Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Образование Соединенных штатов 11 страница



Первыми очагами культурного развития в Америке являлись Вирги-
ния и Новая Англия. Однако в силу различных социально-экономических
и общественно-политических условий культурное развитие этих колоний
пошло разными путями. В Виргинии, как и вообще на Юге, где преобла-
дали олигархические порядки, культурные ценности становились достоя-
нием сравнительно узкого круга лиц из состава имущей элиты, причем
культура была в значительной степени «импортированной», привезенной
из метрополии. Иначе протекала культурная эволюция в Новой Англии
с ее сильно выраженными чертами общинной жизни, что давало сильный
импульс формированию самобытных национальных традиций. Американ-
ское просвещение неразрывно связано с именами таких блестящих уче-
ных и мыслителей, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон, ко-
торым предстояло сыграть выдающуюся роль в борьбе колоний за неза-
висимость.

Сын небогатого ремесленника, Франклин в юности работал в типогра-
фии. В «Автобиографии» он писал: «...по происхождению я не был ни
богат, ни знатен, и первые годы моей жизни прошли в бедности и без-
вестности» 24. В сравнительно еще молодом возрасте Франклин просла-
вился на весь мир опытами в области электричества и изобретением гро-
моотвода. Его исследования о природе молний нанесли удар по религиоз-
ным представлениям. Ученый широкого диапазона и вместе с тем
выдающийся общественный деятель, Франклин стремился соединить свои
теоретические изыскания с практикой, с конкретными задачами общест-
венной жизни. Он выступил против распространенного в американских
колониях религиозного фанатизма и пропагандировал научное естество-
знание. Он критиковал церковь с позиции прогрессивного для того време-
ни умеренного философского течения — деизма, которое, хотя и не отри-
цало существования бога, содержало в себе черты атеизма.

Франклин отмечал в «Автобиографии», что, воспитанный в строгих
религиозных правилах, он все же решил не посещать публичные собра-
ния своей религиозной общины, «сделав воскресенье днем занятий».
Объясняя подобное решение, Франклин писал, что цель богослужений

23 Туганова О. Э. Указ. соч., с. 67; Atlas of Early American History, p. 34—35.

24 Франклин В. Избр. произведения. М., 1956, с. 418.


БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

скорее состояла в том, чтоб сделать нас пресвитарианами, чем в том,
чтобы сделать нас хорошими гражданами» 25. Как видно, быть хорошим

гражданином американский просветитель считал важнее, чем соблюдать

религиозные догматы.

Наряду с естественными науками и Философией Франклин занимался
политической экономии и истории. И в этих областях он выступал
как передовой учёный и общественный деятель. Франклин идеализировал
буржуазные отношения, рассматривая прибыль, получаемую купцами

25 Там же, с. 480, 481.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ




и промышленниками, как справедливое вознаграждение за вложенный ка-
питал. Однако в области экономической науки Франклин высказал гени-
альные догадки, в частности в отношении природы стоимости, которую
он считал необходимым измерять количеством затраченного труда. Впо-
следствии это положение Франклина получило высокую оценку Маркса26.

Перу американского ученого принадлежал и ряд исторических сочи-
нений, в которых он с позиций буржуазного демократизма выступал про-
тив тех, кто интересовался лишь «великими» — историей войн и полко-
водцев, а не историей «мельчайших существ» — простых поселенцев Аме-
рики 27. Много и настойчиво Франклин занимался пропагандой идей
просвещения.

Приверженность идеям просвещения у Франклина сочеталась с не-
приятием системы рабовладения. Он доказывал, что труд раба неэффек-
тивен и что его использование требует значительно больших капитало-
вложений, чем использование труда наемного рабочего28. Наконец, важно
подчеркнуть, что Франклин явился одним из пионеров освободитель-
ного движения. Он показал себя сторонником объединения колоний и

расширения их прав29.

Как и передовые мыслители Западной Европы, Франклин возражал
против обложения налогами без согласия представителей колоний. Это-
было требование подымающейся буржуазии, направленное на защиту бур-
жуазной свободы и собственности. В дальнейшем, с началом освободи-
тельного движения в колониях, вопрос о налогах занял одно из централь-
ных мест в конфликте с Англией, и выдвинутый тогда колонистами
лозунг «Никаких налогов без представительства» по существу уже со-
держался в проекте Франклина. Он писал, что «союз колоний абсолютно-
необходим для их сохранения... для их взаимной защиты и безопасности
и для расширения британских поселений в Северной Америке» 30.

