Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемы адаптации личности к социальным нормам и ролям



Процесс социализации личности сложен и противоречив. Жизнь иногда складывается таким образом, что индивид попадает в социально неблагоприятные условия, которые вызывают сбой в действии механизмов социализации. Реформы в России, особенно в первой половине 90-х гг., сопровождались дезорганизацией общественной жизни, резким ослаблением функцией социальных институтов, обеспечивающих контроль за поведением граждан, крушением привычных норм и жизненных ориентиров. Резкое социальное расслоение и падение уровня жизни широких масс населения вызвали у одной части общества чувство безысходности и апатии, а другую часть толкнуло на путь безудержного, не ограниченного никакими нормами морали и права обогащения. Результатом стал резкий всплеск различных форм девиантного поведения - преступности, пьянства, наркомании, самоубийств, проституции.

Сбой в действии механизмов социализации личности всегда приводит к росту девиантного или отклоняющегося поведения. Этим термином обозначают различные формы негативного поведения лиц, связанные с отступлением от норм права и морали. К разряду девиантного поведения относятся не только явные правонарушения, преступность, но также и пьянство, наркомания, самоубийства и т. д., которые, не являясь формально правонарушениями, осуждаются, тем не менее, общественным мнением.

Увеличение случаев отклоняющегося поведения говорит об обострении противоречий между реальным развитием личности и моралью общества. Как правило, эти противоречия обостряются в переломные, кризисные периоды общественного развития, когда идет процесс отрицания старых норм и образцов поведения, а новые еще не успели занять их место. В такие времена, для многих главным средством разрешения жизненных проблем становится уход в искусственный, иллюзорный мир: для мужчин, чаще всего, в пьянство, у женщин – в религию, у подростков, молодежи – в наркотики, аэрозоли и т.п. Таким образом, срабатывает иллюзорно-компенсаторная функция, своеобразный психологический механизм самосохранения человека. Кстати, к таким "наркотикам" - компенсаторам можно отнести и огромное количество развлекательных шоу и многочасовых незамысловатых теле- и кино сериалов. В век господства СМИ они могут играть как созидательную, так и разрушительную роль в процессе формирования личности, особенно на начальных этапах ее социализации.

Следует, однако, иметь в виду, что девиантное поведение бывает не только негативным, но и положительным. Поведение художников, музыкантов, конструкторов, ученых, как правило, отличается от общепринятых норм. Ярким примером подобного поведения является жизнь и деятельность таких выдающихся личностей как Сократ, К. Циолковский, А. Эйнштейн и др. Неординарные личности во многом определяют развитие общества и часто бывают не поняты им при жизни. Новые, прогрессивные идеи первоначально воспринимаются общественным сознанием как ереси, и лишь по прошествии определенного времени становятся нормой. Практика как критерий исторической истины всегда все расставляет по своим местам. Гений признается гением, а злодей – злодеем.

И все же большинство социологов справедливо уделяют основное внимание отклонениям социально негативным. Негативное девиантное поведение понимается в двух основных смыслах. В широком смысле, к нему относят все поступки и действия, которые осуждаются общественным мнением: от безбилетного проезда в общественном транспорте – до убийства. В более узком смысле, под девиантным поведением понимают такие отклонения от нормы, которые еще не являются преступлением, но уже осуждаются общественным мнением. Термин девиантное поведение используется социологами в обоих смыслах. Само преступное поведение в социологии называется делинквентным. Изучением девиантного и делинквентного поведения занимаются две специальные социологические теории – социология девиантного поведения и социология делинквентного поведения (иначе, социология преступности).

Социология девиантного поведения изучает девиацию как сложное полидетерминированное явление, имеющее как естественно-биологические (возрастные, гендерные), так и социокультурные предпосылки. Сложность девиантного поведения как социального явления находит свое отражение в многообразии теорий, объясняющих его происхождение.

Биологические теории девиантного поведения в изобилии возникали на рубеже ХIХ и ХХ вв. Ч.Ломброзо и Х. Шелдон пытались доказать связь криминального поведения с определенным физическим строением тела. Позднее, уже в 70-е гг. ХХ в., ряд ученых-генетиков пытались увязать предрасположенность к агрессии с наличием у индивида дополнительной хромосомы «Х» или «Y». Несмотря на то, что в отдельных случаях названные теории подтверждались, до сих пор не удалось найти ни одного универсального физического или генетического признака, который бы отвечал за девиантное поведение. Такая же судьба постигла и психологические теории девиации - здесь тоже не удалось найти ни одной психопатической черты, которая была бы характерна для всех нарушителей общественного спокойствия.

