Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зав. кафедройЕ. И. Самарцева 47 страница



Вторая половина XIX в. отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демократической идеологией. Глубина психологического и социального анализа отличает картины на темы народной жизни и портреты В. Г. Перова (1834-1882; «Проводы покойника», «Тройка», «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский»).

В 1870 г. было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок», члены которого («передвижники») обратились к правдивому, реалистическому изображению жизни и истории простого народа. Они обличали самодержавие и крепостничество, пороки современного им общества. Картины передвижников отличались глубоким психологизмом и мастерством социального анализа (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и др.).

Замечательным мастером психологического портрета был //. //. Крамской (1837-1887), сохранивший для истории образы великих деятелей русской культуры («Л. Толстой», «Некрасов»), его тематические полотна были посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне»).

Крупнейшим представителем реализма в живописи был И. Е. Репин (1844-1930), мастер подлинно народный, отразивший в своих картинах жизнь России во всех ее проявлениях на протяжение более чем полувека. Социальные конфликты, столкновение политических сил, взрывы страстей -все нашло отражение в его картинах «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др.

Картины В. И. Сурикова (1848-1916) «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» с потрясающей силой воссоздает драматические моменты в истории отечества.

Столкновение непримиримых позиций, борьба взаимоисключающих идей стали центральными темами картин Ы. Н. Ге (1831-1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея» и «Что есть истина?».

Русские художники достойно завершили реформу исторического жанра в живописи, начатую Делакруа. Сказочные и былинные мотивы обрели непередаваемую прелесть в картинах В. М. Васнецова (1848-1926; «Аленушка»). Обличение войны с ее ужасами, разоблачение казенной лжи о ней стало главным содержанием творчества живописца-баталиста В. В. Верещагина (1842-1944 «Апофеоз войны»). Неподдельным лиризмом дышат картины таких певцов неброской красоты родной природы, как Л. К. Саврасов (1830-1897; «Грачи прилетели») и И. И. Левитан (1860-1900; «Марат», «Над вечным покоем», «Владимирка»). Русская живопись, подобно литературе и музыке, воплотила в себе духовную мощь и величие русского духа.

3.

Конец XVIII- начало XIX вв. — эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены - в желтый.

В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходящихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

В 1806-1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал ее символом.

Важное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему: Петропавловская крепость - стрелка Васильевского острова — Дворцовая набережная.

Невский проспект - главная магистраль столицы - приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор Св. Негра в Риме - творение Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение.

Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в 1-ой пол XIX в. Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское село, Гатчина и море вдалеке. Проект Исаакиевского собора был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786-1858). По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) - памятник Александру I и одновременно - монумент в честь победы русского оружия 1812 г.

Карл Иванович Росси (1775-1849) был ведущим петербургским архитектором, который «мыслил ансамблями». Дворец и театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (теперь Русский музей), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект. Главный подъезд здания, помещенного в глубине парадного двора за чугунной решеткой, выглядит торжественно, монументально, чему способствует коринфский портик. Росси спроектировал здание Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Один из замечательнейших ансамблей России включал здание Александрийского театра, прилегающую к нему Александрийскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра, получившую в наши дни имя Росси, и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Последнее творение Росси в Петербурге - здание Сената и Синода на знаменитой Сенатской площади.

«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был Василий Петрович Стасов (1769-1848). Построил Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге, собор Измайловскою полка, триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота) и др. Везде подчеркивал массу, ее пластическую тяжесть.

В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. После изгнания из Москвы в 1812 г. французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы. Осип Иванович Бове (1784-1834) перестроил, а по сути возвел заново Торговые ряды, купол над центральной частью которых размещался напротив купола казаковского Сената в Кремле. На этой оси несколько позже был поставлен Мартосом памятник Минину и Пожарскому.

Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории, включая большой сад у его стен с воротами со стороны Моховой улицы; создал ансамбль Театральной площади; построил здание Первой Градской больницы; Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга (ныне на просп. Кутузова) и др.

