждение может заменить такие механизмы, но в историческом плане это не решает проблему. Именно поэтому социалистическое государство проиграло историческое соревнование в эффективности.

В большинстве реально существовавших и существующих государств социалистического типа аппарат (или партийная верхушка господствующей партии) узурпировал власть; произошло огосударствление всей общественной жизни. Государство использовало репрессии против народа, в том числе для принуждения к труду.

Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались в фикцию, общество - в средство достижения идеологических целей.

Практически везде экономика стагнировала и все больше отставала по эффективности от государств буржуазного типа. Социалистические государства проиграли историческое соревнование с капиталистическими государствами в эффективности и производительности труда, в благосостоянии простого человека.

Государство и общество социалистического типа оказались нежизнеспособными. В конечном счете фактически существовавшие и существующие государства социалистического типа в значительной степени схожи с государствами восточного типа.

Марксистская доктрина предсказывала отмирание государства через участие большинства населения в делах общества и государства. Постепенно должна была произойти замена государства органами народного самоуправления.

Впрочем, и органы народного самоуправления могли быть и были только фикцией. Да и теоретическим расчетам на отмирание государства вряд ли в обозримом будущем суждено оправдаться.

Второй подход к классификации государств получил обобщенное название цивилизационного подхода.

При цивилизационном подходе история рассматривается как смена цивилизаций. Под цивилизацией в широком смысле может пониматься все, что наработано человеческим обществом за свою историю, - все элементы материальной и духовной культуры.

Зачастую цивилизацией называют определенную часть (или период) либо определенное состояние материальной и духовной культуры - с определенным, специфическим сочетанием компонентов культуры. И тогда цивилизаций может быть много.

Язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии и т.п. - это все компоненты цивилизации. Следовательно, при цивилизационном подходе возможны десятки классификаций государств - в зависимости от того компонента, который будет избран в качестве критерия.

Если, например, в качестве критерия выбрать такой элемент цивилизации, как религия, то все государства можно подразделить на государства: атеистические, христианские, исламские, буддийские и т.д. Перед нами классификация, произведенная на основе цивилизационного подхода.

Известны следующие, в частности, классификации государств по цивилизационным критериям:

- древние, средневековые, современные;

- крестьянские, промышленные, научно-технические;

- локальные, особенные, современные.

Однако в западных обществоведческих науках чаще других, пожалуй, используются две классификации.

В первом случае в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:

- доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;

- индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;

- постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.

Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

- западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей, являются правовыми, социальными; политические режимы - демократические; экономика находится на передовых позициях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное;

- восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы - авторитарные или тоталитарные; уровень развития экономики и благосостояния - ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное;

- смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

Отдельные ученые предлагают свои классификации государств и обществ, в которых применяют в качестве критерия собственный набор цивилизационных факторов.

Так, например, британский социолог Арнольд Д. Тойнби (1889 - 1975) сконструировал собственную типологию государств и сформулировал теорию круговорота цивилизаций.

По его мнению, каждая цивилизация развивается по кругу, проходя одинаковые стадии: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и стадию разложения.

Движущей силой развития цивилизации является творческая элита, составляющая меньшинство общества. Именно элита влечет за собой инертное большинство.

А. Тойнби насчитал в мировой истории 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Американский социолог и экономист Уолт Ростоу (р. 1916) выдвинул свою теорию - теорию стадий экономического роста, согласно которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники.

В соответствии с этой теорией все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

- традиционное общество (для него характерны доньютоновская наука и техника, преобладание сельского хозяйства);

- переходное общество (на этой стадии закладываются основы преобразований, зарождается обрабатывающая промышленность);

- стадия сдвига (начинается научно-техническое развитие в промышленности и сельском хозяйстве);

- стадия созревающего общества (выпуск продукции превышает рост населения);

- стадия массового потребления (на этой стадии возникает "государство всеобщего благоденствия").

13. Постиндустриальное (информационное) государство и его признаки. Каким будет государство в будущем? Появятся ли новые качественные признаки государства?

Считается, что государство будущего - это постиндустриальное государство. Часто прогнозную модель государства будущего называют "государством всеобщего благоденствия", "информационным государством" и т.п. Иногда "информационное государство" рассматривают как тип государства, которое следует за "постиндустриальным государством".

Начало данному направлению научной мысли было положено английским экономистом Джоном Кейнсом (1883 - 1946).

Кейнс обосновывал необходимость государственного регулирования современной экономики, правда, только "тонкими методами", опосредованно; выступал за программы "полной занятости" как цели государства, за увеличение потребления в обществе. Тем самым была аргументирована идея, что государство должно возглавить работу по росту экономического благосостояния своих граждан.

