Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исторически сложились две противоположные точки зрения по вопросу о сущности жизни. По философским понятиям их можно оценить как материалистическую и идеалистическую. Первая признавала первичность материи в ее самых простых формах движения и обозначается историками науки как механицизм. Вторая исходила из первичности нематериальной силы - идеи, духа, жизненной силы (читай – Бога) и в биологическом контексте рассматривается как витализм.
Механицизм (от греч. mechane – орудие, сооружение) объяснял жизнь, исходя из обычных механических или физических форм движения и превращения материи. Сначала жизнь объяснялась на основе принципов классической ньютоновской механики. Ее каждый прошлый и будущий шаг может быть просчитан. Рождение, жизнь и смерть так же циклично закономерны, как восход и заход солнца. Позже (XVII–XVIII века) жизнь рассматривалась уже как сумма физических и химических процессов, которые, однако, подобно машинным процессам, протекают на статичных, неизменных структурах. В этой трактовке отсутствовала идея развития, эволюции. Механицизм как физикализм возник в конце XIX – начале XX веков и получил законченные формы к середине XX века. Согласно мнениям физикалистов, жизнь развивается, но по сути она представляет сумму простых физико-химических процессов. Причем сложнейшие биологические процессы сначала сводятся к более простым химическим, а химические, в свою очередь, сводятся к еще более простым – физическим (принцип сводимости). Метод познания, основанный на принципе сводимости, или редукции, называется редукционизмом (от лат. reductio – отодвигание назад), так что физикализм в своем методологическом применении выступает как крайняя форма редукционизма. Для физикализма, как и для механицизма в целом, характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, поскольку сложное сводится к более простым элементам, целое – к сумме его частей.
Приведем некоторые характерные высказывания видных ученых в духе физикализма.
Бертран Рассел, английский философ, математик, логик, писал в 1951 году: “Нет причины считать, что живая материя подчиняется иным законам, чем те, которые управляют неживой материей, и есть достаточные основания полагать, что все поведение живой материи удастся теоретически объяснить средствами физики и химии”. Таким образом, надо полагать, биология станет частью физики и химии.
Эрвин Шредингер, австрийский физик, квантовый механик, заявил в 1946 году, что “живая материя, хотя она и не отклоняется от установленных к настоящему времени физических законов, вероятно, подчиняется и другим, еще не открытым физическим законам, которые, когда они будут ясно показаны, составят такую же неотъемлемую часть физики, как и первые”. То есть любые пока что не разгаданные формы проявления жизни рано или поздно будут объяснены как физические процессы.
Бурное развитие физики второй половины XX века, открытие новых элементарных частиц и физических полей, успехи кибернетики и теории информации все более полно объясняют сложные материальные взаимодействия в природе, в том числе и в живых организмах, и все меньше тайн остается в понимании сложных биологических процессов. Но сама по себе физико-химическая интерпретация жизненных реакций не давала в прошлом и не дает сейчас ответа на вопрос: где кончается неживая природа и начинается живая? А что предлагали по этому поводу идейные противники механицистов – виталисты?
Витализм (от лат. vitalis – жизненный, живой) утверждает, что живое не сводится только к физико-химическим явлениям, в нем действуют еще и особые “жизненные силы”.
Витализм – давняя концепция, его корни, как и корни механицизма, уходят в классическую древность. Великий древнегреческий философ Аристотель (IV век до н. э.) ввел понятие “энтелехия”, означающее конечную причину, цель, идею о совершенстве формы организма, которая и управляет развитием. По определению Аристотеля, живой природе присуща “цель в самой себе”. В медицине XVIII века развивается виталистическая теория анимизма (от лат. anima – душа, дух), согласно которой главное для живого организма – его душа, она управляет телом и не допускает его распада.
В XIX веке состоялись выдающиеся открытия химии и физики, виталисты быстро теряли своих сторонников. Виталисты утверждали, что органические вещества могут возникать только с помощью “жизненной силы”, но уже в 1828 г. Вёлер синтезировал искусственную мочевину. Знаменитый французский микробиолог Луи Пастер показал, что разложение сахара (брожение, дыхание) – особое свойство живых клеток, но в 1897 г. Бухнер получил из дрожжей ферментный экстракт и провел брожение сахаров в бесклеточной системе, то есть без всякой “жизненной силы”. Сильным ударом для виталистов было доказательство того, что закон сохранения энергии действует как в неживом, так и в живом мире.
