Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура правового сознания: правовая онтология, правовая аксиология, правовая праксиология



Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание. Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства, служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что носителем правосознания является человек или общность людей; она отражает государственно-правовые явления; выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий; носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью; тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п.

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок);

Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву, уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);

Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии – совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.).

Онтология права – учение о бытии права.

Легистская онтология права. Бытие права для легистов (позитивистов и неопозитивистов) — это наличное существование эмпирически-реального (и в этом смысле позитивного) явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера. Реальность (и позитивность) данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется (понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правового акта и источника права.

Этим обусловлен и повышенный интерес легистов (позитивистов и неопозитивистов, особенно представителей аналитической юриспруденции) к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке с позиций легистской лингвистики и герменевтики (теории толкования текстов). При этом все, что выходит за рамки подобного анализа текста акта, является для легистов чем-то метафизическим, нереальным, непозитивным.

Подобные непозитивные понятия, идеи, принципы (типа: сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека и т.д.) — это, согласно легизму, лишь ложные слова, языковые иллюзии и софизмы. Понятийно-смысловые проблемы онтологического, да и гносеологического характера (о сущности и явлении в праве, о бытии права как специфического регулятора и т.д.) тем самым подменяются легистскими представлениями о правильном словоупотреблении.

Легистская онтология права, таким образом, носит феноменалистский характер, причем право, как феномен (явление) лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется, и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.

Естественноправовая онтологияю Бытие права, согласно онтологии юснатурализма, представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права (это бытие естественного права) и в форме неподлинного бытия (это существование позитивного права). Под подлинностью как самого естественного права, так и его бытия при этом имеется в виду объективная преданность (богом, природой, разумом и т.д.) права как определенной сущности, выражающей истинный смысл того, что есть право. Это объективная сущность и есть истинное, подлинное бытие права. =Подлинность объективной сущности включает в себя, таким образом, и свойство непосредственного существования.

Бытие естественного права как подлинное бытие права самодостаточно, поскольку такое бытие — это одновременно и бытие сущности, и непосредственное существование (и действие) данной сущности в качестве явления. Естественноправовая сущность существует в форме и рамках подлинного бытия и для своего осуществления и действия не нуждается в инобытии (в иных, чем подлинное бытие, формах проявления, существования и действия).

Инобытие же права (т.е. существование права вне подлинного бытия, в форме внешнего явления, не тождественного истинной сущности, различаемого с ней), согласно такой онтологии, представлено в неподлинном бытии неподлинного (искусственного, произвольного) права — в существовании и действии позитивного права.

Естественноправовая онтология, исходящая из разрыва двух форм бытия права (подлинного и неподлинного), в своей в принципе верной критике недостатков легистского подхода (отрицание объективной сущности права и т.д.) впадает в другую крайность — в отрицание необходимости инобытия права, т.е. выражения (осуществления, существования, действия) сущности права в форме установленного государством общеобязательного правового явления — правового закона (позитивного права, соответствующего сущности права).

Однако подлинность права — это не только его истинность как сущности, но и его реальность как общеобязательного правового явления. Либертарно-юридическая онтология Бытие права, согласно либертарно-юридической онтологии, — это реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа формального равенства).

Бытие права, его существование и действие предполагают необходимую связь между правовой сущностью и правовым явлением, взаимосвязанное единство которых и есть право как особая форма и специфический регулятор общественных отношений. Либертарно-юридическая онтология направлена против односторонних представлений, будто право — это либо некая идеальная сущность, существующая сама по себе, без ее внешнего выражения в виде общеобязательного явления, как считают юснатуралисты, либо некое общеобязательное явление, лишенное объективной правовой сущности, как полагают легисты. В правовом законе как форме бытия права правовая сущность (формальное равенство) выражена (и существует) в виде адекватного общеобязательного явления (т.е. в виде сущности закона, позитивного права), а общеобязательное явление (закон) представляет собой форму выражения данной правовой сущности и только поэтому выступает, существует и действует как правовое явление (как правовой закон). Правовой закон — это надлежащая (адекватная, полная, завершенная и в этом смысле — подлинная) форма бытия права, поскольку лишь в данной форме сущность и явление представляют собой правовую сущность и правовое явление в их взаимосвязи и необходимом единстве. Такая надлежащая форма бытия права отсутствует в онтологических представлениях как юснатурализма, где отвлеченному понятию естественноправовой сущности, лишенной адекватной формы общеобязательного явления, придается самостоятельное бытие вне позитивного права, так и легизма, где общеобязательному явлению, не имеющему соответствующей правовой сущности, придается значение правового явления.

Правовая аксиология. Правотворчество и реализация права (правопри­менение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характе­ра. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценно­стей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое На­правление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия об­щей аксиологии, на Теоретические положения о ценностях вообще.

Право в своем аксиологическом изме­рении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма пра­вового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженство­вания и ценностных форм. Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Бла­годаря им снимается момент безразличия в поведе­нии правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования.

Разные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Ценность каждой правовой нор­мы, каждого правового инструмента каждый раз опре­деляется конкретно исторически. Ценность права невозможна вне контекста деятельности субъек­тов права, организационных сил, соответствующих ин­ститутов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспе­чивает воспроизводство правовых состояний право­выми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества. В этом качестве право может предоставлять лю­дям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможно­сти саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права явля­ется саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития: человека и общества. Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. В рамках двух основных классов ценностей, мате­риальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренческие ценно­сти.

Правовые ценности в рамках духовных ценно­стей являются относительно, самостоятельными. Правовые ценности представляют собой вид ду­ховных ценностей, которые удовлетворяют потребно­сти социальных групп общества в регулировании со­циальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присут­ствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свобода, равенст­ве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, то есть деон­тических правовых ценностей. Под идеалом обычно понимают то, к чему мы стре­мимся, — нормативно-ценностный образец должного в его наивысшей, наиболее совершенной форме.

Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершенствова­ния личности, как форма реализации активности, творчества человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости. Правовая праксиология.

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в той или иной правовой ситуации. Она состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика (политика права) – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной (революционной). Она может быть либеральной и авторитарной; национально ориентированной и космополитичной и т.д.

В конечном счете, правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется (какова идеология, такова и политика).

Под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру. В психической структуре готовности к правовому действию можно выделить на разных уровнях регуляции поведения неосознаваемые установки относительно простейших правовых ситуаций и сложные правовые установки, регулирующие правовые действия на основе ценностных ориентаций личности и определенной правовой идеологии.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...