Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Революции и реформы как тип социальных изменений



Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений, поскольку знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и ничего не оставляют без изменений. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв потенциала его самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. И в этом смысле революции – это знак жизнеспособности общества, показатель его социального здоровья. В случае неспособности общества к сопротивлению порочному политическому курсу, осуществляемому властными структурами, оно может попросту распасться, что представляет собой гораздо более трагический исход, нежели революционные перемены.

Каковы отличительные признаки революций? Чем они отличаются от других форм социальных изменений?

По мнению П.Штомпки, таких отличий пять:

1.Революции представляют собой масштабные, всеохватывающие изменения, затрагивающие все уровни и сферы жизнедеятельности общества: экономику, политические институты, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

2.Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.

3.Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

4.По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно; оно оставляет глубокий след в национальной памяти, который может стать линией раскола между «победителями» и «побежденными».

5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего[145].

Большинство революций связано с современной или новейшей историей. Великие революции прошлого – английская (1640), американская (1776), французская (1789) – открыли эпоху современности. Октябрьская революция в России (1917) и китайская революция (1949) – положили начало периоду коммунистического строительства. Антикоммунистические революции в Центральной и Восточной Европе (1989) завершили коммунистический эксперимент. Большинство социологов солидарны в том, что «веком революций» по праву следует считать XX век, хотя и XIX век с его бесконечным динамизмом – индустриализацией, урбанизацией, развитием капитализма – был также «золотым веком» для идеи революции, которая проникла в повседневное мышление, равно как в политические и социальные теории. «Считалось, что общество претерпевает необходимые прогрессивные изменения, что разум или история ведут его к лучшему, идеальному будущему порядку, - отмечает П.Штомпка. - Революции рассматривались как неизбежные, решающие процессы на этом пути, побуждающие и ускоряющие рациональные процессы. С работами Карла Маркса концепция революции вошла в сферу идеологии как мощный инструмент критики капитализма и как основание для альтернативного коммунистического проекта»[146].

Однако во второй половине XX века миф о революции начинает рушиться: вместо прогресса лейтмотивом эпохи становится тема кризиса. Миф о революции подрывается трагическим опытом реальных революций. По иронии истории, они часто завершаются прямо противоположным результатом, выливаясь в еще большую несправедливость, неравенство, эксплуатацию и угнетение. Во многом это объясняется потребностью общества в упорядочении разбуженной стихийной энергии масс, в возвращении к нормам хоть какого-нибудь, даже предельно жесткого порядка. Вместе с тем опыт конца XX века продемонстрировал возможность сравнительно мирной смены власти, а затем и всего общественного строя: не случайно крушение коммунистических режимов в 1989 году в Центральной и Восточной Европе (за исключением Румынии) получили название «бархатных» и «нежных» революций[147].

Можно утверждать, что социальные революции являются экстремальным способом разрешения глубоких социальных противоречий, политических кризисов. Другим, гораздо более приемлемым способом является реформа. В традиционном понимании реформы представляют собой лишь частичные изменения, призванные смягчить развертывание кризиса либо разрешить его в пользу господствующих классов, сохраняющих рычаги власти в своих руках. Реформа принципиально не затрагивает характера общественного строя, осуществляется постепенно, эволюционно (а не в форме скачка), сохраняя преемственность как институциональных структур, так и самого характера власти. Однако серия крупных реформ, осуществляемых радикал-реформаторами, нередко имеет результатом глубокие социально-экономические и политические преобразования цивилизационного порядка, что дает основания некоторым авторам называть их «революциями сверху». Правда, другие авторы, например, П.Штомпка, решительно возражают против этого термина: для революции, как уже говорилось, типично массовое протестное движение, которое далеко не всегда сопутствует реформам.

Главным достоинством процесса реформирования является то, что удается сохранить определенное равновесие (баланс) сил. Борьба интересов и идей осуществляется в рамках гражданского консенсуса, через взаимные уступки, предполагающие диалог и компромиссы. Для общественного развития это дает благоприятный, позитивный результат. Однако для достижения общегражданского согласия вокруг реформаторского курса требуется незаурядное политическое мастерство, гибкость правящей элиты, способной «поступаться принципами» и своевременно начинать реформирование общественной системы. Для того чтобы оно прошло успешно, необходимо помнить, что реформы, по словам известного российского социолога П.Сорокина, «не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам»[148]. Любой практической реализации реформирования социальных условий должно предшествовать их тщательное научное исследование. Каждый реформистски й эксперимент вначале должен тестироваться (т.е. проходить апробацию) на малом социальном масштабе. И лишь в том случае, если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Наконец, условие процесса успешного реформирования заключается в том, чтобы проводить реформы в жизнь правовыми и конституционными средствами[149].

