Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

деятельности. ·Музейный предмет – одно из центральных понятий музееведения



& Основное содержание темы.

· Музейный предмет – одно из центральных понятий музееведения. Разработка теоретического обоснования музейного предмета проводилась исследователями с момента развития музееведения. Так, например, в 20-х гг. XX в. в работе Ф. И. Шмита употребляется понятие «вещественный памятник», «музейные материалы». Непосредственно сам термин музейный предмет появился в начале 30-х гг. в трудах Н. М. Дружинина. На практике он применяется с 50-х гг. с выходом «Основ советского музееведения». Музейный предмет движимый объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в собрание музейное. Обладает значимым для общества информационным потенциалом, музейной ценностью, которая складывается из научной, исторической, мемориальной, художественной ценности, и свойствами музейного предмета. Свойства музейного предмета: информативность – способность являться источником информации; экспрессивность – способность к эмоциональному воздействию; аттрактивность – внешняя привлекательность; репрезентативность – способность достоверно представлять эпоху, круг определенных предметов или явлений; фактурность – совокупность опреде­ленных устойчивых признаков (материал, вес, форму, цвет и т. п.), позволяющих предмету удерживать достаточно длительное время связь с прошлым.

В естественнонаучных музеях в качестве музейного предмета выступает природный объект, прошедший необходимые стадии техноло­гической обработки – естественнонаучный препарат. Естественнонаучные препараты подразделяются на три группы: сухие препараты (гео­логические и палеонтологические образцы, гербарии, чучела, прошедшие таксидермическую обработку), влажные естественнонаучные препараты (подлежат хранению в кон­сервирующих жидкостях в герметически закрытых сосудах), микроскопические препараты (используются в основном в научных и учебных целях и экспонируются с применением специальной техники).

В настоящее время имеет место расширение смысла «музейный предмет». Это было свя­зано с выявившейся во второй половине ХХ в. во всем мире тенденцией к расширению круга объектов наследия, включаемых в сферу музейной деятельности. Это не только движи­мые предметы, но и недвижимые памятники и ансамбли, среда, а также нематериальные объекты наследия. Теперь к числу музейных предметов стали причислять нематериальные, неосязаемые творения культурного наследия: язык, литература, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуни­кации, традиционные экологические представления и пр.

Следует отличать понятия «музейный предмет» и «предмет музейного значения». Предметом музейного значения принято называть предмет/объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, выявленный в процессе изучения окружающего мира, научного комплектования фондов музея, но ещё не изъятый из среды бытования. Предмет музейного значения, изъятый из среды бытования и прошедший все стадии научной обработки, становится музейным предметом и включается в музейное собрание. После включения предмета в музейное собрание разрываются его связи со средой бытования, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса.

