Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хлы­стов Е.А. 2 страница



(Прочитайте с классом Быт. 1–4).

Обычно труды по систематическому богословию начинаются с раздела (или тома) под названием «Пролегомены». Пролегомены пространно излагают философские, богословские и исторические предпосылки автора и определяют параметры всей теологической системы, представленной в книге. Как адвентисты седьмого дня, мы имеем единое главное основание нашей теологии, на котором зиждется все Писание, — вера в Бога. Мы также убеждены, что Библия содержит единую богословскую весть. Хотя формально Библия не является учебником по систематике, она содержит базовую последовательность вести и раскрывает ее значение. Поэтому можно сказать, что Быт. 1–4 являются богословским введением к остальной части Писания, обозначающим базисные теологические концепции, используемые в Библии.

Для начинающих Быт. 1–4 определяет: Кто есть Бог, кто есть человек, образец их взаимоотношений и природу реальности. Другие представленные здесь концепции включают такие темы, как роль человечества в естественной системе, разрыв взаимоотношений между Богом и человеком, Божественный суд, спасение и другое. Все эти концепции впервые встречаются в Быт. 1–4 и затем продолжаются и развиваются в Писании.

Например, в Быт. 4 впервые встречается конкретное использование термина «грех». Бог говорит Каину, что «у дверей грех лежит» и этот грех ожидает удобного момента, чтобы возобладать над Каином (Быт. 4:7). Здесь грех изображен как порабощающая сила, которая стремится господствовать над человеком. Это гораздо больше, чем неправильный выбор. Павел особенно развивает тему греха как порабощающей силы в Послании к римлянам 3, 5 и 6, изображая грех как силу, во власти которой мы рождаемся, ибо Адам согрешил. Многие не понимают природу греха, изложенную в Писании, поскольку не начинают с пролегомены, чтобы утвердить свое понимание.

Поэтому не нужно удивляться, что Быт. 1-4 часто воспринимаются как мифические по своей природе истории, с последующим отрицанием исторической достоверности описанных в них событий. Однако при этом нельзя не столкнуться с проблемой, ведь библейские авторы, особенно авторы Нового Завета и Сам Иисус рассматривают это повествование как реальную историю. Ключевые богословские толкования, вдохновленные Богом, свидетельствуют, что информация в Быт. 1–4 является историческим фактом, а не мифической выдумкой. Следовательно, когда кто-то заявляет, что отрывок Быт. 1–4 носит мифический характер, он сразу же подрывает основные части библейской теологии, разрушая исходные предпосылки, на которых она зиждется.

Наша интерпретация Быт. 1–4 имеет огромное значение для нашего понимания всего Писания. Если изображенные в обсуждаемом отрывке события являются «искусной выдумкой» религиозного общества, а не вдохновенным историческим повествованием, тогда и остальную часть Писания нужно поставить под сомнение. Если более поздние авторы частично основывали свое богословское видение на предыдущем Писании, которое якобы не является исторически достоверным, как можно считать надежными их теологические концепции? Библия укрепляет нашу веру в реальность Божьих деяний в земной истории. Мифические сказания не могут быть основанием истинной веры. Чтобы находиться в гармонии с Писанием, мы должны принять исходные предпосылки пролегомены (Быт. 1–4), дабы не извратить остальную часть библейской вести, которая опирается на эти определения и предпосылки.

Обсудите: Какое значение имеет богодухновенность книг Библии, а также факт, что Христос воспринимал информацию в Быт. 1–4 как реальную историю? Как низведение Быт. 1–4 на уровень мифической выдумки влияет на восприятие людьми истинности учений библейских авторов и Самого Христа?

Шаг 3. Применяйте!

Для учителей: Этот раздел потребует от вас как учителя прилежной работы по ознакомлению с основными темами книги Иова, с непосредственным контекстом Псалмов, пророков и учением Иисуса. Например, недостаточно просто заметить, что Иисус упоминает о творении и утверждает историчность данного события. Как Иисус использует историчность Быт. 1–3, чтобы обозначить глубокую духовную мысль?

