Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция II. История христианского движения и современность



Причины, предпосылки и распространение христианского типа культуры. История возникновения и распространения христианства имеет большой список литературы. Это не случайно. Возникшее более 2000 лет назад, оно создало многочисленные церкви, имеет миллионы последователей, занимает важное место в идейной, нравственной, экономической, политической и культурной жизни народов и государств1. Христианство возникло в I в. в Палестине и является второй по старшинству мировой религией.

История цивилизации свидетельствует, что христианство стало следующим этапом культурно-интеллектуального развития человечества. Оно впитало в себя и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Обогатившись идеями прошлого, христианство превратилось в мощную культурно-интеллектуальную и этическую силу, противопоставившую себя всем национально-этническим культурам.

Одной из предпосылок успешного распространения был тяжелый социально-экономический кризис империи, связанный с разорением её территорий в эпоху великого переселения народов на Запад. Нашествие многочисленных орд варварских племён принесло огромный ущерб экономике рабовладельческого государства. Это в первую очередь негативно отразилось на благополучии римлян. Жизнь человека обесценилась, будущее казалось беспросветным.

Вторая предпосылка появления христианского типа культуры в Европе вытекает из первой и представляет собой неустойчивую политическую систему, не способную устоять перед варварским нашествием и защитить себя от него. Одним из симптомов политической неустойчивости было несколько известных падений Рима, как столицы рабовладельческого государства, от варварских народов и их королей. До Рождества Христова Рим был разрушен галлами в 390 году и потом восстановлен, в 410 году город пострадал от Алариха, в 455 году – от Гейзериха, в 546 году – от Тотилы.

Перманентно разрушаемая социально-экономическая сфера бытия, нищета, голод, разрушаемая система государственного устройства лишали отдельно взятого римлянина стабильности, чувства защищённости, внушали страх перед будущим и поиск форм самосохранения за пределами пошатнувшихся возможностей государства.

Такой формой самозащиты стали катакомбные христианские общины ещё в недрах Римской империи. До начала IV века они считались вне закона и были гонимы императорской властью. Однако меньше их не становилось. Одной из причин народной популярности общин была универсальность христианского учения, дававшего надежду всем обращённым, униженным и обиженным, независимо от прежнего общественного статуса и государственного положения.

Кроме того, христианство не отбрасывало, а скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох. Это облегчало обращение в него различных народов.

Немало важную роль в популярности христианства играла его идея единого происхождения рода человеческого. Она приравнивала всех перед Богом, призывала к вселенской всеобщей любви вместо самоуничтожения и ненависти, а также отвечала тогдашней тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств. Наиболее яркое воплощение в раннем средневековье эта идея получила в Вестготском королевстве, королевствах бургундов, франков и, наконец, в империи Карла Великого, правившего с конца VIII – по первую треть IX веков.

Христианство также учило и учит, что человек является земным воплощением Бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же - результат первородного греха и нарушения заповедей господних. Слабый и склонный к греху человек может получить спасение с помощью церкви. Учение давало надежду на спасение человека и его будущее.

Первым из римских императоров осознал универсальность христианской идеи Константин I, избранный в Августы, в единодержавцы Римской империи в 306 году после смерти отца Констанция Хлора. В 313 году он подписал эдикт, признававший христианское движение господствующим. Отныне гонения на христиан были прекращены. В 330 году Константин Великий перенёс город царей из Рима в местечко Византия, а пятью годами раньше, то есть в 325 году, по его инициативе в греческом городе Никее был созван первый Вселенский церковный собор по вопросам жизнедеятельности христианских общин. Наряду с другими важными вопросами на нём было положено начало обсуждению учения о Символе веры. В 337 году Константин Великий закончил свой земной путь. Второй Вселенский церковный собор в 381 году в Константинополе созывался уже без него, но инициативы, проявленные им в развитии христианского образа жизни, были подхвачены отцами церкви и светской византийской властью. На втором Вселенском соборе завершилось обсуждение вопроса о Символе веры. Главный основополагающий закон всех христиан Никео-Цареградский Символ веры был принят в окончательном виде.

Итак, причинами и предпосылками появления христианского движения были:

1.Социально-экономический кризис, переживаемый античной Римской империей;

2.Разрушаемая система государственного устройства Рима;

3.Универсальность христианского учения, дававшего надежду всем обращённым, униженным и обиженным, независимо от прежнего общественного статуса и государственного положения;

4.Способность христианства к синтезированию культурных достижений предшествовавших эпох;

5.Христианское учение было своевременным в эпоху формирования раннефеодальных крупных государств;

6.Христианская идея о равенстве всех людей перед Богом и о всеобъемлющей любви Бога к человеку давала людям надежду на будущее.

Первые еретические движения. Сущность их отрицаний и идей. В I веке христианство еще не знало церковной организации. Его учение проповедовали учителя, пророки, апостолы, проповедники и т.д. Потом постепенно стали формироваться общины под руководством пресвитеров, дьяконов, епископов. Начал формироваться институт священства.

На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти на Западе епископы стали первыми лицами в городах и городских округах. При этом Рим оставался центром христианства, а его христианская община стремилась придать римскому епископу особое значение. С этой целью была распространена версия, что основателем римской общины и первым ее епископом был апостол Петр. С IV века римский епископ стал именоваться папой римским. Началось развитие богословия, то есть теологии. Первой служанкой богословия была объявлена философия, обязанная представлять доказательства истинности христианской веры. Самое веское доказательство существования Бога представил Томас Аквинат (1225 – 1274 год). Он был доминиканским монахом, объявленным католической церковью во второй половине XIX века непререкаемым авторитетом в области богословия, философии, истории, политики и права. Томас Аквинат утверждал, что человеческий разум, находясь в постоянном поиске причин всех явлений, неизбежно должен прийти к идее верховной причины всех явлений и процессов, которой является Бог. В рамках богословия осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека.

Стало развиваться еретическое движение. Греческое слово ересь (hairesis) переводится, как особое вероучение. В раннем средневековье оно сыграло очень важную роль в становлении института церкви. Это движение, как правило, возглавлялось представителями епископата. Например, адопцианами руководили Толедский епископ Элипанд и Ургельский епископ Феликс. Среди наиболее распространенных ранних ересей были: монофизитство, отрицавшее учение о двойственной природе Иисуса Христа; несторианство, доказывавшее положение о самостоятельно существующей человеческой природе Христа; адопциане выдвинули идею об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа и прочее.

