Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. С учетом указанных отличий и особенностей, становятся более понятными и особенности менталитета, общественного сознания восточного и западного типа



С учетом указанных отличий и особенностей, становятся более понятными и особенности менталитета, общественного сознания восточного и западного типа.

Понятно, что из двух черт - индивидуализма и коллективизма - первая более характерна для менталитета и общественного сознания на Западе, вторая - на Востоке.

Не случайно именно на Западе возникли идеи естественных прав, прав и свобод человека, правового государства, гражданского общества.

Каким бы путем ни шло зарождение государства, в конечном итоге государства появились и на Востоке, и на Западе как механизмы поддержания порядка в условиях усложнившихся обществ. Государства - порождения нарастающей конфликтности интересов в древних обществах.

Узбекский государственный деятель и поэт Алишер Навои (1441 - 1501), живший в Герате (северо-запад Афганистана), так представлял себе, каким должен быть справедливый правитель: "...Справедливый царь - это милость Господа Всевышнего для населения, он охраняет и благоустраивает все селения. Благодаря его благосклонности и милосердию неимущие и беспомощные не притеснены, а угнетатели мечом его наказания казнены. Благодаря его опеке царит радость в школах, благодаря его защите в женских банях слышны голоса женщин и девушек веселых....Он велит освещать лавки для вечерней торговли свечами, не разгуливают у него головорезы по улицам ночами....Он разбивает для подданных сады, строит им дворцы, в достатке и покое его бойцы....Голодных он угощает со своих щедрых столов, голых он одевает из богатой казны своих даров....Мечтают попасть под его власть подданные любого государства, среди угнетенных царит молва о справедливости его царства....Удовлетворяя потребности народа, он ищет милости Бога всегда, во время разбора жалобы судебной он не забывает о дне Страшного Суда" (А. Навои "Возлюбленный сердец").

6. Понятие государства, его признаки функции, сущность. Итак, развитие древних обществ привело к смене типов власти - к появлению государства.

Первобытное общество прошло через три крупных разделения труда. Разделение труда ведет к его специализации, повышению производительности. Человек меньше зависит от природы. Появляется прибавочный продукт. Родовая община начинает дробиться на семьи. Возникает частная собственность на землю, скот, рабов. Интересы семьи и рода уже не всегда совпадают. Началось расслоение общества.

Зачатки органов принуждения (дружины предводителя, тюрьмы и т.п.) встают на службу родоплеменной знати. На смену родовой организации жизни общества приходит государственная.

При появлении государства власть вставала над обществом, становилась политической, т.е. обеспеченной аппаратом насилия и принуждения. Это и было государством.

Следовательно, государство - это организация (механизм) публичной политической власти, аппарат управления и принуждения.

Власть - цементирующий, неотъемлемый элемент общества и государства. Она обеспечивает целостность общества, его управляемость.

Важнейшим элементом власти в самом широком и абстрактном ее понимании выступает воля (людей, государства).

Власть - это передача или навязывание воли, с одной стороны, и подчинение этой воле, с другой стороны.

Вторым элементом власти является сила, в том числе сила авторитета, сила идеологического воздействия, сила принуждения. Власть - это воля + сила.

Соответственно государственный аппарат подразделяется на органы управления (они формируют волю) и органы принуждения (они обеспечивают силу, принуждение).

Признаками государства могут служить следующие:

- реализация власти осуществляется особым аппаратом профессиональных управленцев, а обеспечение решений - аппаратом принуждения (аппарат);

- власть государства основывается не на кровном родстве, а на территориальной общности людей, подданных/граждан (территориальная общность);

- государство обладает внешним и внутренним суверенитетом, т.е. независимостью от любой иной власти внутри и вовне (суверенитет);

- для содержания государственного аппарата необходимы налоги, сборы, различные обложения (налоги);

- только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты; правотворчество - исключительная прерогатива государства (право).

Если в каком-то обществе имеются эти признаки, можно делать вывод: в данном обществе есть государство.

Государственная власть реализуется через систему государственных органов. Каждый орган государственной власти имеет свои задачи, свои методы работы, полномочия, которыми наделяет его государство. В сумме органы государства действуют согласованно, в строгом порядке, олицетворяя единую государственную власть. Это и есть аппарат государства (или механизм государства).

Для органа государства характерны следующие признаки: во-первых, наличие нормативно-правового акта, на основании которого данный орган образован и функционирует; во-вторых, наличие властных полномочий, которыми наделен орган государства; в-третьих, государственным органам предписываются определенные (а не любые) формы и методы деятельности.