Почти всегда вместе плодотворно работали Дементий Иванович Желярди (1788-1845) и Афанасий Григорьевич Григорьев (1782-1868). Доминико Жилярди перестроил сгоревший во время войны казаковский Московский университет. Много и плодотворно архитекторы работали над усадебной архитектурой (усадьба Усачевых на Яузе, имение Голицыных «Кузьминки»).

Хочется отметить московские жилые дома первой трети XIX в., которые донесли до нас обаяние русского ампира, В них мирно соседствуют торжественные аллегорические фигуры на фасадах - с мотивом балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Торцовый фасад здания обычно выведен на красную линию, тогда как сам дом скрыт в глубине двора или сада. Во всем царит композиционная живописность и динамика в отличие от петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот, построенный Жилярди; дом Хрущевых на Пречистенке -ныне музей А. С. Пушкина, постр. Григорьевым).

С конца 30-х гг. XIX в. классицизм начинает изживать себя. Архитектуру 2-ой пол. XIX в. обычно называют ретроспективным стилизаторством или эклектикой, ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Исследователи отмечают, что эклектизм, или, как его иногда называют, «историзм», был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля. Период эклектики длился почти 70 лет — с конца 1830-х гг. до рубежа следующего столетия.

В 1870-80-е гг. классицистические традиции в архитектуре практически исчезли. Главной стала техническая и функциональная целесообразность — в связи с появлением новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений, выставочных залов и др.

Особая страница в русской архитектуре 2-ой пол XIX в. - это доходные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль и которые быстро окупались. Одной из главных творческих проблем этого времени стала разработка модели многоквартирного жилого дома. В отделке доходных домов эклектизм стал массовым явлением.

Распространенным становится «русский стиль» (или «псевдорусский»). Так вновь в моду входят шатровые завершения, узорочье декора, «мраморные полотенца и кирпичная вышивка», как называл эти мотивы современник. Типичные образцы этого стиля: храм Воскресенья па крови Л. Л. Парланда в Петербурге, Исторический музей (А. А. Семенов, В. О. Шервуд), здание Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев) в Москве. За образец, по сути, взято русское деревянное зодчество.

4.

Пути развития архитектуры во многом определяли пути развития русской скульптуры. В 1-ой пол. XIX в. продолжает работать //. //. Мартос (1752-1835). К. XIX в. в его почерке многое меняется: мрамор сменяется бронзой, лирическое начало - героическим, чу нет пенное - строгим (надгробие Е. И. Гагариной, 1803 г.). Греческая античность становится прямым образцом для подражания.

В 1804-1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Рука Минина простерта к Кремлю, его одежда - русская рубаха. На кн. Пожарском древнерусские доспехи, островерхий шлем и щит с изображением Спаса.

Федос Федорович Щедрин {1751-1825) скульптуры захаровского Адмиралтейства: трехфигурные группы Гесперид («Морские нимфы»), несущих сферу, статуи 4-ех великих античных воинов (Ахилла, Аякса, Пирра, А. Македонского).

Органического синтеза скульптуры с архитектурой в своих работах достигли Степан Степанович Пименов (1784-1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846). Ими созданы скульптурные группы для воронихинского Горного института, росс невских созданий - Дворцовой Триумфальной арки и Александрийского театра, Б. И. Орловский (1793-1837) создал статуи Барклая де Толли и Кутузова у Казанского собора.

Русский классицизм нашел выражение и в станковой скульптуре малых форм, в медальерном искусстве, например, в знаменитых рельефах-медальонах Федора Толстого (1783-1873), посвященных войне 1812 г. Толстой сумел соединить героическое, возвышенное с интимным, глубоко личным и лирическим, иногда даже окрашенным даже романтическим настроением, что так характерно для русского классицизма.

