![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. В богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 1640-х гг. в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия», состоявшего из видных представителей духовенства.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Греческое духовенство настаивало на исправлении русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с «ревнителями древнего благочестия» выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон (с 1652 г.), опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного подхода. «Ревнители древнего благочестия» обвинили патриарха во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439 г. считалась в России «испорченной». Тем более, что греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции.
Противники Никона - старообрядцы - отказались признать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый проповедник и публицист. После 14-летнего заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Самым знаменитым памятником старообрядческой литературы стало «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим».
Церковный собор 1666-1667 гг. проклял старообрядчество. Началось жестокое преследование раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Урала, Заволжья. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» - самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск.
Причины фанатичного упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что «никонианство» - порождение сатаны. Однако и сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами. Среди раскольников было много духовных лиц. Для рядового священника нововведения означали, что всю свою жизнь он прожил неверно. К тому же многие священнослужители были малограмотны и не подготовлены к освоению новых книг и обычаев.
Посадские люди и купечество также широко участвовали в расколе. Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова. Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов.
Среди раскольников не было архиереев, поэтому некому было рукополагать новых священников. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к «перекрещиванию» ушедших в раскол никонианских священников, а другие вообще отказались от духовенства. Общиной таких «беспоповцев» руководили «наставники» - наиболее сведующие в Писании верующие.
Вопрос о соотношении светской и церковной властей был одним из важнейших в политической жизни Русского государства. Роль церкви резко возросла при патриархе Филарете, отце Михаила Федоровича. Властный Никон стремился возродить утерянное после смерти Филарета влияние церкви. Он утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть-от Бога. Никон активно вмешивался в светские дела.
Постепенно Алексей Михайлович стал тяготиться властью патриарха. В 1658 г. между ними произошел разрыв. Царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Тогда Никон заявил, что не желает быть патриархом и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на р. Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Напротив, от патриарха потребовали официально сложить полномочия, но он отказался.
Отстранить патриарха не могли ни царь, ни церковный собор. Только в 1666 f. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов - Антиохийского и Александрийского. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, откуда освобожден в 1681 г., но вскоре умер.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!