Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века. / Т. Фридман. М.: АСТ, - 2006. – 608 с



13. Чешков М.А. Глобалистика как научное знание. Очерки теории и категориального аппарата. М.: НОФМО, 2005 - 224 с.

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

(Дьяков А.П.)

Адаптация социальная (от лат. adaptatio - приспособление, приноравливание) - процесс и результат активного приспособления индивида, группы к условиям социальной среды, к изменяющимся или уже изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Проявляется в двух формах: 1) ак­тивной, когда субъект (индивид, группа) стремится воздействовать на сре­ду в целях ее изменения (изменения ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которую он должен освоить и т. п.); 2) пассивной, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению.

Активность социальная — сознательная, целенаправленная деятель­ность индивида, социальной группы, общности, ориентированная на преоб­разование объективных условий, формирование социальных качеств лично­сти, а также мера этой деятельности. Основные средства проявления: позна­вательная, трудовая, общественно-политическая деятельность, общение.

Актор – активно действующий рефлексивный индивид, способный влиять на социальные реалии, преобразовывая их (в противоположность социальному субъекту, находящемуся под влиянием социальной структуры, которая управляет его поведением).

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) - система взглядов, обос­новывающая решающую роль свободы личности в функционировании об­щества. Однако понятие «свобода» толкуется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества, как отсутствие всяких социальных ограничений. Девиз анархизма - «предоставьте вещи их естественному те­чению». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наиболее известные анар­хисты - П. Прудон, М. Штирнер, М. Бакунин и П. Кропоткин.

Аномия (от франц. anomie - отсутствие закона, организации) - по­нятие, введенное французским социологом Э. Дюркгеймом. Оно описыва­ет тип социальной системы, в котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов жизнедеятельности индивидов, различных групп, общества в целом. Это влечет за собой социальную дезорганиза­цию, нарушение нормативной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности, кризисных процессов, многообразных форм отклоняющегося поведения. Аномия характеризует переходные общества (анемический социум).

Взаимодействие социальное - процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группа­ми как субъектами качественно различных видов деятельности, т. е. отно­шений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Объективная сторона взаимодействия — это связи, не завися­щие от отдельных личностей, но опосредующие и конструирующие со­держание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения, способа жизнедеятельности.

Власть - институционализированяое, т. е. узаконенное право субъ­екта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или ор­ганизациям вопреки оппозиции с их стороны. Власть является необходи­мым компонентом управленческой деятельности в любой группе, органи­зации, обществе в целом.

Воля - способность личности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, выражающуюся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно по­ставленных целей. Воля выражает индивидуальность человека, его «Я», служит самоутверждению и самовыражению, проявлению активной жиз­ненной позиции личности.

Воображение социологическое (по Ч.Р.Миллсу) – плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества. Его ключевым качеством является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смыслов, аспектов человеческого бытия.

Воспитание — процесс сознательного, целенаправленного и система­тического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воз­действием социальных институтов (семьи, учебных заведений, учрежде­ний культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей. к активной жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и т. д.).

Глобализация – 1) по З.Бауману – процессы усложняющейся социокультурной динамики, парадоксального сжатия пространства и времени. Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет. На первое место среди ценностей выдвигается мобильность. 2) по У.Беку – диалектический процесс, создающий транснациональные социальные связи и пространства, обесценивающий локальные культуры и способствующий возникновению третьих культур.

Государство - ведущее звено политической системы общества. Вы­ступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние не только в сфере, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношениях. Как основной социальный институт государство осуществляет управление об­ществом, регламентирует его функционирование на основе законодательно закрепленной системы социальных норм, организаций и учреждений.

Гражданское общество - совокупность внегосударственных обще­ственных отношений, выражающих разнообразные интересы и потребно­сти членов общества. Гражданское общество охватывает все сферы жизне­деятельности людей в обществе - политическую, экономическую, духов­ную и социальную. В политической сфере в качестве форм самодеятельно­сти люди образуют партии, общественные движения и т. д.; в экономиче­ской - частные (негосударственные) формы хозяйствования, профсоюзы; в духовной - творческие союзы, объединения по интересам и т. д.; в соци­альной - семью, другие общности.

Группа первичная - социальная группа малого объема, состоящая из постоянно взаимодействующих индивидов, характеризующаяся высо­кой степенью идентификации ее членов с нормами и ценностями группы.

Группа референтная — социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы.

Группа социальная - объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.

Движение социальное – массовые, коллективные действия людей, направленные на обеспечение определенных потребностей и в этой связи – на определенные социальные трансформации.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - форма дезорганизации поведения индивида, несоответствующая моральным, правовым нормам и ценностям, культивируемым обществом (правонарушения, аморализм, преступность, наркомания и т. п.).

Действие социальное - понятие, введенное в научный оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентиро­ванного на поведение других людей, воздействия на них и, в свою очередь, влияния на поведение других. Социальным, по Веберу, действие становит­ся лишь при двух условиях: 1) если это сознательное действие обладает той или иной степенью рациональной осмысленности; 2) если оно ориен­тировано на поведение других людей. Главное здесь - сознательная ориен­тация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодейст­вие с которыми он рассчитывает.

Демократия – 1) форма организации деятельности государственных и общественных институтов, характеризующаяся выборностью и подконтрольностью; 2) принцип организации управления общественной жизнью, обеспечивающий возможность для всех участвовать в производственных или общественных делах.

Деятельность социальная — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных средах жизни общества и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы. Д.с. есть проявление социальной активности и характеризуется такими чертами, как сознательность, инициативность, ответственность, общественная и созидательная направленность.