Вопросы:

Помня о том, что наш урок рассматривает взаимосвязи Быт. 1 с книгой Иова, Псалтырем, пророками и учением Иисуса, ответьте на следующие вопросы:

Какова основная весть книги Иова и Псалмов? Как каждый библейский автор использует тему творения, чтобы сформулировать свой главный довод?

Как идея о том, что Бог творил посредством эволюционного процесса и лишь «запустил» все механизмы, меняет весть книги Иова, Псалмов, учения Иисуса и других библейских книг? Почему это радикальным образом затрагивает каждую весть? Как это происходит?

Шаг 4. Творческое задание

Для учителей: Если Иисус и находившиеся под вдохновением библейские авторы воспринимали первую главу книги Бытие как исторически достоверную, как наш взгляд на творение должен влиять на нашу веру в авторитет Библии?

Упражнение: Обсудите, насколько Библия авторитетна для учеников. Какое место должно занимать Писание в их жизни? Как ваше понимание вопроса творения отражается на роли Библии в вашей жизни?


Урок 5

Комментарий

Основной стих: Быт. 9:4–6

Задачи учителя:

Помочь понять важность творения для христианской этики и морали.

Помочь ощутить разницу между моралью, основанной на творении, и моралью, основанной на эволюции.

Побудить научиться самоотверженному служению, особенно подчиненным.

План урока:

I. Значение учения о творении для морали

А. Какое значение для морали и этики имеет наш взгляд на происхождение?

Б. Обсудите роль релятивизма в этике. Насколько вера в творение оживляет эту дискуссию и придает ей направ­ленность?

В. Объясните учение о человеческом достоинстве и его роли в христианской жизни.

II. Развивая личный опыт

А. Какая существует связь между вопросами творения/эволюции и вопросами морали?

Б. Как вера в творение формирует мою оценку себя и окру­жающих?

В. Как этот взгляд должен вдохновлять меня обращаться с окружающими?

III. Жизнь бескорыстного служения

А. Как я применяю в своей жизни моральные принципы, извлеченные из истории о творении?

Б. Каким образом вера в творение может помочь мне стать более самоотверженным и ориентированным на служение окружающим, особенно подчиненным?

Вывод: Наш взгляд на вопрос о происхождении имеет определенные нравственные последствия. Мораль творения формирует и поддерживает веру в устойчивые стандарты и призывает нас использовать свою власть для того, чтобы служить другим созданиям и защищать их. Эволюция, в отличие от творения, задает тон кичливости своей силой, эксплуатирующей и уничтожающей слабых ради личных интересов.

Учебный цикл

Шаг 1. Мотивируйте!

Основной принцип для духовного роста: Понимание человеком своего происхождения влияет на его моральные принципы.

Для учителей: Подчеркните, что вера в творение, описанное в Быт. 1, закладывает основание для морали, которая рази­тельно отличается от морали, основанной на эволюции.

С тех самых пор как Чарльз Дарвин опубликовал свой трактат об эволюции, то и дело обсуждается вопрос о том, как эволюция согласуется с нравственностью. В исследовании данного вопроса было сделано не так уж много, но при этом слышны заявления, что дарвинизм отравляет традиционную иудейско-христианскую мораль и этику. С 1950 года небольшое, но постоянно возрастающее число образованных мыслителей исследуют вопрос о том, как теория эволюции сказывается на традиционной этике.

Джулиан Хаксли считает, что мораль сама по себе является плодом эволюции, поэтому Ошибка! Источник ссылки не найден. «Любые стандарты добра и зла должны быть определенным образом связаны с движением этого процесса (эволюции)» (T.H. Huxleyand Julian Huxley, Touchstonefor Ethics: 1893–1943 (New York: Harperand Brothers, 1947), p. 131). Такое понятие показывает, что эволюционный взгляд на мир благосклонно относится к релятивизму в морали. Однако данное наблюдение — это лишь начало влияния эволюции на мораль. В следующем шаге учебного цикла мы увидим, как разнятся нравственные модели, проистекающие из Быт. 1 и теории Дарвина.

Открывающее упражнение для дискуссии: Как отношение к этическим принципам, заложенным в первой главе книги Бытие, влияет на поведение людей с разным мировоззрением?

Шаг 2. Исследуйте!