Франклин предусматривал усиление самостоятельности колоний, но
исходил из того, что они остаются в составе Британской империи. Толь-
ко позднее, с развитием революционного движения, Франклин изменил
точку зрения и стал сторонником полного отделения от Англии и провоз-
глашения независимости. Но даже тогда, в ранние годы, его взгляды
отражали рост национального самосознания. 21 сентября 1765 г. фила-
дельфийская газета «Конститюшнл курант» поместила рисунок Франкли-
на, который считается первой американской политической карикатурой:
разрубленная на 14 частей змея с названием колонии под каждой частью
и общая подпись «Объединимся или умрем». На протяжении всей жизни
Франклин последовательно выступал за сплочение колоний в единый
союз.

Выразителем национального самосознания американского народа был
и Томас Джефферсон, выходец из среды земельной аристократии. Раз-
носторонне образованный человек, Джефферсон, как и Франклин, много

26 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 60, примеч. 17а.

27 Франклин В. Избр. произведения, с. 104, 105.

28 Там же, с, 37—38.

29 Documents of American History: Vol. 1, 2/Ed. by H. S. Commager. Enslewood Cliffs
(N. J.), 1973, vol. 1, p. 43-45.

30 Цит. по: Белявская И. А. Франклин — деятель национально-освободительного дви-
жения американского народа.— Вопр. истории, 1956, № 10, с. 33. Подробнее о жиз-
ни и деятельности Б. Франклина см.: Радовский М. И. Вениамин Франклин, 1706—
1790. М.; Л., 1965; Иванов Р. Ф. Франклин. М., 1972.


сделал для пропаганды идей просвещения. Идеалом Джефферсона была
республика мелких земельных собственников. Тружеников земли он назы-
вал «избранным богом народом». Джефферсон приветствовал революции,
которые сравнивал с кризисом, переживаемым человеком во время болез-
ни, и считал необходимым их периодическое повторение 3i. Он примыкал
к левому, революционному крылу просветительства, выражал интересы
фермерства и демократически настроенной части буржуазии.

Подобно Франклину, Джефферсон испытал сильное влияние француз-
ских и английских просветителей 32. В произведениях этих деятелей, как
и многих других американских писателей и публицистов того времени,
можно без труда обнаружить влияние Руссо, Монтескье, Кондорсе, Воль-
тера, Бэкона, Локка, Гаррингтона, Мильтона и др. Особенно импонирова-
ла буржуазии североамериканских колоний философия Джона Локка с
его доктриной естественного права на жизнь, свободу и собственность.
Философия Локка, с одной стороны, развивала и обосновывала идею пра-
ва на революцию, а с другой — пропагандировала классовый компро-
мисс 33. Выдержки из сочинений Локка, равно как и других прогрессив-
ных философов того времени, популяризировались в альманахах и пам-
флетах и даже приводились в проповедях пасторов, когда затрагивались
политические вопросы.

Подводя итоги состояния американской культуры к началу освободи-
тельного движения, необходимо подчеркнуть, что она уже имела собст-
венное, четко выраженное лицо, но ее уровень все еще находился на не-
высокой ступени. Это определялось трудными условиями материальной
жизни колонистов и пестротой компонентов, из которых складывалась
культурная жизнь нарождавшейся американской нации. Практически
развитие культуры в каждой колонии шло своим путем. Только спустя
несколько десятилетий в Америке сложилась единая национальная куль-
тура, хотя и по сей день сохраняются региональные особенности34. На-
кануне освободительного движения против Англии в колониях уже явст-
венно проступали черты самобытной культуры, причем ее фундаментом
служила европейская и прежде всего английская культура. В этом нет
ничего удивительного, ибо большинство колонистов были выходцами из
Англии.

Как уже отмечалось, поселенцы при освоении почти девственного кон-
тинента отдавали этой нелегкой работе все силы. Это обстоятельство бла-
гоприятствовало «импорту» европейской культуры. С другой стороны,
особенности трудовой жизни и всего жизненного уклада за океаном поро-
ждали самобытные черты и явления, что привело, в частности, к разви-
тию художественной народной культуры — в мастерстве изустного рас-
сказа, народных песнях и произведениях ремесленников.