Движение социальное - массовые действия представителей какой-либо одной социальной группы или нескольких, направленные на обеспе­чение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребно­стей. Таковыми движениями являются движения в защиту прав граждан, за улучшение условий труда и жизни, за возрождение национальной культу­ры, охрану природы и т. п.

Деклассированные элементы (люмпены) — лица, утратившие связи с социальными группами, опустившиеся на «дно» общественной жизни. Занятия - воровство, мошенничество, бродяжничество, нежелание зани­маться общественно-полезным трудом. Основные причины появления и роста - экономические и социально-политические кризисы, массовая без­работица, обнищание низших слоев населения.

Дифференциация социальная — расчленение соц. целого или его час­ти на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволю­ции, перехода от простого к сложно­му. Д. с. прежде всего включает раз­деление труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп и т. д.

Закон социологический — существенная, необходимая, повторяю­щаяся, устойчивая связь всех сторон и компонентов общественных явле­ний, процессов и систем; наиболее общее выражение целостности жизне­деятельности людей, общества как социальной системы. Социологический закон действует как закон-тенденция, определяющий основную линию развития социальных систем различных уровней. В социологии социологические законы делятся на общесоциологические и частносоциологические. Социологические законы как разновидность общественных (соци­альных) законов - это законы социальной деятельности людей, осуществ­ляемые в процессе деятельности человека как важнейшего элемента соци­альной системы.

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) - процесс самоотождествления индивида с другим человеком, группой, обществом, эт­носом, образом или идеалом. С точки зрения социологии идентификация - один из механизмов социализации личности, посредством которого приоб­ретаются или усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, нравственные качества тех социальных групп (общностей), к которым принадлежит дан­ный индивид.

Иерархия социальная — Иерархическая структура, характе­ризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, прести­жа и т. д.

Изменение социальное – общественная трансформация, оцениваемая количественными и качественными критериями, различные формы эволюционных и революционных преобразований.

Индивид (социальный) — отдельный, обособленный, единичный представитель социальной общности: народа, общества, социальной груп­пы, человеческого рода в целом. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность» как обозначения неповторимого сочетания природных и социальных свойств индивида и от понятия «личность» как обозначения социальных качеств человека.

Интегративность - процесс включения индивида в общество посредством усвоения норм, законов, традиций и моделей поведения, приня­тых в социальной группе.

Институт социальный - устойчивая форма организации обществен­ной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокуп­ность учреждений, организаций, наделенных властными и материальными средствами для осуществления функций управления и социального контро­ля за соблюдением социальных норм и стандартов жизнедеятельности ин­дивидов, различных социальных групп. Основные структурные элементы социального института; 1) определенные сферы деятельности и обществен­ных отношений; 2) учреждения для организации совместной деятельности; 3) нормы и принципы отношений между официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия социального института; 4) сис­тема санкций за невыполнение норм и стандартов поведения. В качестве важнейших социальных институтов выделяют власть, государство, эконо­мику, труд, семью, коллектив, образование, религию и т. п.

Классы - большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и способам полу­чения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы предпринимателей, крупных земельных собственников (помещи­ков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном положе­нии классов обуславливают появление у них разных экономических, поли­тических и нередко, духовных интересов, которые определяют их деятель­ность.

Коллектив — вид социальной организации групповой жизнедеятель­ности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями. Коллектив, рассматриваемый в социоло­гии как социальная общность и социальный институт, выполняет социаль­но значимые функции, основывается на единстве ценностно-нормативных ориентации, способствует идентификации членов коллектива и их ответст­венности за реализацию совместной групповой деятельности.

Консенсус социальный - согласие групп индивидов, социальных групп, организаций, властных структур и т. д. по базисным ценностям и целям действия.

Контркультура – разновидность субкультуры, агрессивно отвергающей господствующие нормы и ценности.

Контроль социальный - способ социальной саморегуляции, обес­печивающий упорядоченное взаимодействие индивидов с обществом по­средством социально-нормативного и правового регулирования с целью воспроизводства господствующего типа социальных отношений.

Конфликт социальный (от лат. conflictus - столкновение) - одна из форм взаимодействия индивидов, различных общностей и социальных ин­ститутов, свидетельствующая о столкновении, противоборстве субъектов (участников) социальной деятельности, обладающих противоположными интересами, ценностными ориентациями, целями. Выделяют конфликты международные - между нациями, государствами; конфликты классов, со­циальных групп и слоев внутри общества; конфликты между малыми груп­пами, личностями.

Конформизм - приспособленческое, пассивное, некритическое при­нятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.

Кризис – 1) поворотный момент, влияющий на ход событий; 2) Состояние, когда существующие средства (механизмы) достижения целей становят­ся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления которых нужны новые модели мышления и действия.

Культура: 1) обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регули­рующих взаимоотношения между обществом, социальными общностями и индивидами; 2) активная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, передаваемых от поколения к поколению и способствую­щих социальному, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию общества и личности.

Культура массовая — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, развитие образования и возрастание ро­ли средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Коммуникации способствовали созданию целой индустрии массовой культуры, которая нередко противостоит народной и классической культуре, отличается бед­ным содержанием и выражает интересы правящих элит. Массовая культура используется в целях манипуляции сознанием широких масс людей, включая молодежь, интеллигенцию, другие слои населения.

