Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Достоинства и недостатки ИП



Данная парадигма как и любые другие, имеет свои достоинства и недостатки. Из достоинств можно выделить следующее:

1)гуманистическая направленность на внутренний мир отдельного, конкретного человека

2) уважительное отношение к повседневной жизни- это и есть социальная реальность

3) интерпретация внутреннего мира человека, субъективных смыслов, выявление повседневной жизни, значений, углубляют знания социальной реальности

Недостатки:

1)рассматривают социальную реальность на микроуровне

2) чрезмерный субъективизм интерпретации субъективных смыслов, обусловленных однонаправленностью анализа

Я считаю, что представители ИП внесли огромный вклад в развитие социологии как науки. Ведь именно они создавали теории, которые были направлены на отдельного, конкретного индивида, в отличие от СФП. Они проявили уважительное отношение к повседневной жизни, ведь по их мнению это и есть социальная реальность.

13. Парадигмальный анализ понятия «мотивация» в рамках интерпретативной парадигмы

М. Вебер выделяет в структуре социального действия два компонента: 1) субъективную мотивацию группы или индивида, вне которой в принципе нельзы говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую М. Вебер называет «ожиданием» или «аттитюдом» и, без которого действие не является социальным.

М. Вебер разработал теорию идеальных типов мотивов социальных действий. По его мнению, социальные действия могут быть:

· целерациональными

· ценностно-рациональными

· традиционными

· аффективными.

Он отмечает: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и исполнение этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде все эмоциональным, т.е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, т.е. основанным на длительной привычке»[85].

Участие в деятельности детских общественных организаций сочетает в себе все типы социального действия в зависимости от мотивации участия в конкретных мероприятиях. Так, целерациональная мотивация может выражаться в том, что школьник участвует в деятельности ДОО для саморазвития, получения новых знаний и навыков, усвоения норм, правил. Ценность-рациональная мотивация выражается в участии для помощи людям и окружающей среде. Традиционная мотивация – участие как способ подражания друзьям и родствкенникам. И аффективная мотивация – участие ради разнообразия собственного досуга, ради развлечения.

В результета анализа теории идеальных типов мотивов социального действия М. Вебера для дипломной работы могут быть выдвинуты следующие гипотезы:

• Школьники участвуют в деятельности ДОО для саморазвития, получения новых знаний и навыков

• Школьники участвуют в деятельности ДОО ради помощи людям, окружающей среде (социальные, экологические акции)

• Школьники участвуют в деятельности ДОО т. к. их друзья или родственники являются членами этой организации

• Школьники участвуют в деятельности ДОО ради развлечения, веселой формы проведения досуга

А. Шюц считал, что поступками человека управляют не непосредственные мотивы (как у Вебера), а прожитый жизненный опыт, биографическая ситуация. Индивидуальные представления складываются на основе интерсубъективного опыта, знаний данной социальной группы или домашней группы. Деятель как бы располагает данное действие во временном потоке и определяет его значимость. Мотивы с точки зрения субъекта делятся на мотивы «для – того – чтобы» и мотивы «потому – что»: «Первый отсылает наш к будущему и связан с целью, для осуществления которой само действие является средством… Второй отсылает к прошлому имеет в виду повод и причину… Таким образом, действие детерминировано проектом, включающим мотив «для – того – чтобы», … а сам проект детерминирован мотивом «потому – что»[86].

Мотивацию школьника к участию в деятельности ДОО так же можно разделить на мотивацию «для-того-чтобы», например участие в деятельности ДОО для достижения собственной цели (саморазвитие, помощь людям, развлечение), и мотиваци «потому-что», например участие в деятельности ДОО как результат анализа жизненного опыта родных, друзей и знакомых.

В результате анализа теории мотивации А. Шюща, для дипломной работы могут быть выдвинуты следующие гипотезы:

• Школьники участвуют в деятельности ДОО ради достижения собственной цели (саморазвитие, помощь людям, разнообразие досуга)

• Школьники участвуют в деятельности ДОО благодаря анализу своего жизненного опыта и опыта других людей (старших друзей, знакомых)

П. Бергер и Т. Лукман основным мотивирующим фактором к совершению социального действия считают получение знаний. Общество создаетсмя благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, социальная реальность конструируется конкретными субъективными знаниями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать.

Агентами поддержания субъективной реальности являются значимые другие и хор, причем последние не обладают столь большой силой. Оба этих агента взаимодействуют друг с другом и с субъективной реальностью.

Согласно теории конструирования социальной реальности в конструировании мотивации школьников к участию в деятельности ДОО решающую роль играют знания о данной ДОО и общение, в процессе которого приобретаются эти знания.

Так же, фажным фактором, способствующим мотивации школьников к участию в деятельности ДОО являются референтные группы. Для школьника в референтную группу будут входить родители, сверстники, учителя, друзья и знакомые, которые являются участниками ДОО.

В результате анализа теории конструкции социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана для дипломной работы могут быть выдвинуты следующие гипотезы:

• Важное значение в формировании мотивации школьников к участию в деятельности ДОО играют знания о данной организации и способы получения этих знаний.