Важным компонентом новой культуры явились заимствования из
древней культуры аборигенов континента — индейцев, а также ввезен-
ных в Америку африканских невольников. Г. Аптекер отмечал, что нали-

31 Захарова М. Н. О генезисе идей Томаса Джефферсона.— Вопр. истории, 1948, № 3,
С. 45, 49. Подробное описание жизни и деятельности, а также характеристика об-
щественно-политических взглядов Т. Джефферсона даны в кн.: Севастьянов Г. Н.,
Уткин А. И.
Томас Джефферсон. М., 1976.

32 Согрин В. В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 1980,
с. 95, 135.

33 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 419.

34 Туганова О. Э. Указ. соч.. с. 62.



 

I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

чие и деятельность населения африканского и индейского происхождения
оказали весьма значительное влияние на все развитие Америки35. Ин-
дейские слова и названия перешли в словесный обиход поселенцев.
В американском фольклоре можно наблюдать заимствования из мифологии
индейцев, а индейская тема стала одной из классических тем националь-
ной литературы американцев. Что же касается негров, то они внесли
значительный вклад в развитие художественных ремесел, а также оказали
сильное воздействие на поэзию и музыкальное творчество 36.

Формирование национальной культуры и развитие просвещения в
Америке носили сложный и многообразный характер. Следует еще раз
подчеркнуть, что решающее значение в этом процессе имели условия ма-
териальной жизни колонистов, под воздействием которых определялись
степень и характер влияния английской культуры, складывались черты
и особенности новой американской культуры. «...Было неизбежно,— от-
мечал американский историк,— что культурные течения из Англии, уда-
ряясь об американский берег, должны были подвергаться глубоким пере-
менам, и это отражалось различным образом в каждой сфере (культу-
ры.— Авт.) в зависимости от того, каким был берег» 37.

Наконец, остается сказать, что, хотя население колоний по националь-
ному составу было далеко не однородным и наряду с англичанами, пред-
ставлявшими лишь около 2/з поселенцев, были французы, немцы, гол-
ландцы, испанцы и др., основная масса колонистов пользовалась англий-
ским языком. Язык этот успел приобрести здесь некоторые особенности
как вследствие определенного выговора, отличавшегося от английского,
так и вследствие появления новых слов, заимствованных из языков дру-
гих иммигрантов, а также индейцев. «Вы говорите не по-английски и не
по-шотландски,— заявлял англичанин одному из приезжих американ-
цев,— ваш язык отличается от того и от другого, и я заключаю, что этот
язык американский» 38.

Таким образом, к середине XVIII в. в североамериканских колониях
Англии налицо были признаки складывания новой нации. В разных ко-
лониях по-разному сказывалось влияние просвещения на развитие куль-
туры и на ход социально-экономической жизни и общественно-политиче-
ских отношений. Бесспорно, однако, что повсюду к началу освободитель-
ного движения был достигнут значительный прогресс, выявилась
определенная общность в развитии культуры и просвещения, что наряду
с прочими факторами являлось важной предпосылкой буржуазной ре-
волюции.

Многие современники, наблюдая за развитием американских колоний,
начинали понимать, что разрыв колоний с метрополией неминуем. Анг-
лийский писатель Оливер Голдсмит в 1762 г. писал, что колонии пережи-
вают бурный рост и что, таким образом, «разрушается» их зависимость
от Англии. А французский путешественник, посетивший Америку в
1765 г., отмечал, что «эта страна не может быть долго подчинена Ве-
ликобритании, как и любой другой находящейся на расстоянии державе...

35 Аптекер Г. Колониальная эра. М., 1961, с. 22.

36 Народы Америки: В 2-х т./Под ред. А. В. Ефимова, С. А. Токарева. М., 1959, т. 1,
с. 90.

37 Wertenbaker Th. J. The Golden Age of Colonial Culture. Ithaca, 1961, p. 151.

38 Цит. по: Аптекер Г. Колониальная эра, с. 176. См. также: Шлепаков А. Н. США:
социальная структура общества и его национальный состав. Киев, 1976, с. 71—74.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ




Ее размеры так велики, ежегодный прирост населения так значителен,
и она имеет такое количество всего необходимого для ее собственной обо-
роны, что ни одна нация никому не кажется более подготовленной к не-
зависимости» 39.