В эпоху Классического Средневековья (X-XIV века), когда институт церкви был окончательно сформирован на первых семи Вселенских церковных соборах, еретические общества, продолжавшие функционировать, были уже направлены против института церкви, клира, против всепроникающей церковной регламентации жизни. К таковым в странах Западной Европы относились: катары в Италии, Фландрии, Франции в XI – XII веках; вальденсы во Франции в конце XII века; лолларды в это же время в Антверпене, особое распространение получили в Англии; альбигойцы во Франции XII - XIII веков и другие. Еретическое движение Классического Средневековья носило достаточно ярко выраженный сословный характер, отражало интересы в основном малоимущих сословий, выступало против церковного землевладения, индульгенций, церковной десятины, проповедовало философию аскетизма. Римско-католическая церковь активно боролась с ересями и главным методом борьбы с XIII века была инквизиция. Инквизиция в переводе с латинского слова «inqusitio» означает розыск. Инквизиция стала регулярным церковным судом, направленным против еретиков, вольнодумства, колдовства, знахарства. Помимо тайного дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали применяться публичные казни, а именно сожжение еретиков. Эта форма казни называлась аутодафе - буквально, акт веры. Наибольшая активность инквизиции пришлась на период Реформации.

Итак, историю еретического движения в средние века можно условно разделить на два периода.

Первый период совпадает с ранним средневековьем, когда в лоне еретического движения шёл поиск идей по формированию института церкви, христианских идей и канонов богослужения и христианского образа жизни.

Второй период истории еретического движения приходится на классическое средневековье, когда становление института церкви было завершено. Еретическое движение служило теперь разрушению стабильности в христианском мире, и было подвержено инквизиции.

История развития средневековых школ и университетов под опекой Церкви. По мере укрепления позиций христианства на Западе католическая церковь становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Следовавшие за богословием и философией остальные науки считались низшими, например, астрономия, геометрия, история и т.д. Они были подчинены философии и вместе с философией занимались постепенным накоплением опыта и знаний для следующего этапа культурного развития западноевропейского общества. Вот почему первыми книгами этого времени стали энциклопедии или энциклопедические своды в форме ответов на вопросы. В них отразились богословие, рациональная методика, формально-логические проблемы. В них были предоставлены читателю знания, доказывавшие единство мира, созданного единым Творцом. Наряду с энциклопедиями появились в это время учебники по медицине и математике.

Ещё в V-IX веках стали формироваться школы. Целью школ стала подготовка служителей церкви. Именно поэтому программы обучения и отбор учащихся в школы осуществлялся представителями католического духовенства. Наряду с изучением богословских наук в учебных планах церковных школ сохранились предметы, унаследованные от античной системы светского образования, а именно грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала внешние школы для обучения юношей, не предназначенных для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

Под опекой католической церкви в Европе стали открываться и университеты. Так, в 1088 году на основе Болонской юридической школы в Италии появился первый в Европе университет. Университет – латинское слово «universitas» переводится, как совокупность, общность. В XII – XIII веках появились университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым появился университет в Оксфорде в 1167 году, вторым - в Кембридже в 1209 году. Первый университет Франции был основан в Париже в 1160 году. Он представлял собой типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке. Здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный – младший, подготовительный. На нём преподавались семь свободных искусств. Три других факультета являлись старшими факультетами: богословский, медицинский, юридический. Сюда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет.

Итак, став центром социокультурного процесса в Европе католическая церковь явилась активным инициатором и в развитии средневекового образования. Развивалось несколько уровней образовательных учреждений: 1. школы при церквах для обучения и воспитания священнослужителей; 2. светские школы для обучения детей из знатных семей, не предназначенных для церковной карьеры; 3. открывались первые университеты для студентов всей Европы. Обучение во всех школах проходило на латинском языке.

Влияние универсальных канонов Церкви на культуру и искусство Европы. Культура и искусство Европы развивалось в средние века по строгим церковным канонам. В раннее средневековье и до XIV века художник назывался геометром, потому что должен был в изображении придерживаться исключительно канонических правил. Только в XIV веке, в эпоху Проторенессанса слово «геометр» заменили на слово «аджест» - художник. Универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства. В частности, в архитектуре средневековья с конца X века получил развитие романский стиль. Сам термин «романский стиль» был введен в научный оборот в начале XIX века французскими археологами, увидевшими сходство обнаруженных ими построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и прочее. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, поскольку они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - это основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне во Франции, соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче в Англии, в Норвежском Станагере, в Лунде в Швеции, церковь монастыря Мария Лах в Германии и пр.

Для росписи и скульптуры романского стиля характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII – XV веку. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде. Они характеризуются также огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и каменной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - это устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе во Франции.

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

По сравнению с Францией и Англией в Германии осуществлялся переход от романского стиля к готике медленно. К тому жене достаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке XIII века.

В XIV веке возникает новая техника в архитектуре Европы - пламенеющая готика с каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики относятся соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби во Франции.

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигла устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700 года, повествует о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами – музыкантами.

Весьма важный элемент устного творчества - саги, которые сохранили память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» др.).

Еще одно крупное направление художественного творчества - это рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известными литературными произведения рыцарской литературы можно назвать: «Песнь о Роланде» (Франция); рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия); «Песнь о Нибелунгах» (Германия); «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами, т.е. певцами высокой любви, на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.

Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов. Это слово произошло от латинского слова «vagari» – бродить Родиной поэзии вагантов считают Францию. Эта субкультура в форме поэтического творчества учащихся не церковных школ, бродивших по городам и весям, появилась, как и сами школы, в XII веке. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

С развитием городской культуры связано творчество жонглеров во Франции и шпильманов в Германии. Они выступали в XI – XII веках на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику «Саксонское зерцало», датируемое VIII - IX веком, шпильманы, представлены преступниками, стоявшими вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII веке среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов были характерны анонимность и гиперболизм. Автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений, но давал намеренное преувеличение числа или силы.

Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. Приблизительно с XI века во время литургии в храмах священнослужители стали разыгрывать драматические религиозные сценки с сюжетами из Библии, называемые мистериями. В XIII веке эти действа выносились на площади перед храмом. Участниками представлений были горожане. По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, получившие название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы.

Одновременно с XIII века широкое распространение получил особый жанр драмы в стихах - моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой олицетворяли и добродетель и пороки. Уже в XIV веке в культурной жизни европейских стран возникли новые тенденции, проявившиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.

О причинах появления и истории развития автокефального движения. Одной из причин появления автокефального движения в христианстве было беспощадное гонение за его адептами со стороны императорской власти Древнего Рима. Сторонники христианского учения преследовались, скрывались в катакомбах. Условия существования вне закона заставляли христианские общины вести скрытый, тайный образ жизни.

Второй причиной существования автокефалии стала способность христианского учения к синтезированию с местными языческими культурами многочисленных провинций Римской империи. Это придавало христианскому движению разнообразие в его традициях и обрядности.

Третьей причиной была децентрализация Римского государства во время его распада в эпоху великого переселения народов.

Как мы с вами знаем, официальное гонение на христиан прекратилось подписанием императором Константином I Миланского эдикта в 313 году. Однако, сформированная традиция христианских общин решать внутренние вопросы самостоятельно, в силу геополитических условий устоялась на многие века.

Исторически сложилось так, что христианство изначально не имело своего единого центра. Главы – епископы поместных церквей были равны между собой и самостоятельны в решении насущных проблем церкви примерно до III века нашей эры. В III-IV веках, в переходный период от подпольного к легальному существованию, поместные церкви разделились на более и менее влиятельные. Первыми древними церквами стали Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Римская церкви. Кроме Римской все названные церкви находились и находятся в восточной части христианского мира. Римская епархия образована на Западе.

Среди первых поместных церквей была определена субординация. Самой значимой из них является Иерусалимская церковь, поскольку, по преданию, до второго антиримского иудейского восстания под предводительством Бар-Кохбы, которое произошло в 132-135 годах, она возглавлялась епископами из семьи Иисуса Христа. За Иерусалимской по значимости стоят Александрийская и Антиохийская церкви, возникшие также еще в I веке нашей эры по европейскому календарю. Обе древние церкви называются апостольскими, поскольку основаны непосредственно учениками Иисуса Христа.

Апостольской называют и Армянскую церковь, сформированную по преданию в результате миссии апостолов Фалдея и Варфоломея в 34-68 годах, мученически погибших от рук армянского царя язычника Сантарука. Светское признание этой церкви состоялось в 301 году армянским царём Трдатом III. В 302-303 годах укрепление апостольской церкви и распространение христианского учения на ближайших к Армении территориях, продолжил родственник царя Трдата III Григорий Партев. За миссионерскую деятельность его прозвали Лусаворичем (просветителем). Его после смерти причислили к лику святых. Он основал монастырь Эчмиадзин, ставший духовным центром армян всего мира, открыл около 400 епархий, в том числе на территории Грузии и Азербайджана. Над всеми этими епархиями Григорий Партев утвердил старшинство Эчмиадзинского епископа и стал первым патриархом-католикосом всех армян. Армянская апостольская церковь стала называться его именем, Григорианской. Григорианская церковь участвовала в работе первых трех Вселенских церковных соборов, а именно в городах Никее в 325 году, Константинополе в 381 году, в Эфесе в 431 году. На Халкидонском Вселенском церковном соборе в 541 году представители армянской церкви уже отсутствовали, поскольку в 506 году на собственном церковном соборе в городе Двине они объявили свою церковь автокефальной.

Выйдя из состава Гераклейской, т.е. Фракийской митрополии Константинопольская церковь вошла в семью первых церквей в IV веке. В дальнейшем эта церковь распространила свою власть на балканские и малоазиатские провинции Византийской империи.

Так, в процессе децентрализации Римского государства в христианстве появилось автокефальное движение. Первыми самостоятельными церквами были Иерусалимская, апостольские и Константинопольская церкви.

В начале V века в семью автокефальных церквей вошла Кипрская, получившая независимость от Антиохийского патриарха.

Деление христианского мира на автокефальные церкви продолжалось и в дальнейшем. В X-XI веках от Константинопольского и Антиохийского патриархатов отошли Болгарская и Грузинская церкви. История получения ими самостоятельности была разной. Болгарская церковь с переменным успехом в зависимости от политического статуса Болгарского царства, то получала, то теряла свою автокефалию. При потере автокефалии она становилась зависимой от Константинопольского патриархата. С XIV века Болгария, как и другие страны Балканского полуострова, оказалась под турецким господством, а церковь была снова подчинена Константинопольскому патриарху. Болгарская церковь стала окончательно автокефальной лишь в 1879 году в результате успешного завершения для России русско-турецкой войны на Балканах и обретения Болгарией независимости. Грузинская церковь сначала являлась экзархатом патриархата Московского и всея Руси в результате просьбы грузинской светской власти о присоединении их страны к России. Просьба была обращена к Екатерине II. Екатерина Великая не сразу ответила на неё. На Грузию претендовала Турция и надо было ей объявлять войну. Наконец, императрица объявила Турции войну, выиграла её и присоединила Грузию к России. Грузинская церковь получила автокефалию только благодаря февральской революции в 1917 году.

Одновременно с развитием института автокефальных церквей в конце IV века образовались и укреплялись в дальнейшем два административных и религиозных христианских центра – Рим и Константинополь. Этот факт положил начало разделению христианства на западное и восточное, а также соперничеству двух ортодоксальных церквей, возглавивших две конфессии – католицизм и православие.