Для учителей: Творение закладывает основополагающие элементы христианской морали, особенно концепцию неприкосновенности и достоинства человеческой личности. Творение вводит этику личной ответственности, которая призывает нас служить тем, кто слабее нас, будь то люди или животные, а не эксплуатировать их.

Библейский комментарий

Образ Божий и сила разума

(Прочитайте с классом Быт. 9:4–6).

Факт, что Бог запретил человеку есть плоды с дерева познания добра и зла, говорит о том, что человек наделен особенностью, которой не обладают животные. Э. Уайт замечает: «Первый великий урок нравственности, преподанный Адаму, заключался в самоограничении. Ему были вверены бразды самоуправления. Он должен был руководствоваться рассудительностью, разумом и совестью» (The Advent Review and Herald, February 24, 1874). Таким образом, изначально люди отличались от животных тем, что им была дана уникальная способность принимать решения и оценивать их на основании стандартов, высших, чем их собственные желания. Повествование о творении является фундаментом, на котором зиждется Божье право предъявлять нам определенные требования.

В христианстве уже давно существует традиция считать образ Божий в человеке эквивалентом его разума. Эволюционист Джеймс Рейчелс бросает вызов подобному взгляду, утверждая, что разум развивался постепенно и потому не является уникальным достоянием человечества. У нас просто мозг больше и только этим мы отличаемся от животных, считает он. Однако вполне очевидно, что речь идет о чем-то большем, чем просто объем мозга. Другой эволюционист, Роберт Райт, признает, что люди уникальны по своей природе, так как только они имеют чувство нравственности. Это уже что-то. Наше чувство нравственности действительно уникально, и оно отражает Божье чувство нравственности. Следовательно, именно чувство нравственности указывает на то, что мы были созданы по образу Божьему. Это особенно актуально в контексте управления.

Два вывода следуют из истины о том, что мы были созданы по образу Божьему. Первый касается неприкосновенности человеческой жизни. Тексты Быт. 9:4–6 защищают жизнь человека, ибо человек был создан по образу Божьему. Факт сотворения человека по образу Божьему делает убийство человека безнравственным поступком. Таким образом, иудейско-христианская этика ставит жизнь человека выше жизни животных. То есть, если горит дом и вы можете спасти либо собаку, либо ребенка, вы спасаете ребенка, поскольку он как человек, созданный по образу Божьему, имеет право на большую защиту. Рейчелс утверждает, что эволюция сводит на нет идею о человеческом достоинстве частично потому, что она оспаривает идею создания человека по образу Божьему. Ведь если Бог создал мир, используя модель материалистической эволюции, значит Он не принимал активного участия в замысле и исполнении, поэтому человек не может быть создан по Его образу.

Еще один нравственный контраст можно увидеть между первой главой книги Бытие и теорией эволюции. В эволюции доминирующей нормой является личный интерес. Сильные не заботятся о слабых, а преследуют и используют их. Но до грехопадения в творении не было места хищничеству и эксплуатации. Наоборот, Адам и Ева должны были «возделывать… и хранить» природу, пользуясь своей силой для того, чтобы заботиться, а не эксплуатировать («служить и оберегать» — буквальный перевод еврейских слов из Быт. 2:15).

Человеческое владычество должно было подражать Божественному, по крайней мере, по стилю. Уже в Быт. 1 мы можем увидеть нравственный принцип самоотречения ради блага окружающих, как описано в Филп. 2:5–8. Быть созданным по образу Божьему — значит не просто иметь право и способность принимать нравственные решения, но также жить жизнью, посвященной бескорыстному жертвенному служению окружающему нас миру. Эксплуатировать любого из детей Божьих физически, сексуально или эмоционально недопустимо. Это попирает образ Божий, который и так уже искажен.

Обсудите: Если бы мы считали, что Бог творил с помощью процесса эволюции, как бы мы оценивали человеческое достоинство и моральные ценности?

Шаг 3. Применяйте!

Для учителей: Наше понимание вопроса происхождения влияет на наши решения. Творение призывает нас к самозабвенному служению, в то время как эволюция говорит о выживании. Предложенные ниже вопросы составлены с целью более глубокого исследования этого различия.