2. КАМПАНИЯ ПРОТИВ НАЛОГОВ И БОЙКОТ
БРИТАНСКИХ ТОВАРОВ

Освободительное движение в колониях поднялось вскоре после окон-
чания Семилетней войны 1756—1763 гг. Вытеснив в результате войны
из Канады своих главных соперников — французов, англичане попыта-
лись ввести более строгий режим в своих североамериканских колониях.
Эта попытка вызвала решительный отпор со стороны американцев.
Началась массовая кампания протеста, непосредственным поводом к ко-
торой явилось принятие британским парламентом 22 марта 1765 г. зако-
на о гербовом сборе. Согласно этому закону налогами облагались все
печатные издания и юридические документы: брачные контракты, тор-
говые соглашения, бумаги о наследстве, разного рода официальная доку-
ментация 40.

Законодательная ассамблея Виргинии первой специально обсуждала
вопрос о гербовом сборе. В составе виргинских законодателей сформиро-
валась группа молодых депутатов, оппозиционно настроенных по отно-
шению к господствовавшей верхушке богатых плантаторов. Среди депу-
татов выделялся только что избранный в состав ассамблеи 29-летний
Патрик Генри, уже хорошо известный в Виргинии адвокат, с чьим име-
нем был связан громкий процесс 1761 г., на котором он выступил про-
тив дискриминационных мер английского правительства по так называе-
мому «делу Парсона». Генри представлял интересы джентри — мелко-
поместных землевладельцев глубинных, внутренних районов колонии,
недовольных засильем богатой верхушки Атлантического побережья.
Он был блестящим оратором. Его манера выступлений в высшей степени
импонировала большинству таких же, как он, джентри — депутатов вир-
гинской ассамблеи. В этом, по словам американского исследователя
Р. Изака, заключался «секрет популярности П. Генри» 41.

29 мая 1765 г. Генри внес на рассмотрение виргинской, ассамблеи
резолюцию, смысл которой заключался в том, что только сами виргинцы
могут вводить новые налоги и что решение английского парламента
о гербовом сборе является незаконным42. Защищая свое предложение,
Генри сказал: «Тарквиний и Цезарь каждый имели своего Брута,
а Карл I — Кромвеля, Георг III...» — в этом месте оратор сделал драма-
тическую паузу. В тот же момент раздался крик: «Измена, измена!»
Генри невозмутимо продолжал: «Георгу III следовало бы из этого
извлечь урок»43.

39 Цит. по: Аптекер Г. Колониальная эра, с. 166.

40 Parliamentary History of England from the Earliest Period to the Year 1803: Vol. 1—
36 / Ed. by E. Cobbet. L., 1806—1820, vol. 16, col. 40.

41 Isaak R. Preachers and Patriots: Popular Culture and the Revolution in Virginia.—
In: The American Revolution, p. 152—153.

42 Henry W. W. Patrick Henry: Life, Correspondence and Speeches: Vol. 1—3. L.; N. Y.,
1891, vol. 1, p. 80—82.

43 Ibid., p. 86—87.


Выступление Генри произвело большое впечатление. Будущий автор
Декларации независимости, тогда 22-летний Томас Джефферсон, слушал
эту речь и был потрясен ораторским искусством П. Генри. «Я стоял
у входа в зал заседаний,— вспоминал впоследствии Джефферсон,— и
слушал блестящее выступление г-на Генри, который отличался талантом
популярного оратора. Он действительно обладал этим талантом в огром-
ной степени. Другого такого оратора мне больше не приходилось слы-
шать. Мне показалось, что он говорит так, как писал Гомер» 44.

Тем не менее предложенная П. Генри резолюция против введения
гербового сбора встретила резкую оппозицию консервативных делегатов
виргинской ассамблеи. Она была принята на следующий день, 30 мая
1765 г., лишь незначительным большинством голосов и в урезанном виде:
был опущен раздел о том, что Англия не имеет права облагать колонии
налогами45.

Даже урезанное решение виргинской ассамблеи было важным шагом
в развитии антибританского движения. «Резолюция виргинской ассамб-
леи,— писал главнокомандующий британскими силами в Америке гене-
рал Гейдж,—...послужила сигналом к всеобщему протесту на континен-
те...» 46 Ни одна другая законодательная ассамблея не приняла резолю-
ции, подобной виргинской. Но, как отмечал генерал Гейдж, остальные
колонии «аплодировали» виргинцам «как защитникам и ревнителям аме-
риканской свободы», одобряя их поступок в речах и публичных выступ-
лениях. В колониях началась кампания против закона о гербовом сборе
с целью не допустить его «исполнения». Кампания приняла настолько
крутой характер, что генерал Гейдж уже предвидел, что она «может
привести к отмене закона» 47.