Американский экономист Джон Гэлбрейт (р. 1908) выдвинул концепцию "нового индустриального общества". По Гэлбрейту, раньше власть принадлежала тем, кто владеет землей, затем - тем, кто владеет средствами производства (капиталом); сегодня, когда этот капитал распределен в виде акций среди общества, власть принадлежит держателям технологических знаний и опыта. Они-то и представляют собой индустриальное общество - общество будущего.

Представителем этой теории является также французский социолог Реймон Арон (1905 - 1983).

Главная мысль в этих концепциях применительно к государству состоит в том, что интеллект, технологии, информация, наука становятся средствами производства и источником власти.

Основной порок глобализации - нарастание социального неравенства. В постиндустриальном обществе на смену неравенству социальному придет неравенство интеллектуальное. Государство будет стремиться к последовательному снижению уровня неравенства, предоставлению максимальному числу граждан все новых социальных и материальных благ.

Попробуем синтезировать возможные признаки постиндустриального (информационного) государства и общества. К ним, в частности, относятся следующие признаки:

- в постиндустриальном (информационном) обществе неизмеримо возрастут потоки информации, роль инфраструктуры; технологии, интеллект превращаются в основную производительную силу;

- практически все члены общества в таком государстве являются собственниками, все общество - это "средний класс"; в обществе будут преобладать виды умственного, а не физического труда;

- государство выражает интересы экономически активного населения, активно внедряется в управление экономикой, усиливаются его экономические функции; будет происходить перераспределение функций государства: часть государственных полномочий будет передаваться "вниз" - органам местного самоуправления, а часть - "наверх", т.е. специально создаваемым международным органам с наднациональными функциями;

- государство служит человеку, защищает человека, проводит активную социальную политику, обеспечивая полную занятость, "эффективный спрос";

- в постиндустриальном обществе будут гибко сочетаться три вида собственности: частная, коллективная (включая акционерную), государственная;

- в постиндустриальном обществе усиливаются тенденции к интеграции, мир движется к мировой конфедерации (и федерации) государств.

Все указанные классификации помогают нам глубже проникнуть в сущность, содержание, природу государств, как в прошлом, так и в настоящем.

Как определить место России в приведенных классификациях? С точки зрения формационного подхода, Россия, по всей видимости, скорее всего, находится на завершающем этапе перехода от социалистического типа государства к капиталистическому (буржуазному).

С точки зрения цивилизационного подхода, Россия находится на этапе перехода от индустриального государства/общества к постиндустриальному. С определенной долей условности Россию можно считать государством западного типа (с элементами государства смешанного типа).

Указанные классификации не являются чем-то раз и навсегда данным. В реальной жизни многие государства, отнесенные к одному типу, могут содержать в себе элементы государств других типов.

Можно выделить специальную классификационную "полочку" для государств смешанного или переходного типов.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся друг с другом понятия "государство" и "власть"?

2. Что такое форма правления?

3. Что такое форма государственного устройства?

4. Что такое политический режим?

5. Чем характеризуются монархии?

6. Чем абсолютные монархии отличаются от ограниченных?

7. Какие современные государства относятся к монархиям?

8. Чем отличаются парламентские монархии от дуалистических?

9. Какие государства представляют собой нетрадиционные монархии? Почему?

10. Какие известны республики в период рабовладельческих, феодальных государств?

11. Чем отличается роль президента в президентских и парламентских республиках?

12. Какой тип республики сложился в современной России? Почему?

13. Чем характеризуются унитарные государства?

14. Могут ли в унитарных государствах быть двухпалатные парламенты?

15. Что такое автономии?

16. Могут ли в унитарных государствах быть автономии?

17. Почему федеративные государства называются сложными?

18. Какой механизм обеспечивает деление власти "по вертикали" в федеративных государствах?

19. Делится ли в России "по вертикали" судебная ветвь власти?

20. Какие существуют классификации федеративных государств?

21. Почему безосновательны притязания некоторых субъектов Российской Федерации на статус "субъектов международного права" и "государств, ассоциированных с Россией"?

22. Когда Россия стала федеративным государством?

23. Как расшифровываются аббревиатуры "РСФСР", "СССР"?

24. Когда и как появились в России первые национальные (автономные) республики?

25. Был ли Советский Союз федерацией?

26. Когда в России началось строительство реальной федерации?

27. Для каких целей создаются конфедерации?

28. Является ли Европейский союз конфедерацией?

29. Что включают в себя методы убеждения? Методы принуждения?

30. Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?

31. Какие различают виды демократических режимов?

32. Какой режим существует в современной России?