Исходя из указанных признаков, не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. В эту категорию явно не попадают государственное предприятие, например, или государственное учебное заведение.

С другой стороны, органом государства может быть один человек: Президент России, Уполномоченный по правам человека и др.

Таким образом, орган государства - организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, которые осуществляются установленными формами и методами.

В каком соотношении находятся органы государственной власти и органы местного самоуправления? Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а представляют собой способ самоорганизации гражданского общества.

В чем же состоит сущность государства? Что является главным, определяющим в этом явлении? Какое сущностное начало присутствует в нем? Что это за "машина" нависла над человеком и определяет его судьбу? Какова ее природа?

Всеми эти вопросами задавались издавна. Поиски сущности государства идут еще со времен Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.).

Считали, что сущность государства состоит в том, чтобы поддерживать общий правопорядок, обеспечивать общежитие и др.

Фридрих Энгельс видел сущность государства в том, что оно является "машиной для подавления одного класса другим".

В.И. Ленин подчеркивал: государство - это "машина для поддержания господства одного класса над другим".

Чтобы проникнуть в сущность государства, необходимо задать вопрос: кому оно служит? Чьи интересы преимущественно обслуживает? Чья воля воплощена во власти? Ответить на этот вопрос - значит проникнуть в сущность государства.

Из истории нам известно, что рабовладельческое государство, например, преимущественно обслуживало интересы рабовладельцев, т.е. служило классу имущему, меньшинству общества. Сущность рабовладельческого государства - классовая (групповая).

Многие передовые современные государства позиционируют себя как государства социальные. Такие государства на деле зачастую стремятся обслуживать интересы не отдельных групп населения (классов, страт), а всего общества. Сущность таких государств - общесоциальная.

Существовали государства, которые отражали интересы лишь самого государства - государственного или партийно-государственного аппарата. Государство, которое заботится главным образом о своем аппарате, недолговечно. Это, как правило, государство переходного, промежуточного типа.

Таким образом, сущность государства имеет две стороны: классовую (групповую) и общесоциальную (иногда эту сторону сущности именуют общечеловеческой). В зависимости от момента истории, от конкретных обстоятельств, государство проявляет либо одну сторону сущности, либо другую.

При этом просматривается общая линия в исторической ретроспективе: государства постепенно смещают акценты с преимущественного обслуживания интересов отдельных групп (классов, страт) на преимущественное обслуживание интересов всех категорий населения (особенно бедных, неимущих, социально неполноценных), общества в целом.

Заботой о всех категориях граждан государство в какой-то мере сглаживает, снимает конфликт личных, групповых, классовых интересов между имущими и неимущими. Тем самым государство выполняет одну из главных своих задач - обеспечивать целостность общества и порядок.

В современном западном обществе существуют развитые социальные программы, государственное регулирование труда и экономики, высокие налоги на прибыль предпринимателей, организация здравоохранения, образования. Доля классового содержания во власти значительно снижена. Насилие и принуждение как методы обеспечения классового интереса уступили место компромиссу и сотрудничеству при управлении обществом.

Сущность государства проявляется в его функциях, в том, чем занимается государство. Функции государства - это основные направления его деятельности. Выполняются они государственным аппаратом, который наделяется для этого необходимой компетенцией.

Функций у государства бесчисленное множество. Можно сгруппировать эти функции по каким-то крупным направлениям. Получится примерно следующая классификация.

Все виды функций подразделяются на:

- функции внутренние (то, чем занимается государство внутри своей страны) и

- функции внешние (то, чем занимается государство вовне, за пределами своей страны).

К внутренним функциям, в частности, относятся:

1) функция охраны правопорядка. В рабовладельческих, феодальных, буржуазных государствах эта функция выражалась в охране господствующей формы собственности, в демократических государствах - в равной правовой защите всех форм собственности, охране прав и свобод граждан.

В современной России эту функцию осуществляют силовые, правоохранительные органы государства, например Министерство внутренних дел (милиция) и др.;

2) экономическая функция. Государство активно воздействует на экономику, регулирует и прогнозирует (планирует) развитие отраслей, пропорций между ними, принимает антикризисные меры, следит за соответствием производства и потребления, контролирует экспортно-импортные операции, защищает права вкладчиков, акционеров, взимает налоги. Сложился государственный сектор экономики (государственная собственность, государственные предприятия), государство владеет акциями, массой ссудного капитала - становится предпринимателем и банкиром.

