Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музеи в России в 20 веке



С утверждением советской власти открылась возможность решения проблемы охраны памятников. 3 ноября 1917 г. Наркомпрос опубликовал воззвание «К рабочим, солдатам, матросам и всем гражданам России!», в котором разъяснилась важность охраны культурных и исторических ценностей как достояния всего народа. В результате началась охранная опись имущества объектов бывшего Министерства императорского двора и составление каталогов художественных и историко-бытовых ценностей.

Непосредственное формирование государственных структур, ведавших охраной памятников и музейным строительством, началось с создания в конце ноября 1917 г. специальных Петроградской и Московской коллегий по охране памятников. В составе коллегий был выделен отдел музейной работы. В августе 1918 г. произошло слияние структур в единую Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников. Эта коллегия в тесном контакте с Академией наук руководила музейным строительством по всей стране. К 1920 г. в России впервые в мировой музейной практике в общих чертах сформировалась всеобъемлющая государственная система музейного строительства и охраны памятников.

Важным явлением первых лет советской власти была последовательная национализация музейных ценностей. Новая власть исходила из того, что национализация – это лучшее средство для сохранности и популяризации памятников. Уже в 1917 г. советская власть национализировала все дворцы царской семьи и высшей придворной знати. Был организован учет и охрана предметов музейного значения. С весны 1918 г. началась национализация крупнейших общественных и церковных музейных собраний: Третьяковской и Щукинской галерей, коллекций Троице-Сергиевой Лавры и так далее. В ходе национализации огромная масса памятников истории и культуры попала в хранилище музейного фонда РСФСР, возникшего в 1918 г., и вскоре пополнила фонды действующих музеев.

Происходило формирование законодательной базы по вопросам охраны памятников истории и культуры. Так, 19 сентября 1918 г. вступил в действие разработанный Наркомпросом декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины». 10 октября был принят декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Эти документы, дополненные 5 декабря 1918 г. декретом «Об охране научных ценностей», стали основополагающими в системе мер по учету и охране всех без исключения памятников музейного значения.

Новым явлением в музейном строительстве стало создание в ноябре 1919 г. первого музея революции, разместившегося в 13 залах Зимнего дворца. В первое пятилетие советской власти особое внимание обращалось на просветительскую функцию музеев. Важную роль сыграли многочисленные общедоступные выставки. Развитие местных музеев осуществлялось в 1920-е гг. в тесном сотрудничестве с краеведческим движением, руководство которым взяла на себя Академия наук. Деятельность музеев обсуждалась на многочисленных краеведческих конференциях и страницах краеведческих изданий. 1920-е гг. вошли в историю как «Золотое десятилетие краеведения». Однако, эти музеи в дальнейшем испытали сильное идеологическое давление.

Основные тенденции развития музеев (сохранившиеся фактически до 1980-х гг.) закрепил первый музейный съезд, состоявшийся 1–5 декабря 1930 г. в Москве. Музеям предписывалось создать отделы социалистического строительства, организовать краеведческие музеи, усилить массово-идеологическую работу. В этот период принижалось значение подлинных памятников культуры. В большинстве своем, последствия решений съезда были негативными. В 1930-е гг. продолжался рост и реорганизации сети музеев, в структуре которой произошли значительные изменения. Особое внимание уделялось политико-просветительской работе с посетителями, проводилась массовая работа со школами. Ряд известных музейных деятелей был обвинен в контрреволюционной деятельности и репрессирован (Н.П. Анциферов, П.Д. Барановский, Ф.И. Шмит и другие). Известны случаи массовых увольнений сотрудников центральных музейных учреждений. Кадровые перемены затронули и провинциальные музеи.

Ведущим методом экспозиционной работы стала тематическая экспозиция, а главным критерием оценки экспозиционной деятельности – ее политическое содержание.

