Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Финансово-правовая ответственность



2.1. Понятие финансово-правовой ответственности.

Прежде чем начать исследование проблем юридической ответственности в сфере финансов. Необходимо несколько строк посвятить понятию - юридическая ответственность. Проблемы понимания юридической ответственности рассматривались в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, О.Э. Лейста, Л.С. Явича и других авторов. Проводя анализ данных публикаций можно выделить три основных взгляда на понимание юридической ответственности.

К представителям первой точки зрения по праву можно отнести О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского, Л.С. Явича и других. Они связывали юридическую ответственность с противоправным поведением, правонарушением, которое влечет за собой государственное принуждение и наказание. Правомерные действия субъектов в понятие юридической ответственности ими не включались[1]. Такую ответственность в теории права принято называть «негативной» или «ретроспективной».

Представители второй группы (Н.А. Слободчиков, В.С. Марков, Р.И. Косолапов, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло) рассматривают юридическую ответственность в более широком плане, как понятие двухаспектное, включающее, помимо ответственности «негативной», ответственность «позитивную». Она представляется не только как последствие негативного явления, как реакция государства на совершенное правонарушение, а как явление позитивное, предполагающее сознательное, ответственное отношение индивида к своим поступкам, образу жизни, людям, работе, то есть это – основа поведения субъектов, исключающая нарушение правовых предписаний[2].

Третья точка зрения сформулирована О.Э. Лейстом, который указывал на то, что термином «ответственность» может обозначаться одновременно несколько самостоятельных социальных явлений, среди которых следует отметить юридическую ответственность за правонарушения и управленческую ответственность за порученное дело[3].

В основе расхождения названных точек зрения лежит различный подход их авторов к сущности юридической ответственности, ее концепции, а также к моменту ее возникновения.

По мнению большинства ученых юридическая ответственность представляет собой меру государственного принуждения, реакцию государства на совершенное правонарушение. Ответственность, по мнению данных авторов, как мера государственного принуждения, выражается в осуждении правонарушения, установлении для правонарушителя определенных неблагоприятных последствий в виде ограничений (лишений) личного и имущественного характера.

Несмотря на различные разногласия, порождающие противоречия в понимании юридической ответственности. Можно выделить общие моменты. На которых сходятся все или во всяком случае большинство исследователей данной правовой категории.

1. Понятие юридической ответственности неразрывно связано с понятием правонарушения. Данная зависимость определяется в назначении юридической ответственности, состоящем в недопущении правонарушений, а также в устранении их общественно вредных последствий. Так как любое правонарушение сопряжено с неисполнением правонарушителем возложенной на него обязанности, следовательно, можно говорить о том, что юридическая ответственность призвана обеспечить исполнение юридических обязанностей.

2. Юридическая ответственность сопряжена с применением государственного принуждения. Многие специалисты в области юридической ответственности считают, что она есть мера государственного принуждения, или применение его мер (санкций)[4].

Принимая во внимание все выше сказанное юридическую ответственность можно охарактеризовать как – обязанность субъектов претерпевать лишения и ограничения личного, организационного или имущественного характера за совершенное правонарушение. При этом основанием реализации юридической ответственности является правонарушение, в то время как сам процесс ее реализации осуществляется в форме специального правоотношения.

В научной литературе выделяются различные виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и другие, но редко встречается такое понятие как «финансовая» ответственность. Связано это с тем, что деление на отдельные виды ответственности меньше, чем отраслей права, а за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида. Не всегда можно провести четкие границы между отдельными видами юридической ответственности. И в связи с этим многими ученными предпринимается попытка выделить новый вид юридической ответственности исходя из его отраслевой принадлежности. Так в финансовом праве наряду с административной ответственностью предпринимаются попытки выделить новые виды ответственности такие как – «финансовая» и «налоговая», и в этом случае делаются попытки разделить эти виды ответственности на два самостоятельных вида. Хотя речь в таком понимании должна идти об общем и частном. Налоговая ответственность должна рассматриваться как разновидность финансовой ответственности.