Вопросы:

Если человек живет по принципам первой главы книги Бытие или по принципам эволюции, чем будет отличаться его поведение:

В своем доме?

На работе?

В обществе?

Шаг 4. Творческое задание

Для учителей: В этом упражнении использованы предшествующие вопросы. Побудите учеников задуматься о значении данных вопросов в их жизни. Используйте приведенное упражнение, чтобы побудить учеников к самоисследованию.

Упражнение для дискуссии: Как я могу быть более ориентированным на то, чтобы жить самоотверженной жизнью служения и быть благословением для окружающих:

В своем доме?

На работе?

В обществе?


Урок 6

Комментарий

Основной стих: Быт. 3:1–6, 15

Задачи учителя:

Помочь понять суть первой атаки сатаны против человека и проанализировать динамику искушения Евы в Едемском саду и искушения Христа в пустыне.

Помочь осознать, насколько важно доверять Слову Божьему даже тогда, когда наши понятия и опыт якобы не соответствуют ему.

Побудить доверять Слову Божьему больше, чем собственным мнениям и ощущениям.

План урока:

I. Динамика первой атаки сатаны

А. Что мы можем узнать из истории Евы о динамике дьявольских искушений?

Б. Как искушения, которым подвергся Христос, открывают уловки сатаны, а также силу, которую Бог дарует человеку для преодоления искушения?

II. Доверять Слову Божьему больше, чем своим чувствам

А. Как история Евы помогает вам больше ценить Слово Божье?

Б. Противостоять искушению было бы легче, если бы запретный плод был горьким или испорченным. Но грех не был бы столь заманчивым, если бы не казался привлекательным. Как мы можем воспитать в себе желание противостоять притягательности греха, независимо от его «привлекательности»?

III. Предать путь Богу

А. Как вы можете больше и полнее доверять Божьему Слову?

Б. Каким образом вы можете позволить Богу полнее и совершеннее воплощать в вашей жизни Его Слово и принципы?

Вывод: Первая на нашей планете атака сатаны показала некоторые важные составляющие процесса искушения. Сатана заставил Еву ощутить диссонанс между ее чувствами по отношению к запретному плоду и Божьим запретом вкушать этот плод. Поведение Евы в той ситуации показывает, как нам следует относиться к искушениям сегодня.

Учебный цикл

Шаг 1. Мотивируйте!

Основной принцип для духовного роста: Понимание мотивов и динамики, лежащих в основе всякого искушения, помогает нам лучше подготовиться к победоносной духовной жизни. Эта динамика освещена в истории грехопадения, записанной в Быт. 3.

Для учителей: Подчеркните, что наше восприятие историчности текста книги Бытие влияет на наше понимание греха, спасения и динамики искушения.

История о Еве и змее — это классика мировой литературы. Наше восприятие данной истории в немалой степени зависит от нашего взгляда на ее историчность. Если первые три главы книги Бытие не основаны на историческом факте, значит автор выстраивал собственную религию, используя воображение и древнюю культуру. Такая концепция полагает, что наши верования основаны не на фактическом откровении Божьем, а на человеческих измышлениях. Напротив, если первые три главы книги Бытие мы воспринимаем как исторически точные повествования, тогда видим, что Бог действует в истории, раскрывая человечеству Свои планы и намерения и возлагая на него определенную ответственность.

Таким образом, первые главы книги Бытие играют ключевую роль в определении степени авторитетности Слова Божьего в жизни верующего человека. История грехопадения освещает то напряжение, которое возникло между опытом сотворенного существа и Божественным откровением. Конфликт между личным восприятием и Божественным Словом сыграл ключевую роль в истории грехопадения.

Открывающее упражнение для дискуссии: Вспомните и опишите ситуацию из вашей жизни, когда чувства обманули вас; когда то, что вы сказали, почувствовали или ощутили, обернулось против вас. Что это говорит вам о надежности человеческих чувств?

Шаг 2. Исследуйте!

Для учителей: Динамика грехопадения дает богатый материал для размышления о нашей духовной жизни. Эта динамика также видна в искушениях, с которыми столкнулся Иисус. Мы исследуем ее в данном комментарии.