· В случае невозможности или нежелательности экспо­нирования подлинника создаются воспроизведения музейных предметов. К воспроизведениям музейных предметов относятся копии, репродукции, слепки, модели, макеты, муляжи, новоделы, авторские реплики, научные реконструкции. Копия – предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии подлинником (оригиналом). Термин «копия» чаще всего применяется по отношению к произведениям искусства и письменным документам. В особую категорию выделяют копии, выполненные самим автором произведения; их называют «авторскими повторениями», или «репликами». Копия, выполненная с применением множительной техники, носит название «репродукция». Копии трёхмерных объектов, изготавливаемые контактным путём, называются слепками. Чаще всего слепки делают с про­изведений пластического искусства или с объектов природы. Слепки-копии не следует путать со слепками, которые изначально имели высокую мемори­альную или иную ценность, обусловленную их генетической функцией (посмертные маски великих людей; оттиски руки Петра I, хранящиеся в ряде музеев). Термин «но­водел» употребляется обычно по отношению к воспроиз­ведениям утраченных памятников материальной культуры, чаще всего – к архитектурным памятникам, деталям инте­рьера, мебели. Нередко новодел даже не является копией, а выполняется по аналогии. В ансамблевых экспозициях му­зеев новоделы нередко изготавливаются для докомпоновки ансамбля недостающими предметами, важными для целост­ности впечатления. Когда необходимо воспроизвести внемузейные объ­екты, которые принципиально не могут быть перенесены в музей, но демонстрация которых чрезвычайно важна, из­готавливают макет или модель. Макет является трёхмерным изображением подлинника, воспроизводящим, как правило, его внешние формы с допустимой долей условности и в соответствующем масштабе. Чаще всего объектами ма­кетирования становятся здания, сооружения, ансамбли, ар­хитектурно-планировочные комплексы, территории. В отличие от макета модель должна демонстриро­вать устройство и функции воспроизводимого объекта. Осо­бой категорией являются действующие модели, создаваемые для демонстрации процесса или функционирования какого-­либо сооружения, системы и нередко представляющие собой достаточно сложные технические устройства. В модели наи­более существенна демонстрация принципа действия объек­та, его функциональной структуры; поэтому внешние формы могут воспроизводиться с достаточной долей условности. Муляж с достаточной степенью точности воспроизводит внешний вид предмета, выполняется, как правило, в масштабе 1:1, повторяет форму и цвет оригинала. Тер­мин «муляж», как правило, применяется к воспроизведениям сравнительно небольших предметов: домашних вещей, пись­менных документов, а также природных объектов. Голограммы – трёхмерные иллюзорные воспроизведения музейных предметов, получаемые при помощи специальной техники и воспроизводимые в натуральную величину под воздействием света. Точность воспроизведения, удобство хра­нения и простота перемещения характерны для такого рода изображений. Использование воспроизведений музейных предметов позволяет сохранить подлинник, защитить его от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а в случае его недоступности или труднодоступности получить о нём представление. Воспроизведения музейных предметов относятся к группе научно-вспомогательных материалов, но могут в исключительных случаях переходить в разряд музейных предметов (при недоступности или утрате подлинника; с течением времени).

Тема 5. Музейная экспозиция. Музейные выставки

& Основное содержание темы. Музейная экспозиция. Термин экспозиция* происходит от латинского «expositio», «expono» (выставлять) и в широком смысле означает любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Музейная экспозиция – это часть музейного собрания, выставленная для обозрения; это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений. Музейные экспозиции бывают постоянные (стационарные, генеральные) и временные (выставки).

Первичный структурный элемент музейной экспозиции – это экспонат* (от лат. exponatus – выставленный для обозрения). В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью; могут быть использованы воспроизведения музейного предмета, научно-вспомогательные материалы.

Подлинные музейные предметы составляют основу музейной экспозиции. В отдельных случаях в экспозицию возможно введение воспроизведений отсутствующих предметов. Воспроизведения музейных предметов применяются в тех случаях, когда нежелательно или невозможно демонстрировать подлинники. Для раскрытия информационного потенциала экспонатов используются научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, диаграммы, таблицы и.т.п. Особое место в экспозиции занимают тексты. Цель использования текстов – обеспечить оптимальные условия для понимания посетителями, особенно одиночными, экспозиционного замысла, содержания разделов экспозиции, характеристик отдельных экспонатов. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тесты должны быть организованы в цельную и продуманную систему. Они обычно подразделяются на объяснительные, оглавительные, ведущие, указатели. Объяснительные тексты служат раскрытию информационного потенциала и замысла отдельных залов, тем, комплексов и имеют вид аннотации. Текст-аннотация к отдельному экспонату называется этикеткой (содержит основные атрибуционные сведения о предмете). Совокупность всех этикеток в экспозиции составляет этикетаж. В виде оглавительных текстов оформляются названия залов, разделов, комплексов. Для более целостного осознания идеи экспозиции используются ведущие тексты, они должны быть ёмкими, яркими, запоминающимися (чаще всего представлены цитатами из произведений крупных деятелей мировой культуры или отдельных их высказываний). Задача указателей направлять посетителя по задуманному экспозиционерами маршруту. Кроме текстов указатели часто существуют в виде стрелок и других знаков и символов. Диктовать последовательность осмотра может и пространственная организация музея. Иногда для этого используются такие приёмы, как обозначение маршрута приподнятым помостом, напольным покрытием, изображением на полу следов, световыми маркерами и пр. В крупных российских музеях внедряются электронные информационные комплексы, включающие плазменные панели и проекторы с экранами различного типа, электронные компьютерные гиды, «живые этикетки» и пр.

