Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Начало XIX в. прошло в Европе в тяжелых кровопролитных войнах, которые вели менявшиеся в своих составах коалиции против императорской Франции. После разгрома армий Наполеона европейские государи осенью 1814 г. провели в Вене конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве континента. Были восстановлены династии, вознаграждены участники освобождения континента от французского господства, определены новые границы и приняты меры по сохранению политического равновесия в дальнейшем. Отныне в европейской политике преобладали пять держав —- Россия, Австрия, Англия, Пруссия и Франция.
Вскоре после окончания Венского конгресса российский император Александр I обнародовал документ, который по замыслу автора должен был оградить европейцев от новых революционных потрясений. Для этого предполагалось создать такой порядок, когда нации жили бы в соответствии с евангельскими началами братства и любви, оказывая взаимную помощь, поддерживая христианскую веру, мир и правосудие как в своих собственных землях, так и в общеевропейском масштабе. После подписания акта Священного союза, к которому присоединились все европейские государства, кроме Англии, Турции и Ватикана, великие державы присвоили себе право вмешиваться в дела других государств, особенно в случае революционных движений. Однако христианской семьи народов не получилось, а деятельность Священного союза свелась к решениям его конгрессов, ставших обоснованием подавления революций в
Неаполитанском королевстве в 1820 г., в Пьемонте в 1821 г.,
в Испании в 1823 г.
Духовная обстановка в послевоенной Европе существенно изменилась. На смену восторженным приветствиям французской революции довольно быстро пришли сначала замешательство, а затем — разочарование. Вместо освобождения человечества от старых порядков европейцы увидели ужасы террора, кровавые казни, деспотизм Наполеона. Негативное отношение к революции сопровождалось негативным отношением к идеям, с которыми она была связана. Прежнее увлечение материалистическими теориями, противопоставлявшими себя христианству, уступило место новому интересу к религии и нередко — увлечению мистицизмом. Поскольку протестантизм был слишком рационалистичным, повышается интерес к католической церкви, которая активно взялась восстанавливать утраченные позиции. В литературе и искусстве обозначился интерес к старине, что выразилось в популярности готического стиля, возросшем внимании к религиозным и национально-историческим темам.
Как реакция на французскую революцию возник консерватизм, основные положения которого сформулировали Э. Берк, ' Ж. де Местр, Л. де Бональд. Сам термин вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала «Консерватор». Сторонники нового идеологического и политического направления считали, что естественный порядок вещей предполагает неравенство, господство одних, и подчинение других, что этот естественный порядок закреплен традициями, обычаями и давно сложившимися социальными институтами, согласно которым, правители должны вмешиваться в жизнь граждан. В качестве основы стабильности и порядка ими рассматривалась религия. Они также призывали не уповать в борьбе с революциями только на силу и упреждать всякие нежелательные брожения в обществе путем проведения превентивных реформ. Последние должны были быть взвешенными, рассчитанными на длительную перспективу, иметь целью сохранение всего хорошего и исправление дурного.
Консерватизму противостоял либерализм. Название появилось в Испании, где в 1812 г. либералами называли членов одной из групп национального парламента — кортесов. Сторонники либерализма превыше всего ценили свободу и неза-
висимость личности и цель существования государства видели
в защите свободы. Помимо личной свободы (вероисповедания, образования, слова, печати), они стремились и к политической (равенству граждан перед законом, участию народных представителей в решении государственных вопросов).
Для либералов XIX в. политическая свобода сливалась с национальной независимостью, поэтому борьба за свободу личности велась одновременно с борьбой за свободу народов. В тех странах, где либерализм преследовался, его сторонники примыкали к тайным обществам (франкмасонам, карбонариям), а в государствах с конституционным устройством объединялись в политические партии либералов, радикалов, прогрессистов, демократов.
Важным следствием процессов, происходивших в Европе, явилась национально-освободительная борьба народов испанских колоний в Америке. К началу XIX в. Испанская колониальная империя оставалась самой большой в мире. Ее владения простирались от реки Миссури на севере до Магелланова пролива на юге. Ограбление колоний метрополией задерживало их экономическое развитие, но несмотря на это торговля, ремесло и плантационное хозяйство постепенно набирали силу. Колонии нуждались в промышленных изделиях, но не могли получить их из-за отсталости испанской промышленности, вести же торговлю с другими странами им запрещалось.
Слабость отсталой феодальной метрополии делала ее господство над империей весьма непрочным. Длительный разрыв связей с колониями после вторжения армии Наполеона в Испанию еще больше подорвал позиции испанцев в их колониальных владениях. В 1810 г. началась борьба за независимость в Венесуэле, Ла-Плате, Парагвае, Уругвае, Чили, Мексике. Первый этап войны завершился через 5 лет поражением повстанцев повсюду, кроме Ла-Платы. Причиной этого была реставрация Бурбонов в Испании, давшая возможность испанскому правительству послать новые войска в Америку.
Но потушить огонь освободительной войны было невозможно. Новый подъем освободительного движения начался в 1816 г. в связи с провозглашением независимости Соединенных Провинций Ла-Платы. Освободительные армии под командованием X. Сан-Мартина и С. Боливара в разных частях Латинской Америки сумели нанести испанцам тяжелые поражения. Была
провозглашена независимость Венесуэлы, Перу, в 1821 г. объявлено о создании новой республики — Великой Колумбии. В 1826 г. повстанцам сдались последние испанские гарнизоны. Одновременно с испанскими колониями свободу завоевала и Бразилия, принадлежавшая Португалии.
В результате обретения независимости изменился облик целого континента. Старые порядки ушли в прошлое, уступив место новым отношениям в экономике, политике, культуре. В образовавшихся государствах, кроме Бразилии, утвердилось республиканское правление. В целом латиноамериканские революции имели большое прогрессивное значение. Однако радикальные реформы, в которых нуждались народы независимых государств, проведены не были, так как власть везде удалось захватить представителям местных помещиков, да и сами новые государственные образования оказались неустойчивыми и вскоре распались на ряд более мелких самостоятельных государств.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!