Русская скульптура 30-40-х гг. XIX в, становится все более демократичным. Не случайно в эти -оды появляются такие работы, как «Парень, Hi-рающий в бабки» //. С. Пименова (Пименова-младшего, 1836), «Парень, играющий в свайку» А. В. Логановского, горячо встреченные Пушкиным. Интересно творчество скульптора И. //. Витали (1794-1855), исполнившего среди прочих работ скульптуру для Триумфальных ворот в память Отечественной войны 1812 г. у Тверской заставы в Москве, бюст Пушкина, сделанный вскоре после гибели пола, колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора.

В скульптуре середины века основные -два направления: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во 2-ой пол. XIX в., но, несомненно также и то, что черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

Петр Карлович Клодт (1805-1867) добился значительных успехов как в монументальной скульптуре, так и в «малых формах». Он автор коней для Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге (арх. Стасов), «Укротителей коней» для Аничкова моста, памятника Николаю 1 на Исаакиевской площади и др.

Во 2-ой пол. XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Но она становится более повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (М. Чижов «Крестьянин в беде», 1872 г., бронза, мрамор; В. А. Беклемишев «Деревенская любовь», 1896г.). В эту пору благодаря творчеству таких мастеров как Е. А. Лансере, А. Л. Обер, получает развитие анималистический жанр, что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм (Лансере) и декоративной скульптуры (Обер).

Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Анатольевич Антакольский (1843-1902), который, как отмечаю) исследователи, подменяет отсутствие монументальных средств выразительности изображением «монументальных личностей» - «Иван Грозный» (1870 г.), «Петр I» (1872 г.), «Умирающий Сократ» (1875 г.), «Спиноза» (1882 г.), «Мефистофель» (1883 г.), «Ермак» (1888 г.). Исполненные по заданной программе, они лишь символ определенной личности.

5.

Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX в. было выявившееся уже в XVIII в. доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобретала совершенно исключительное общественное значение. В XIX в. русская литература переживала небывалый взлет и вышла на мировую арену. Жизнь русского общества нашла свое яркое отражение в романе М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», задумав изобразить «всю Русь», создал, по мнению Герцена, страшную исповедь современной ему России.

Реалистическое изображение жизни России и ее главных проблем мы находим в романах И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, пьесах А. Н. Островского, произведениях Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и, наконец, в творчестве двух величайших русских писателей XIX в. — Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Главная отличительная особенность русской литературы XIX в. - ее этическая направленность. Русскому писателю свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Он сопереживал человеку, обличал пороки современного общества. Тема «маленького человека» в последствии стала одной из ведущих тем русской литературы (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский).

Одна из центральных проблем русской литературы XIX в. — взаимоотношение личности и общества. Горячие споры вызывал и вызывает по сей день образ Обломова в одноименном романе А. //. Гончарова (1812-1891). Для одних читателей слово «обломовщина» стало синонимом лени, апатии, паразитизма. Другие, напротив, усматривают в Обломове образец душевной чистоты, а в его бездеятельности своеобразный протест против бездушия современного ему общества.

Необычайно сильна в русской литературе XIX в. была сатирическая традиция, особенность которой заключалась в ее гуманистической направленности. Так Гоголь призывал смеяться не над «кривым носом», а над «кривой душой» и видел назначение комедии в том, чтобы исправлять людей, воспитывать их («Ревизор», «Мертвые души»).

Едкая и язвительная сатира Л/ Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) вскрывала самые язвительные социальные процессы («История одного города», «Господа Головлевы»). Щедрин широко применял прием иносказания с элементами фантастики л гиперболы («Сказки»). Салтыков не идеализировал народ, говорил о нем без прикрас.

Среди выдающихся русских писателей и мыслителей XIX в. особое место занимают J1. Н. Толстой (1828-19! 0) и Ф. М. Достоевский (1821 -1881). Они остро ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своею времени. В поисках разрешения противоречий они обратились не к политике, а к нравственности, резко разойдясь с русской революционной мыслью того времени. Духовная ситуация, которая возникла в России в конце XIX века, вновь потребовала постановки всех «проклятых» исходны;: вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла, о критериях их разграничения. Ответы на них надо было искать заново. Это и стало главным делом героев Достоевского и Толстого.