История католицизма и православия развивалась по-разному. В восточной Европе сформировалась могущественная светская власть императорских династий Византии. Церковь здесь была в полной зависимости от политической и идеологической конъюнктуры правителей Византийской империи. В западной Европе в силу слабости светской власти варварских королевств Римский епископ, начиная с IV века, постепенно сосредоточил в своих руках духовную и светскую власть. В VII веке соперничество за церковное верховенство в христианском мире обострилось после того, как Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви оказались под властью арабов-мусульман. Римский первосвященник присвоил себе титул папы, означавший в переводе с греческого слова «паппас» отец, а западная христианская церковь стала называться «всеобщей», «вселенской». Окончательный разрыв между Римским понтификом и константинопольским патриархом случился 16 июня 1054 года. В этот день Константинопольский патриарх Михаил Керулларий подписал грамоту об отлучении от церкви Римского папу Льва IX. Подписанная им грамота была возложена на алтарь Собора Святой Софии в Константинополе. Лев IX не остался в долгу и отлучил Михаила Керуллария от церкви. Так, два первосвященника, отлучив друг друга от церкви, разорвали свои отношения, оставив груз противоречий между Западом и Востоком на многие века для наследников двух христианских миров.

История получения автокефалии РПЦ и другими православными церквами. В конце X века, в условиях соперничества в христианском мире в семью европейских государств влилась древняя Киевская Русь. Она приняла христианство от Византии в 988 году. Точкой отсчета христианства на Руси официально считается крещение киевлян Великим князем Владимиром I. До получения автокефалии Русская церковь была в составе Константинопольского патриархата. Епископы и митрополиты поставлялись на русскую службу Константинопольским патриархом. В процессе постепенного распада Византийской империи от турков-сельджуков Русская церковь попытала счастье отделиться от Константинопольского патриархата. Путём сложных дипломатических переговоров в 1448 году Она получила автокефалию.

После падения Константинополя в 1453 году, ставшего столицей Османской империи под именем Стамбул, институт автокефальных церквей продолжал развиваться. В 1575 году стала автокефальной Синайская церковь. В XIX– начале XXвека в процессе ослабления и падения Османской империи, а также получения независимости государствами Балканского полуострова, активно начали формироваться национальные православные церкви, уходившие из-под юрисдикции Константинопольского патриархата. Так, автокефальными стали: в 1850 году Элладская церковь, в 1879 году – Сербская и Болгарская церкви, в 1885 году – Румынская церковь. Не менее богатым на формирование автокефальных церквей стал и XX век. После Февральской революции 1917 года в России автокефалию получила Грузинская церковь, в 1922 году – Албанская церковь. Польская православная церковь стала автокефальной в 1948 году, Чехословацкая – в 1951 году. Последней церковью, которая обрела автокефалию в 1970 году, была Американская православная церковь.

Каждая поместная автокефальная церковь имеет своего первосвященника, титул которого зависит от количества прихожан церкви. Так, титул патриарха носят русские, болгарские, грузинские, сербские и румынские первоиерархи. Синайская, Польская, Чехословацкая, Албанская и Американская церкви управляются митрополитами, а Кипрская и Элладская православные церкви возглавляются архиепископами.

Католический мир подвергся расколу на национальные церкви в процессе Реформации и протестантского движения в Западной Европе. Начало Реформации было положено 31 октября 1517 года немецким профессором богословия Виттенбергского университета августинским монахом Мартином Лютером (1483-1546 годы жизни), выступившим с 95-ю тезисами против индульгенции. Его поддержали правители германских земель. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый неоднократно спасал в своем замке Мартина Лютера от наказания папы Римского, отлучившего его от церкви. Будучи на стороне папы Римского император Священной Римской империи Германских земель на Шпеерском имперском сейме осудил взгляды Лютера. В ответ представители 14 германских земель и вольных городов выступили с «Протестацией» в адрес сейма. По названию документа сторонников Лютера стали называть протестантами, а позже и всех остальных, выступивших против католической церкви. В процессе Реформации образовались такие протестантские течения как лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, пуританизм, анабаптизм и т.д.

Католическая церковь в условиях ослабления своего влияния в Западной Европе, вынуждена была официально признать национальные церкви, как де-факто. На своем Тредентском соборе в 1545 – 1563 годах она изменила свое название «Католическая» на «Римско-католическую». Второе название должно было указывать на отличие римского христианства от реформационного, т.е. протестантского христианства. Несмотря на некоторые утраты своей власти в Западной Европе в процессе Реформации Католическая церковь сегодня является одной из влиятельных церквей. Более 18% всех жителей нашей планеты исповедуют католическую веру. Католицизм преимущественно распространен в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе (в Испании, Италии, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, Польше, Литве, Чехии, Словакии, Венгрии, части Украины и Белоруссии). Католицизм также охватывает своим влиянием 90% населения Латинской Америки, около трети населения Африки. Позиции католицизма довольно сильны в США.

Особенности догматики в католичестве и православии. Основу христианского вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры. Он был разработан и утвержден на первых двух Вселенских церковных соборах. Символ веры состоит из 12 членов (предложений), каждый из которых начинается со слова «Верую». Особое значение в нём отводится догмату о Святой Троице.

В православии догмат о Святой Троице основывается на учении о Божественном единоначалии каждой из ипостасей. Единый Бог существует в трех равносущных ликах, составляющих Святую Троицу – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Символ веры предусматривает также вочеловечение Бога-Сына – Иисуса Христа, веру в Его крестную жертву во имя преодоления человечеством первородного греха, в Его воскресение, вознесение, последующее пришествие на землю для суда над живыми и мертвыми, а также предусматривает веру в спасительную силу «единой святой соборной апостольской церкви».

В католичестве признаётся Символ веры, но по решению Толедского собора в 589 году в него добавляется формула «филиокве» («и от сына»).

Так, в католичестве Иисус Христос становится соучастником в изведении Святого Духа, то есть Святой Дух исходит от Отца и Сына в равной степени, но сам не равен им.

Введение этой формулы оправдывается в католичестве необходимостью воспрепятствовать распространению на Западе ереси Ария (256-336 годы). Смысл этой ереси заключался в том, что Сын Божий не равен Богу-Отцу и является Его творением. Формула «Филиокве» должна была поднять авторитет главы Католической церкви, который считался и считается до сих пор викарием Иисуса Христа на земле.