В современной России эту функцию осуществляет множество государственных органов: правительство, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства и др.;

3) социальная функция. Главное ее назначение - устранить возможную социальную напряженность, смягчить различия в социальном положении людей. Для этого государство создает и развивает пенсионную систему, системы здравоохранения, образования, реализует программы занятости, регулирует размеры заработной платы, обеспечивает охрану труда, развитие культуры.

В современной России эту функцию осуществляют, например, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство культуры и др.;

4) идеологическая функция. Государство поддерживает определенную идеологию, в том числе религиозную, национальную, обеспечивает развитие науки.

В современной России государство отказалось иметь какую-то одну государственную идеологию (в прошлом, как известно, такой официальной - государственной - идеологией была доктрина коммунизма/марксизма).

Можно утверждать, что Российское государство поддерживает и проводит идеологию правового государства. Проводником этой идеологии является, например, судебная система России;

5) экологическая функция. Появление функции охраны окружающей среды связано с интенсивным загрязнением атмосферы, воды, земли в результате производственной деятельности человека.

К внешним функциям, в частности, относятся:

1) функция обеспечения мира и сотрудничества. С древних времен государства стремились развивать отношения с другими государствами, предотвратить набеги на свои земли, их захват.

Посольское право - одна из древнейших отраслей международного права.

В наши дни государства работают над системой коллективной безопасности, стремятся предотвратить вооруженные конфликты, проводят совместные миротворческие акции. Формируется взаимосвязанная глобальная социальная система, глобальная правовая система, единый мировой рынок. Государства создают все новые международные организации.

В современной России эта функция государства реализуется Президентом России, Правительством, Министерством иностранных дел и др.;

2) функция обороны страны. В рамках этой функции государство создает и поддерживает армию, пограничную службу.

Когда-то у государств в качестве одной из главных существовала функция ведения войны. Война была обычным средством захвата земель, приобретения материальных ценностей, средств производства (рабов), методом решения споров. Государства считали своим суверенным правом неограниченное право на войну.

Однако в современных международных отношениях агрессия, применение силы - противозаконны. Устав ООН 1945 года запретил применение силы в международных отношениях. Возможны только два исключения: а) применение силы по решению Совета Безопасности ООН; б) применение силы для отражения агрессии, при самообороне.

В современной России функцию обороны страны реализуют Верховный Главнокомандующий (Президент России), Министерство обороны и др.;

3) функция организации внешнеэкономических связей. Международная торговля - одна из наиболее древних форм международных отношений. Сегодня функция обеспечения экономического сотрудничества, интеграции в мировую экономику становится главнейшей внешней функцией практически любого государства.

В современной России эту функцию реализуют, в частности, правительство, Министерство экономического развития и торговли и др.

7. Теории происхождения государства. Современная научная теория происхождения государства (ее иногда называют историко-материалистической) исходит из того, что государство возникло как результат разрастающегося в первобытном обществе конфликта интересов, как механизм поддержания порядка.

Однако не все и не всегда так понимали и понимают процесс происхождения государства. Существуют и другие взгляды на возникновение государства.

К наиболее известным теориям происхождения государства относятся:

- теологическая теория;

- патриархальная теория;

- патримониальная теория;

- органическая теория;

- теория насилия;

- психологическая теория;

- теория Гегеля;

- договорная теория;

- марксистская теория и другие.

Рассмотрим эти теории поподробнее.

Теологическая. Согласно этой теории, государство есть результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти Бога на земле. Подчинение человека государственной воле угодно Богу.

Народ должен повиноваться государственной воле как воле Божественной. Постичь природу и сущность государства, проникнув в тайну божественного замысла, невозможно. "...Человек создан по образу Божию",- говорится в Библии ("Бытие", гл. 9); "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены" ("Послание к римлянам Святого Апостола Павла", гл. 13).

Большую роль в обосновании теологических воззрений на государство сыграл ученый монах-богослов Фома Аквинский (1225 - 1274).

По его мнению, процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. При акте творения сначала появляется материальный мир, а уже затем устанавливаются определенные соотношения между различными вещами этого материального мира (вещам придаются функции) - тем самым в мир привносятся стройность, организованность, порядок.

Точно также и в общественный мир вносится организационное начало - отношения господства и подчинения, а затем на его базе появляется государство. В этих отношениях человеку отведена функция - подчиняться государству.

Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения. Данный порядок заведен Богом, поэтому власть всегда - нечто благое.

В настоящее время эта теологическая доктрина является официальной доктриной Ватикана. Многие другие теории происхождения государства выходят на теологические идеи или пересекаются с ними.

Очевидно, что с материалистических позиций эта доктрина не оставляет места активной созидательной роли человека, тогда как в реальной жизни человек не просто подчиняется действительности, но и сам творит ее.