33. Какие два основных подхода применяются при классификации государств?

34. Какие основные типы государств выделяются с точки зрения господствующих форм собственности?

35. В чем состоят особенности социалистического типа государств?

36. Какие основные типы государств выделяются на основе различных цивилизационных факторов?

37. Чем индустриальные государства отличаются от постиндустриальных?

38. Чем государства западного типа отличаются от государств восточного типа?

39. Чем известен Арнольд Д. Тойнби?

40. В чем существо теории стадий экономического роста?

41. Для чего необходимо знание классификаций и типов государств? Где место России в предложенных классификациях?

Раздел 3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

14. Понятие общества. Человек, по словам Аристотеля, - существо общественное. Общество, в которое на протяжении всей своей истории объединяются люди, есть определенная организация их жизни. Только так - в обществе - люди смогли выжить на Земле, преодолеть все катаклизмы, стать хозяевами природы.

Общество - это не просто много людей. Общество - это главным образом отношения между людьми. К обществу можно применить известный вывод науки философии: целое всегда больше, чем совокупность его частей. Общество, таким образом, нечто большее, чем его составляющие.

Во внутриобщественные отношения "задействованы" не только человек (физическое лицо), но и разного рода группы, объединения лиц: предприятия (или юридические лица), нации, семьи, партии, прочие общественные организации, целые классы. Само государство, наконец, как особая политическая организация общества. Все они - субъекты общественных отношений.

Между этими "составляющими" общества складываются различные отношения. Например, между мужем и женой в семье складываются отношения по поводу воспитания и содержания детей. Между продавцом и покупателем складываются отношения по поводу определенной вещи, ее цены, качества и т.п. Между партиями складываются отношения по поводу их политических платформ, идеологических установок. Между отдельными слоями общества складываются отношения по поводу крупной собственности (фабрик, заводов): у одного слоя такая собственность есть, у другого - нет.

Между государством и людьми складываются, в частности, отношения по поводу тех прав, которыми должны обладать граждане: государство, часто в тех или иных целях оправданно или неоправданно стремится к ограничению прав граждан (что объективно сужает степень их свободы), человек, наоборот, всегда стремится к максимально возможной степени свободы для себя.

Одним словом, общественные отношения пронизаны интересами. Эти интересы либо "сталкиваются", порождают конфликты и беспорядки, либо согласовываются, гармонизируются. И государство призвано смягчать противоречия, обеспечивать в обществе порядок, давать обществу механизмы для гармонизации сталкивающихся интересов.

Государства во взаимоотношениях между собой также вступают в конфликты, когда сталкиваются их государственные (национальные) интересы. Чтобы снять эти противоречия, согласовать интересы, решить общую проблему, государства ведут переговоры, заключают международные договоры, создают международные организации.

Итак, общество - это система отношений между людьми, их объединениями, обеспечивающая согласование интересов и существование человека на Земле.

Условно в истории человеческой цивилизации можно выделить два типа общества:

- общество, в котором люди были связаны друг с другом преимущественно кровнородственными отношениями (первобытное общество), и это определяло характер взаимоотношений в обществе. Такое общество можно назвать простым;

- общество, в котором отношения складываются преимущественно не на кровном родстве, а на общности территории (соседский тип общества). В таком обществе характер взаимоотношений становится более сложным. Все мы сегодня - "соседи" на территории своего государства. В таких условиях кровнородственные отношения остались лишь в наших семьях, в "глубине" общественных отношений, и они не определяют характер общества. Это сложное общество.

Современное общество - многомерное явление. В его содержании выделяются достаточно автономные группы отношений. Так, если посмотреть на общество как на совокупность семей, то в качестве автономного явления предстают семейные отношения. Если посмотреть на общество как на совокупность работодателей и наемных работников, выделяются трудовые отношения. Если видеть в обществе собственников материальных и нематериальных благ, то отношения между собственниками составят группу имущественных (экономических) отношений.

В составе общественных отношений присутствуют также такие группы, как: конституционные отношения (т.е. отношения, в частности, между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина); уголовные отношения (т.е. отношения между государством и обществом по поводу запретов, которые налагаются на людей), - и другие.

15. Взаимодействие государства и общества. Государство - это организационная форма сложного общества. Сложное общество не может обходиться без особого аппарата власти - государства.

Современные государства обладают разветвленной системой органов. В них зачастую работают сотни тысяч и даже миллионы государственных служащих.

История свидетельствует: государство может выполнять в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. В первом случае государство благотворно воздействует на общественный организм, обеспечивает порядок, функционирование и развитие общества. Во втором случае - встает над обществом, разрушает общественный организм.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...