Вторая мировая и Великая Отечественная войны внесли свои коррективы в музейное строительство. Потери отечественных музеев были неисчислимы. Важным элементом государственной политики Германии и союзников был массовый вывоз ценностей из СССР. Но потери могли быть более значительными, если бы не труд музейных работников. На первый план в годы войны вышли фондовая и учетно-хранительская функции вышли на первый план. Ведущей в образовательно-воспитательной деятельности музеев стала лекционная работа. В годы войны музеи большое внимание уделяли сбору и публикации местных и общесоюзных материалов о героическом прошлом страны (о Сергие Радонежском, Александре Невском, А.В. Суворове). Практиковался сбор материалов по «горячим следам» о подвигах на фронте и в тылу, о зверствах фашистов, об антифашистском сопротивлении в тылу. Большое внимание уделялось быстрому созданию небольших по размеру стационарных и передвижных тематических выставок, темами данных выставок были текущие события и проблемы. Таким образом, несмотря на сложности военного времени, в музейном деле были свои достижения, которые обогатили музейную практику в вопросах учета и хранения музейных предметов, комплектовании фондов современными материалами, в экспозиционной и воспитательной деятельности.

В послевоенный период основное внимание в работе музеев было сосредоточено в сфере фондовой работы. В 1965 г. выходит в свет постановление Совмина СССР «О музейном фонде СССР». Это постановление обязывало предприятия и организации передавать по представлению музея предметы музейного значения (в том числе образцы своей продукции). В фондовой работе главной проблемой 50 – 60-х гг. были вопросы унификации музейных форм учета и учетной документации. С появлением в 1956 г. «Инструкции по обработке и хранению художественных фондов», а в 1968 г. – инструкции для остальных музеев эта проблема была решена. Были приняты основные виды музейной документации (процедура первичного оформления новых поступлений; регистрация их в книгах поступлений основного и научно-вспомогательного фондов); научная обработка музейных предметов проводилась согласно требованиям инвентарной книги. Этим обеспечивался строгий учет фондовых коллекций и доступность музейного собрания для исследователей.

Кардинальные перемены в 50 – 60-е гг. в экспозиционной работе

коснулись музейного оборудования. С середины 50-х гг. в В экспозиции широко применялись разнообразные технические средства: кино- и радиоаппаратура. Активно разрабатывалась унифицированная музейная мебель: витрины, стенды, подиумы, подставки, турникеты, которые создавали первый и второй планы экспозиции. Мебель по материалу, форме, цвету не должна была бросаться в глаза, а должна ненавязчиво выделять нужное, то есть вести посетителя по экспозиции.

Все перемены в экспозиционной работе диктовались стремлением

привлечь посетителя и усилить роль музеев в идеологической работе. В 60-е гг. музеи превратились в надежную базу в проведении регулярных лекций и практических занятий для студентов и слушателей сети партпросвещения. Тогда же начали широко практиковаться новые формы работы с населением: встречи с ветеранами, диспуты, викторины, рассчитанные на разные категории посетителей. Большую роль в популяризаторской деятельности музеев играла их издательская деятельность. Усилилось взаимодействие музеев с туристическими и экскурсионными организациями. К этому времени относится восстановление и расширение международных связей советских музеев. В 1956 г. СССР присоединяется к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге в 1954 г., и тем самым включается в международную систему охраны культурного наследия.

Эти явления стали важными предпосылками «музейного бума» конца

60-х – начала 70-х гг., который проявился в резком росте посещаемости музеев и тесной их связи туризмом. Музеи включались в популярные туристические маршруты. В это время появляются новые группы музейных учреждений – музеи-заповедники. Специфика их заключается в том, что они, как правило, создавались на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. С 1958 г. начинают функционирование историко-архитектурные музеи-заповедники: Владимиро-Суздальский, Ростово-Ярославский, Новгородский, Псковский, Загорский, Костромской и Горьковский. В 1970-80-е годы возникли заповедники на базе монастырей (Соловецкий, Валаамский), мемориальных ансамблей (Ясная Поляна, Поленово), дворцово-парковых ансамблей в пригородах Ленинграда.

В 1970-е гг. появляется еще одна новая тенденция: формирование музейных систем и объединений. Так, в 1974 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник был реорганизован в Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с включением в него 5 краеведческих, 2 художественных и 2 мемориальных музеев. Опыт сочли удачным и рекомендовали к повсеместному внедрению. На 1 января 1985 г. таких объединений было 25, они охватывали 27% музейной сети РСФСР.

Широкие масштабы просветительной деятельности требовали осмысления и специальной работы. С начала 80-х гг. в отечественном музееведении появляется специальный термин «музейная педагогика». Значительные успехи достигнуты в области теоретического осмысления музейной деятельности и формирования музееведения, как особой области знаний.