В Католической церкви было принято читать Библию исключительно на латинском языке. Перевод Библии на национальные языки на Западе начался с XV века. В Православной церкви тексты Библии были переведены на церковнославянский – искусственный язык в IX веке. Этот перевод традиционно приписывается основателям нового языка братьям Кириллу и Мефодию. В Русской церкви церковнославянские тексты Библии стали официальными и неизменными с 1751 года. Они используются в богослужении и молитвословии. Для мирского чтения, начиная с 1876 года, используется перевод Библии на русский язык. Выполнялся русский перевод Священного Писания группой ученых иерархов и богословов несколько десятков лет, с 1818 по 1875 год.

Православная церковь в отличие от Католической не осуждает самостоятельного чтения Библии прихожанами, полагая это достойным и богоугодным делом. Но она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и предостерегает их от неверного толкования священных книг и возможного отклонения в ересь. Католическая церковь на том же основании категорически запрещает прихожанам самостоятельно читать Библию. Она требует знакомиться с библейскими текстами только с помощью специально подготовленных людей из числа католического духовенства.

По значимости за Священным Писанием Православная церковь ставит Священное Предание, которое состоит из решений первых семи Вселенских церковных соборов, поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми, из патристики – святоотеческой литературы. Православная церковь живет по законам Священного Предания и не допускает никаких дополнений и изменений в христианское учение.

Католическая церковь не признает высокую значимость Священного Предания, поскольку полагает, что передача Богом Откровения завершилась со смертью апостолов, но углубляться и развиваться эти Откровения могут и после смерти апостолов. Подобное утверждение узаконено догматом о непогрешимости папы Римского, о его наместничестве (викариатстве) на земле. По этому закону епископ Рима – Римский папа является преемником и обладателем ключей от рая святого Петра. Члены коллегии епископов в Католической церкви считаются наследниками апостолов. Так, оправдывается право папы и Коллегии епископов создавать новые законы, вносить дополнения и коррективы в христианское учение, воспринимаемые паствой, как Откровение Бога.

В XV веке в древнее христианское учение о рае и аде, остававшееся неизменным в православии, католическая курия добавила чистилище, как временное местопребывание душ умерших до определения их судьбы Божьим судом. В православии же душа в ожидании Божьего решения блуждает между раем и адом, мается.

В западном и восточном христианстве существуют разногласия и в вопросе о статусе духовенства. Испокон веку в Православии духовенство делилось на черное и белое. К белому духовенству относятся дьяконы и священники, воспользовавшиеся правом один раз в жизни вступать в брак и иметь семью. В случае смерти матушки вдовец имеет право выбора постричься в монахи и пополнить собой чёрное духовенство, или оставаться вдовствующим белым священником.

В конце XI века Католическая церковь ввела обет безбрачия для своего духовенства («целибат»). Целью его стало стремление церкви сохранить земельную собственность, не допустить ее дробления между наследниками, а также укрепить церковную дисциплину. Поэтому католическое духовенство всё без исключения является черным, то есть монашествующим.

Существуют разночтения в ортодоксальных церквах и в понимании культа Божьей Матери. До середины XIX века догмат о Деве Марии гласил, что она родилась в обычной семье обычным ребёнком и удостоилась чести быть матерью Сына Божьего своим жизненным подвигом. Этот догмат остался неизменным в православии и претерпел изменения в католичестве. В православии Божья Матерь стала примером наивысшей женской нравственности для всех православных женщин. Своей жизнью Она показала сложный, трудный, но преодолимый путь к самосовершенствованию, самоочищению, воспитанию в себе высокой нравственности во имя собственного спасения.

В 1854 году Католическая церковь внесла изменения в этот древний догмат, а именно о рождении Девы Марии от непорочного зачатья. По католическому закону Дева Мария изначально является посланницей Божьей, как Иисус Христос, во имя спасения человечества от первородного греха, но сама, в силу своей божественной сущности, не может быть для них примером нравственности.

Неизменным для Католической и Православной церкви является учение о «запасе добрых дел», то есть о сокровищнице сверх добрых дел Иисуса Христа, Богоматери, святых отцов церкви, праведников. Сверх добрыми делами в христианстве считаются только те дела, которые не являются жизненно необходимыми для их исполнителей во имя искупления грехов всех членов церкви. Поэтому право отпущения грехов имеет только церковь в лице духовенства.

Та и другая церковь имеет 7 одинаковых церковных таинств: священство, крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние, причащение (евхаристия), брак (венчание) и соборование (элеосвящение). Однако обрядность некоторых таинств в Католической и Православной церкви несколько отличается.

Например, таинство крещения в католической церкви проходит путем окропления водой младенца, а в православии путём его погружения в воду. В православной церкви таинство крещения осуществляется безальтернативно погружением в воду. Крещение призвано приобщить человека к церкви. В отличие от католичества в православии оно совершается не только над младенцами по вере восприемников (крестных родителей), но и над взрослыми, которые прошли «оглашение» (сознательное принятие веры). Православие признает крещение действительным в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от других таинств оно может совершаться в исключительных случаях, скажем во время болезни человека, за пределами церкви и даже в отсутствии священника. Но при первой же возможности крещенный таким образом человек должен обратиться в храм к священнику для правильного довершения обряда.

Католическая конфирмация совершается не одновременно с крещением, а по достижении крещенным 7-12 летнего возраста при обязательном присутствии епископа в торжественной обстановке. Православная конфирмация всегда проходит во время крещения. Миропомазание означает введение крещенного в звание мирянина, то есть члена церкви.

До 60 годов XX века в Католической церкви евхаристия совершалась хлебом и вином только для священнослужителей. Для мирян таинство причащения совершалось одним хлебом. Позднее, демократизируя церковную жизнь, Католическая церковь разрешила и мирянам причащаться хлебом и вином.

В Православной церкви причащение совершается неизменно пресным хлебом и вином и для священнослужителей, и для мирян. Оно означает приобщение верующего к Христу и совершается во время главного православного богослужения литургии.

Таинство покаяния в православии совмещено с отпущением грехов (исповедью). Оно может проходить по сознательной воле кающегося прихожанина и в исключительных случаях по воле близких ему людей. Такое покаяние и отпущение грехов называется «глухой исповедью». В католичестве исповедь осуществляется непременно в стенах церкви. В Православной церкви покаяние, исповедь и причащение проходят в один день службы в строгой последовательности. Человек, готовящийся к исповеди и покаянию, должен лишить себя ужина и завтрака, чтобы прийти в церковь очищенным не только духовно, но и физически. В Католической церкви порядок проведения этого таинства необязателен. Исповедь и причащение в ней проходят в разные дни.