Несколько дней спустя после принятия виргинской резолюции зако-
нодательная ассамблея Массачусетса предложила созвать межколониаль-
ный конгресс для обсуждения положения. Она избрала делегатов на этот
конгресс и отправила приглашения другим колониям прислать своих
представителей в Нью-Йорк 7 октября 1765 г.48 Из 13 колоний на кон-
гресс в Нью-Йорк прибыли представители 9. Обсуждение вопроса об
участии в конгрессе и выборы делегатов на конгресс происходили в
острых столкновениях. Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Джорджия,
Виргиния не были представлены, хотя и прислали сообщение о своей
солидарности. Южная Каролина, Коннектикут и Нью-Йорк послали
делегатов, но не дали им полномочий подписывать какие-либо докумен-
ты. При обсуждении вопроса о посылке делегатов в ассамблее Пенсиль-
вании решение было принято лишь большинством в один голос 49.

Разногласия обнаружились и в ходе заседаний конгресса, продолжав-
шегося две недели. Большинство присутствовавших придерживались уме-
ренных взглядов. Выступив против закона о гербовом сборе, они не от-
вергали власти короля и парламента. Некоторые делегаты, в частности
К. Гедсден из Южной Каролины, настаивали на том, чтобы, проявив

44 Цит. по: Meade R. D. Patrick Henry. Patriot in the Making. Philadelphia, 1957, p. 174.
См. также: Campbell N. D. Patrick Henry: Patriot and Statesman. N. Y., 1969, p. 59.

45 The Autobiography of Thomas Jefferson / Ed. by D. Malone. N. Y., 1959, p. 22.

46 The Correspondence of General Thomas Gage with the Secretaries of State, 1763—1775: Vol. 1, 2/Ed. by С. Е. Carter. New Haven, 1931—1933, vol. 1, p. 67.

47 Ibid.

48 Morgan E. S. and H. M. The Stamp Act Crisis. N. Y., 1962, p. 139.

49 Miller J. С Origins of the American Revolution, p. 138.


I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


РАЗВИТИЕ КОЛОНИЙ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ




лояльность в отношении короля, игнорировать решение парламента о»
введении ненавистного гербового сбора. Но эта точка зрения была от-
вергнута. Конгресс принял Декларацию о правах и жалобах британских
колоний в Америке, а также направил обращение к королю и парла-
менту 50.

Выработка этих документов проходила с большим трудом. Делегат от
Делавэра С. Родни заметил, что двухнедельные дебаты на конгрессе
были «одним из самых сложных дел, в которых ему когда-либо приходи-
лось участвовать». «Трудность» этой задачи и состояла в том, чтобы
заявить о правах и привилегиях колоний, не отвергая «прерогатив коро-
ны и власти парламента» 51. Принятое конгрессом заявление выражало
недовольство политикой метрополии и отстаивало принцип «никаких на-
логов без представительства».

В свое время английская буржуазия сама выдвинула этот лозунг, вы-
ступая против абсолютизма Стюартов. Теперь требование «никаких нало-
гов без представительства» было подхвачено в колониях и использовано
в борьбе против политики Англии. Это был, однако, вопрос не столько
о налогах, сколько о власти. Поставив под сомнение право парламента,
в котором колонии не были представлены, облагать их налогом, колони-
сты тем самым ставили под сомнение власть парламента вообще. Еще за
год с лишним до конгресса в Нью-Йорке бостонский адвокат Джеймс
Отис, по инициативе которого был созван конгресс и который сам был
избран делегатом от Массачусетса, выступил с памфлетом «Права бри-
танских колоний», где впервые в решительной форме осудил попытки
парламента вводить новые налоги 52.

Протесты против введения закона о гербовом сборе вызвали к жизни
новые формы демократического движения. Важным фактором обществен-
ного развития становятся действия «толпы», т. е. массовые стихийные
выступления низов, сыгравшие огромную роль в Американской револю-
ции 53. Судьба закона о гербовом сборе была решена выступлениями
низов, сделавших практически невозможным его осуществление. «...Новая
политика — политика улицы пришла на смену старой политике — поли-
тике дебатов в залах ассамблеи» 54.