Попрание этих канонов делает каждую попытку социальной реконструкции тщетной, а общество расплачивается за нее не только стагнацией, но нередко и человеческими жизнями. Реформирование российского общества в 1990-е годы, к сожалению, подтверждает эти выводы. Разрыв столетиями складывавшихся хозяйственных связей привел к невиданному в истории цивилизованных государств спаду производства. Некомпетентность властных структур способствовала росту политической нестабильности и сепаратистских выступлений, угрожавших распадом государственности. Социальная напряженность подпитывалась нараставшим обнищанием населения, ростом социальных и межэтнических конфликтов. Крушение общепринятых ценностей, кризис духовности и расширение психологии авторитаризма создали реальную угрозу национальной катастрофы, т.е. дезинтеграции Российской Федерации, исчезновения ее как единого государства. К счастью, худшие прогнозы не оправдались, однако возникшие в ходе неудачного реформирования противоречия и конфликты полностью не разрешены; они лишь обрели латентные формы. Отсюда судьба России зависит от способности общества развиваться, постепенно реформируясь, на основе созидательного труда, сотрудничества, солидарности и взаимопомощи всех его членов и социальных групп.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение основным понятиям: «социальное изменение», «социальный процесс», «социальное развитие», «социальный прогресс».

2. Назовите основные разновидности социальных процессов. Какие критерии лежат в основе их классификации?

3. Что такое социальный прогресс? Какие теоретические подходы используются для его определения?

4. Что такое социальная революция? Чем революционный процесс отличается от процесса реформирования?

Задачи и проблемные задания

1. В современном мире происходят масштабные изменения, радикально меняются уклады и стили жизни. Под влиянием каких факторов это происходит? Покажите воздействие этих факторов на примере такого масштабного мегапроцесса как глобализация. Можно ли считать эти изменения прогрессивными? Обоснуйте свою точку зрения.

2. В современной России протекает множество различных социальных процессов, определение которых встречает известные трудности. Одни уверены в том, что страна движется в русле общемирового развития: к более конкурентной экономике, открытой политической системе, межкультурному диалогу, большему политическому влиянию на международной арене и т.д. Другие, напротив, убеждены в том, что Россия деградирует, теряет население, с трудом контролирует территорию и не представляет собой серьезного политического игрока на международной арене. Попытайтесь рассудить этот спор, приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

3. События конца 1980-х – начала 1990-х годов в Восточной Европе, отмеченные крушением коммунистических режимов, наблюдатели назвали «бархатными» и «нежными» революциями, подчеркивая тем самым, что они прошли бескровно (за исключением Румынии). Согласны ли Вы с таким определением? Можно ли считать революционным аналогичный процесс в СССР и в России в начале 1990-х годов? Аргументируйте свою позицию.

4. Социальные процессы развертываются не только в рамках национального государства, но и в более локальном масштабе, например, в отдельной области или городе. Проанализируйте любой социальный процесс на примере Воронежской области. Какие региональные особенности ему присущи? Кто его субъекты? Какие факторы оказывают на него влияние?

Литература

1. Бек У. Что такое глобализация? Пер. с нем. А.Григорьева и В.М.Седельника; Общая редакция и послесл. А.Филиппова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с.

2. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения /Пер. с фр. М.М.Кириченко; Науч. ред М.Ф.Черныш. М.: Аспект Пресс, 1998. – 284 с.

3. Гидденс Э. Социология. Издательство «Эдиториал УРСС», 1999. – 704 с.

4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 120 с.

5. Дарендорф Р. Тропы из утопии / Пер. с нем. Б.М.Скуратова, В.Л.Близнекова. – М.: Праксис, 2002. – 536 с. – С. 291 – 427.

6. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. – 280с.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С. 266 – 294 (Социология революции).

8. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А.Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.

9. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с пол. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.

Лекция 14. Социальные конфликты (Глухова А.В.)

Аннотация. Лекция посвящена выявлению специфики феномена социального конфликта, его объяснительным теориям, типам и функциям. Предложена обобщенная модель динамики социального конфликта и способов его урегулирования.

План

1. Понятие, структура и функции социального конфликта.

2. Основные конфликтологические концепции.

3. Типология социальных конфликтов.

4. Динамика социального конфликта и способы его урегулирования.

Всякое понятие, входящее в сферу мышления и чувств человека, вызывает у него определенные ассоциации. Слово «конфликт» вызывает, как правило, негативные ассоциации: произнося его, мы представляем себе людей разраженных, враждующих друг с другом. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми способами избегать. Особенно это касается России, где масштабные конфликты часто заканчивались кровопролитием.

