Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусственными, сознательно созданными людьми. Поясним некоторые категории.
Естественные коммуникационные каналы – это каналы, использующие врожденные, естественно присущие человеку средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный).
Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным.
Вербальный канал доступен только людям, обладающим речевой способностью, формирование которой происходило в процессе антропогенеза.
Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникант и рецепиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют социально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве. Эти смыслы связаны, во-первых, с передачей полезного практического опыта, во-вторых, с магическими верованиями первобытных людей. Для удовлетворения этой первичной коммуникационной потребности использовались два искусственных канала: канал иконических документов – графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения; канал символьных документов – амулеты, украшения, талисманы, языческие идолы и вообще изображения богов.
Палеолитическое искусство, зародившееся 35 тыс. лет назад в виде резьбы по кости и дереву, уже через 5 тыс. лет представлено пещерными гравюрами и картинами, различными скульптурами, украшениями, орнаментированными изделиями. Апогей пещерной живописи датируется 15-12 тыс. лет назад, когда искусно создавались многоцветные сюжетные ансамбли, где наряду с изображением людей встречаются фантастические изображения.
Коммуникационные каналы палеолитического искусства выполняли социальные функции, которые можно разделить на явные, осознаваемые самими древнейшими людьми, - этомагическая (культовая) функция, и «педагогическая» функция – передача полезного опыта подрастающему поколению; и неявные, но очень важные функции – интеллектуальная – развитие абстрактного мышления и эстетическая – развитие чувства гармонии, красоты.
Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере искусства, и технические, возникшие в сфере техники.
Художественные коммуникационные каналы ведут свою родословную с палеолитического искусства, но зрелых форм они достигли в классической Древней Греции (VI-IV вв. до н.э.). Перечислим их.
Музыка и танец – производные невербального канала.
Поэзия и риторика – производные вербального канала.
Театр – синтетический вид искусства, объединяющий вербальные и невербальные средства.
Графика и живопись – производные иконического канала.
Скульптура и архитектура – производные канала символьных документов.
Для интенсификации и расширения сферы коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния, и люди вынуждены были искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении. Пожалуй, самым первым, наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций, явилась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение его в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы.
В последующем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения. Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры — в пределах видимости), звуковых сигналов — (в пределах слышимости) коммуникации стали осуществляться на расстоянии. Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целевые разовые коммуникации, использовались такие индивидуальные средства коммуникации, как гонец, посыльный. В целях расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В связи с тем, что в такой системе фаза коммуникативного обмена информацией достаточно велика, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, а тем более информация, получаемая через обратную связь, устаревала, что и делало эту систему коммуникативных связей достаточно аморфной, а коммуникативную среду — не интенсифицированной.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4080 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!