Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Массовое общество и массовая коммуникация



Концепция массового общества получила широкое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации. Основы теории массового общества были заложены в трудах Макса Вебера (1864 — 1920).

Он полагал, что демократические идеи основываются на двух главных посылках: человек — существо разумное и стремится к всеобщей гармонизации индивидуальных и общественных интересов. Философам XIX века были свойственны вера в незыблемость государственных институтов и уважение к государственной власти, которая была окружена ореолом таинственности. Но первая мировая война сломала традиционные общественные связи и вызвала резкое изменение общественной психологии.

В дальнейшем теоретики массового общества указывали, что массовое общество состоит из аморфных, безликих толп, переставших мыслить. На толпу действуют только самые простые эмоции: любовь, ненависть, патриотизм, национализм, расизм. Толпе нужен вождь. Лидер толпы — харизматичный, эмоциональный, пламенный, использует массы в качестве строительного материала для осуществления своих идей и социальных проектов (от построения рая на земле до торжества высшей расы).

Но, как показывает практика, харизматическое напряжение в массах нельзя поддерживать долго. Для того чтобы продлить свое господство, харизматические вожди прилагают максимум усилий для перманентного поддерживания масс в искусственном возбуждении. В качестве важнейшего инструмента они используют пропаганду. Г. Джоуэтт и В. О'Доннел определяют пропаганду как «активизированную идеологию», поскольку ее реальная задача состоит в. том, чтобы распространить среди аудитории определенную идеологию и тем самым добиться заранее поставленной цели. Поэтому пропаганда стремится «втиснуть» информацию в определенные рамки и отвлечь реципиента от вопросов, которые за эти рамки выходят. Поэтому не случайно, замечают авторы, под пропагандой часто понимают что-то нечестное — об этом свидетельствует уже тот синонимический ряд, в который помещают данный термин: ложь, искажение, манипуляция, психологическая война, промывание мозгов. Г. Джоуэтт и В. О'Доннел указывают, что пропаганда совсем не обязательно должна опираться на ложь. В зависимости от источника и достоверности информации они различают «белую», «серую» и «черную» пропаганду. «Белая» пропаганда характеризуется тем, что ее источник можно установить с большой точностью, а информация соответствует действительности. Однако в основе белой пропаганды лежит белая ложь — это утверждение, которое само по себе не является ложным, но оставляет вне поля зрения значительную часть правды. При «серой» пропаганде источник точно определить нельзя, а достоверность информации находится под вопросом. «Черная» пропаганда использует ложный источник, распространяет ложь и сфабрикованные сообщения. Таким образом, заключают авторы, пропаганда может строиться на широкой гамме сообщений — от правды до откровенной лжи, — но всегда в ее основе лежат определенные ценности и идеология.

В 60 — 70-е гг. ХХ в. Д. Белл и Э. Шилз попытались преодолеть критическую направленность теорий массового общества. Противопоставляя индустриальное массовое общество обществу традиционному, они подчеркивали интеграцию масс в систему институтов массового общества и формирование единой культуры благодаря массовым коммуникациям. По мнению Белла и Шилза в массовом обществе преодолеваются социальные антагонизмы, а значит, оно становится более однородным. В этом контексте особо важной стала проблема ответственности СМК.

Теория социальной ответственности является актуальным обоснованием статуса масс-медиа в массовом обществе. В ситуации практически монопольного влияния СМИ на общественное мнение и психоэмоциональное состояние социума, основополагающими становятся идеи добровольного самоограничения, самоцензуры со стороны журналистов и владельцев СМИ в интересах общественного блага. Именно в теории социальной ответственности воплощается новый идеал соединения свободы и ответственности.

Д. МакКуэйл трактовал социальную ответственность следующим образом. Масс-медиа должны выполнять в своей деятельности определенные обязательства перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности, соблюдать принцип баланса между экономическим благополучием информационных средств, профессиональной этикой журналистов и общественными интересами. Коммуникативные источники информации должны быть плюралистичными, чтобы обеспечить как возможность выражения различных точек зрения, так и возможность ответа на критику. Деятельность коммуникативных институтов, согласно этой теории, является саморегулирующейся, вмешательство в их деятельность может быть оправдано только необходимостью обеспечения общественной безопасности.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1924 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...