6.

XIX век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М. И. Глинки (1804-1857), положившего основание двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме («Жизнь за царя», другое название «Иван Сусанин») и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»). Опера Л. С. Царгомыжского (1813-1869) «Русалка» на пушкинский сюжет положила начало жанру психологической драмы в русском оперном искусстве.

Во 2-ой половине XIX века огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», руководителем которого был М. А. Балакирев, а идеологом критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» стремились передать «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор. Широкое признание не только в России, но и за рубежом получили оперы М. И. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», А. П. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане».

Оперы П. И. Чайковского (1840-1893) «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др. - написаны в лирико-драматическом ключе при тонкой психологической разработке характеров. Чайковский был, по сути, создателем классической русской балетной музыки. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и другие, поставленные на сцене выдающимся хореографом Мариусом Петипа, относятся к мировым шедеврам.

Свою лепту в общий духовный подъем внесли и театральные деятели. Реализм прочно утвердился и на театральной сцене. Славу ее составили такие великие актеры, как М. С. Щепкин, П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Конец XIX века ознаменован началом реформаторской деятельности К. С. Станиславского и В. И. Немирович-Данченко, основателей Московского Художественного театра. В этот период на сцене были воплощены творения Гоголя, Островского, Чехова.

Разнообразие и богатство духовных исканий России XIX века выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества. Русская культура развивалась нередко в очень сложных условиях, но она развивалась в органической связи с жизнью великой страны, жила радостями и горестями своею народа. Выйдя на передовые рубежи культурного развития человечества, русская культура щедро пополнила сокровищницу мировой культуры, превзойдя в некоторых областях высшие достижения европейских мастеров.

Лекция 69. Революция 1917 года.

План:

1. Февральская революция1917 года. Борьба за выбор путей развития страны.

2. Курс большевиков на социалистическую революцию. Первые

социалистические преобразования.

3. 1917 год – величайшее событие века или социальная катастрофа?

Литература:

История России. Под ред. Радугина А. А. – М., 1998

История России. Под ред. Самыгина П.С. – Ростов-на Дону, 2002.

Петухова Н.Е., Анохина С.Л. История России IX – XX вв. –М., 2003.

Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. – М., 1999.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций, - М., 2002.

Источники

Кара-Мурза А.А. Русские о большевизме. – С.-Пб., 1999.

Леонидов В. Л. 1917 год в судьбах России и мира. Новое осмысление. //Отечественная история. – №4,1998.

Октябрьская революция. Мемуары. – М., 1990.

Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. – М., 1990.

Хрестоматия по истории России (Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина). – М., 2004.

1. Революция 1917 года началась неожиданно и для правительства, и для оппозиции, но назревала она в течение многих десятилетий. На протяжении всего CIC века русское общество шаг за шагом шло к своей революции. Кризис власти, выразившийся в ее неспособности своевременно решать назревшие проблемы с помощью реформ, неизбежно подталкивал общество на путь революционной борьбы. Мощным ускорителем революции послужила первая мировая война, которая продемонстрировала неспособность правительства управлять страной. Вторая русская революция очень тесно связана с первой. Эта связь состоит, прежде всего, в том, что обеим революциям предстояло решить, в сущности, одни и те же проблемы, в ряду которых была аграрная, а также проблемы демократизации режима и всего российского общества. С весны 1917 года к ним добавляется и вскоре становится важнейшей задача выхода из войны и заключение мира. Таким образом, революция 1917 года – закономерный итог целого этапа исторического развития России, основным следствием которой являлось прогрессирующее разложение самодержавия, его упорство в неприятии даже ограниченных конституционных начал. И в итоге мировая эволюция политического строя, на которую уповали либералы, оказалось невозможной. «Сама самодержавная власть – писал П. Н. Милюков, - не оставила другого пути к конституционной монархии, кроме революционного».

