Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конвергентная редакция: структура и состав



Один из важнейших вопросов, стоящих перед теорией и практикой Интернет-журналистики, заключается, как это не покажется странным и неожиданным, в том, ЧТО мы, собственно, понимаем как содержательное наполнение слова «журналистика»?

Не касаясь всех тех определений, которыми так богаты теории журналистики, коммуникативистики, диурнологии, медиалогии и прочих подобных дисциплин, нельзя не отметить, что все эти определения явно делятся на две большие группы.

Одна из этих групп может быть названа субъективистской, то есть, она исходит их того, что журналистика – это род деятельности конкретных людей, которые передают массовой аудитории ту информации, которую они считают важной, и комментируют избранные ими события только таким образом, который им представляется наиболее соответствующим их мировоззрению.

Другая группа определений может быть названа объективистской, то есть, устанавливающей как норматив тот факт, что журналистика – это особый род социальных институтов. Она передает от источника к массовой аудитории социально значимую информацию. Она самостоятельно в силу объективно действующих законов определяет критерии актуальности, важности и точности на всех этапах массово-информационной деятельности: сбора, переработки, хранения, распространения и передачи информации. Журналистика определяет также критерии профессионализма каждого из профессиональных членов журналистской корпорации. Она же устанавливает способы защиты членов корпорации от несанкционированного воздействия членов других социальных институтов и органов власти. Но она устанавливает и меры воздействия на тех ее членов, которые систематически нарушают ее установления и принципы.

Эти две группы определений, как мы видели выше, детерминированы исторически. Первая группа сложилась раньше, в тот момент, когда выпуск периодических изданий было, как правило, делом одного, реже двух-трех человек.

Вся редакция представляла собой, как правило, лишь кабинет редактора, в котором главной деталью был заваленный рукописями письменный стол. Говорить в таких условиях о какой-либо иерархии и организационной структуре было трудно: разве что курьер и лакей в приемной были в подчинении редактора. Авторы были с ним одного круга и никоим образом ему не подчинялись.

Такие СМИ были абсолютно субъективистскими по публикуемым в них трактовкам происходивших событий. С другой стороны, благополучие изданий целиком и полностью зависело от одного человека – редактора, владельца. Это делало их крайне уязвимыми от внешнего воздействия. В частности, от цензуры.

И власти неминуемо этим пользовались, даже если и пытались показать себя перед миром в виде неких «просвещенных либералов и любителей свободы для всех». Простейший пример, Фридрих Великий сначала повелел, чтобы берлинским газетчикам была предоставлена неограниченная свобода писать обо всех столичных происшествиях. Но стоило прусским войскам получить ряд болезненных поражений, и в 1749 г. цензура была полностью восстановлена, а в 1788 г. она захватила и научные издания.

В Великобритании цензура была столь жесткой, что помимо обычных запрещений к публикации там при Карле I практиковались телесные наказания, увечья и даже смертная казнь. В итоге, газеты того времени должны были писать о всякой чепухе: «чудесных происшествиях», русалках, ведьмах и тому подобной нечисти, когда даже этого не было в достатке – перепечатывали куски из Библии. Естественно, что в таких условиях пресса влачила жалкое существование и целиком зависела от размера достатка владельца. Это, кстати, было одной из причин, почему тому Карлу I восставший парламент отрубил голову. Не надо так сильно давить свободы и права сограждан, даже если ты – король.

В Австрии цензура то вводилась, то отменялась. В результате первая серьезная газета стала возможной лишь с опубликованием нового закона о печати 1863 г. Тогда же появилась «Neue Freie Presse», организованная компанией из Макса Фридлендера, Михаила Этьена и Адольфа Вертнера. Но австрийская пресса так никогда не смогла стать ведущей в мире. Момент был упущен, ведущие позиции в мире заняли американские и английские издания и агентства.

Для журналистики второго поколения цензура перестает быть решающим фактором. Как мы уже говорили, финансовые показатели ключевых изданий были таковы, что прямые запреты стали попросту немыслимы. Действительно, как чиновник с годовым окладом в 300-400 фунтов стерлингов может повлиять на информационную политику издания, у которого только прибыль – четверть миллиона, а обороты достигают десятков, если не сотен миллионов? Это же – десятки тысяч человек, на него работают сотни подрядчиков. Малейший сбой в его работе – многотысячные убытки, которые по суду придется покрывать «нашему» чиновнику или его ведомству. Естественно, любое прямое воздействие в таком случае исключается.