Общая теория права обратилась к проблемам ответственности после того, как наибольшую теоретическую разработку получили два ее отраслевых вида – уголовный и имущественный. Вместе с тем в общее определение юридической ответственности нередко включаются понятия отраслевых наук без проверки действительной сферы применимости этих понятий. В условиях, когда уровень развития методологических основ правоведения достаточно изучен, не возникает сомнений, что специфические понятия характерные для одной отрасли права могут быть перенесены в теорию другой. К сожалению, эти методологические положения не всегда соблюдаются при разработке теории юридической ответственности.

Следуя точке зрения О.Э. Лейста о том, что юридическую ответственность в зависимости от вида санкций можно разделить на два вида – правовосстановительную и штрафную. При этом для правовосстановительной ответственности существенно важно точное определение уже существующих обязанностей правонарушителя и их, в случае необходимости, принудительное осуществление. Для штрафной ответственности – правильная квалификация правонарушения, индивидуализация наказания или взыскания, реализация примененных к правонарушителю мер принуждения, освобождение его от ответственности, когда ее цели достигнуты[5]. Все виды ответственности служат предупреждению правонарушений и борьбе с ними, но их нормативная организация, специальные функции и способ реализации различны.

Рассматривая финансово-правовую ответственность в таком контексте, следует сказать, что она реализуется таким образом, что в случае неисполнения финансовой обязанности правонарушитель вынужден понести правоограничения, предусмотренные финансовой санкцией. Поскольку санкции финансово-правовых норм в своем большинстве абсолютно определенны, данная обязанность конкретна и возникает у правонарушителя с момента совершения правонарушения и может быть исполнена добровольно (уплата налогов и пени за просрочку). В случае, если правонарушитель в определенный срок не исполняет названную обязанность государственные органы принимают меры для принудительного исполнения обязанности, установленной финансовой нормой. Виды финансово-правовой ответственности напрямую зависят от подотраслевого деления финансового права, в рамках которых они применяются (ответственность за нарушение бюджетного законодательства, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, ответственность за нарушение валютного законодательства и т.д.), но для всех их характерно наличие неразрывной связи между предупредительными и восстановительными функциями юридической ответственности. Все это позволяет сделать вывод о том, что финансово-правовая ответственность является – правовосстановительной ответственностью. Меры финансово-правовой ответственности применяются для обеспечения исполнения юридических обязанностей, носящих публично-правовой характер, что качественно отличает финансово-правовую ответственность от других видов правовосстановительной ответственности (гражданско-правовой, материальной и др.).

Так как финансово-правовая ответственность является правовосстановительной, о чем был сделан вывод выше, следует провести отличие финансово-правовой ответственности от штрафной и карательной ответственностей (уголовной, административной, дисциплинарной). При применении штрафных и карательных санкций юридическая ответственность конструируется иным образом. Особенностью уголовной, административной и дисциплинарной ответственности является то, что вне деятельности уполномоченных на то органов государства и должностных лиц такая ответственность осуществляться не может[6]. Ее реализация начинается с момента официального обвинения определенного лица в совершении правонарушения, причем применению санкции предшествует период исследования обстоятельств правонарушения, а конкретное наказание назначается виновному в пределах санкции, носящей относительно определенный характер. Дальнейшее осуществление штрафной ответственности сводится к проблемам исполнения возложенных на правонарушителя правоограничений, прекращение этих правоограничений, если цели ответственности достигнуты до полной реализации назначенного наказания.

Финансово-правовая ответственность реализуется по основаниям внешне схожим с основаниями уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, а ее меры применяются наряду с мерами названных видов ответственности. Такая внешняя схожесть позволяет некоторым ученным говорить о том, что финансово-правовой ответственности не существует, а ее меры являются мерами административной ответственности, либо вовсе не являются мерами ответственности[7]. Следует сказать, что и теми другими указывается на правовосстановительный характер финансово-правовой ответственности, хотя и не всеми принимается во внимание сущность этих мер, как мер именно юридической ответственности.

