Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 12. Закрепощение крестьян. описали Марьин Рядок на Березае в заповедном 1582 (7090) г




описали Марьин Рядок на Березае в заповедном 1582 (7090) г. 17 Это описание выполнено более тщательно и подробно, чем описание поместья Непейцына. Так, писцы выяснили и записали имена бывших владельцев 16 пустых тяглых дворов Марьина Рядка. Но и в этом случае текст пис­цовых книг не дает оснований утвер­ждать, будто в момент описания здесь действовали заповедные годы. Если бы указ о запрете крестьянских переходов (применительно к Едров­скому стану) был действительно из­дан осенью 1581 г., то писцы непре­менно бы указали, кто ушел из Марь­ина Рядка в текущем заповедном го­ду, а кто — до введения «заповеди» — запрета крестьянских переходов.

Писцовые материалы имеют ис­ключительное значение с точки зре­ния интерпретации обыскных грамот (в поместьях Непейцына и Кропот­кина), упоминающих термин «запо­ведные годы». В деревских писцовых книгах нет даже намека на то, что режим заповедных лет был введен при Грозном, во время описания Ед­ровского стана в 7090—7091 гг.

В значении писцовых книг как документа, утверждавшего права по­мещика на землю, крестьянские обро­ки и повинности, не приходится сом­неваться. Между тем в наказе дерев­ских писцов отсутствуют какие бы то ни было инструкции по поводу запо­ведных лет. Приемы «письма» не менялись в течение всего периода описания. Следовательно, в 1582— 1583 гг. деревские писцы не получи­ли никаких разъяснений относительно заповедных лет. Они фиксировали тяглое крестьянское население запо­ведной пятины, используя те же са­мые приемы, что и писцы всех ос-


тальных «незаповедных» новгород­ских пятин.

Проверка данных едровских гра­мот конца 80-х годов с помощью писцовых материалов начала 80-х го­дов колеблет привычное представле­ние о действии заповедных лет с на­чала 80-х годов.

Другой источник, на котором ба­зируется традиционная хронология за­поведных лет,— приходно-расходные книги Иосифо-Волоколамского мона­стыря, введенные в научный оборот Н. Тимофеевым18. В построениях Б. Д. Грекова показаниям волоко­ламских книг отведено исключитель­но важное место 19.

Книги Иосифо-Волоколамского мо­настыря зафиксировали множество крестьянских переходов в период с мая 1573 по сентябрь 1581 г. Макси­мальное число переходов приходится на 1579/80 г. Но с осени 1581 г. све­дения о крестьянском выходе пол­ностью исчезли со страниц монастыр­ских книг. Этот факт Б. Д. Греков был склонен рассматривать как дока­зательство отмены Юрьева дня в на­чале 80-х годов. В. И. Корецкий признал значительность аргумента Б. Д. Грекова и пытался объяснить его с помощью гипотезы о распро­странении режима заповедных лет на вотчину Иосифо-Волоколамского мо­настыря в начале 80-х годов20. Но обширная документация монастыря тех лет не знает термина «заповедные годы».

Попытаемся критически разоб­рать показания волоколамских книг. 7 сентября 1581 г. казначей занес на страницы приходно-расходных ведо­мостей последнюю запись о крестьян­ском переходе. В этот день монастыр­ский приказчик сдал в казну полти-







Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...