Была и другая причина перехода на принципиально новые механизмы массово-информационной деятельности: новые медийные технологии стали крайне дороги. Это можно проиллюстрировать на примере «Agence Havas», учрежденном в 1840 г. как частное предприятие Шарля Гаваса. Но уже его сын, Огюст Гавас, в 1879 г. реорганизовал агентство в акционерное общество с капиталом в 8,5 миллиона франков. Менее крупная медийная компания просто не вынесла бы финансового бремени по созданию новых глобальных коммуникаций.

Но, с другой стороны, индустриализация журналистики 2.0 привела к ликвидации всех форм субъектности журналиста. Он становится частью большой структуры со сложной иерархией, формами и типами подчиненности.

Вот, например, структура редакции газеты Columbus (по Конраду Финку). Возглавляет редакцию главный редактор, в непосредственном подчинении которого: заместитель главного редактора (он же главный администратор редакции), управляющий редактор и редактор редакционного раздела. У них есть свой штат. В подчинении главного редактора имеются клерки и библиотекарь. У редактора редакционного раздела – редактор колонки мнений и заместитель редактора редакционного раздела. На управляющем редакторе лежит в целом вся ответственность за газету и потому непосредственно ему подчиняются: исполнительный редактор отдела новостей спорта, заместитель управляющего редактора по новостям и графике, редактор по городской и пригородной зонам, заместитель управляющего редактора по спецпубликациям и новостям бизнеса.

Отдел новостей спорта состоит из заместителя исполнительного редактора, журналистов и колумнистов. Отдел новостей и графики состоит из редактора по фотоиллюстрациям, редактора отдела новостей (ему подчиняются заместитель и ответственные секретари) и художника. Зональному редактору подчиняются старшие корреспонденты, сотрудники бюро в Атланте и в Вашингтоне, редактор по городской зоне (которому подчиняется редактор по штату Джорджия и репортеры, а также заместитель редактора по городской зоне, репортеры и корреспонденты), сотрудник бюро в Лагранж и сотрудники бюро в Оберне и Опенлайке.

Понятно, что в такой структуре говорить о журналисте как свободной творческой личности – попросту невозможно. Он действует по единым для всех правилам и любое отклонение от этих правил означает его немедленное увольнение. Более того, эти правила становятся частью профессиональной этики, которые сводятся в различные кодексы, обязательные к исполнению.

Часть из этих требований – логична и понятна. Например, требование публиковать только и исключительно проверенную информацию. Оно вызвано изменением места и роли СМИ в обществе. Вместо властителя дум появилось капиталистическое предприятие, выпускающее продукцию в виде той или иной информации. Читатели при этом становятся не некоей «аудиторией», все понимающей и все прощающей своему любимцу, а – потребителями продукта. За уплаченные деньги они вправе требовать, чтобы этот продукт предельно точно отвечал тем требованиям, что они предъявляют ко всем приобретаемым продуктам. И потребительское отношение в данном случае приводит к тому, что привыкшие доводить до суда все случаи продажи несоответствующего товара, читатели точно также стали относиться и к СМИ. Если газета регулярно публикует непроверенную информацию, то, в итоге, она разоряется на судебных издержках и исчезает. Также является логичным требование недопустимости конфликта интересов, недопустимости использования инсайдерской информации в собственных интересах (это особенно касается сотрудников экономических отделов в смысле приобретения-продажи тех или иных акций, по поводу которых поступает та или иная закрытая информация). Но есть требования, которые очень серьезно ограничивают возможность полной самореализации журналиста. Например, требование публиковать свои материалы лишь в той газете, в которой он работает. И многое другое.

Как бы то ни было, между журналистикой 1.0 и журналистикой 2.0 лежит глубочайшая мировоззренческая пропасть, делающая любой трансцендентный переход невозможным. Это два совершенно разных вида журналистики.

Другое дело – Россия.

В нашей стране журналистика 1.0 «подзадержалась» до начала XX века. Смирдинская «Библиотека для чтения», «Вестник Европы» В.А.Жуковского и «Современник» А.С.Пушкина и «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского, «Русский вестник» М.Н.Каткова – все они были сугубо персонализированными, субъективными. XX в. немногое изменил в ключевых механизмах российской журналистики. Разве что кадеты начали выпускать газету «Речь». А вот «Биржевые ведомости» С.М.Проппера так и оставались частным изданием вплоть до самого закрытия в 1918 г.