Совокупность музейных предметов, их воспроизведений, реконструкций, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом. Структурными элементами экспозиции являются – экспозиционные комплексы – группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство. Они раскрывают отдельные подтемы экспозиции. Виды экспозиционных комплексов: 1) в естественнонаучных музеях комплекс, раскрывающий природные взаимосвязи называется биогруппой: несколько чучел в имитационной среде, обозначающей конкретные природные или техногенные условия, созданной макетными и художественными средствами. Примеры: моржи и тюлени на льдине; болотная дичь в тростнике и пр.

Биогруппы «Амурские тигры» и «Императорские пингвины» в Зоологическом музее Российской Академии наук (г. Санкт-Петербург)

2) музейный натюрморт – произведение экспозиционного искусства, представляющее собой объемно-пространственную экспозицию из реальных предметов, которые складываются в определенный экспозиционный образ и являющееся средством активной интерпретации экспозиционной темы художественными средствами; 3) обстановочные сцены («фигурные интерьеры», «живые комплексы») – фигурные сцены с манекенами, с большой точностью передающие национальный тип, историко-бытовые особенности, специфику трудовых процессов, обрядов и пр. Активно используются в экспозициях этнографических, исторических музеев, средовых музеев.

Музейный натюрморт «Городская квартира 1930-х годов».

Пензенский государственный краеведческий музей.

Музейный натюрморт

«Кабинет ученого-энциклопедиста XVIII век».

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук

(г. Санкт-Петербург)

Обстановочная сцена

«Казахи. Конец XIX – начало ХХ в.»: внутреннее убранство казахской юрты.

Российский этнографический музей

(г. Санкт-Петербург).

Принципы построения экспозиции: 1) принцип научности (выражается в предварительной научной обработке каждого музейного предмета, помещаемого в экспозицию, в научном исследовании темы); 2) принцип объективности (требует от экспозиционера честности и непредвзятости при интерпретации происходящих и происходивших в природе и обществе процессов); 3) принцип предметности (опора на подлинные музейные предметы); 4) историко-хронологический (группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией); 5) комплексно-тематический (организация экспозиционных материалов разных типов, связанных единой темой в форме тематико-экспозиционных комплексов); 6) проблемный (группировка экспонатов в соответствии с поставленной научной проблемой).

Методы проектирования экспозиции: 1. Систематический метод – это демонстрация однородных музейных предметов (коллекций) в соответствии с классификацией профильной науки или принятой в музее. Здесь основная структурная единица – систематический ряд. Наиболее часто применяется в естественнонаучных, археологических, художественных, академических и учебных музеях. 2. Ансамблевый метод – воссоздание цельного комплекса музейных предметов со связями, существовавшими между ними в среде бытования. Наиболее часто применяется в этнографических, исторических, краеведческих музеях. Его цель – сохранение или восстановление на документальной основе подлинной среды бытования данного предмета в определенный исторический период. Основу ансамблевой экспозиции составляют музейные натюрморты (рис.), обстановочные комплексы (рис.). 3. Тематический (иллюстративный) метод отражает факт, явление, процессы в их диалектическом развитии, рассмотренные в хронологическом или проблемном аспекте. Музейные предметы здесь – средства выражения определенных идей, рассмотренных в их взаимосвязях. Основная структурная единица – тематико-экспозиционный комплекс. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. Становление этого метода происходит в 20-е гг. прошлого столетия в новых историко-революционных музеях. 4. Ландшафтный метод отражает, воспроизводит взаимосвязи природных компонентов (в естественно-научных экспозициях), а также природных и историко-культурных компонентов (в экспозициях исторических, историко-этнографических музеев, музеев-заповедников, средовых музеев). Ландшафтный метод активно применяется при создании мемориальных экспозиций, посвященных важным сражениям и битвам в военно-исторических музеях. Цель мемориально-ландшафтной экспозиции – создать образ эпизодов сражения, происходивших на целостном в мемориально-историческом плане участке культурного ландшафта. Ее основными экспонатами выступают не только немногочисленные памятники-свидетельства битвы, но и памятные места – природные элементы первичного ландшафта поля сражения, получившие путем реставрации экспозиционный вид. Приёмами ландшафтного метода являются диорамы, панорамы. 5. Образно-сюжетный метод – самый молодой, он признан далеко не всеми музееведами. Создатель и разработчик данного метода – Т. П. Поляков. В самом его названии подчеркивается особая роль драматического сюжета – последовательности образов, художественно организованных черт, пространственно-временных отношений. Метод синтезирует элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т.д. Применяются дизайнерские решения. Музейно-образные экспозиции, акцентируют внимание не на бытовой среде, а на проблемах бытия. Музейные предметы играют роль материальных символов духовных ценностей или идеалов. 6. Инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист * М. Дюшан и сюрреалисты*. Инсталляция не реконструирует реальные образы и объекты, а направлена на создание яркой ассоциации. Чаще применяется в музеях художественного профиля, особенно ориентированных на современное («актуальное») искусство. 7. виртуальные экспозиции – показ компьютерных изображений музейных предметов.

Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции и т.д.

Приёмы проектирования экспозиций: 1. выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку; 2. сопоставление, в том числе противопоставление (прием контрастного показа); 3. прием «взаимной документации», позволяющий выявить связи, в том числе не поддающиеся внешним наблюдениям; 4. массированный показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади; 5. разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания; 6. «экспонат в фокусе», расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса, вставка одного экспоната; 7. организация «экспозиции в окне», позволяющей через проем витрины как бы заглянуть в иное пространство и время. По принципу «экспозиции в окне» используются диорамы и панорамы. Основой диорамы служит одноплоскостная картина-задник, как правило, выхватывающая некий «характерный» участок среды, не охватывающий полный круг горизонта, зритель смотрит экспозицию как бы через окно. Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т.п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т.д.), и все это потом наполняется музейными предметами. Панорама отличается, прежде всего, организацией картины-задника, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции). В остальном панорама организуется как диорама: картина дополняется макетом местности и музейными предметами.

Проектирование экспозиции и её воплощение осуществляется коллективом научных сотрудников музея и художников-дизайнеров при участии специалистов по профильным наукам, технологов, инженеров, социологов, психологов и др. Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс включающий несколько этапов. Этапы проектирования экспозиции: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и её конкретное содержание; художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Каждый этап сопровождается разработкой и принятием основных документов: научной концепции экспозиции, художественной концепции экспозиции, расширенной тематической структуры, эскизного проекта, тематико-экспозиционного плана, монтажных листов, светотехнического проекта, деталировочных и сборочных чертежей, сценария экспозиции.

Выставочная работа музеев. Выставками принято называть временные экспозиции (от нескольких месяцев до года). Это наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, выполняющая ряд функций. 1. Выставки способствовали возникновению музея и являлись первым этапом функционирования музея. Таковыми были выставки немузейные и домузейные, созданные на базе предметов музейного значения. Инициатором таких выставок могли быть частные лица, научные общества, меценаты. Исторические примеры: Всероссийская сельскохозяйственная выставка 1890 г. положила начало Императорскому сельскохозяйственному музею (СПб, решение о создании принято в 1859 г). До перевода сельскохозяйственного музея в «Соляной городок», где только в 1881 г. было выстроено специальное помещение, он функционировал как долгосрочная выставка. Экспонаты – лучшие для того времени образцы сельскохозяйственных орудий и машин (основу экспозиции заложил директор будущего музея – Н.В. Черняев). 1867 г. – Всероссийская этнографическая выставка положила начало Дашковскому этнографическому музею. Создание Политехнического музея связано с немузейной Политехнической выставкой 1872 г. и т.д. 2. Форма научной публикации музейных коллекций. Демонстрация новых поступлений, фондовых коллекций, знакомство специалистов и зрителей с результатами научных исследований, с новыми атрибуциями, открытиями. 3. Своеобразный метод выявления и исследования памятников. В основном эта функция находит своё выражение в выставочной работе художественных музеев. Так при подготовке выставок нередко выявляются малоизученные работы, систематизируется наследие художников, проверяется подлинность произведений, уточняются даты. 4. Форма активизации научной деятельности периферийных музеев. Эта функция находит своё выражение в совместном проведении выставок-публикаций, установление взаимовыгодных контактов между музеями. 5. Просветительская функция. Стала доминирующей в середине 1920-х годов. В это время систематический метод проектирования экспозиции постепенно вытесняется тематическим. Просветительская функция в это время была обусловлена идеологическими и политическими задачами. В 1960-80-е гг. функция публикации сочеталась с просветительной. 6. Нетрадиционная форма комплектования коллекций. Используется в музеях, где есть отделы, посвященные современной тематике. 7. Подготовка модернизации основной экспозиции. Обновление основной экспозиции происходит посредством выставочных экспериментов. 8. Система выставок, как специфическая форма функционирования основной музейной экспозиции. Причина: недостаточность экспозиционных площадей, частичная консервация или реставрация музея или иные объективные обстоятельства. Одним из примеров концептуализации «объективных обстоятельств» может служить выставочная работа ГИМа в период Великой Отечественной войны.