Таинство брака – благодатное освящение союза мужчины и женщины, также имеет свои несовпадения в обеих ортодоксальных церквах. Например, Православная церковь признает возможность десакрализации (расторжения) брака прихожанами до 3 раз по очень уважительным причинам, а именно из-за бесплодия любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления одним из супругов, отлучение одного из супругов от церкви. В католичестве брак прихожан при любых обстоятельствах является нерасторжимым.

Елеосвящение, совершаемое над больным или умирающим, сообщающее оздоровление души и придающее силы для принятия христианской смерти, в обеих конфессиях имеет одинаковое назначение.

Крестное знамение христианина также имеет свою православную и католическую интерпретацию. Оно стало общеупотребительным в христианстве с VII века и представляет собой движение правой руки в следующем порядке: лоб, середина груди, оба плеча. Это движение символизирует животворящий крест распятия Христа. Крестное знамение в православии осуществляется тремя (средним, указательным и большим) сложенными в щепотку пальцами, которые символизируют Святую Троицу, со лба на середину груди, затем по плечам справа налево. В католической церкви движение правой руки по плечам осуществляется слева направо всеми пальцами открытой ладони.

Наряду с Православной Католическая церковь признает наличие церковной иерархии как земной (видимой) части небесной церкви, учрежденной Иисусом Христом. Иерархия формируется посредством особого таинства священства, т.е. наделения божественной благодатью лиц, возводимых в духовный сан через их рукоположение, идущее от Христа и апостолов. Священство имеет три степени: епископат, пресвитериат, диаконат.

Обряд католического богослужения сформировался при папах Льве I (440-461 годы) и Григории I (590-604 годы). До разделения церквей (1054 год) латинские и греческие обряды считались равноправными. В католической церкви богослужение проводилось на латинском языке с использованием музыкального сопровождения (смычковые инструменты, орган). Только в 1962-1965 годах решением II Ватиканского собора Католическая церковь позволила проводить богослужения (литургию) не на латинском языке, а на языке верующих с дополнениями элементов из национальных обрядов народов Африки, Азии и Латинской Америки.

В Православных церквах богослужение совершалось и совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском и пр.). В Русской церкви используется церковнославянский язык, который пришел на Русь из Болгарии.

Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, который включает в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню и всенощную, состоящую из повечерья и полуночницы. Богослужение состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихиры) и прославлению подвигов святого (икосы, кондаки). Стихиры, икосы и кондаки составляют особые молитвословия, которые называются акафистами. В храмовое богослужение также входят молитвенные прошения (ектении), чтение Священного Писания в установленном порядке.

Центральное место в суточном богослужении занимает литургия. В переводе с греческого языка это слово означает «общее дело». Во время литургии совершается исповедание, покаяние и евхаристия, т.е. таинство причащения. Первый единый литургический канон (порядок богослужения) был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия Великого служится лишь несколько раз в году. Наиболее потребительным в православном богослужении стал литургический канон Иоанна Златоуста.

В период Великого Поста, проводимого перед Пасхой, служится также литургия Преждеосвященных Даров, во время, которого евхаристия не совершается. Литургическое богослужение имеет сложную структуру. В нее входит проскомидия (подготовительная часть), литургия оглашенных, то есть готовящихся к принятию крещения, литургия верных, когда совершается евхаристия. Последовательность молитв во время евхаристии составляет анафору. «Анафора» является греческим словом и переводится на русский язык как «возношение». Согласно каноническим правилам священные сосуды, используемые для евхаристии (дарохранительница, дароносица, потир – евхаристическая чаша) для иных целей использоваться не могут.

В отличие от других христианских богослужений в православном богослужении проповедь не имеет центрального значения, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Но проповедь может иметь место в конце православного богослужения.

В православном богослужении используется хоровое аккопельное пение, в котором в средневековые времена принимали участие все прихожане. Этот обычай сохранился до сих пор у старообрядцев. В дальнейшем в Православной церкви появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке Иоанном Дамаскином и Феодором Студитом.

Среди русских композиторов, оставивших значительное наследие духовной музыки наиболее известны: М. Березовский (1745-1777), Д. Бортнянский (1751-1825), А. Ведель (1767-1806), П. Чайковский (1840-1893), А. Архангельский (1846-1924), А. Кастальский (1856-1926), А. Гречанинов (1864-1956), С. Рахманинов (1873-1943), П. Чесноков (1877-1944).

В католицизме и православии имеются отличия и в представлении о высшей власти церкви. В православии высшая власть принадлежит Вселенским церковным соборам. А по католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Поэтому центр церковной организации католического мира находится в Ватикане – светском государстве папы Римского.

Любая поместная православная церковь, а также Ватикан объединяют христиан вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.

Итак, причины появления автокефального движения, причины раскола христианства на две ортодоксальные церкви своими корнями уходят далеко вглубь истории. Одним из них является историческая традиция, связанная с формированием и существованием каждой христианской общины автономно. В новых условиях социально-экономического и политического развития европейской цивилизации в эпоху средних веков и Возрождения, в процессе развития урбанизации и создания новых феодальных государств в Европе, автокефальное движение получило новый импульс. Христианский мир раскололся на католический и православный мир. Это привело ко многим несоответствиям в догматике православной церкви, живущей по канонам первых семи Вселенских соборов, и католической церкви, живущей по законам, принятым папой Римским.

Кроме того, в православном мире стали формироваться национальные православные церкви, независимые от тех или иных древних исторических центров. В католическом мире процесс формирования национальных церквей в период Реформации привёл этот мир к очередному расколу на Западе и появлению новой конфессии – протестантизм.

Истоки, причины, история, формы монашеской жизни. Христианская церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III – IV веков. Его появление связано со стремлением части представителей раннехристианских общин сохранить строгую чистоту христианской жизни в условиях количественного роста церквей. Начало формирования института монашества выглядело, как движение мирян. Миряне в состав клира не входили.

