Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественная стадия



Художественная стадиякрупнейшая единица членения художе­ственного процесса. В основе стадиального членения — глобальные про­блемы эстетического отношения к Богу, Природе, Человеку, Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии: 1) стадия единения человека с природой; 2) стадия единения человека с Бо­гом; 3) стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4) стадия утраченных иллюзий: А может быть не удалось Тво­ренье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Общества пороках?

Эра.

Эра. Гегель выдвинул идею разделения художественного развития че­ловечества на три этапа. Основание такого всемирно-исторического чле­нения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом го­ворилось подробно выше — взаимодействие абсолютного духа (содержа­ния) и его материально-чувственного воплощения (формы). История ху­дожественной культуры проходит три эры: символическую, классиче­скую, романтическую. Искусство в его богатстве полно не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения ис­кусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.

Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики худо­жественного процесса на основании параметра пространство и время. На разных стадиях своего развития искусство сосредоточивало внимание на тех или иных аспектах художественного мира — на пространстве, на времени или на времени-пространстве. С этой точки зрения можно выде­лить три эры художественного развития.

Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Глав­ная его тема и проблема — миропорядок. Вопросы космогонии, проис­хождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жиз­ни и деятельности человека. Именно эти проблемы были в центре внима­ния древнего художника.

Начиная с эпохи Возрождения искусство (для которого характерны: рост личности и общества, процесс социальных преобразований, измен­чивость всего) мыслит преимущественно временем. Историзм проникает во все поры художественного творчества.

Новое искусство, сформировавшееся в XIX и ХХ вв., начинает мыс­лить пространством и временем в их единстве. Не случайно именно в на­шу эпоху была сформулирована М. Бахтиным категория «хронотоп» (вре­мя-пространство), которая характеризует новейший типа художествен­ного мышления.

Если вышеизложенные теоретические соображения применить к стрежневому процессу художественного развития, если проследить полет стрелы времени в сфере художественной культуры, то общая картина тео­ретической истории литературы и искусства будет выглядеть следующим образом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...