Первой социологической теорией девиантного поведения стала теория аномии Э. Дюркгейма. В сложном, постоянно изменяющемся обществе неизбежно происходят конфликты культурных и ценностных ориентиров. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, и связанная с этим неопределенность возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией – состоянию отсутствия общепринятых норм. Аномия, по мнению Э. Дюркгейма, не означает формального отсутствия норм, но их так много, что отдельному человеку трудно им следовать, и он впадает в состояние, при котором теряется чувство принадлежности к какой-либо нормативно-правовой линии поведения. Т. Парсонс отмечает, что обычной реакцией на подобное состояние является ненадежность и непредсказуемость поведения индивида.

Р. Мертон предложил иную трактовку причин девиантного поведения. Аномия, согласно Р. Мертону, возникает не от свободы выбора, а от невозможности для многих индивидов следовать нормам, которые им предлагает общество. Главной причиной аномии он считает противоречие между жизненными целями, провозглашенными обществом и легальными средствами, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. Большинство людей пытаются добиться благих целей с помощью таланта, способностей, усердия и других легальных средств. Однако не всем это удается, и тогда. невозможность достижения жизненных целей официально признанными средствами обрекает часть общества на пассивность и апатию, а другую часть толкает к хитрости, обману, подлогу и другим не одобряемым и противоправным методам.

Р. Мертон разработал типологию индивидуальной адаптации людей, живущих в условиях социальной аномии. В зависимости от способа разрешения противоречия между жизненными целями, которые общество предлагает индивиду, и официально санкционированными средствами их достижения Р. Мертон выделил следующие типы поведения:

1. Конформист – лояльно принимает и цели и институциональные средства их достижения, одобряемые в обществе.

2. Новатор – принимает цели, одобряемые обществом, но достигнуть их пытается неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

3. Ритуалист – формально использует институциональные средства, не учитывая, что они не соответствуют целям, имеющим общественную поддержку (идеальный тип бюрократа, формально выполняющий инструкции, но не понятно, ради каких целей).

4. Ретреатист (изолированный тип) – не принимает ни целей, ни средств одобряемых обществом. Таких людей называют бегущими от действительности (алкоголики, наркоманы и т.п.).

5. Мятежник (бунтарь) – в противовес обществу пытается создать свою, новую систему ценностей и средств их достижения. Именно к этой категории можно отнести гениев, революционеров.

Перечисленные типы поведения Р. Мертон относил к разряду идеальных. В реальной жизни, в поведении людей они всегда даны в некотором сочетании, поэтому можно говорить лишь о доминировании какого-либо типа поведения при решении индивидом жизненно важных для него задач.

Теории социальной аномии не были единственными социологическими теориями девиации. Ряд социологов пытались объяснить происхождение девиантного поведения влиянием на индивида девиантных и делинквентных субкультур. Согласно этого подхода, девиантом становятся не вследствие абстрактного предпочтения иных, отличных от официальных, жизненных ценностей, а в результате постоянного повседневного общения с конкретными носителями девиантной субкультуры, например, членами преступной группировки. Девиации обучаются, и чем интенсивнее процесс общения, тем быстрее протекает процесс обучения. Причины девиации коренятся не только в социальной дезорганизации и крушении идеалов. Очень часто девиантное поведение (преступность, проституция) сулит реальные материальные блага и это обстоятельство служит дополнительным мощным стимулом для распространения девиаций.

Интересное объяснение происхождения девиантного поведения предлагает так называемая теория стигматизации (наклеивания ярлыков). Согласно этой теории, главной причиной девиантного поведения является не сам проступок, а санкции, которые общество применяет против «нарушителя» социальных норм и правил. Время от времени большинство людей совершают девиантные поступки, которые остаются неизвестны окружающим или на которые окружающие смотрят сквозь пальцы (первичная девиация). Но однажды, может наступить момент, когда нарушения индивидом норм и правил становятся достоянием общественности или даже правоохранительных органов – проступок индивида квалифицируется как девиантный, на него наклеивается ярлык девианта, с ним начинают обращаться как с девиантом, он сам начинает считать себя девиантом (вторичная девиация). Индивид приобретает социальный статус девианта, который резко сужает его социальное пространство. Стремясь выйти из социальной изоляции индивид начинает искать общество себе подобных (девиантную субкультуру) и переходит от эпизодической девиации к перманентной, от относительно слабых, безобидных форм девиации к более сильным и социально опасным – одним словом делает девиантную карьеру.