С приходом к власти большевиков в конце 1917 г. в механизмах осуществления журналистами своей профессиональной деятельности изменилось немногое. Разве что единственным владельцем всех печатных изданий, всех телеканалов и радиостанций стало государство, а не какой-то человек. Отсюда полное совпадение (с минимальными нюансами, вроде в меру оппозиционной «Литературной газеты», или «народного» «Труда») точек зрения во всех газетах, единый набор новостей и комментариев, единая информационная политика. И полное и безоглядное господство цензуры. В СССР, таким образом, журналистика 1.0 была законсервирована в самом жестком ее виде до начала перестройки, когда в 1987 г. создается справочно-информационная служба «Факт» – первое негосударственное (информационный кооператив) информационное агентство в стране, которое в 1989 г. начинает издавать газету «Коммерсант».

С 1990 г. издается «Независимая газета», принадлежащая ныне ЗАО «Редакция «Независимой газеты». С 1993 г. издается акционерная «Новая газета». В начале 1990-х пережили акционирование практически все российские издания, как пресса, так и телевидение и радио. Но затем в период крайне сложной финансовой ситуации практически во всех газетах контрольный пакет акций был выкуплен теми или иными финансовыми группами.

Тот факт, что журналисты страны в третьем поколении жили и работали в рамках журналистики 1.0, привел к тому, что эти издания вернулись к старым методикам работы. Хотя владельцев все же стало достаточно много, и потому мы видим, как в аудиторию вбрасываются различающиеся по отношению к действительности тексты.

Гораздо большие изменения произошли в технологии работы журналистов. Например, в «Ведомостях» действует «Догма», в которой расписано, как именно надо писать тот или иной материал. Данные требования не обсуждаются, и их выполнение является обязательным.

И сейчас в России мы видим то, чего никогда не было в остальном мире – сосуществование двух принципиально различных типов журналистики. При этом журналисты ощущают себя членами единой корпорации, являются членами одного профессионального Союза и даже профессиональные премии за наилучшие достижения в профессии для всех одни и те же. Этим фактом можно объяснить постоянную войну групп и группочек журналистов, выражающуюся, например, в том, что в один год все награды Союза журналистов России достаются приверженцам первой концепции, а в другой – второй… При этом обиженная сторона непременно достаточно ехидно комментирует сей факт.

В дополнение к этому в 2000-е начался период совершенно новой журналистики, которую можно назвать журналистикой 3.0.

Появление глобальных коммуникаций и прежде всего Интернет создало уникальную ситуацию. Люди начали узнавать новости гораздо раньше журналистов. Тем самым основная задача, ради которой, собственно, создавались СМИ, стала для них неактуальной, а сами традиционные СМИ, особенно печатные – ненужными. Как по этому поводу написала Наргиз Асадова, руководитель интернет-проектов радиостанции «Эхо Москвы», общий тираж выпускаемых в США газет за последние 20 лет сократился с 62 до 49 млн. экземпляров в день: «Тираж одной из самых читаемых газет в США The New York Times сократился за последние два года на 10%. Chicago Tribune, Minneapolis Star Tribune, Philadelphia Inquirer находятся на грани банкротства. За период 2006-2009 годов доход от рекламы сократился почти на треть».

В рамках журналистики 3.0 изменяется всё: и отношение к СМИ, и технологии работы самих СМИ. Для нас, как студентов-журналистов, наиболее актуально второе. Наталья Лосева, редактор интернет-проектов РИА «Новости», подчеркивает: «Изменился сам принцип циркуляции и обмена информации. Ключевой задачей масс-медиа станет не поиск информации, а, отбор, фильтрация, проверка, объяснение и интерпретация. Новые медиа будут не рассказывать новости, они будут их фильтровать и объяснять». Правда, необходимо добавить, что основной задачей журналистов в журналистике 3.0 является все же именно организация вокруг себя активного информационного сообщества, объединения людей, которые, собственно, возьмут на себя сбор и передачу ему актуальных новостей.

Происходит возрождение на принципиально новом уровне принципов работы Владимира Гиляровского и императора Священной Римской империи Рудольфа II, не скупившихся на щедрую оплату регулярной поставки известий.