Первым днем революции принято считать 23 февраля (8 марта). Она началась как результат стихийного взрыва недовольствия в хлебных очередях и разразилась неожиданно и для властей и для революционеров. А 25 февраля политическая стачка и уличные демонстрации приняли общегородской характер. И уже после 26 февраля были убиты более 150 демонстрантов. В тот же день взбунтовалась одна из рот Павловского полка, что положило начало братанию солдат с демонстрантами. К вечеру 27 февраля в восстании участвовало более 70 тысяч из 150 тысяч солдат и матросов.

Параллельно со стихийными февральскими демонстрациями начался процесс самоорганизации новой власти. 27 февраля представители Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета, партии социалистов-революционеров и меньшевиков создают Временный Исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. 27 февраля Государственная Дума создала «Временный комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями». 2 марта Николай II, узнав, что все командующие фронтами и флотами поддерживают требование Государственной Думы об его отречении в пользу прямого наследника царевича Алексея, согласился с этим. Однако вечером того дня царь заявил, что отрекается не только за себя, но и сына, и подписал манифест в пользу отречения великого князя Михаила. А Михаил в свою очередь заявил 3 марта об отказе принять престол «впредь до созыва Учредительного Собрания, имеющего цель определить форму правления Российского государства», и передал все полномочия верховной власти Временному правительству. В первые дни после падения монархии в стране царило ликование, все сравнивали этот день с Пасхой. Расстановка политических сил после падения царизма открывала перед страной альтернативу: идти буржуазно-реформистским путем к созыву Учредительного Собрания, которому предстояло сделать окончательный выбор политической системы, или пролетарско-революционным путем - к социализму. До сих пор в исторической литературе говорится о свержении самодержавия в февральско-мартовские дни 1917 года.

Однако реальность была иной. Речь должна идти о падении самодержавной монархии в России, а не о ее свержении. Обратимся к документам. Император Николай II писал: «Нужно мое отречение … Суть та, что во имя спасения России и удержания в армии и на флоте спокойствия, нужно сделать этот шаг…». Но этот документ не предполагал конец царизма и династии Романовых. Он лишь передал престол Михаилу, который в свою очередь передал власть в пользу Учредительного Собрания. Императора никто не свергал, он сделал это добровольно.

Выбор того или иного пути развития решался борьбой трех основных сил: буржуазией и поддерживающих ее помещиков, мелкой буржуазией (крестьянство и средние городские слои) и пролетариата России. В то время Россия насчитывала более 50 партий, как бы сдвинулась влево, точнее, к левому центру. Крайне правый фланг – «черносотенцы», радикально-монархические партии – оказался разрушенным в ходе Февраля. Более того, был ослаблен и политический центр. По сути, единственной крупной либеральной партией в России оставались лишь кадеты. На VII съезде партии они отказались от традиционной ориентации за конституционную монархию, а на VIII съезде выступили за республику.

Тем не менее, кадеты все равно отстаивали «войну до победного конца», были против немедленного введения 8 часового рабочего дня, стремились оттянуть проведение крупных реформ, в том числе и аграрной, до Учредительного Собрания. Уделяя большое внимание государственности, кадеты выступали за создание единого государства, но против самоопределения национальных окраин. После Февральской революции рост левых партий привел к их явному доминированию на всероссийской политической арене. Особенно бурно росла партия социалистов-революционеров. В нее записывались порой целыми деревнями. Эсеры выступали за особый путь развития России – к социализму через народную революцию, социализацию земель, всемерное развитие кооперации и самоуправления трудящихся. И эта именно та партия, которая имела оригинальные теоретические концепции и собственные взгляды на развитие революционного процесса после Февраля. Быстро росла и численность меньшевиков. Февральской революцией меньшевистские организации оставались разобщенными, у них не было Центрального Комитета, а его функции частично выполнял Организационный Комитет. Партия оставалась раздробленной на две самостоятельные фракции: меньшевики-интернационалисты и «оборонцы» («правые» во главе с А. Н. Потресовым и «революционные» во главе с Даном).