Личность - выражение социальной сущности и содержания челове­ка как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность вы­ступает как носитель общих и социальных свойств человека, характери­зующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Малые группы - группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключе­нию социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп -семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются соци­ально-психологические контакты входящих в них людей, нередко касаю­щиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации их представителей, в опре­делении направленности их поведения и деятельности.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - со­стояние групп людей или личностей, находящихся в промежуточном, по­граничном положении между другими социальными группами, утратив­ших прежние социальные связи и не приспособившихся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, переместившиеся в города, не имеющие условий для восприятия другого образа жизни, его норм, ценностей. Процесс маргинализации характерен для трансформирующихся обществ, анемического со­циума.

Миф – 1) представление о сущности и происхождении социальных реалий, основанное на фантазиях об особой роли сверхъестественных сил; 2) специфический защитный механизм, основанный на презумпции истины определенных социальных реалий; 3) форма рутинизации коллективных представлений и традиционных социальных практик, что позволяет выполнять функцию социального контроля.

Мобильность социальная - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного соци­ального слоя (страты, класса) в другой или в пределах одного и того же слоя. Социальная мобильность - одна из важнейших характеристик соци­альной структуры, степени ее открытости, динамичности.

Мобильность вертикальная - переход индивида (социальной группы) на более высокую социальную позицию, обладающую большим престижем, властью, доходом, привилегиями.

Мобильность горизонтальная - социальное перемещение индиви­да, которое не связано с изменением его социальной позиции: переход на другую работу без изменения социального статуса, смена места жительст­ва и т. д.

Молодежь - социально-демографическая и социально-дифференцированная группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления и динамикой становления формирующейся личности, спецификой социального положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет. Молодежь выполняет социальные роли, обусловленные общественными потребностями, спецификой ее возрастного, социокультурного раз­вития, способностью самостоятельно реализовывать свой потенциал в со­циально значимых видах жизнедеятельности.

Наука - сфера человеческой деятельности, социальный институт, деятельность которого направлена на познание, обоснование и системати­зацию объективных знаний, используемых в различных сферах человече­ской деятельности. Для науки как социального института необходимы сле­дующие факторы: организация процесса получения новых знаний, созда­ние научных сообществ, выявление актуальных проблем исследования, форм и способов их решения, важность и глубина исследовательских ре­зультатов, определение статуса и престижа научно-исследовательских коллективов. Различают относительно обособленные, но тесно взаимосвя­занные организационные структуры наук - естественные, общественные, технические, а также фундаментальные, прикладные исследования и раз­работки, внедрения. Расширение круга социальных функций науки, ее институализация — необходимое условие общественного прогресса.

Национальные отношения — отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и раз­вития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утверждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения не­посредственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

Норма социальная - включает в себя два взаимосвязанных аспекта: 1) определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или груп­пе, действующим в определенной ситуации. Социальная норма представ­ляет собой главный регулятор поведения людей в обществе.

Нравы общественные - распространенные в обществе стереотипы массового поведения, регулируемые неформальными моральными норма­ми, привычками, обычаями. Соответствующий образец «нравственного поведения» определяется моральными и этическими идеалами в качестве должного, естественного, социально правильного поведения.

Образование - социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению раз­личными социальными ролями.

Общество - совокупность общественных отношений людей: эконо­мических, политических, правовых, идеологических, духовных и т. д., ко­торые опосредуют их социальную деятельность. Достоянием общества яв­ляется вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних поколений людей. Общество пред­ставляет собой социальную систему, проявляющуюся в функционирова­нии социально-однородных общественных отношений, социальных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру обществен­ные отношения образуют различные общества - традиционное и совре­менное, аграрное и индустриальное, открытое и закрытое, демократиче­ское, тоталитарное и авторитарное, феодальное, капиталистическое, со­циалистическое и др.

Общность - совокупность людей, объединенная исторически сло­жившимися устойчивыми социальными связями, отношениями и обла­дающая рядом признаков, которые придают ей своеобразие, специфич­ность. В широком смысле слова это понятие используется как синоним «социальной группы». Совокупность разновеликих, разноуровневых общностей, их взаимодействие, взаимовлияние - необходимое условие функ­ционирования общества как социальной системы.

Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Опосредуется системой общественных отношений и является их персони­фицированной личностной формой проявления. Общение - важнейшая со­ставная часть социального бытия человека, источник его жизнедеятельно­сти, условие функционирования общества, формирования и развития лич­ности.

Общественное мнение - отношение населения страны или больших социальных групп к различным проблемам общественной жизни, выра­женное в разного рода суждениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мнение характеризуется той или иной распространенно­стью, определенной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью. Выражение отношения людей к тому или иному общественному явлению в форме его одобрения или осуждения, пожелания или требования - одно из главных свойств общественного мне­ния. Другим его важным свойством является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.

Организация социальная - понятие, которое используется в не­скольких значениях: 1) объединение институционального характера, пред­назначенное для выполнения определенных функций, обладающее опреде­ленным статусом и выступающее в качестве социального института (предприятия, органы власти, общественные объединения и т. п.); 2) процесс, связанный с таким видом деятельности, как управление; 3) степень внут­ренней упорядоченности, способ соединения частей в целое.

Отношения социальные. В широком смысле - общественные от­ношения между субъектами (классами, социальными группами и т. д.) во всех сферах общественной жизни; в узком смысле - срез, синтез социаль­ных аспектов всех видов общественных отношений, которые непосредст­венно сказываются на положении личности в обществе. Это отношения, связанные с жизнедеятельностью, образом жизни, социальным положени­ем индивида, социальных групп, различных общностей, реализацией принципа социальной справедливости, степенью удовлетворения матери­альных, духовных и других потребностей людей.