Патриархальная. Эта концепция была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, в Средние века. У истоков ее стоял Аристотель. Он считал, что государственная власть, власть монарха есть продолжение и развитие отцовской власти (власти патриарха) в семье, роде.

Как существа общественные люди стремятся к объединению, образуют патриархальные семьи и селения. Увеличение числа семей, селений естественным образом приводит к образованию государства, а глава семьи становится монархом.

Представителем этой теории является также Роберт Фильмер (XVII в.), написавший труд "Патриархия, или Естественная власть короля".

По Фильмеру, власть короля - от власти прародителя Адама. "Государь, - писал он, - не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они - его дети".

В России патриархальная теория поддерживалась и проводилась социологом и публицистом Н.К. Михайловским (1842 - 1904), историком М.Н. Покровским (1868 - 1932).

Влиянием патриархальной теории можно объяснить существовавшие в России вековые традиции веры в хорошего царя, "отца народа". По сути, такая позиция ведет к культу личности, пассивному ожиданию решений свыше, снижает социальную активность народа, способствует концентрации власти в одних руках и произволу.

Патримониальная. Патримониальная теория получила свое название от слова "патримониум", что означает право собственности на землю. Наиболее видным представителем этой теории считается немецкий политолог Людвиг фон Галлер (1768 - 1854).

В центре теории находится идея, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на этой земле, по такой примерно логике: власть ограничена территорией; кто находится на этой территории, должен подчиняться власти; кто владеет территорией, тот осуществляет власть.

Очевидно, что идеологическая задача этой теории - обосновать феодальный сюзеренитет (т.е. систему "сюзерен (сеньор) - вассалы"), закрепить феодальную систему, в которой верховным сюзереном был король.

В раннефеодальной Германии, например, существовали два основных сословия - привилегированное и податное. Король стоял на вершине иерархической системы привилегированного сословия, состоящей из князей, графов, свободных господ, рыцарей.

Органическая. Еще Платон (IV - III вв. до н.э.) сравнивал государство с организмом.

Согласно представлениям Платона, человеческая душа независима от тела и бессмертна. Чем больше она пребывает в царстве идей, тем больше знает данный человек.

Душа состоит из 3 частей: разумной (создается Богом, демиургом), аффективной (движимой страстями) и вожделеющей (движимой желаниями).

Победа разумной части над другими возможна лишь при правильном воспитании человека. Для этого-то и необходимо государство и законы.

При этом разумной части души соответствуют правители-философы, аффективной - силовые органы (армия, воины), вожделеющей - массы, народ (ремесленники и т.п.).

С появлением дарвинизма (XIX в.) биологические закономерности (эволюция, естественный отбор, межвидовая и внутривидовая борьба) попытались перенести на социальные процессы.

Получалось, что человечество - это результат эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм - государство. Правительство в государстве выполняет функции мозга, который через право передает обществу управленческие импульсы.

Представителем этой теории был, в частности, английский философ Г. Спенсер (1820 - 1903). Развитие общества Спенсер представил как процесс объединения мелких общественных групп в более крупные и сложные - племена, союзы племен, города-государства, империи.

Внутри сложного общественного организма по мере его роста складываются отношения господства и подчинения - между мужчинами и женщинами, между рабами и рабовладельцами и т.д. В результате эволюции выкристаллизовывается правящий слой - государство.

Впоследствии, в XX веке, многие идеи Спенсера были заимствованы и развиты при построении разного рода социальных концепций на Западе.

Некорректность органической теории заключается в том, что она пытается вмонтировать закономерности одной системы (биологической) в другую систему (социальную).

Ее смысл - оправдать, закрепить существующее в обществе неравенство.

Теория насилия. Представителями этих взглядов на государство были Людвиг Гумплович (1838 - 1909), Евгений Дюринг (1833 - 1921), Карл Каутский (1854 - 1938) и другие. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Согласно этой доктрине, государство возникло как результат войны, завоевания слабых племен более сильными и организованными.

В ходе борьбы и взаимопоглощения племен появляются управляющие и управляемые, классы и сословия. Государство призвано защищать завоевания.

На следующих этапах, при дальнейшем развитии общества, государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и сильных, и слабых.

Согласно Л. Гумпловичу, борьба за существование - это закон истории. Побеждают сильнейшие; сильные объединяются, чтобы победить третьего сильного.

Войны, завоевания - спутник человечества, стимулятор развития. Расовые различия и стремление к удовлетворению материальных потребностей - вот причины войн и завоеваний. Внутри государства расовая борьба трансформируется в борьбу классов и групп.