Однако идея энтелехии не была преодолена окончательно. В начале XX века система витализма наиболее полно была изложена Хансом Дришем, видным немецким биологом и философом. Опираясь на открытые им эмбриональные регуляции, Дриш утверждал, что развитие организма не сводится к реализации предустановленного, заранее спланированного экстенсивного (пространственного) разнообразия, как утверждали механицисты, но происходит переход интенсивного (непространственного) разнообразия в экстенсивное. Этот переход свойствен только живым системам и осуществляется, по мнению Дриша, под действием специфически витального фактора – энтелехии.
Заметим, что признание энтелехии, жизненной силы, часто ведет к антропоморфическим образам: учение о субстанциональной душе, психической силе. На этих понятиях основываются так называемый психовитализм (психизм), мистицизм. Поддержанию таких понятий способствуют большие и пока не разрешенные трудности в понимании механизмов работы мозга, векторов эмбрионального развития, направленного и “целесообразного” характера биологической эволюции. Положительное значение витализма состояло в критике примитивного механицизма, в стимулировании работ по биологической информации. Однако сам по себе витализм в конечном итоге ведет к признанию божественного начала жизни.
С развитием системного подхода и современного учения о самоорганизации (синергетики) причины специфической живой организации стали искать не в особых жизненных силах, а в самопроизвольно и эмерджентно возникающих новых свойствах достаточно сложных систем (см. раздел 2.1). Специфика живого не отрицается, но она выводится как естественное свойство наиболее сложно организованной материи, поглощающей внешнюю энергию. Некий пороговый уровень сложности материи и является той гранью, за которой (той причиной, по которой) возникает новое качество – жизнь. В общефилософском смысле можно говорить о переходе количественных изменений в качественные. Понять эту качественную специфику жизни – наша дальнейшая задача.
3.2. Обмен веществ и энергии – физико-химическая основа жизни
Живая материя имеет в основе те же физические свойства, что и неживая. В традиционном понимании материя представляет совокупность вещества и поля, которые выступают как разные виды материи. Вещество воспринимается как нечто дискретное, корпускулярное. На самом низшем уровне это элементарные частицы в составе атомов, на более высоких уровнях – молекулы, кристаллы и т.д. Поле представляется нам не вещественным, а волновым и более непрерывным. Известны гравитационное, электромагнитное поля и другие. Однако квантовая (волновая) механика в 20–30-е годы XX века показала, что элементарные частицы вещества, например электроны, обладают одновременно корпускулярными и волновыми свойствами (дуализм частицы и волны). Современная физика соглашается с тем, что между веществом и полем, так же как между дискретным и непрерывным, нет строгой границы. Согласно фундаментальному принципу дополнительности эти противоположности дополняют друг друга, так что существует сплошная материальная среда, некий континуум (лат. continuum – непрерывный, сплошной). Это и есть материя в синтетическом понимании. Таким образом, материя непрерывна, но ее проявления дискретны.
Заметим, что частицы материи взаимодействуют посредством квантов энергии (например, электромагнитные кванты – фотоны). Квантованная энергия способна совершать работу – переходы между веществом и полем. Преобразование вещества в поле освобождает энергию, и, наоборот, строительство нового вещества требует затрат энергии. Именно это мы и увидим, выясняя формы движения (преобразования) живой материи.
Любая материя существует в движении. В широком смысле под движением материи подразумевают ее постоянное изменение, преобразование вещества в поле и обратно. Для понимания основной формы движения живой материи сначала необходимо усвоить важнейшее исходное понятие – второй закон термодинамики. Он объясняет современную тенденцию Вселенской материи. Дело в том, что после Большого Взрыва и возникновения Вселенной, с галактиками, черными дырами и звездными системами, в природе сложилось и до сих пор существует фундаментальное неравновесие – неоднородность, асимметрия в распределении вещества, поля, энергии. Поэтому, как утверждает второй закон, в настоящее время все физические процессы (движение материи) самопроизвольно направлены к достижению равновесного состояния, к выравниванию неоднородностей. Этот закон удачно выражен афоризмом: “Природа не терпит пустоты”. Это означает, что материя из упорядоченного, структурированного (неравновесного) состояния, в котором имеются сгустки и разреженные участки, стремится к диффузному, хаотическому (равновесному) распределению в пространстве. В таком деградированном состоянии материя должна иметь минимальную свободную энергию, т.е. энергию, способную совершить работу, и, напротив, максимальную энтропию – рассеянную энергию, не способную к совершению работы. По классическому определению Р. Клаузиса (немецкий физик середины XIX века, основатель второго закона термодинамики), энтропия мира стремится к максимуму. Горячее тело рано или поздно остывает (энергия рассеивается); сжатые газы расширяются в свободное пространство; разряд молнии преобразует концентрированную электрическую энергию в рассеянную энергию света, тепла, радиоволн и звуковых колебаний.