Понятно, что новые технологии распространения информации требуют как создания новых форм и методов работы журналистов, так и нового жанрового и формального оформления текстов. В этом процессе нет ничего необычного или пугающего: развитие новейших технологий передачи информации является продолжением исторического процесса становления человеческих технологий.

Посудите сами.

Для журналистики 1.0 редакция практически всегда была в виде одного человека: владельца СМИ, он же был и основным автором, и главным распространителем, и бухгалтером. Иногда ему помогал еще кто-то, совсем редко – еще два-три человека. Большие редакции были редкостью, 2-3 на целую страну. В таких условиях попросту не приходится говорить о структуре, иерархии обязанностей и подчиненности.

Разумеется, это не относится к редакциям СМИ времен СССР, когда большинство редакций даже в глубокой провинции были по 5-6 отделов, в каждом из которых работало 2-3 профессиональных журналиста и с десяток внештатных авторов.

В журналистике 2.0, когда роль и место каждого творческого сотрудника редакции определялось его вкладом в общее финансовое состояние издание, внутреннее устройство редакции серьезно усложнилось. Появились службы, определяющие финансовое благополучие издания: маркетинговый отдел, отдел рекламы и платных публикаций, служба распространения.

Для творческих работников стало возможным устанавливать адекватные требования по оплате своего труда в соответствии с читательской популярностью их произведений, причем, основной доход изданиям приносили разъездные журналисты, способные в течение короткого времени доехать до места актуального события, прислать оттуда популярный текст и немедленно отправиться на очередной «пожар». Финансовые требования наиболее талантливых журналистов становятся такими, что становятся в ряде случаев «неподъемными» для одной редакции, и они переходят в колумнистские агентства, где им предоставляется возможность работать сразу на добрую сотню газет.

В целом же основным требованием к журналисту является умение найти интересную информацию и красиво ее подать на страницах издания.

В редакции 3.0 при наличии практически неограниченного количества источников информации: за год работы сервиса «Ты-репортер» в РИА «Новости» в нем приняло участие более 1,5 тысяч авторов, которые прислали более 3 тысяч материалов, среди которых 878 фотолент и 1038 видеорепортажей, – смысл и формы работы журналиста меняется полностью, кардинально.

Другие функции требуют другой структуры и других специальностей. По мнению Натальи Лосевой ключевыми фигурами в новой редакции станут менеджеры по работе с информацией. На них будет возложена ответственность за новостийный Интернет-серфинг и работу с поступающей информацией от авторизованных и неавторизованных источников. Как результат их работы будет формироваться некий информационный полуфабрикат, с которым будут работать редакторы по тем или иным направлениям. Они должны дополнительно проверять эти сообщения, что позволит с максимальной вероятностью выявлять первоисточник новости и, при необходимости, верифицировать ее с помощью своих агентов (авторизованных партнеров) из числа «гражданских журналистов» или местных СМИ, официальных источников и так далее.

Деятельность таких менеджеров (текст-лидеров) выстроена из четкого понимания того факта, что аудитория перекормлена интерпретациями событий во френдлентах и других медианосителей. Поэтому побеждать в борьбе за внимание читателя будет то СМИ, которое сможет быстрее и полнее других давать исчерпывающий анализ, объяснение того, что происходит. В этом роль редакторов (обозревателей) будет преобладающей, поскольку ключевой задачей творческих сотрудников СМИ станет не поиск информации, а ее отбор, фильтрация, проверка, объяснение и интерпретация. Масс-медиа 3.0 будут не рассказывать новости, они будут их фильтровать и объяснять.

Другие функции потребуют и других специальностей. Если сегодня основной творческий состав любой редакции это репортеры и корреспонденты, то в редакции ближайшего будущего журналисты, работающие в поле, будут редким, почти экзотическим видом. Более того, сам вид журналиста, бегом бегущего на какое-то событие, будет ярким свидетельством его непрофессионализма и некомпетентности, или, в самом плохом случае, показателем некомпетентности и непрофессионализма его руководителей, не умеющих нормально организовать работу.

Основными людьми в редакции станут менеджеры по работе с информацией (текст-лидеры или контент-лидеры): те, кто будет эффективно с помощью мониторинговых инструментов «прочесывать» единое информационное пространство, выискивая новости, очищая их от повторов, проверяя и верифицируя, и, в итоге, формируя как полуфабрикат информационную карту.