Библейский комментарий

Не хлебом одним...

(Прочитайте с классом Быт. 3:1–6).

В Быт. 2:16, 17 Бог говорит людям: если они вкусят от запретного плода, то непременно умрут. Хитрый змей обманчиво спрашивает о том, правда ли, что Бог запретил им есть плоды от всякого дерева. Лукавый хотел, чтобы Ева услышала другой вопрос: «Почему Бог запретил есть плоды с этого единственного дерева?» Цель вопроса заключалась в том, чтобы посеять в сердце Евы недовольство Богом. Ведь это дерево являлось частью мироздания, о котором Бог отозвался весьма положительно, почему же теперь оно объявлено запретным?

Ева отвечает, повторяя установленный запрет и наказание. Змей резко возражает: она не умрет, подразумевая, что Бог не желает, дабы она достигла уровня знаний Божества. Змей обещает, что непослушанием женщина действительно может достичь этого статуса. Вся аргументация змея строилась на том, чтобы убедить Еву, будто Бог ее обманывает.

В Быт. 3:6 мы читаем, что Ева анализирует запретное дерево. Она смотрит на него и видит, что «дерево хорошо для пищи… приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Дерево выглядит полезным, а не опасным. Она испытывает несоответствие между своими наблюдениями и Божьим откровением. Более того, Дух пророчества сообщает, что хитрейшее существо заявляет: именно благодаря вкушению запретного плода у него появилась способность говорить. Ева с легкостью заключает, что Слово Божье не было истинным. Весть змея звучит следующим образом: «Если я смог говорить благодаря тому, что съел этот плод, представь, что произойдет с тобой, образом Божьим? Ты станешь Божеством. Посмотри, что стало со мной!» Для Евы это «свидетельство» вступило в непреодолимый конфликт с Божьей вестью. Таким образом, Ева была вынуждена выбирать между своими ощущениями и Словом Божьим. Она избрала свой путь, то есть восстание против Слова Бога и Его господства.

Сатана пытался обмануть Иисуса, используя ту же тактику. В третьей главе Евангелия от Матфея изображена сцена крещения, во время которого Бог ясно провозглашает с Небес, что Иисус является Сыном Божьим (17 стих). В 4-й главе Евангелия от Матфея сказано, что Иисус удаляется в пустыню и постится в течение 40 дней. Можно предположить, что после сорока дней без пищи и земных удобств Иисус не выглядел как Сын Божий. Согласно Э. Уайт, сатана появился в образе ангела света. Об этой опасности предупреждает нас и апостол Павел (2Кор. 11:14,15). Главной целью атаки сатаны было оспорить то, что сказал Бог Христу шестью неделями ранее. Враг эффектно представил следующую весть: «Ты не можешь доверять тому, что услышал шесть недель тому назад при крещении. Соверши что-то сверхъестественное, дабы доказать, что Ты действительно Сын Божий». С человеческой точки зрения, все, что видел и испытывал Иисус, предполагало, что прозвучавшая при крещении весть была ошибочной. Как и Еве, Христу пришлось выбирать между Своими ощущениями и Словом Божьим. Теперь мы видим весь смысл Его ответа: «Не хлебом одним будет жить человек [тем, что он видит и анализирует], но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Обсудите: Христос был искушен во всем, как и мы, кроме греха (Евр. 4:15). Как искушения, пережитые Евой и Христом, помогают вам лучше понимать средства, используемые дьяволом для искушения вас?

Шаг 3. Применяйте!

Для учителей: Используйте следующие вопросы, чтобы показать членам класса, насколько ограничены восприятие и видение человека.

Вопросы:

Как сатана пытается исказить в ваших глазах Слово Божье, чтобы вы предпочли этому Слову собственные ощущения? Каков будет ваш выбор? Почему?

Достаточно ли надежны человеческие ощущения, чтобы считать их более достоверными, чем Слово Божье? Обоснуйте ваш ответ.

Почему мой выбор в пользу Слова Божьего или собственных наблюдений имеет значение? Что говорит нам об этом Быт. 3?

Какая прослеживается взаимосвязь между ответственностью и благодатью в Быт. 3? Какова цель благодати в этой главе?