Наиболее ранней формой монашеской жизни является отшельничество. Отшельничеством назывался одиночный образ жизни человека, удалившегося от мира. Основоположником отшельнического монашества считается Антоний Великий (умер в 356 году). Сосредоточением раннего монашества была пустыня Скит в Египте. По названию этой пустыни отшельничество стало называться скитской жизнью. Скит представлял собой совокупность помещений (келий) с живущими в них монахами. Скит управлялся духовным руководителем аввой (отцом). Большие скиты именовались лаврами. Позже лаврами стали называться наиболее крупные монашеские общины.

Другой формой монашеской жизни является общежительное монашество. Общежительное монашество представляет собой совместную жизнь монахов в монастырях – киновиях под руководством игумена. Слово «игумен» - греческого происхождения и переводится оно, как «предводительствующий». Основоположниками киновийного монашества считают двух основателей первых общежительных монастырей. Один из них Пахомий Великий (умер в 348 году) основал первые мужской и женский монастыри в Верхнем Египте. Другой, Василий Великий (умер в 379 году) создал монашеские общины в Малой Азии.

Общепризнанным центром православного монашества является гора Афон, которая представляет собой восточный острог полуострова Халкидики на севере Греции. Монашеская жизнь Афона существует с VII века.

С V века стала выделяться особая категория иеромонахов, рукоположенных в пресвитеры (иереи). Эта категория иеромонахов получила право совершать церковные таинства. С VIII –IX века в восточных церквах утвердилась практика рукоположения епископов только из числа монашествующих. С этого времени стало обязательным безбрачие епископата.

Так монашество превратилось в высшее церковное служение, приняв формы строгой организации, определяемой монашеским уставом.

Полный устав общежительного монашества был разработан в правилах церковной жизни (типиконах) также двумя монахами: основателем иерусалимского общежительного монастыря святым Саввой Освященным (умер в 532 году) и игуменом константинопольского монастыря Студионом Феодором Студитом (умер в 826 году).

По этим правилам рядовые монахи по отношению к игумену считаются духовными детьми и учениками, а между собой – братьями и сестрами. Вступление в монахи осуществляется через особый обряд пострижения (выстрижение пряди волос) с обязательным прохождением испытательного срока послушания. Послушнику дается новое имя согласно святцам. При вступлении в монахи послушник должен исполнить три основных обета: 1. нестяжание, т.е. отказ от владения какими-либо материальными благами; 2. целомудрие (безбрачие); 3. послушание, т.е. беспрекословное повиновение руководителям монастырской общины. Требовать от вступающих в монахи какие-либо приношения запрещалось. Но монастырями принимались добровольные пожертвования. При этом жертвователи не имели никаких преимуществ перед другими монахами. Все свое время монахи проводили в молитве, чтении Священного Писания, физическом труде в монастырском хозяйстве, переписывании книг и благотворительности.

Согласно типиконам игумен избирался членами монашеской общины из своей среды и утверждался правящим епископом. Игумены наиболее крупных монастырей с V века стали получать титул архимандритов. Это сложное слово происходит от греческих слов, которые переводятся как «власть» и «загородь для скота», что означает в целом «начальствующий над стадом Христовым». Из всех монастырей выделяются ставропигиальные монастыри, которые находятся в непосредственном ведении предстоятелей автокефальных церквей.

По законам православия монахи не имеют права брать в руки оружие. Но в истории были редкие исключения из правил. Например, во имя особой святости и благородной борьбы с темником Мамаем преподобный Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Донского и его войско на битву с Мамаем, но и послал к нему двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Осляби накануне Куликовской битвы.

Кроме монашествующего, то есть черного духовенства Православная церковь имеет и белое духовенство из числа дьяконов и приходских священников, которые должны состоять в браке. Белое духовенство не рукополагается в епископы. Исключение составляют вдовствующие священники, принявшие пострижение в монахи.

Особое место в монашеской жизни занимает аскетика, т.е. духовная практика, связанная с наложением на себя дополнительных физических и моральных ограничений, а именно строгий пост, отказ от общения с людьми, самоизоляция от мира. Высшей ступенью монашеской аскетики является схизма – выполнение очень суровых правил жизни при полном удалении от мира.

С монашеской аскетикой связано формирование особого духовного направления восточного монашества – исихазма. Понятие «исихазм» происходит от греческого слова «hesychia» - покой, безмолвие, отрешенность. Основоположниками этого направления стали византийские подвижники и церковные писатели XIV века Григорий Синаит (умер в 1349 году) и Григорий Палама (умер в 1359 году). Они развили учение о фаворском свете, т.е. божественной энергии – благодати, снизошедшей на Христа во время Его молитвы на горе Фавор, преобразившей лик и одежду Иисуса Христа. По учению исихастов, созерцание фаворского света доступно лишь подвижникам монашеского благочестия и достигается с помощью молитвенного сосредоточения и мистического озарения. Созерцание фаворского света дает возможность «обожения», т.е. приближения к образу и подобию Божию.

Появление исихазма вызвало острые дискуссии в среде монашества. Влиятельный монашеский деятель греческих монастырей Калабрии в Италии Варлаам отстаивал рационалистические пути богопознания и выступил против исихазма, назвав учение Григория Паламы «пупоумием». Но паламиты отстояли исихастское учение в дискуссиях с варлаамитами. На Константинопольском соборе в 1341 году исихазм был признан соответствующим канонам православия. Впоследствии исихазм оказал большое воздействие на русских подвижников монашеского благочестия Нила Сорского, Паисия Величковского, Тихона Задонского, а также стал одним из источников старчества, т.е. особого почитания монахов-схимников преклонного возраста, которые пользовались большим духовным авторитетом.