Следующим этапом «конвейера» будет дополнительная проверка и верификация сообщений.

Вершиной редакции становится Редакционный совет (борд, деск), который должен в режиме реального времени принимать решения по поводу того, что давать по каналам своего СМИ с учетом своей информационной политики, рекомендаций маркетологов, психологов и юристов. Ключевой их задачей станет определение наиболее эффективных каналов распространения той или иной информации для достижения максимальной эффективности ее воздействия.

Жанровое и тематическое разнообразие в мультимедийной конвергентной журналистике определяется как разносторонней природой создаваемой и распространяемой информации, так и техническими характеристиками средств и способов ее распространения.

Например, для СМИ, существующих в сетях мобильной связи, есть три пути распространения информации: SMS, MMS и мобильная электронная почта.

SMS-сообщение потому так и называется (Short Media Sending – короткое сообщение), что имеет очень точные и конкретные ограничения по объему пересылаемой текстовой информации: по объему текста не более 1.500 знаков в одном тексте, длинные сообщения автоматически разбиваются на более мелкие величиной не более 160 знаков, пересылаемых затем автоматически в произвольном порядке, написание текста в латинице (для нерусифицированных аппаратов), так и в силу четко установленной абонентом тематики и стиля подачи информации (при подписке).

Это все является крайне жесткими ограничителем, как по объему распространяемой информации, так и по ее жанровому разнообразию.

Мультимедийные MMS-сообщения дают гораздо больший простор корреспонденту. Появляется возможность передачи как текстового, та и аудио-, и даже видео-сообщения объемом до 300 килобайт, причем, и наиболее технически сложные аудио- и видео-сообщения как раз являются наиболее простыми для пользователя (корреспондента), поскольку для их создания нужно лишь в определенном порядке нажать на три-четыре кнопочки мобильного телефона. Мобильный E-mail не имеет серьезных ограничений, кроме финансовых.

В итоге, у такого СМИ появляется возможность передачи в режиме он-лайн практически всех новостийных сообщений (репортажей с места события) и даже аналитических статей с графикой (диаграммами, рисунками и т.д.).

Все вместе позволяет говорить, что SMS-, MMS-сообщения и мобильный E-mail могут успешно взаимно дополнять друг друга при освещении неких событий. На SMS-канал может возлагаться роль передачи различного рода анонсов о предстоящем событии и первой, совершенно оперативной эксклюзивной информации о том, что произошло некое важное событие – «новость одной строкой». MMS-сообщение даст подробную информацию о том, что же, собственно, случилось, как это все произошло, почему, и к чему все это привело. Более того, участники событий, пользуясь каналом передачи MMS-сообщений, могут обменяться между собой и с подоспевшими корреспондентами информационных агентств полученными «картинками» и аудиозаписями с места события.

Все это может выглядеть следующим образом:

Сначала идет предварительный анонс: «220705 Мск Олимпийский рок-концерт Утамурман» (44 знака). Затем, может быть передан развернутый анонс: «220705 1900 мск кз Олимпийский Утамурман прощальный концерт билеты от 100 рублей с пивом не пускают» (98 знаков). В день концерта анонс может выглядеть таким образом: «Кз Олимпийский прощальный концерт Утамурман аншлаг билеты у входа от 500 долларов» (81 знак). В случае обычной на подобных концертах потасовки среди фанатов SMS-сообщение может выглядеть так: «Утамурман драка 1000-1500 милиция собаки скорая» (47 знаков). По завершении концерта в эфир выпускается следующий анонс: «Подробности Утамурман по 050612 для аудио 050613 для видео» (58 знаков). И дальше наступает черед MMS-сообщений с места событий, которые аудитория может самостоятельно заказывать у контент-провайдера.

Соответствующая информация может передаваться и по другим каналам, как с использованием протокола IP, так и по традиционным: бумага, радио, телевидение.

Отсюда выстраивается новая система жанров журналистики 3.0, которую можно представить следующим образом:

Подоплека

Анонсы (сжатые и развернутые) в которых выражаются результаты исследования причин возможного события и указываются его ключевые составляющие элементы, включая и место в цепи событий, приведших к тому, о котором собирается писать наша редакция.

Информационные жанры таких СМИ: информация (лента новостей), развернутая информация (главные новости), репортаж (с места события), статья (описание цели и результатов события), – в которых журналист описывает событие, которое реально произошло.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1905 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...