• Основным фактором, мотивирующим школьников к участию в деятельности ДОО является мнение референтной группы.

Дж. Г. Мид считает, что любое организованное сообщество, которое через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости. Это создает основу для мышления, которое становится постоянно идущим внутренним диалогом между обобщенным другим и индивидом. Человек постоянно спрашивает, что подумают люди, и постоянно ожидает отношения к себе со стороны социальных групп, к которым принадлежит. Мид считает, что в форме обобщенного другого социальный процесс оказывает влияние на поведение индивидов, а сообщество осуществляет контроль над их действиями. Однако в обществе существует несколько обобщенных других. Естественно, не все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие на индивида. Среди множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являются для него гораздо более важными. Эти люди становятся для индивида значимым другим.

Так же, Дж. Г. Мид разработал теорию социализации. Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами. Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» - с наступлением третьей стадии. Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.

Дж. Мид выделил три стадии данного процесса. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Третий этап по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.

Исходя из теории социализации ДОО можно рассматривать как важную стадию социализации школьника, в результате которой он преобретает представления об окружающем мире, нормах и правилах поведения в обществе, саморазвивается. Так же теория обобщонного другого и значимых других, пожтверждает гипотезы, выдвинутые из теоии конструкции П. Бергкра и Т. Лукмана.

В результате анализа теории Дж. Мида для типломной работы могут быть выдвинуты следующие гипотезы:

• Основным фактором, мотивирующим школьников к участию в деятельности ДОО является мнение обобщенных других и значимых других.

• В результате участия в деятельности ДОО школьники приобретают представления о нормах и правилах, присущих данному обществу.

Для анализа ключевой категории «мотивация» ИП позволяет использовать:

• Теорию мотивации М. Вебера, на основе которой выявлены идеальные типы мотивации школьников к участию в деятельности ДОО.

• Теория мотивации А. Шюца, в рамках которой будет возможно выявить цели участи в ДОО и влияние опыта бывших участников ДОО.

• Теория конструирования социальной реальности Бергкра и Лукмана позволяет выявить роль знания, общения и референтной группы в конструировании мотивации школьников к деятельности в ДОО.

• Теория социализации Дж.Г.Мида позволяет рассматривать участие школьников в деятельности ДОО как одну из стадий социализации (стадия коллективных игр).

Проведя анализ теоретико-методологических подходов к пониманию мотивации в интерпретативной парадигме для дипломной работы можно выдвинуть следующие гипотезы:

• В процессе мотивации школьников к участию в деятельности ДОО решающее значение играет мнение референтных групп.

• На формирование мотивации оказывают влияние знания о ДОО и способ получения этих знаний.

• Школьники участвуют в деятельности ДОО ради достижения собственной цели (саморазвитие, помощь людям, разнообразие досуга)

• В результате участия в деятельности ДОО школьники приобретают представления о нормах и правилах, присущих данному обществу.

Список использованной литературы.

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие. – М.:Экслибрис-Пресс,2009. – 304 с.

2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. – М.: 1996.

3. И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. Западная теоретическая социология. Методология социологического познания М.Вебера. – М.: «Ольга», 1996.

4. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А. – М. 2002.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем.// Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.

6. Г. Зиммель. Проблема социологии. В кн. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия.

7. Г. Зиммель. Проблема социологии. – М: 1996.

8. И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич. Западная теоретическая социология./ Формальная социология Г.Зиммеля.

9. Г. Зиммель. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование. Расширение группы и развитие индивидуальности. В кн. В.И Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX - XX веков, хрестоматия.

10. Г. Зиммель. Избр. – М: 1996. Т.2.

11. «Разум, Я и Общество» (Mind, Self, and Society) (1934) (отрывки из книги)

12. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Кравченко С.А.

13. Мид Дж. Интернализованные другие и самость. Амеориканская социологическая мысль: Тексты под редакцией В.И. Добренькова. – М.: Издательство МГУ, 1994

14. А.В. Дмитриев. Социология юмора./ Символический интеракционизм Д. Мида. URL http://society.polbu.ru/dmitriev_humoursociology/ch07_all.html

15. Ч.Кули. Теория зеркального Я. В кн. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. История зарубежной социологии.

16. Ч. Кули Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994.

17. Кудрявцева М.О. Драматургия попрошайничества: социологическое описание повседневной практики. Журнал социологии и социальной антропологии.2001. Т.IV. №3.

18. И. Гофман «Представление себя другим в повседневной жизни». В кн: А. Ковалева.

19. Кравченко Е.И. Социология И. Гофмана. В кн. Современная американская социология. М., 1994.

20. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

21. Иванов, Д.В. Парадигмы в социологии: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

22. История социологии. Г. Е. Зборовский. - М.:Гардарики,2007.

23. В.Плахов. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.): Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

24. Е. Д. Руткевич Социология Т.Лукмана. в кн. Современная американская социология. М., 1994.

25. П.Бергер. Приглашение в социологию.

П.Бергер, Т.Лукман. Социальное конструрирование реальности. Трактат по социологии знани


Учебное издание





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 822 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...