Данная теория игнорирует социально-экономические факторы: если нет условий для содержания государственного аппарата, производства оружия, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

Вместе с тем, насилие действительно служило катализатором этого процесса.

Психологическая. Возникновение государства объясняется в данной теории свойствами человеческой психики: потребностью человека жить в коллективе, повелевать и подчиняться, искать авторитеты, справедливые варианты действий, отношений, решений и т.п. Эти поиски и потребности ведут к появлению государства, монархий, религий, партий и т.п.

Некорректность теории состоит в том, что причины общественных явлений подменяются их следствиями.

Действительно, человеческое сознание зависит от авторитета вождей, монархов, политических деятелей, религий, а социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, его психику. Но при этом не психика формирует социально-экономические условия, а, наоборот, внешние условия оказывают определяющее влияние на психику.

Следовательно, именно социально-экономические условия и нужно учитывать в первую очередь.

Представителем психологической теории является Л.И. Петражицкий (1867 - 1931), профессор Петербургского, а после 1918 года - Варшавского университета.

Теория Гегеля. Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель (1770 - 1831), профессор Прусского королевского университета, создал своеобразную теорию происхождения государства.

Согласно этой теории, в основе государства, как и всех прочих явлений, лежит абсолютное духовное и разумное начало ("абсолютная идея", "мировой разум", "мировой дух"). Воля государства, по Гегелю, - это не обобщенная воля общества или отдельных личностей, а нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое от воли отдельных лиц.

Государство, считал Гегель, не может быть творением лиц, служить для охраны личности и собственности, т.е. чьим-либо интересам. Оно не служит, а господствует. Оно является не средством, а целью, высшей из всех, - абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а личность должна быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но не знает даже того, чего он хочет сам.

Фактически теория Гегеля создает культ государства, подчиняет ему человека полностью, разрывает экономическую, человеческую связь между государством и человеком, в уточненной форме возрождает теологические воззрения на государство.

Формула Гегеля "все действительное разумно" (в том смысле, что все в мире и сам мир есть порождение разумной воли) была призвана оправдывать феодально-абсолютистский строй.

В целом теория противостояла демократическим идеям естественных и неотчуждаемых прав человека, договорной теории происхождения государства.

Договорная. Еще древнегреческий философ Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) указывал, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

В создание и развитие договорной теории внесли вклад Г. Гроций (1583 - 1645), Б. Спиноза (1632 - 1677), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778), Т. Гоббс (1588 - 1679), Дж. Локк (1632 - 1704), А.Н. Радищев (1749 - 1802) и другие.

В Декларации независимости США 1776 года говорилось, что "все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами... для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...".

Вкратце суть договорной теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами - не было ни государства, ни права, ни власти, способной защитить человека и его собственность.

Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы.

Государство, в свою очередь, приобрело по договору обязанность обеспечить права человека, закрепить естественные права человека законами.

Если государство будет нарушать эту свою обязанность, попирать права человека, то народ вправе сменить власть, в том числе и посредством революции.

По договорной теории получается, что каждый человек, с одной стороны, подчиняется общей воле (государству), а с другой стороны, сам становится одним из участников этой воли.

Суверенитет принадлежит народу в целом, а не правителям, не государству. Правители (цари, президенты, правительства и т.п.) - лишь уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Гуго Гроций писал: "Государство есть союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". "Догосударственное" состояние человека рассматривалось им как "естественное состояние": люди были свободны, равны, обладали общностью имущества. Затем, по некоему - молчаливому - соглашению возникла и была узаконена частная собственность; в результате раздела или завладения "каждый получил в собственность то, чем успел завладеть".

А.Н. Радищев также считал, что государство возникло как результат молчаливого договора для обеспечения благой жизни, защиты слабых и угнетенных.

При этом народ оставляет суверенитет за собой и не может согласиться на рабство - крепостное право. Если же законы государства не учитывают естественные права, не основаны на свободе, справедливости, то они недействительны.

Понятно, что подобные "антигосударственные" воззрения А.Н. Радищева не могли понравиться самодержавию.

Договорная теория неисторична в том смысле, что общественный договор есть не факт истории, а социальная абстракция.

Кроме того, не учитываются социально-экономические условия и предпосылки возникновения и развития государства.

Научная и практическая ценность теории состоит в том, что она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности и подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, о правах человека и обязанностях государства.

Многие идеи теории нашли отражение в действующих конституциях ряда государств, в том числе в Конституции России 1993 года.

Марксистская. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества, изменений социально-экономических отношений, способа производства.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...