Однако такой обыденный взгляд на вещи не позволяет нам постигнуть сущность явления, тем более такого сложного как конфликт. Необходим научный подход к этому феномену, заключающийся в признании того, что конфликт есть не только неизбежное, но и необходимое явление: без него в социальной жизни - будь то экономика, политика, культура, спорт, бытовые отношения и т.д. - не происходит ничего нового. Следовательно, конфликты способны выполнять целый ряд разнообразных и позитивных функций, но при условии, что они будут протекать в мирных, ненасильственных формах.

В современной социологической литературе понятия «конфликт», «кризис» распространены достаточно широко, что объясняется теми реальными экономическими, политическими, социокультурными, духовными процессами, которые переживает современный мир и Россия. В прошлом в отечественном обществоведении в силу определенных идеологических установок эта проблематика не разрабатывалась должным образом. Политическому руководству страны это сослужило плохую службу: в момент обвального нарастания конфликтов оно оказалось без серьезных теоретических наработок и практических рекомендаций по этому вопросу.

Между тем на Западе существует солидная школа конфликтологии, в рамках которой разработаны многие теоретические и прикладные аспекты социальных конфликтов. В последнее время наблюдается активное становление конфликтологии как отрасли знания и самостоятельной дисциплины и в нашей стране.

1. Понятие, структура и функции социального конфликта.

Феномен социального конфликта – в силу его сложности – можно определять в рамках разных методологических подходов. Одним из наиболее релевантных предмету исследования является интеракционистский подход, т.е. трактовка конфликта через взаимодействие субъектов, их обмен акциями и реакциями. Одно из определений в рамках этого подхода, принадлежащее американским социологам Р.Макку и Р.Снайдеру, звучит следующим образом: под конфликтом понимается такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов).

Другой подход - поведенческий (бихевиористский) определяет конфликт как определенный тип поведения. Одно из наиболее известных определений такого рода предложил американский социолог Л.Козер:конфликт - это такое поведение, которое влечет за собой борьбу между противными сторонами из-за дефицитных ресурсов и включает в себя попытку нейтрализовать, причинить вред или устранить противника. Здесь четко названы причины конфликта - дефицит ресурсов; его предмет - власть, статус, материальные или духовные блага, а также охарактеризована стратегия противоборствующих сторон в отношении друг друга - нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Термин “борьба” в определении конфликта подчеркивает не только ожесточенность взаимодействия его субъектов, но и возможную динамику его форм.

Третий подход - структуралистский - определяет конфликт через противоречия, присущие социальной структуре. По словам известного немецкого ученого Р.Дарендорфа, конфликтным считается любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности. Социальные противоречия связаны с различиями в образе жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, неравенством их жизненных шансов, которые, в свою очередь, определенным образом влияют на формирование картины мира, т.е. идеального образа будущего.

Четвертый подход - психологический - подчеркивает, что социальные конфликты рождаются на основе антагонизма, из противоположного определения систем ценностей друг друга, а также негативного предубеждения, возникающего из чувства опасности. Индивид или группа в конфликте стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себя другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям. Конфликт может также возникнуть между группами, стремящимися к разным целям, но использующими для их реализации одни и те же средства.

Суммируя все вышеназванные подходы, можно выделить несколько объединяющих признаков конфликта.

Во-первых, для возникновения конфликта необходимы, по меньшей мере, две стороны, поскольку конфликтное взаимодействие предполагает определенный минимум соприкосновения и «зримости» сторон.

Во-вторых, интересы сторон должны реально и предположительно сталкиваться.

В-третьих, социальный конфликт обусловлен двумя видами «дефицита»: позиционным дефицитом (т.е. невозможностью одновременного исполнения одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в отношения состязательности) и дефицитом источников (т.е. ограниченностью определенных материальных или духовных ресурсов), так что два субъекта не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

В-четвертых, конфликт возникает в том только случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга.

В-пятых, при конфликте всегда идет речь о доминировании, т.е. каждая из сторон стремится направлять и контролировать действия другой стороны.

Совпадение всех этих характеристик порождает зрелый, полномасштабный социальный конфликт. Какова его структура? Строго говоря, социальный конфликт состоит из нескольких элементов:

1 - конфликтная ситуация или база конфликта (противоречие, сложившееся между субъектами по поводу спорного объекта);

2 - оппоненты – будущие субъекты конфликта;

3 - объект – спорный ресурс как источник противоречий;

4 - угроза – катализатор конфликта (страх, предубеждения и т.д.);

5 - противники – субъекты конфликта;

6 - предмет – восприятие спорного объекта в сознании субъектов;

7 - инцидент – действие, направленное на открытие конфликта, т.е. выход его из латентной стадии в открытую;

8 - открытый конфликт.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4087 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...