Память социальная - способность общества и личности к накопле­нию, созданию и воспроизведению опыта, способов жизнедеятельности. Социальная память как показатель и вместе с тем фактор социальной и духовной зрелости общества предполагает совокупность социокультурных институтов, осуществляющих отбор актуальной информации о прошлом с целью творческого освоения накопленного общественного опыта и пере­дачи его от поколения к поколению.

Плюрализм – 1) принцип, исходящий из естественности проявления различных идей, ценностных ориентаций, а также утверждающий равные права функционирования множества социальных групп; 2) легитимация многообразия в социальной жизни и науке.

Поколение - многозначное понятие (демографическое, антрополо­гическое, историческое, символическое и т. п.). С точки зрения социологии поколение - это объективно сложившаяся социально-демографическая общность людей, характеризующаяся общими условиями социализации, возрастными и социально-психологическими особенностями, типичными для близкой по возрасту общности способам и формам деятельности, спе­цификой культуры.

Потребность - выражение объективной необходимости поддержа­ния и воспроизводства условий существования людей, их развития. Субъ­ективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побужде­ния творческой деятельности и т.д. Потребности людей являются наибо­лее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения разнообразных интересов.

Престиж социальный - обозначение в общественном сознании ре­ального положения человека, социальной группы, трудового коллектива и т. п. в системе общественных отношений. Критерий социального престижа применяется для анализа социальной стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. Социальный престиж представляет собой единство объективного положения личности в коллективе, обществе в соответствии с ее статусом и субъективного отношения к выполнению им своих соци­альных ролей (индивидуальность, ответственность и т. п.). Оценивая соци­альную значимость способов и форм жизнедеятельности, социальной активности личности, выступает как действенный регулятор поведения лю­дей.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к выс­шему, от менее совершенного к более совершенному. Сказанное относится к обществу в целом, к отдельным его подсистемам. Прогресс социальный означает движение по пути преодоления социально-политического нера­венства и духовной неразвитости, утверждение принципа социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального, ду­ховного, нравственного развития личности.

Противоречия социальные - противоречия, возникающие в про­цессе развития социальных отношений, отражающие взаимодействия про­тивоположных систем этих отношений, несовпадение интересов и целей различных социальных групп и социальных слоев. Прогнозирование, свое­временное разрешение социальных противоречий - неизменное условие дальнейшего развития социальной системы. Определение и реализация эффективной социальной политики - необходимое условие безболезненно­го перехода из одного качественного состояния социальной системы в дру­гое. Это гарантия того, что социальные противоречия из стимула общест­венного развития не станут тормозом социальных изменений и не приве­дут к социальному конфликту. Социальных противоречий может быть множество: между обществом и государством, между социальными по­требностями и возможностями их удовлетворения, между политической элитой и массами и т. п.

Процесс социальный - взаимосвязь социальных действий, через ко­торые проявляются определенные тенденции общественной жизни, после­довательная смена состояний в системах и подсистемах, социальных ин­ститутах и организациях. Субъектами социальных процессов могут быть человеческое сообщество, конкретное общество, социальные общности, организации. Виды социальных процессов: прогрессивные и регрессивные, функциональные и дисфункциональные, стихийные и сознательно органи­зованные, эволюционные и революционные.

Развитие социальное - процесс, в ходе которого происходят коли­чественные и качественные изменения в социальных отношениях, соци­альных институтах, социально-групповых и социально организационных структурах. Социальное развитие представляет также изменения, при ко­торых социальные явления переходят на более высокие (по критериям со­циального процесса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - коренное и на­сильственное изменение государственного и общественного строя, затра­гивающее все стороны жизни общества. Революция начинается со смены государственной власти. Дальнейшие революционные преобразования политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества могут происходить в течение более или менее длительного времени.

Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - более или менее существенные изменения в отдельных (иногда в нескольких) сферах обще­ственной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя. Указанные изменения могут носить структурный или функциональ­ный характер без полной трансформации общества. Реформа выступает как способ разрешения назревших конфликтов - экономических, полити­ческих и др. мирными способами. Как правило, реформы планируются и проводятся «сверху», т. е. существующей государственной властью.

Регресс - противоположный прогрессу тип общественного развития, для которого характерны процессы деградации, понижение уровня соци­альной организации, утрата способности общества и государства к выпол­нению их основополагающих функций. Регрессу присущи застой, возврат к изжившим себя формам и структурам. В условиях регресса снижается социальная защищенность населения, сужаются возможности развития личности.

Роль социальная — социальная функция, модель поведения, объек­тивно заданная социальной позицией личности (группы) в системе обще­ственных или межличностных отношений. Ее исполнение связано с приня­тыми социальными нормами и ожиданиями окружающих.

Система социальная - особый класс систем, существующий наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и другими системами. Любая система — это явление, состоящее из опреде­ленной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и от­ношениях и образующих единое целое. Специфика социальной системы состоит в том, что важнейшими ее элементами являются люди, чье пове­дение, формы и способы жизнедеятельности детерминируются определен­ными статусами и ролями, которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их индивидуальными качествами (потребностями, интересами, ценностными ориентациями). Как и любая другая, социальная система обладает целостно­стью и интегративностью.

Социальное - совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совмест­ной деятельности (взаимосвязи) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях. Социальное возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Содержательными элементами социального являются понятия равенства, справедливости, свободы. Социология изучает социальное как важнейший аспект экономических, политических отношений, последствий реформирования общества, проявляющихся в условиях их труда, общения, в решении проблем социальной защищенности различных социальных групп и личности, удовлетворения их социальных потребностей и интере­сов.