Финансовые правонарушения являются самостоятельным видом правонарушений. Хотя их составы порой и схожи с составами административных и дисциплинарных правонарушений. Более того, одно и тоже деяние может быть одновременно основанием для применения мер финансово-правовой и административной ответственности[8]. Однако эта схожесть не должна вводить в заблуждение. Даже в том случае, когда финансовая и административная санкции установлены одной статьей законодательного акта, все равно прослеживаются определенные отличия в составах правонарушений, являющихся основанием их применения. Эти отличия состоят в первую очередь в субъекте соответствующего правонарушения. Так, субъектом финансового правонарушения является субъект финансовой деятельности (как правило, организация), не исполнивший возложенную на него финансовую обязанность. Субъектом же административного правонарушения признается должностное лицо такой организации.

Деление ответственности на правовосстановительную и штрафную дает возможность решить ряд достаточно важных проблем теории и практики. Такое деление просто необходимо в тех отраслях права, где применяются оба этих вида, например в финансовом праве. Как отмечалось выше, именно в финансовом праве одновременно устанавливаются меры как финансово-правовой (правовосстановительной), так и применение мер административной и уголовной ответственности (штрафной и карательной). Именно такое смешение правовосстановительных, штрафных и карательных мер в одних и тех же законодательных актах влечет игнорирование финансово-правовой ответственности как вида юридической ответственности некоторыми ученными.

Говоря о правовосстановительном характере финансово-правовой ответственности, следует сказать несколько слов о гражданско-правовой и имущественной ответственности, как эти виды применяются в отношении правонарушителей и соотносятся. Финансовая деятельность государства и местного самоуправления связана с реализацией им принадлежащих государственным и муниципальным образованиям гражданских и иных частных субъективных прав. Поэтому порой сложно определить к какому виду ответственности привлекать правонарушителя: финансово-правовой или гражданско-правовой. Следует отметить, что однотипность финансово-правовой и гражданско-правовой ответственности исключает их совместное применение для избежания неосновательного обогащения государства и муниципального образования. Их применение должно быть альтернативным.

Подводя итог всему выше сказанному, выделим основные признаки финансово-правовой ответственности, отграничивающих ее от других видов юридической ответственности.

1) Финансово-правовая ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности. При этом ее отраслевая принадлежность указывает на то, что она определяет обязанность не всякого субъекта, а субъекта финансового права, налагая на него исполнение финансовых обязанностей, которые характеризуются публичным характером.

2) Финансово-правовая ответственность по своей природе является ответственностью правовосстановительной. Особенностью финансово-правовой ответственности в отличии от других видов правовосстановительной ответственности является то, что она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не определенного лица, а общества в целом.

3) Финансово-правовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Своеобразие финансово-правового принуждения, позволяющее отграничить его в первую очередь от административного принуждения, определяется специфическим объектом воздействия – денежными фондами, специфическими методами и сферой применения.

4) Реализация финансово-правовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения. Финансово-правовая ответственность, существуя изначально, с момента возникновения соответствующей финансовой обязанности, в свою очередь может быть реализована только после того, как данная обязанность будет исполнена ненадлежащим образом.

5) Основанием реализации финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым является самостоятельный субъект финансовой деятельности. От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным интересам, а публичным в сфере финансов.

Учитывая названные особенности финансовое правонарушение можно охарактеризовать следующим образом – виновное, противоправное деяние, причиняющее вред финансовой системе государства, за совершение которого законодателем установлена финансово-правовая ответственность[9].

М.В. Карасева дает следующее определение финансового правонарушения – это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность[10].

Анализируя выше приведенные определения финансового правонарушения необходимо признать, что финансово-правовая ответственность существует и это случившийся факт. Скорее всего, в ближайшее время существование нового вида юридической ответственности будет признано научным сообществом, хоть это и приведет к изменениям в структуре видов юридической ответственности. А пока ответственность за нарушения финансового законодательства применяется к нарушителям в рамках уже существующих видов юридической ответственности и по основаниям соответствующего вида.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...