Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 3. Акцентологические нормы современного русского литературного языка



Акцентология (от лат.accentus —"ударение" и гр.logos — " слово, понятие, учение ") раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка.

Акцентологические нормы русского литературного языка — это правила постановки ударения в словах.

Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью, силой и движением тона.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с у перобл о жка, эн е ргосист е ма, н е фтепров о д, маш и ностро е ние и др.

Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) пров о д (название действия), но: пр о вод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самосто я тельный, вице-премь е р и др.

Ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. С его помощью различаются ом о графы (одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения и значением слова): з а мок – зам о к, м у ка – мук а, а тлас – атл а с, хл о пок – хлоп о к, о рган – орг а н и др. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. По месту ударения различаются также разные формы одного слова: н о ги (сущ. в форме и.п. мн.ч.) – ног и (сущ. в форме р.п ед.ч.), в о лос (сущ. в форме и.п. ед.ч.) – вол о с (сущ. в форме р.п. мн.ч.) и др.; некоторые формы разных слов: п и ща (сущ. в форме и.п. ед.ч.) – пищ а ( деепричастие), б е лка (сущ. в форме и.п. ед.ч.) – белк а (сущ. белок в форме р.п. ед.ч.) и др.

К особенностям русского ударения относятся его нефик­си­рованность и подвижность. Рассмотрим это на конкретных примерах.

В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное – может падать на любой слог слова и на любую морфему: вы пустить, дом ик, дорог а, стол ов ая, рек а) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доск ад о ски).

3.1. Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в устной речи возникают варианты произношения слов или форм слов.

Среди акцентологических вариантов, объективно сосуществующих в русском языке, следует различать:

1) акцентологические дублеты, когда разница в месте ударения не значима. Таких слов немного в русском языке, например: м а ркетинг и марк е тинг, кр у жится и круж и тся, пицц е рия и пиццер и я и др. Следует отметить, что литературная норма стремится к освобождению от дублетов, поскольку они ничего не привносят ни в смысловом, ни в стилистическом отношении;

2) нейтральный и разговорный, например:

обесп е чение (нейтр.) – обеспеч е ние (разг.);

одновр е менно (нейтр.) – одноврем е нно (разг.);

мастерск и (нейтр.) – м а стерски (разг.).

Нейтральный вариант произношения рекомендуется использовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере бытового повседневного общения, тогда как разговорный вариант только в сфере бытового повседневного общения. И нейтральный и разговорный варианты находятся в пределах литературной нормы, однако, например, в словаре ударений для работников радио и телевидения дикторам разговорные слова рекомендуется употреблять ограниченно «для оживления, создания доверительного тона, с целью снятия барьера официальности между собой и слушателями» 1;

3) общеупотребительный и профессиональный варианты. Общеупотребительный вариант произношения считается нормативным для литературного языка, т.е. может использоваться в любой ситуации общения; профессиональный – считается ненормативным, т.е. находится за пределами литературного языка, используется в узком профессиональном кругу, например:

алког о ль (лит. норма) – а лкоголь (у медиков);

шпр и цы (лит. норма) – шприц ы (у медиков);

к о мпас (лит. норма) – комп а с (у моряков);

рудн и к (лит. норма) – р у дник (у горняков);

шасс и (лит. норма) – ш а сси (у летчиков);

и скра (лит. норма) – искр а (у металлургов);

4) нейтральный и поэтический (а также народно-поэтический), например:

дев и ца (нейтр.) – д е вица (народно-поэтич.);

ш ё лковый (нейтр.) – шелк о вый (народно-поэтич.);

кл а дбище (нейтр.) – кладб и ще (устар., поэтич.).

Словарная помета поэтич. означает, что такое произношение свойственно поэзии. Словарная помета народно-поэтич. означает, что такое произношение проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности.

5) литературный и просторечный, например:

св ё кла (лит.) – свекл а (прост.);

крап и ва (лит.) – крапив а (прост.);

крас и вее (лит.) – красив е е (прост.);

килом е тр (лит.) – кил о метр (прост.).

Просторечный вариант находится за пределами норм русского литературного языка.

Допуская несколько вариантов произношения, акцентология указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости акцентологические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

Запомните! Профессиональные, устаревшие и просторечные варианты не являются нормативными.

3.2. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Ал е кс и й, Вел и кий У стюг, К и жи, М ё рдок Айрис, Никар а гуа, Н ю рнберг (но: Нюрнб е ргский процесс), Сальвад о р Дал и, С е рг и й Р а донежский, С и д[нэ]й, Сокол о в-Микит о в, С о львейг, Ст а врополь (но: Ставроп о льский край), Т а йная в е черя, Шри-Ланк а и др.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньют о н – Нь ю тон, Пикасс о – Пик а ссо и др. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж В а шингтон (первый президент США) – Вашингт о н (столица США); Макб е т (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – М а кбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

3.3. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова, например, пул о вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover – "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувор и ш – из французского (nouveauriche – букв. "новый богач"). Объясните ударение следующих заимствованных слов: диспанс е р, некрол о г, кварт а л, г е незис, фен о мен, эксп е рт, катал о г.

3.4. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren): блок и ровать, национализ и ровать, приватиз и ровать. Запомните слова с ударением на последнем слоге: маркиров а ть, премиров а ть, нормиров а ть.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 20532 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...