Социализация - приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение раз­личными видами деятельности и утверждение себя в системе обществен­ных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и из­бирательное отношение к условиям общественной жизни.

Социальная структура общества - совокупность связей и отноше­ний, в которые вступают между собой социальные группы и общности лю­дей по поводу экономических, социальных, политических и духовных ус­ловий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структу­ры относятся различные виды общностей: классы, сословия, люди города и деревни, умственного и физического труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, муж­чины), этнические и религиозные общности. Почти все названные выше социальные группы и общности неоднородны по составу и, в свою оче­редь, делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоя­тельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, ко­торые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социум - большая устойчивая социальная общность людей (обще­ство в целом), которая характеризуется единством условий их жизнедея­тельности в существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Разновидности социума: общество, родовые и семейно-родовые, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. Типы социумов: тоталитарный, авторитарный, демократический, коллективистский, индивидуалистический, атомический и др.

Статус социальный - интегративный показатель положения раз­личных социальных групп и их представителей (индивидов) в обществе, в системе социальных связей и отношений. Социальный статус определяется по ряду признаков как естественного (пол, возраст, национальность) так и социального характера (роль в обществе, профессия, род занятий, семей­ное положение, доход и т. д.). Исследователи подразделяют социальный статус на прирожденный и приобретенный.

Страта социальная (от лат. stratum - слой) - социальный слой, группа людей, объединенных каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, пре­стижем и т. д.). Понятие страты является ключевым в теориях социальной стратификации. Обычно под социальными стратами понимают все соци­ально-экономические общности, занимающие различное место в структуре социальной системы и между которыми имеется социальное неравенство. Стратификация социальная: 1) метод анализа и описания соци­альной структуры общества, предполагающий выделение социальных сло­ев на основе таких признаков, как объем власти, престиж, размер получае­мых доходов, уровень образования и квалификации, должностное положе­ние и т. д.; 2) система ранжирования индивидов и групп, их размещения по социальным слоям (стратам).

Субкультура – часть общей культуры, выраженная системой ценностей, норм и традиций, присущих определенной социальной группе.

Террор (от лат. terror - страх, ужас) — политика запугивания, наси­лия, нагнетания страха, расправа с политическими противниками вплоть до их физического уничтожения, особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью. Терроризм - предприятия, осуществляемые с целью изменить внутреннюю и внешнюю политику государств (международный терроризм).

Традиция — культурные нормы и ценности, способы и формы жиз­недеятельности, взаимодействия людей, которые принимаются обществом, различными социальными группами и индивидами в силу значимости и возможности их творческого освоения применительно к новым условиям и передачи их следующим поколениям.

Убеждения - личностные образования, в основе которых лежат оп­ределенные представления, принципы, ценности, существенно опреде­ляющие отношение человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, научные, религиозные и другие виды убеждений. Убеж­дения формируются под воздействием комплекса объективных и субъек­тивных факторов. Глубокое познание личностью сложных противоречи­вых процессов и явлений - основа социально значимых убеждений, актив­ности человека. Ведущим компонентом в формировании различных видов убеждений является нравственный компонент.

Факт социальный - единичное общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В качестве со­циального факта рассматривают действия, поступки и характеристики по­ведения людей, социальных групп, материальные и духовные результаты человеческой деятельности, мнения, взгляды, оценки людей, их взаимосвя­зи.

Ценности (от греч. axios - ценность) - все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, матери­альные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, поли­тических и правовых взаимоотношений и т. д. Выделяют нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые, материальные и дру­гие социальные ценности.

Ценностные ориентации - ориентации социальных субъектов: классов, наций, профессиональных и демографических групп (молодежи, женщин, мужчин и т. д.) и отдельных личностей на те или иные социаль­ные ценности. Исследователи выделяют ориентации на духовные, политические, правовые, материальные ценности, которые выступают в качестве своего рода социальных координат, определяют содержание и направлен­ность деятельности и поведения социальных субъектов.

Цивилизационный подход к анализу общественных явлений - рас­смотрение этих явлений в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский) - ступень развития об­щества, на которой главную роль играют не родовые, а социальные связи людей. Определяется также как соответствующий уровень культуры обще­ства и как тип культуры, в зависимости от которого выделяют западную и восточную цивилизации, христианскую и исламскую, современную инду­стриальную цивилизацию и т. д.

Человек - субъект общественной деятельности и культуры. Человек по своей природе является биосоциальным существом, в котором биологи­ческое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении. Совокупность социально значимых качеств чело­века - предмет изучения различных областей знания. Социология рассмат­ривает функциональные отношения человека с социальными и другими группами, общностями, организациями, социальными системами, в том числе обществом, важнейшим элементом которого он является.

Этнос (от греч. ethnos - племя, народ) - общность людей> связанных между собой общим происхождением и длительным совместным сущест­вованием. Это различные народности, нации, немногочисленные этниче­ские группы, характеризующиеся такими устойчивыми признаками, как язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом (национальном) самосознании народов, в котором они осознают свое единство и этническое родство.


[1] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл
П. П. Гайденко.—М.: Прогресс, 1990. – С.602.

[2] Сорокин П.А. Система социологии. М., 2008. С. 25.

[3] Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. – С.362.

[4] Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — С.14.

[5] Гидденс Э. Социология: пер. с англ. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С.24.

[6] Ядов В.А. Размышления о предмете социологии./ Социол. иссл. – 1990. №2. – С.14.

[7] Там же. С.4.

[8] Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания / Социол. иссл. 1997. № 6. - С. 3-8.