Второй закон термодинамики справедлив и для живой материи, которая в основе подчиняется законам физики. Живая материя, оставленная без внешнего воздействия, обречена на распад, она переходит в равновесное состояние с минимальной свободной энергией и максимальной энтропией. На рис. 3.1 эти процессы показаны в правой части схемы и означают смерть живой материи, ее превращение в неживую.
Рис. 3.1. Термодинамические процессы в живой материи
Однако живая материя, пока она действительно живая, остается неравновесной, структурированной, высокоупорядоченной. В ней поддерживается свободная, готовая совершить работу энергия, а энтропия минимальна. Такое состояние возможно благодаря открытости живых систем. Строительство живой материи и запасание свободной энергии происходит в результате поглощения простых веществ, притока активных форм внешней энергии и ее трансформации в энергию химических связей в ходе биосинтеза макромолекул. Химический синтез (от греч. synthesis – соединение, составление) – это образование сложного вещества из нескольких простых путем их соединения, происходящее при непременном поглощении внешней энергии. Таким образом, в процессе разнообразных биосинтезов происходит концентрирование вещества и поля, т.е. повышение внутренней свободной энергии живой материи. Энергия запасается во вновь создаваемых химических связях. Это и есть жизнь – противоположность смерти (левая часть схемы на рис. 3.1).
Как видно, в ходе жизнедеятельности и в процессе распада умирающей структуры большая часть поглощенной внешней материи – вещества и энергии – вновь рассеивается в пространство, но теперь в виде малоэффективных (высокоэнтропийных) форм. Органическое вещество распадается на малые молекулы и ионы. Концентрированная энергия химических связей преобразуется в рассеянное тепло, длинноволновое электромагнитное излучение (биополе), механическую вибрацию. В термодинамике и синергетике такое рассеяние энергии обозначается как ее диссипация (лат. dissipatio – рассеивание), а сами системы, обладающие способностью к самоорганизации за счет диссипации внешней энергии, называются диссипативными системами.
Поскольку основной формой внешней энергии для поддержания жизни является солнечный свет, формулу жизни можно конкретизировать:
биосинтез продукт | ||||
Низкомолекулярное неорганическое (неживое) вещество | + | Электромагнитная энергия солнечного света | ® | Высокомолекулярное органическое (живое) вещество |
Изображенный процесс известен как фотосинтез. Ввиду огромной важности этой реакции мы вернемся к ней ниже в контексте с общим потоком веществ и энергии в живой клетке.
Таким образом, взаимодействие потоков простого вещества и энергии в ходе биосинтеза живого вещества и обратный процесс распада составляют вместе фундаментальное свойство жизни, основную форму движения живой материи. Вся совокупность этих реакций определяется как обмен веществ и энергии, или метаболизм (от греч. metabole – перемена).
Главное, что необходимо вынести из сказанного, это представление о динамичности организации живой материи. Живые тела, в отличие от неживых, существуют и воспроизводятся в потоке вещества и энергии. Каждый миг живой организм частично разрушается и воссоздается заново, сохраняя видимую неизменность. В этом залог успешного противостояния живой материи всемирному росту энтропии, противостояния второму закону термодинамики, что и отличает ее радикально от материи неживой.
Эта мысль присутствует в разнообразных определениях жизни с точки зрения физики:
жизнь – это специфическая форма движения материи (кругооборот материи, обмен веществ и энергии) с поддержанием упорядоченного неравновесного состояния (с высокой свободной энергией и низкой энтропией), существующая за счет поглощения, трансформации и диссипации внешней энергии;
жизнь – это поддержание высокой упорядоченности (низкой энтропии) в среде с меньшей упорядоченностью (высокой энтропией);
жизнь препятствует росту энтропии.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!