![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Под теологической герменевтикой понимали науку об истолковании текстов Священного Писания. Герменевтика как направление в философии оформилась благодаря деятельности Х.-Г. Гадамера, особенно его единственной крупной работе "Истина и метод". Х.-Г. Гадамер задает следующую структуру процесса понимания: понимаемый текст не рассматривается как продукт индивидуальной речевой деятельности, но выступает как общее во множестве частных ситуаций понимания. Задачей интерпретатора вовсе не является обнаружение этого понятного ему общего в частном для демонстрации «правильности» или «истинности» текста. Его задачей является (ре)конструирование общего смысла текста при помощи наличной у него частной ситуации; можно сказать, что он должен воспроизвести смысл текста на языке наличной ситуации. Возможность понимания в таком случае обосновывается опять-таки общностью ситуаций, с которыми имеют дело говорящий и интерпретатор. Иными словами, общий смысл текста есть продукция множества понимающих, полученная путем аппликации текста к множеству наличных ситуаций и представляющая собой некую истину, «суть дела», а вовсе не мнение говорящего. Текст полностью выражает все подразумеваемое им, и все сказанное есть полная истина. Понимать — означает прежде всего разбираться в чем-то, а уж потом, во вторую очередь, вычленять мнение другого, разуметь подразумеваемое им. Первое из условий герменевтики — это предметное понимание, ситуация, возникающая тогда, когда я и другой имеем дело с одной и той же вещью. А подобная ситуация предметного понимания материализуется в форме общности основополагающих и несущих предрассудков — заранее сложившихся суждений. Герменевтика должна исходить из следующего: тот, кто хочет понять, связывает себя с предметом, о котором гласит предание, и либо находится в контакте с традицией, изнутри которой обращается к нам предание, либо стремится обрести такой контакт. Так замыкается герменевтический круг («Понять целое можно только понимая его части, а понять части можно только понимая целое»). Сводя герменевтическую концепцию понимания к формуле, можно сказать, что понимание есть процесс созидания языка (то есть, с точки зрения герменевтики, среды проявления истины), который свяжет текст, несомый преданием (традицией), и само это предание (традицию), с наличной ситуацией интерпретатора.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль символов в социальных взаимодействиях согласно парадигме символического интеракционизма?
2. Что такое феномены сознания?
3. Как Э. Гуссерль определяет содержание понятия «жизненный мир»?
4. Что такое «интерсубъективный мир»?
5. Какова роль субъективных значений в конструировании социальной реальности согласно теории социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана?
6. В чем заключается роль понимания в процессе истолкования текста согласно философской герменевтике?
Рекомендуемая литература
Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишкек, 1997.
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Гадамер Х.-Г.. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.
Гуссерль Э. Начало геометрии. М., 1996.
Современная американская социология. М., 1994.
Герберт Блумер [21]
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 940 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!