[9] Лапин Н.И. Предмет и методология социологии./ http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002-08/Lapin.pdf

[10] Thomas W.I. The Child in America: Behavior Problems and Programs. New York, 1928. P. 572

[11] Чепуренко А.Ю. Не споткнуться бы о камень – реплика [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.isras.ru/bog_prof_1.html.

[12] Подробнее см.: Здравомыслов А.Г. Социология: теория, история, практика. – М.: Наука, 2008. Раздел 2 «Социология в современной России». С. 106–212

[13] Каплун В. Социология в современных обществах [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.hse.spb.ru/departs/faculty-sociologies/caplun.phtml.

[14] Под социетальным в социологии понимается то, что относится к обществу в целом, а не к той или иной его части, сфере.

[15] Аберкромби Н. А., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Второе издание. Перераб. и доп. – М.: "Экономика", 2004. – С. 471

[16] Смелзер Н. Социология. – М.: "Феникс", 1994. – С. 274

[17] См. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Издание 5-е, т. 39. – С.15

[18] См.: Народное хозяйство СССР в 1968 году. – М.: "Статистика", 1969. – С. 23

[19] См.: Народное хозяйство СССР 1922 – 1982.: Юбилейный статистический ежегодник. – М.: "Финансы и статистика", 1982. – С. 30

[20] См.: там же, с. 30

[21] Рассчитано по "Народное хозяйство в СССР в 1922 – 1982 гг.: Юбилейный статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1982. – С. 30 - 31

[22] См.: Там же, с. 30 - 31

[23] См.: Там же, с. 30 - 31

[24] См.: Заславская Т. И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. – 1993, № 2. С. 3 - 4

[25] Соотношение доходов 10 % богатого населения и 10 % бедного

[26] См.: Российский статистический ежегодник 2008. М.: Росстат, 2008. – С. 137

[27] См.: Социальное неравенство и публичная политика / редакц. коллектив: В. А. Медведев (отв. Ред.), М. К. Горшков, Ю. А. Красин. – М,: Культурная революция, 2007. – С. 131 - 133

[28] Социология молодежи: учебное пособие/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, с.9

[29] Социология. Учебник/ отв. ред. Лисовский. Спб. 1996, с.33

[30] Чупров В.И. Молодежь. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М. Academia, 2008, с. 269

[31] Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика// Социологические исследования, 2010 №3, с.101

[32] Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы и парадигмы ценностных ориентаций российской молодежи // социологические исследования. 2003 №6, с. 126

[33] Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Пародоксальный молодой человек. // Социологические исследования. 2006 № 4, с. 28.

[34] Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. СоцИс.- 2003.-№1., стр. 114

[35] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.:2010. С. 167-180

[36] Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. Спб., ИД «Петрополис», 2008., с. 35-37

[37] Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Воронеж. 2006. Издательство – полиграфический центр ВГУ 2106. с.18-30

[38] См.: Тавадов Г.Т. Этнология: учебник для вузов / Г.Т. Тавадов. – М.: Проект, 2002. – С.55-56.

[39] Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – С.543.

[40] См.: Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – С.13-15; Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н.Г.Скворцов. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. - С.11-12.

[41] См.: Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. - М.: Новое изд-во. - 2006. С.17-18.

[42] См.:Паин Э. А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А. Паин. – М.: ООО «Момент», 2004. – С.221.

[43] Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - С.313.

[44] Большой толковый социологический словарь (Collins). – Т.I. – М.: Вече, АСТ, 1999. - С.464.

[45] Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – С.4.

[46] См.: Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. – М.: Наука, 2003. – С.437-440.

[47] Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб.: Питер, 2004. – С.121.

[48] Вот какие мы – россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html (дата обращения 5.09.2013).

[49] Маргинальному статусу посвящена глава книги А.А. Налчаджяна. См.: Налчаджян А.А. Этнопсихология: учеб. пособие / А.А. Налчаджан. - СПб.: Питер, 2004. – С.108-136.

[50] Цит по: Маргинальность в современной России. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_01.php (дата обращения 14.05.2011).

[51] См.: Коммерсантъ Власть. – 2005. – 14 февр. – С.50. В РФ согласно результатам переписи 2002 г. 183 тыс. цыган. См., подробнее: Степанов В.В. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) / В.В. Степанов, В.А. Тишков. – Социол. исслед. – 2005. - №9. - С.64-74.

[52] Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии / С.Н. Артановский // Этническая психология: хрестоматия. – СПб.: Речь, 2003. – С.252-253.

[53] Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России /
Л.М. Дробижева. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.
- С.13.

[54] Красова Е.Ю. Российские перспективы: общественное мнение воронежцев / Е.Ю. Красова // Вестник ВФ РАГС при Президенте РФ. – 2007. - №1. – С.55. Научный проект «Будущее России: взгляд из центра и регионов» был реализован в рамках межрегиональных институтов общественных наук (МИОНов) в девяти регионах России, включая Воронежскую область (2006-2007 гг.). Эмпирические данные были получены методом фокусированного интервью. Более подробно результаты проекта см.: Будущее Центрально-Черноземного региона в контексте общероссийских политических процессов / под ред. А.В. Глуховой. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2008. – 195 с.

[55] Сикевич З.В. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель. – СПб.: Питер, 2005. – С.137-145.

[56] См.: Сикевич З.В. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель. – СПб.: Питер, 2005. - С.135-136.

[57] Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. – С.30.

[58] Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики / Ю. Платонов. – (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plat/23.php).

[59] Дискриминация в ЕС. – (http://ru.euronews.net/2009/11/17/discrimination-in-the-eu/).

[60] См.: Тураев В.А. Этнополитология: учеб. пособие / В.А. Тураев. – М.: Логос, 2004. - С.96.