Говоря о девиантном поведении не надо забывать, что оно всегда относительно. Критерии девиантного поведения различны в различные исторические эпохи, они различны у разных народов и даже у разных социальных групп внутри одного общества. В недавнем советском прошлом валютные операции частных лиц квалифицировались как государственное преступление, сегодня – это обычный факт экономической жизни. Убийство человека во все времена считалось самым страшным преступлением, но убийство на войне или убийство преступника всегда поощрялось, за это даже давали ордена. Обычай кровной мести, еще существующий у некоторых народов северного Кавказа, не просто разрешает, а требует убить «кровника» - человек, нарушивший этот обычай, покрывает позором себя и весь свой род. Критерии девиантного поведения очень условны, относительны, двойственны. Что говорить о более мягких формах девиации, таких как проституция или наркомания, о легализации которых давно идут споры!?

Социологи давно пришли к пониманию того, что описывать девиантное поведение через простое перечисление его видов бессмысленно. Необходимы иные более глубокие основания для его классификации. Такие основания дает, например, приведенная выше типология индивидуальной адаптации в условиях структурной социальной аномии Р. Мертона. Все приведенные Р. Мертоном типы индивидуального поведения (за исключением первого «конформного») могут рассматриваться как соответствующие типы девиантного поведения. Так, например, к инновационному типу девиантного поведения будут отнесены все корыстные преступления, а также занятие проституцией; к ретреатизму – пьянство, наркомания, бродяжничество (как образ жизни); к бунту, который предлагает новую систему жизненных целей и средств их достижения, будут отнесены не только революционеры, но и члены многочисленных религиозных общин, создающих вокруг себя новую, альтернативную социальную среду; и, наконец, к ритуалистскому типу девиантного поведения следует отнести лишенное каких-либо жизненных устремлений «стадное» поведение, которое находит свой единственный смысл и оправдание в формальном соблюдении внешних норм и правил.

Девиантное поведение относительно, но оно будет существовать всегда. Неизбежность существования девиантного поведения заложена в самой природе социальных норм. "Норма" - это и усредненное значение чего-либо, и наиболее распространенный, среднестатистический вариант поведения. Норма – это и определенный предел, мера допустимого поведения человека в обществе и общественная мера терпимости к определенным поступкам. Сам факт существования социальных норм говорит о наличии значительного разброса в поведении индивидов. Введение социальных норм не устраняет этот разброс автоматически, а лишь дает ориентир.

Люди не могут не отклоняться от установленных норм и правил поведения еще и потому, что само общество не стоит на месте. Если бы не было отклоняющегося поведения, человеческое общество прекратило бы свое развитие. "Общества" муравьев, пчел, бобров и т.п. тем и отличаются от человеческого общества, что живут в пределах простого воспроизводства себе подобных. Человек, опираясь на существующие нормы, планирует новые отношения, для которых эти нормы, в конце концов, становятся тесными. Новое всегда возникает как отклонение от нормы, и задача состоит в том, чтобы вовремя замечать и поощрять позитивно отклоняющееся поведение и пресекать действия, которые могут привести к разрушению общественных отношений.

Механизм возникновения и развития отклоняющегося поведения тесно связан с основным источником развития общества – социальными противоречиями. Устранить противоречия общественного развития, а тем более полностью убрать только отрицательную, "дурную" сторону невозможно. Ядерная энергия служит человечеству, но при неумелом обращении способна его уничтожить. Демократия обеспечивает права и свободы граждан, но одновременно дает самый высокий среди всех политических режимов уровень преступности. Бюрократическая организация несет на себе массу врожденных недостатков, но именно с ее функционированием связаны все достижения западного общества за последние 200-300 лет. Стремясь оградить себя от негативных сторон социального процесса общество вводит социальные нормы, устанавливает критерии девиантного (отклоняющегося) поведения и определяет меры социального контроля.

Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их предотвращения (устранения) или минимизации. Основными механизмами социального контроля являются:

1. Внешний контроль, осуществляемый со стороны специально созданных для этого социальных институтов, к числу которых принадлежит и институт охраны правопорядка.

2. Внутренний контроль, обеспечиваемый интернализацией социальных норм и ценностей.

3.Косвенный контроль, обусловленный идентификацией с референтной законопослушной группой.

4. "Контроль", основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Социальный контроль имеет свою стратегию, которую в самом общем виде включает в себя следующие составляющие: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными или нейтральными; направление социальной активности в общественно-одобряемое, либо нейтральное русло; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) "преступлений без жертв" (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков); создание организаций (служб) социальной помощи, в том числе суицидологической, наркологической; реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур.

Социологи отмечают, что значение норм и правил в жизни общества неуклонно возрастает, но одновременно с этим наблюдается тенденция к ослаблению нормативного регулирования поведения человека в личной жизни. Это не означает исчезновения самих норм, регулирующих личную жизнь людей, но уровень требований к обязательности их выполнения постепенно снижается, - люди становятся более терпимыми друг к другу.

ГЛАВА VI. СЕМЬЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...