Классификация выставок.

Традиционная классификация
Критерий Тип выставки
Содержательно-тематические особенности 1. Юбилейные (выставка – часть общественного празднования какой-либо даты; выставка – отчет музея о научно-исследовательской работе) 2. Мемориальные (создаются в память о выдающемся событии или лице, располагаются на памятном месте, здании и т.п.; экспозиционные комплексы состоят из подлинных предметов, принадлежавших историческому лицу и связанных с его жизнедеятельностью). 3. Монографические (тематические)
Характер экспозиционных материалов. 1. Однородные по составу экспозиционных материалов: фото-, изо-, фондовые выставки; 2. Комплексные: выставки новых поступлений, выставки частных коллекций
Продолжительность Постоянные, временные
Место расположения Внутримузейные (стационарные), внемузейные, выездные, передвижные
Нетрадиционная классификация
Кинетические принципы – способность к физическому перемещению и сохранение музейной специфики. Выставки классифицируются по степени выраженности музейной специфики. 1. Стационарные (максимальное сохранение музейной специфики, основаны на подлинных музейных предметах) 2. Внемузейные стационарные 3. Выездные 4. Передвижные 5. Передвижные выставки облегченного типа
Языковые принципы, исходя из понимания экспозиции как текста 1. Нехудожественный (линейный) текст: Иллюстративно-тематические выставки. Коллекционно-тематические выставки 2. Художественный текст: музейно-образные выставки

Темы для итогового собеседования (Зачёт)

1. Музееведение как научная дисциплина

2. Музееведение в системе наук

4. Музей. Социальные функции музеев.

5. Классификация музеев.

6. Предмузейное (протомузейное) собирательство в Европе – с древнейших времен до рубежа XIV – XV вв.

7. Становление европейского музея как социокультурного феномена – рубеж XIV – XV в. – до конца XVIII в.

8. Становление музейного дела как самостоятельной отрасли европейской культуры и рецепция[8] музея за пределами Европы – конец XVIII – XIX в.

9. Музейный мир в XX в.

10. Музеи в контексте российской истории: протомузейный период – до начала XVIII в.

11. Возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям (18 в.)

12. Развитие музея и превращение его в национальную культурную форму: Музейное строительство в первой половине 19 века.

13. Развитие музея и превращение его в национальную культурную форму: Музейное строительство во второй половине 19 века.

14. Музейное строительство в годы советской власти (1917-1945 гг.)

15. Музейное строительство в годы советской власти (1945 –1980 гг.)

16. Музеи постсоветского времени (1990-е гг.)

17. Музейный предмет, его свойства.

18. Воспроизведение музейных предметов.

19. Музейная экспозиция. Экспозиционные материалы. Этапы проектирования экспозиций.

20. Музейная экспозиция. Принципы, методы и приёмы проектирования экспозиций.

21. Выставка. Классификация выставок. Функции музейных выставок.


[1] Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Здесь «аксиологический» – связанный с формированием ценностей.

[2] Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

[3] Когнитивный (от лат. cognitio знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию.

[4] Культурная идентичность – принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

[5] Вотивы, вотивные предметы (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) – различные вещи, приносимые в древности на священное место или в храм с целью получить от божества исцеление или удовлетворение просьбы, а также во исполнение обета.

[6] Пинакотека (греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами.

[7] Натуралии (лат. natura – природа) – неизменяемые, естественные тела или материи.

[8] Рецепция – восприятие, преобразование.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 2207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...