Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации



§ 1. Европа в эпоху позднего феодализма.

Эпоха Возрождения.

Историки по–разному датируют начало генезиса современной индустриальной циви­лизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640–1688 годов, с откры­тием Христофором Колумбом Америки в 1492 году, с другими крупными событиями. Ме­жду тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр Человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Этот пересмотр происходил в течение не­скольких веков и по–разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный про­цесс с Ренессанса.

Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В развитии Реннесанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые – треченто); раннее Возрождение – XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение – с 80–х годов XV в. до 30–х годов XVI в. (чинквиченто); позднее – до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция – богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Анг­лии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибы­лью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с ла­тинского – делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовле­нию того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увекове­чить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции созда­вали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие.

Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в «Декамероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду во­шла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Жен­щины декольтировались, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без не­нужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом.

В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стала подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся возбудить потенцию с помощью врачей. Резко возросло число внебрачных детей.

Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение. В литературном творчестве встречаются порнографические сюжеты. Женщины обнажили плечи и грудь. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия.

Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддержку титаны и рядовые труженики Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея «мучеником человеколюбия». Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 – около 420 годы до н. э.) приписывают афоризм «Человек есть мера всех вещей». С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки – этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

Возвращение гуманизма (от лат. человеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев X в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.

Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV в. фламандец Ван Эйк изобрел масляные краски. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры – трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла – нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового – сольная песня, кан­тата, оратория, опера.

Эпоха Возрождения во многих странах породила выдающихся людей, имена которых навсегда вошли в мировую культуру. Многие отрасли человеческого творчества получили мощный толчок в своем развитии.

Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый ви­дел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представле­ниях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т. д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд Везалия «О строении человеческого тела», положивший начало анатомии. М. Сервет высказал положение о наличии легочного круга кровообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 851 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...