Шаг 4. Творческое задание

Для учителей: Закончите урок на радостной ноте. Пусть ученики прослушают позитивную аудио— или видеозапись о необходимости и радости доверия Божьему Слову.

Вопрос для дискуссии: Что поможет мне полностью доверять Божьему Слову, даже если кажется, что оно противоречит моим ощущениям?


Урок 7

Комментарий

Основной стих: Быт. 3:16–19

Задачи учителя:

Помочь понять разницу между общим откровением, явленным в природе, и специальным откровением.

Помочь ощутить благодарность за то, что и сегодня весть природы помогает нам лучше понимать Бога и себя.

Побудить увидеть, что ограничения, наложенные во время проклятий, свидетельствуют о нашей полной зависимости от Бога.

План урока:

Общее и специальное откровения

А. Что произнесенное в Едеме проклятье говорит нам о Боге?

Б. Чем отличаются специальное и общее откровения?

Оценивая наложенные на нас ограничения

А. Как озвученные в Едеме суды свидетельствуют о наших ограничениях как творений?

Б. Как эти суды (несмотря на их ограничения или, возможно, благодаря им) на самом деле дают нам утешение и чувство безопасности в гибнущем мире?

В рамках поставленных ограничений

А. Как мы можем научиться общаться с Богом, несмотря на ограничения, наложенные в результате грехопадения наших прародителей?

Б. В каких сферах жизни вы могли бы научиться более зависеть от Бога, чем зависите теперь?

Вывод: Бог открывает Себя через специальное откровение — Слово, а также через общее откровение — природу, хотя общее откровение более ограничено. Общее откровение дает нам смешанные понятия о Боге. Иов пытается объяснить, почему в природе существует зло и почему Бог позволяет это. Фактически падение человека произошло из-за его желания переступить тварные ограничения и стать на уровень Божества. Следствием Божьих исправительных мер стали проклятья, увеличившие человеческие ограничения. Эти ограничения помогают нам яснее осознать, что мы никогда не сможем стать на уровень Божества, они также побуждают нас признать свою нужду в великом могущественном Боге, превосходящем нас во всем.

Учебный цикл

Шаг 1. Мотивируйте!

Основной принцип для духовного роста: Из-за грехопадения, деятельности сатаны и нашей греховности природа дает нам неоднозначное представление о Боге. Тем не менее она по-прежнему открывает милосердного и любящего Бога, даже несмотря на проклятие вследствие грехопадения человека.

Для учителей: Напомните классу: хотя природа может свидетельствовать нам о Боге, тем не менее ее неоднозначные вести налагают жесткие ограничения на то, как много и точно мы можем узнать о Боге через природу.

В XVI — XVII веках среди христианской интеллигенции большой популярностью пользовалось естественное богословие. Такая склонность к естественной теологии породила много дискуссий о том, как много мы можем узнать о Боге c помощью изучения природы. Большинство протестантов были пессимистически настроены относительно того, что естественная теология способна открыть людям Бога, поскольку как природа, так и человеческий разум заражены грехом. В результате дебатов относительно естественной теологии было сделано разделение между двумя видами Божественного откровения — общим и специальным. Общее откровение касается аспектов понимания Бога, которые мы можем извлечь из изучения природы. Общее откровение рассматривается как ограниченное в своих возможностях. Павел дает только две невидимые характеристики Божества, которые язычники могут понять из природы, — Его вечную силу и Божественность (Рим. 1:19, 20). Несомненно, мы можем увидеть больше, но совершенно очевидно, что общее откровение не совсем нам понятно по причине неоднозначных явлений природы.

В отличие от общего, специальное откровение характерно тем, что в нем Бог сообщает людям через пророков, сны, видения и прямую речь особую ясную информацию. Вполне возможно, что многие сторонники естественной теологии, изу­чая природу, все же «вычитывали» специальное откровение, делая свои выводы более доходчивыми, чем их видно только из природы. Ведь даже несмотря на присутствие в этом мире бедствий, болезней и неопределенности, мы можем всюду видеть свидетельства любви и милосердия Бога.