Музей становится не только средством образовательного воздействия, но и местом отдыха, проведения свободного времени, популярным объектом активно развивающегося отечественного и зарубежного туризма.

С распадом СССР начинается новый период в развитии отечественного музееведения, связанный с отказом от взгляда на музей как пропагандистское заведение, а также появлением новых форм в организации музейного дела.

Новый этап охарактеризовался сменой приоритетов в деятельности музеев: накопление материалов по истории советского общества, представление их в экспозиции перестали быть главной задачей музеев. Во многих музеях свертывались уже имевшиеся экспозиции; закрывались или перепрофилировались такие «идеологические» музеи, как революции, В.И. Ленина и т.п. Растет показ в экспозициях музеев дореволюционного периода истории, что требует переориентации и фондовой, и исследовательской работы.

Одно из новшеств 1990-х гг. – возрождение частных музеев. Новое законодательство отразило статус частных музеев, определив Музейный фонд РФ как состоящий из государственной и негосударственной частей. Негосударственная часть представлена объектами, находящимися в собственности частных лиц, общественных и религиозных организаций (сюда относятся профессиональные и творческие союзы), благотворительных и иных фондов, негосударственных объединений, и т.п.

Новшеством стало и формирование новых государственно-церковных отношений, началась передача (демузеефикация) некоторых ранее конфискованных у русской православной церкви объектов в ее собственность (этот же процесс идет и для других конфессий: мусульман, буддистов).

В 1990-е гг. формируется новая система управления музеями. В связи с распадом СССР и упразднением Министерства культуры СССР функции управления музеями переходят к Министерству культуры Российской Федерации. В 1996 г. принят Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», регулирующий правовые отношения в сфере формирования, сохранения, государственного учета и использования Музейного фонда РФ, он определяет особенности создания и правовое положение музеев как некоммерческих культурных учреждений.

Продолжают возникать объединения музеев, основанные не на объединении самостоятельных музейных учреждений, а за счет разрастания крупных разделов и экспозиций до уровня отдельных монопрофильных музеев. В начале 2000-х возникла новая группа музейных объединений, учрежденных на базе крупных музеев страны: 2003 г. – проект «Музей четырёх соборов» в Санкт-Петербурге, 2004 г. – статус музейного объединения получил Музей истории Москвы и др. Современные музеи все больше внимания уделяют работе с нематериальным культурным наследием (фольклор, производственные процессы, ритуалы, традиции и так далее). Музеи активно участвуют в передаче культурных, национальных традиций, не только собирая культурные ценности, но и сохраняя живым ремесло или умение, которые производят данные ценности. Яркий пример – Пензенский музей народного творчества, который помогает возрождению народных ремесленных традиций. Одной из форм сохранения нематериального наследия выступает запись устных воспоминаний различных групп населения, в частности, пожилых людей. Новым явлением в отечественном музейном строительстве 1980–1990-е гг. стало появление экомузеев. Экомузеи объединяли под своим началом группы людей по социальному и демографическому признакам, а также общины, этнические сообщества с целью воссоздания и сохранения традиций в реальной жизненной среде, а также духовных, этических и хозяйственных связей между людьми. Примером может служить музей в пос. Варьеган Ханты-Мансийского АО, образованный в 1986 г. В последние десятилетия 20 века динамично развивалась и численно увеличивалась группа средовых музеев, основанных на музеефикации целых фрагментов среды с входящими в неё культурными, движимыми и недвижимыми, материальными и нематериальными объектами и сложившимися между ними взаимосвязями. Наиболее распространённой формой средового музея, в первое десятилетие 21 века стали музеи-заповедники и музеи-усадьбы.

Музейное дело в России сегодня развивается в русле общемировых тенденций, чему способствуют активные международные контакты музеев. Они осуществляются в форме долгосрочных договоров о сотрудничестве, совместных научных исследованиях, экспедиций, публикаций. Традиционными стали многочисленные международные конференции, проводимые музеями. Одна из значимых особенностей современного музейного дела – активное освоение музеями новых технологий (информационные технологии, новации в области управления, экономического обеспечения, социального проектирования), включаются в процесс развития культурного туризма и участвуют в туристическом бизнесе.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 4086 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...