Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Естественно-позитивная теория права



Одним из научных направлений в философии права признается теория естественного права.

Развитие европейского права происходило во многом благодаря критическому настрою, полученному от естественного права Нового времени. Требованиями правосознания XVII – XVIII вв. были: упразднение сословий, установление формального равенства всех членов общества перед законом, изменение правовой структуры общества. Теоретическим уровнем правосознания эпохи Нового времени выступала доктрина естественного права.

Начиная с теории Г. Гроция естественное право понимается как правосознание, т.е. как идеи и принципы, содержащиеся в разуме человека.

Провозглашение нидерландским мыслителем тезиса, что Бог не может изменить естественное право, так же как не может сделать так, чтобы дважды два не ровнялось бы четырем, делало акцент на разумную природу человека, независимого в своих суждениях и оценках от Бога.

Понимания естественного права были различны: в античный период естественное право рассматривалось как подчинение идее Целого (законам общества и природы); в Средние века – как противоборство божественной и светской властей; в Новое время – как противоречие между внешним правовых принуждением и разумом человека. Тем не менее во всех формах естественное право характеризуется следующими чертами:

1. Естественное право содержит правовые ценности.

2. Оценки естественного права соответствуют источникам права (природе, Божественному Откровению, разуму человека.

3. Предписания естественного права имеют приоритет перед противоречащим им позитивным законам.

В дальнейшем теория естественного права претерпела значительные изменений, однако основополагающая идея – требование соответствия предписаний волеустановленного (позитивного, действующего) права нормам естественного права, содержащихся в разуме человека (правосознание), остается незыблемой.

Локк синтезирует политические идеи индепендентов и теорию естественного права, доктринально обосновывая неотчуждаемые права человека: свободу, равенство, собственность, гарантом обеспечения которых выступает государство.

Для правосознания этого времени, в условиях религиозной и политической борьбы Англии XVII в., практически значимым было оформление прав и свобод, предоставляющих народу право на восстание в случае нарушения со стороны публичной власти неотчуждаемых прав личности.

Руссо различает «инстинктивное» естественное право и «разумное» естественное право, помогающее индивиду обрести нравственное достоинство в социальной жизни. Основанием «разумного» естественного права является единая для всех членов общества «всеобщая воля», формирующая и выражающая правосознание социума. Требование «общей воли» заключается в том, что индивидам предписывается отказаться с помощью общественного договора от «инстинктивного» права и создать публичную власть. При этом характер публичной власти будет легитимным лишь в том случае, если установления власти совпадут с требованиями «общей воли» («разумному» естественному праву). Теоретически следствием данного вида естественного права становится теория народного суверенитета, неотчуждаемый характер которого выражается и закрепляется в непосредственной демократии. Если индивид обнаружит, что действия публичной власти противоречат его правосознанию (нацеленному на свободу и равенство), то он освобождается от обязанности повиноваться существующей системе государственных органов.

Правосознание XVII – XVIII вв. – это правосознание эпохи становления гражданского общества с требованиями низвержения всего феодально-сословного строя и провозглашением свободы, равенства, собственности, гражданских и политических прав для всех членов общества.

В XIX в. большая часть предписания естественного права уже воплотилась в действующем законодательстве государств, в силу чего начался упадок влияния теории естественного права на всех уровнях правосознания.

На доктринальном уровне правосознания теория естественного права, представлявшая собой, по сути, философию права и закреплявшая идеалы свободы и справедливости, вытесняется «логикой правовых конструкций», имеющих несравненно большее значение для реального обеспечения декларируемых теорий естественного права прав и свобод индивидов. Разрабатываемые правила законодательной техники, приемы уяснения и разъяснения нормативных правовых актов, восполнения пробелов в законодательстве и др. в рамках теории юридического позитивизма оказали влияние как на формирование науки общей теории государства и права, так и на правоприменительный процесс деятельности конкретных государств.

К концу XIX – началу XX в. возрождается теория естественного права как следствие практического бессилия фиксированного права в разрешении неоднозначных дел, решить которые исключительно «буквой» закона не удается. Для оценки ряда составом правонарушений, снятия коллизий в гражданско-правовой сфере необходим «дух закона», т.е. широкая сфера правосознания.

Течения нового направления в доктринах естественного права различны.

Одним из наиболее значимых представителей «возрожденного естественного права» в конце XIX в. был Р. Штаммлер, обосновавший «естественное право с изменяющимся содержанием», согласно которому исторически складывающиеся правовые воззрения содержатся в массовом правосознании и выступают в качестве регулятивных идей (общественных идеалов).

Для конца XIX – начала XX в. такой идеей было построение правового и социального государства, не только провозглашенного, но и реально гарантированного права и свободы всех членов общества.

Правосознание XIX – XX вв. отражает потребности эпохи социализации права гражданского общества, основными требованиями которого становятся реальная обеспеченность провозглашенных прав и дополнение их экономическими, социальными и культурными правами, гарантированными государством.

Предписания естественного права являются частью массового правосознания и одновременно выступают в качестве идеологического оформления социальных ожиданий членов общества как требований совершенствования права. Законодатель (официальное правосознание) должен вникать в актуальные тревоги населения (массовое правосознание) – проблемы смертной казни, обеспечение личных прав и свобод граждан и др., знать правосознание социальных меньшинств, интересы которых должны учитываться и закрепляться в законодательстве и осуществлять необходимые правовые реформы, исходя из правового сознания – правового чувства, здравого смысла и желательно для данного народа и времени общественного идеала.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2080 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...