Открывающее упражнение для дискуссии: Поделитесь своим опытом, когда что-то, казавшееся вам плохим, обернулось благословением в вашей жизни. Что это говорит нам о том, как мы должны воспринимать постигающие нас переживания?

Шаг 2. Исследуйте!

Для учителей: В то время как Быт. 3:15 содержит первое ясное евангельское обетование, проклятье, лежащее на человеке и земле, тоже играет определенную роль в искуплении человека, свидетельствуя о благости и любви Бога.

Библейский комментарий

Тернии, шипы и смерть — проклятье,

свидетельствующее о любви

(Прочитайте с классом Быт. 3:16–19).

«Небеса проповедуют славу Божию», — говорит псалмопевец, но кто внимает этой вести? Сторонники анимизма* зачастую гораздо больше боятся Бога, потому что находят природу капризной и непредсказуемой. Что принесет будущее: наводнение или засуху? Вырастет ли мой ребенок и станет взрослым человеком или заболеет и умрет? Несчастье и благословение могут находиться в шаге от тебя.

В незавидном положении находится и преданный сторонник дарвинизма. Какой Бог стал бы целенаправленно творить через произвольный, исполненный страданий и боли процесс? Дэвид Халл, как было замечено ранее, сказал: «Бог Галапагоса, избравший произвольный эволюционный процесс, небрежен, расточителен, безразличен и жесток» (David L.Hull, «The God of the Galápagos», Nature 352 (August 8, 1991), p. 486). Другие богословы утверждают, что эволюция показывает: Бог благ, но ограничен в Своих возможностях. Он не может устранить страдания и зло, а страдает вместе с нами. В любом случае получается, что такому Богу «вряд ли кто-то захочет молиться» (с. 486).

С другой стороны, верящие в творение видят заложенный в основе природы порядок и разумное устройство, свидетельствующие о выдающемся Творце. Псалмы 8 и 18 говорят именно об этом. Вера в творение играла ключевую роль в развитии научного метода, ибо многие ученые верили, что Бог творил правильно и разумно. Это открывало возможность прогнозировать экспериментальные результаты. Невзирая на последствия греха — бедствия, болезни и прочее, ученые по-прежнему видят заложенные в основе природы порядок и логику. Таким образом, перед нами предстает двуликая картина природы: с одной стороны — бессмысленное зло, с другой — свидетельство о Божественном замысле и порядке.

Противоречивые сведения мира природы вызывают глубокие вопросы о Боге, особенно вопросы, связанные с теодицеей**. Как природа может свидетельствовать о Боге, когда умирают дети и происходят прочие несчастья? Адвентисты седьмого дня объясняют неоднозначность свидетельств природы в контексте великой борьбы. Опираясь на историю Иова, мы объясняем различные бедствия как результат греха или же как прямое вмешательство сатаны. Но такая позиция не дает адекватного объяснения судов, описанных в Быт. 3. Поскольку Бог произнес над землей и человеком проклятье, частью которого является смерть, мы, объясняя природное зло, должны говорить не только о непосредственном вмешательстве сатаны. Зачем, например, Бог допустил тернии, шипы и смерть?

Кто-то может утверждать, что фундаментальная проблема, связанная с грехопадением Адама и Евы, заключается в том, что мы не сознаем и не учитываем того факта, что они были ограниченными созданиями, жившими под Божественной властью. Эта пара пыталась переступить за пределы своих тварных ограничений и стать подобными Богу, то есть без ограничений. Поэтому дисциплинарное действие Бога должно было соответствовать нарушению, и Он наложил проклятье, увеличивающее уровень ограничений человека, чтобы вновь утвердить извечную истину: человек — ограниченное существо, нуждающееся в Боге-Творце. Хотя Бог не осуществляет природное зло, Он позволил человечеству следовать за своим властелином, сатаной, однако не без защитных ограничений. Поэтому в мире мы видим смешанное свидетельство проклятья и благословения. В то же время, если рассматривать проклятье как дисциплинарное орудие, даже оно свидетельствует о любящем Боге, стремящемся помочь нам снова обрести правильные взаимоотношения с Ним. Итак, даже то, что свидетельствует о проклятье, отражает благодать, как и первое обетование об искуплении, записанное в Быт. 3:15.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...