[61] Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - С.34-36.

[62] См.: Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - С.34-36.

[63] См., подробнее: Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А. Паин. – М.: ООО «Момент», 2004. - С.97-98.

[64] См.: Этнополитология: учеб. пособие-хрестоматия / сост. В.А. Тураев. – М.: Ладомир, 2001. - С.57-58.

[65] Цит по: Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. – Ставрополь: Изд-во Ставропол. гос. ун-та, 2001. - С.98-99.

[66] См.: Ачкасов В.А. Этнополитология: учебник / В.А. Ачкасов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С.182-183.

[67] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. – Ставрополь: Изд-во Ставропол. гос. ун-та, 2001. - С.62.

[68] См.: Мясников В. Африканское домино. Мэжэтнические конфликты охватили Кению и Чад / В. Мясников. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1202507880 (дата обращения 21.04.2012); Лебедев В. В Кении разгорается гражданская война / В. Лебедев // Российская газета. – 2008. – 30 янв. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/01/30/kenia.html (дата обращения 01.09.2009). В стане живут представители 42 племен.

[69] См.: Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. – М.: М.: Гардарики, 2000. – С.63.

[70] См.: Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – С.158.

[71] См.: Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. - С.76.

[72] См., подробнее: Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.71-93.

[73] Авксентьев В.А. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев // Социол. исслед. – 2007. - №9. – С.70-77.

[74] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. – Ставрополь: Изд-во Ставропол. гос. ун-та, 2001. - С.100-101.

[75] Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение / Дмитриев А.В. – М.: Альфа-М, 2006. – С.201-229.

[76] См.: Ежемесячный бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу / Ин-т общественного мнения "Квалитас". − 2004 − №3, С. 14-16; Никитина А. Воронеж отчищается от символов вражды / А. Никитина, А. Назарова // Международная сеть – молодежное правозащитное движение – 2008. – 14 авг. - Режим доступа: http://www.yhrm.org/news/regions/voronezhskaya_oblast/voronezh_ochishchaetsya_ot_simvolov_vrazhdy (дата обращения 10.03.2011).

[77] См.: Национальный состав населения по субъектам российской федерации – Всероссийская перепись населения 2002 г. - Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_14_25.htm (дата обращения 25.03.2011).

[78] См., подробнее: Красова Е.Ю. Этническая «Мы-концепция» русских воронежцев (эмпирическое исследовании 2011 г.) / Е.Ю. Красова, К.И. Конго, А.Г. Буховец // Вестник Воронеж. гос. ун-та. – Сер. История. Политология. Социология. – 2011. – №2. – С.34-45.

[79] Авксентьев В.А. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев // Социол. исслед. – 2007. - №9. – С.70-77.

[80] Красова Е.Ю. Этническая «Мы-концепция» русских воронежцев (эмпирическое исследовании 2011 г.) / Е.Ю. Красова, К.И. Конго, А.Г. Буховец // Вестник Воронеж. гос. ун-та. – Сер. История. Политология. Социология. – 2011. – №2. – С.40.

[81] Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии живая личность? / Л.А. Гуцаленко // Социол. исслед. – 2003. - №10. – С.14-16.

[82] См., подробнее: Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007. – С.68.

[83] Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс / под ред. проф. В.А. Ядова. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – с.68-72.

[84] См.: Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно. – М.: Серебряные нити, 2001. – 416 с.

[85] Mead G. The I and the ME / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: тексты. – М.: Наука, 1994. – С. 227-237.

[86] См.: Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. – СПб.: Питер, 2004. – С.317-318.

[87] См., подробнее: Ольшанский Д.В. Политическая психология / Д. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2002. – С.149-153.

[88] См.: Елизавета II взялась за имидж Кейт Миддлтон. – Режим доступа: http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=EDtg5lg%2BPOQY%3D+BQKruSBaw90%3D&y (дата обращения 5.02.2014).

[89] См.: Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб.: Питер, 2004. – С. 201.

[90] Цит по: Смелзер Н. Социология: учеб. пособие для студ. вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. – М.: Феникс, 1998. - С.74-76.

[91] См.: Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. Ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – С.443.

[92] См., подробнее:Красова Е.Ю, Молодежь в ценностном потоке рекламной информации // Е.Ю. Красова, В.В. Стукалова // Вестник Воронеж. ун-та. - Сер. История. Политологи. Социология. – 2010. – №2. С.33-40; Красова Е.Ю. Потребительские практики воронежских студентов / Е.Ю. Красова // Вестник Воронеж. ун-та. - Сер. История. Политологи. Социология. – 2012. – №2. С.36-44.

[93] См.: Смелзер Н. Социология: учеб. пособие для студ. вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. – М.: Феникс, 1998. - С.108.

[94] Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я.И. Гилинский // Социол. исслед. – 2009. - №8. – С.72.

[95] Цит по: Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб.: Питер, 2004. – С.193.

[96] Цит по: Смелзер Н. Социология: учеб. пособие для студ. вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. – М.: Феникс, 1998. - С.217-218.

[97] См.: Грошева И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями / И.А. Грошева // Социол. исслед. – 2009. - №3. – С.88.

[98] См, подробнее Гилинский Я. Глобализация и девиантность в России / Я. Гилинский // Глобализация в российском обществе / под ред. И. Елисеева. – СПб.:, 2008. – С.399-508.

[99] Очень интересно рассматривает данное явление Нейл Смелзер в своей книге «Социология». См.: Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

[100] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – Казань, 2007. – С. 325.

[101] Там же. – С. 136 – 137.