«Политика улицы» началась с демонстрации 14 августа 1765 г. в Бос-
тоне против сборщика налогов Э. Оливера. Последний вынужден был
заявить, что слагает с себя возложенные на него обязанности по сбору
налогов. Вдохновленные этим успехом участники демонстрации на про-
тяжении последующих двух недель совершили нападение на дома не-
скольких таможенных и судебных чиновников 55. Одной из самых нена-
вистных фигур в Массачусетсе был прежний губернатор Т. Хатчинсон,
занимавший ко времени принятия закона о гербовом сборе пост вице-
губернатора и верховного судьи колонии. Хатчинсон был инициатором

50 Morgan E. S. and Н. М. Op. cit., р. 142—144, 147—148.

51 Letters to and from Caesar Rodney, 1756—1784. N. Y., 1970, p. 26.

52 Otis J. Rights of the British Colonies Asserted and Proved.—In: Pamphlets of the American Revolution, 1750—1776: Vol. 1, 2 / Ed. by B. Bailyn. Cambridge, 1965, vol. 1, p. 419—470.

53 Jensen M. The American People and the American Revolution.—Journal of American History, 1970, vol. 57, p. 12.

54 Lemlsch I. Op. cit., p. 20.

55 Longley R. S. Mob Activities in Revolutionary Massachusetts.— New England Quarterly, 1933, vol. 6, p. 108—109.


ряда мер, которыми британское правительство ущемляло права колони-
стов. Широко распространился слух, что закон о гербовом сборе был
также принят по его подсказке.

В ночь на 26 августа разъяренная толпа напала на особняк Хатчин-
сона, разгромила его до основания, оставив лишь кирпичную кладку на-
ружных стен, не поддавшуюся разрушению. «Хатчинсон и его семья едва
успели выскочить на улицу из-за стола, за которым сидели за ужином.
Повстанцы топорами выломали двери. Масса людей хлынула во внутрен-
ние покои, сдирая со стен обивку и украшения, кромсая мебель и ломая
стены комнат...» 56

Мощные массовые выступления, поднявшиеся с началом кампании
против гербового сбора, носили классовый характер. Хотя выступления
низов были стихийными действиями, они подготовлены были всем ходом
предшествующего развития: ростом богатства, с одной стороны, и усиле-
нием бедности — с другой, обострением классовых противоречий и нако-
пившимся недовольством среди беднейших слоев населения, постепенным
развитием их политического сознания 5?.

Вскоре после августовских «беспорядков» в Бостоне генерал Гейдж
отмечал, что «в настоящее время все спокойно и, кажется, на смену
шторму пришла тишина» 5S. Однако «шторм» продолжался. Во всех ко-
лониях под давлением массовых требований сборщики слагали с себя
полномочия, публично отрекаясь от должностей и подписывая соответ-
ствующие обязательства. Демонстранты уничтожали привезенную из
Англии гербовую бумагу или отправляли ее обратно. Тех, кто сопротив-
лялся, подвергали экзекуциям: раздевали донага, вымазывали смолой и
вываливали в перьях. В таком виде их привязывали к дереву или водили
по городу под улюлюканье толпы.

Размах массового движения в колониях, взрывы недовольства, грозив-
шие вылиться в восстание против существовавших порядков, служили
причиной растущей тревоги среди королевской администрации, которая
стала склоняться в пользу умиротворения и отмены гербового сбора.
Представители имущих классов, принявшие участие в антибританских
выступлениях, как отмечал генерал Гейдж в декабре 1765 г., охотно ис-
пользовали массовые выступления и даже «поощряли», чтобы «предотвра-
тить» претворение в жизнь закона о гербовом сборе, добиться отставки
сборщиков налогов, помешать выпуску гербовой бумаги, а также в целях
бойкота английских товаров. Однако в тех случаях, когда выступления
масс становились неуправляемыми и угрожали «личным интересам и ин-
тересам собственности», «они стремились сдержать их» 59.

Лидеры освободительного движения из числа имущих групп были за-
стрельщиками кампании протеста против гербового сбора. Но их инициа-
тива «скоро обернулась спонтанными выступлениями (масс— Авт.)
c протестом против социального и экономического положения» в самих
колониях 60. В этом проявилась с самого начала «хрупкость союза меж-

56 Вапуп В. The Ordeal of Thomas Hutchinson. Cambridge, 1974, p. 68.

57 Hoerder D. Boston Leaders and Boston Crowds, 1765—1776.— In: The American Revolution, p. 244; Nash G. Social Change and the Growth of Prerevolutionary Urban Radicalism.— Ibid., p. 26.

58Гейдж — Конвею, 23 сентября 1765 г.— In: The Correspondence of General Thomas Gage, vol. 1. p. 68.

59 Ibid., p. 78—79.

60 Hoerder D. Op. cit, p. 240.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...