Основу политической доктрины меньшевиков и эсеров в 1917 году составляла уверенность в том, что Россия не готова к социализму, к диктатуре пролетариата. (Эсеры вообще не разделяли идеи диктатуры пролетариата, а левые эсеры отстаивали впоследствии диктатуру пролетариата и трудового крестьянства). Считая пагубными социалистические эксперименты, меньшевики выступали за сотрудничество с либеральной буржуазией, оказывая сословную поддержку Временному правительству.

2. После Февральской Революции произошло окончательное организационное разделение меньшевизма и большевизма.

Необходимость определить свое отношение к проблеме выбора Россией после Февральской революции исторического пути развития провела между ними межпартийный рубеж, однако это произошло не сразу. В первый месяц после Февраля русское бюро ЦК большевиков исходило из того, что Февральская революция еще не закончена, ибо она не решила таких задач, как объявление России республикой, установление революционно-демократичекой диктатуры пролетариата и крестьянства, прекращение войны, ликвидация помещичьего землевладения и передача земли крестьянам, законодательное введение 8 часового рабочего дня и другое. Отсюда следовал вывод: прежде чем переходить к социалистической революции, необходимо завершить до конца революцию буржуазную. Другого мнения придерживался В. И. Ленин, который в момент Февральской революции находился в Швейцарии. Свое видение перспектив дальнейшего развития революции он четко сформулировал в инструкции большевикам, уезжавшим в Россию: «Наша тактика: полное недоверие, никакой поддержки новому правительству! Керенского особенно подозреваем! Вооружение пролетариата – единственная гарантия … никакого сближения с другими партиями…». При этом Ленин в Швейцарии, а Троцкий в Америке пришли к выводу, что перспективы развития России следует рассматривать в контексте мировой пролетарской революции. 3 апреля Ленин возвратился в Россию. Свою стратегию и тактику революционного преобразования обнародовал в «Апрельских тезисах». Первоначально Ленин и его сторонники оказались в меньшинстве и а «Апрельские тезисы» были отвергнуты многими партийными организациями. После общепартийной дискуссии, предметом которой стали предложенные в «Апрельских тезисах» идеи, VII (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП утвердила тезисы Ленина в качестве официального документа партии. Выступая на «Апрельской конференции» Ленин заявил: «Мы сейчас в меньшинстве, массы пока нам не верят!». И это действительно было так. В понимании простых людей и большевики, и меньшевики, и эсеры стремились к социализму, но путь, предлагаемый меньшевиками и эсерами был более прост – сотрудничество с Временным правительством, а не борьба с ним. Рабочие, крестьяне, солдаты, желавшие мирно и без хлопот решить свои проблемы, на первом этапе революции поддерживали партии меньшевиков, а особенно эсеров. Но сила большевиков определялась не численностью их партии, до 24 тысяч в марте 1917 года, а привлекательностью лозунгов. Определяющее влияние на последующие события оказало вооруженное выступление во главе с верховным главнокомандующим генералом Л. Г. Корниловым. Быстрый и сокрушительный провал мятежа снова резко и молниеносно изменил политическую ситуацию в стране. Поддержавшая Корнилова конституционно-демократическая партия оказалось скомпрометированной в глазах народа. Вновь возникла проблема распределения власти. В этот момент вполне реальным было создание «однородного социалистического правительства». Даже Ленин отказался от требования «передать власть пролетариату и беднейшему крестьянству», лишь бы было создано социалистическое правительство, ответственное перед Советами. Однако ЦК меньшевиков и ЦК эсеров отвергли создание чисто социалистического кабинета. Окончательно вопрос о власти должно было решать Демократическое совещание (14 – 22 сентября).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...