[102] Гидденс Э. Социология. - 2-е изд., полн. перераб. и доп. – М., 2005. – С. 35.

[103] См.: Смелзер Н. Указ. соч. – С. 345.

[104] Об этом очень интересно рассказывает Энтони Гидденс в книге «Социология»: Гидденс Э. Указ. соч. – С. 33 – 55.

[105] Мердок Д.П. Фундаментальные характеристики культуры / Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – СПб., 1997. – С. 49 – 57.

[106] См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 379.

[107] Хантингтон С. Указ. соч. – С. 392.

[108] Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2005. С.127.

[109] См.: Кумбс Ф. Кризис образования: Системный анализ. М., 1970.. С.10.

[110] См.: Тернер В. Символ и ритуал. – М.: «Наука», 1983. – 277 с.

[111] Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 77.

[112] Цит. по Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М.: ИСПИ РАН, 2009. – С. 25

[113] Синелина Ю. Религия в современном мире. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/

[114] Цит. по: Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. – 2012. – №5. – С. 119.

[115] Цит. по Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М.: ИСПИ РАН, 2009. – С. 16, 17.

[116] Там же. – С. 22.

[117] Там же. – С. 15.

[118] Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2010. – С. 261-281.

* Закрытой является система, осуществляющая ограниченный обмен информацией, энергией, ресурсами с окружающей средой по строго фиксированным каналам.

[119] Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М.: ИСПИ РАН, 2009. – С. 90, 91.

[120] Там же. – С. 95, 96.

[121] Там же. – С. 97.

[122] См.: Чеснокова В.Ф. Тесным путём. Процесс воцерковления населения России в конце XX века. – М.: Академический проект, 2005. – 304 с.

[123] Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. – 2012. – №5. – С. 112.

[124] Синелина Ю. Религия в современном мире. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/

* Методика основывается на самооценке религиозности, без уточнения предмета веры, что представляется удобным в ситуации сравнения кардинально отличающихся религий.

[125] Там же.

* См. материалы, размещённые на официальном сайте ВСЦ: www.oikoumene.org.

* См. материалы, размещённые в Интренет-журнале «Антиэкуменизм» (http://www.stopoikumena.ru/).

[126] Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. – 2012. – №5. – С. 117.

[127] Там же. – С. 119.

[128] См.: Социология: учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко и др.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С.286.

[129] См.: Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т.2/ Национальный общественно-научный фонд/ Рук. проекта Г.Ю.Семигин, глав. Ред. В.Н.Иванов. – М.: Мысль, 2003. – С.80.

[130] См.: Епархина О.В. Социология общественного мнения: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ О.В. Епархина. – М.: Изд. Центр «Академия»., 2013. – С.6.

[131] См.: Россия: субъективные и объективные факторы в преодолении кризиса. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2009 году: анализ и прогноз. – М.: ИСПИ РАН, 2010 – С. 45.

[132] См.: Михайлов В.А. Социология о.бщественного мнения: Учебное пособие/ В.А. Михайлов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. – С. 96-99; Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т.2/ Национальный общественно-научный фонд/ Рук. проекта Г.Ю.Семигин, глав. Ред. В.Н.Иванов. – М.: Мысль, 2003. – С.83.

[133] См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с пол. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2005. – С. 455.

[134] См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с пол. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2005. – С. 455.

[135] См.: там же. – С. 456.

[136] См.: Штомпка П. Указ соч. – С. 456.

[137] Там же. – С. 458.

[138] См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969. - С. 194.

[139] См.: Щепаньский Я. Указ соч. – С. 198.

[140] См.: Щепаньский Я. Указ. соч. – С. 203.

[141] См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с пол. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2005. – С. 458.

[142] Гидденс Э.Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 463.

[143] См.: там же. – С. 463 – 464.

[144] См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с пол. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2005. – С. 467 - 468.

[145] См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. /Пер. с англ. под ред. В.А.Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 367.

[146] Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 369.

[147] См.: Дарендорф Р. Размышления о революции в Европе // Путь. Международный философский журнал. 1994. - № 6. – С. 37 – 127.

[148] Сорокин П. Социология революции // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – С. 271.

[149] См.: Сорокин П. Указ соч. – С. 271.

[150] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии //Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 419-459.

[151] См.: Зиммель Г. Человек как враг // Избранное. Т.2: Созерцание жизни. М., 1996. - С. 501-508.

[152]См.: Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г.Юнга. М., 1996. - 382с.; Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2000. – 408 с.

[153] См.: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С.142-147.

[154] Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. / Пер. с нем. – М.: «российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 288 с.

[155] См.: Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. – 208 с.

[156] См.: Гантунг Й. 11 сентября 2001 года: диагноз, прогноз, терапия (статья) // Конфликты: теория и практика разрешения. Опыт зарубежных исследований / Под общ. ред. Е.Ю.Садовской, И.Ю.Чупрыниной; Конфликтологический центр, Алматы, Центр конфликтологии Института социологии РАН: В 3 т. Т.1. – Алматы, 2002. – С. 246 – 271.

[157] См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон; Пер. с англ. Т Велимеева, Ю.Новикова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.

[158] См.: Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002. – С. 122 – 123.

[159] См.: Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009. – С. 148 – 150.

[160] См.: Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М., 2010. – 280 с.

.

[161] См.: Дмитриев А.В.Конфликтология. М., 2009. – С. 152 - 158.

[162] Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С.146.

[163] Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин, - М.: «Логос», 2001- 254 с. 6.

[164] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/intro.php)

[165] Ворота в глобальную экономику / Под ред. О.Е. Андерссона и Д.Е. Андерссона. — М.: ФАЗИС, 2001. — 464 с.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.075 с)...