В X веке Афанасий Афонский составил устав для афонских монастырей, который является главным законом до сих пор. В частности по уставу запрещается посещать Афон, мирянам, женщинам и козам. На сегодняшний день на Афоне проживает более 10000 монахов. Ещё с византийских времен Афон обладает территориальной автономией. Высшей властью здесь является протат – коллегиальный орган, состоящий из игуменов всех монастырей. В церковном отношении монастыри Афона подчинены Константинопольской патриархии. Кроме константинопольских монастырей на горе Афон действуют монастыри других православных церквей, а именно болгарский – «Зограф», сербский – «Хиландар», грузинский – «Иверский», русский – «Святого Пантелеймона» («Руссик»). С Афоном связана деятельность многих видных представителей российского православия. Среди них можно назвать основоположника киевского монашества Антония Печерского (XI век), ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого (XIV-XV века), подвижников Нила Сорского (XV-XVI века), Паисия Величковского (XVIII век), Серафима Святогорца (XIX век), видного богослова и востоковеда епископа Порфирия (Успенского) (XIX век) и других.

Западное монашество по сравнению с восточным сформировалось позже, а именно не ранее VI века. В отличие от православия в католицизме монашество объединялось в особые организации – ордена, то есть конгрегации. Они действовали на основании своих уставов, которые утверждал папа Римский. Эти конгрегации носили имя сформировавшего их христианского подвижника. К настоящему времени существует около 140 католических монашеских орденов. Наиболее древним и влиятельным из орденов можно назвать орден августинцев, созданного отцом церкви Блаженным Аврелием Августином (354-430 годы). Орден бенедиктинцев был сформирован в 530 году Бенедиктом Нурийским, ставшим небесным покровителем Европы. Орден доминиканцев учредил испанский монарх Доминик де Гусман (1170-1221 годы) в 1215 году, а францисканцев был образован в 1207-1209 годах итальянским проповедником Франциском Ассизским (1182-1226 годы).

Учение о сокровищнице сверх добрых дел придавало католическому монашеству особо выраженный каритативный (от лат. слова «karitas») характер, т.е. характер деятельной любви. Деятельная любовь отразилась и на символах орденов. Например, символами ордена бенедиктинцев являются крест, книга и плуг. Этот же каритативный характер лежит в основе широкого участия католического монашества в духовно-просветительной, педагогической и благотворительной деятельности.

Кроме этих орденов, в Католической церкви формировались военно-монашеские ордена, которые представляли собой организации рыцарей, принявших монашеский обет во имя защиты веры огнем и мечем. Они возникли в эпоху крестовых походов и активно действовали в европейской истории в XII-XVI вв. Одним из влиятельнейших военно-монашеских орденов был орден тамплиеров. Его название получено от французского слова «temple», которое в переводе на русский язык означает «храм». Поэтому этот орден еще называют орденом храмовников. Он был основан в Иерусалиме ок. 1118 или 1119 годов. Затем во время крестовых походов тамплиеры распространились во многих европейских государствах, где помимо рыцарских дел занимались торговлей и ростовщичеством. Именно из них вышли крупнейшие в Западной Европе первые банкиры. В конце XIII века тамплиеры обосновались в основном во Франции, где под давлением французского короля Филиппа IV Красивого (1268-1314) против них был начат инквизиционный процесс. Осуществлял эту инквизицию ставленник французского короля никому доселе неизвестный гасконский прелат Бертран де Го, который стал папой Климентом V (1305-1314). В 1309 году под давлением Филиппа IV этот папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон, а в 1312 году упразднил орден тамплиеров.

Следующий влиятельный военно-монашеский католический орден, о котором необходимо вспомнить, был основан в Париже в 1534 году Игнатием Лойолой. Этот орден был назван обществом Иисуса, т.е. иезуитов. Он являлся главным орудием Контрреформации Католической церкви в Европе и сумел утвердиться не только в европейских государствах, но в Индии, Японии, Китае, на Филиппинах. В 1610-1768 годах в Парагвае существовало «Иезуитское государство». Кроме того, орден иезуитов славился по всей Европе и в России своими школами, где обучались наукам не только будущие представители католического духовенства. Достаточно вспомнить всесторонне проявившего себя ученого и поэта Михайло Ломоносова, а также Феофана Прокоповича, составившего для Петра I «Духовный регламент», и другие.

История происхождения икон и развития иконописи. Иконопочитание в православном христианстве стало устойчивой и развитой традицией. К настоящему времени иконопись сохранилась только в православии и в качестве искусства священных изображений, и в качестве свидетельства запредельного мира в его образах. Вот почему искусство иконописи требует соединения в одном лице и художника, и богослова.

Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и домах. В VIII веке возникло движение против почитания икон – иконоборчества, сторонники которого объявили иконопочитание идолопоклонством. Их поддерживали два византийских императора: Лев III Исавр, который правил с 717 по 741 год, и Константин V Копроним, который правил с 741 по 775 год. Но усилия иконоборцев не привели их к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в городе Никее в 787 году утвердил догмат иконопочитания. На этом же соборе крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены. Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник Торжества Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого Поста.

Некоторые особо чтимые католические иконы также почитаются Православной церковью. К такой иконе, например, относится Богоматерь Ченстоховская в монастыре на Ясной Гуре в Польше.

У католиков иконопочитание имеет несколько меньшее значение. Кроме икон в католическом храме допускаются скульптурные изображения, бюсты и портреты высокого духовенства, светская живопись на сюжеты Библии.

О праздниках, обрядах и постах в католичестве и православии. Главным праздником всех христиан является Пасха. Этот праздник установлен в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, которая в год распятия пришлась на субботу. А в первый день после иудейской Пасхи его гроб был пуст.

Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30 года н.э. Долгое время основным ориентиром для ежегодного исчисления даты праздника Воскресения Христова служила иудейская Пасха. Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованием Воскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасхи. После Первого Вселенского собора 325 года в Никее было принято решение праздновать Пасху независимо от иудейского праздника, а именно в первое воскресенье первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников, именуемых двунадесятыми. Они делятся на «преходящие» и «непреходящие». Дата преходящих праздников исчисляется по дате Пасхи. Непреходящие двунадесятые праздники имеют строго определенную дату.

К числу преходящих праздников относятся: Вознесение Господне и День Святой Троицы. Вознесение Господне празднуется на 40 день после Пасхи в память о вознесении Христа на небо. День Святой Троицы празднуется на 50 день после Пасхи и поэтому иначе называется Пятидесятницей. Этот праздник был установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов в городе Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Этот день считается днем основания церкви Христовой. Он празднуется в воскресенье через 7 недель после Пасхи.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...