Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля



1. Краткая биографическая справка.

Гарольд Гарфинкель (англ. Harold Garfinkel, 29 октября 1917, Ньюарк, Нью-Джерси — 21 апреля 2011, Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес) — американский социолог, исследователь повседневности, создатель этнометодологии.

Гарольд Гарфинкель родился в Ньюарке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семье бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов. Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе. Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно учился в экономическом колледже. Среди его педагогов было много выпускников Колумбийского университета, сумевших привить Гарольду интерес к социологии и социальным теориям, он начал посещать занятия по социологии, предназначенных для будущих специалистов в области социальных наук. По окончании колледжа в 1935 году Гарольд поступает в университет Северной Каролины, где занимается изучением социологии, причем особенно интересна ему теоретическая социология. Гарфинкель защитил магистерскую диссертацию в Университете Северной Каролины в 1942. И в 1942 году Гарфинкель был призван в армию США, где занимался подготовкой к танковым сражениям. Но реальных танков не было – только муляжи. Именно там впервые Гарфинкель обратил внимание на роль здравого смысла в моделях конкретных действий военнослужащих, на специфику не всегда осознаваемых моделей взаимоотношений. Между 1946 и 1952 Гарфинкель обучался на кафедре социальных отношений в Гарварде под руководством Т. Парсонса. Однако в то время как Парсонс подчеркивал важность абстрактных теоретических исследований, Гарфинкель больше тяготел к эмпирическим исследованиям, особенно социальным взаимодействиям, которые не осознаются самими участниками. Его интерес подогревался ещё и участием Гарфинкеля в двухгодичном исследовании лидерства в замкнутых пространствах – самолетах и подводных лодках. В 1952 году Гарфинкель защитил докторскую диссертацию в Гарварде. Основоположник социологической школы, известной под названием этнометодологии. Гарфинкель занимается анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основным произведением является сборник эссе «Исследования по этнометодологии».

Основные труды:

· «Исследования по этнометодологии» (1967)

Ключевые категории

Язык повседневности, конверсационный анализ, фоновые практики непроговоренные аспекты коммуникации, рефлексирующий индивид.

2. Объект исследования.

Повседневность, но рутинная, первозданная, что составляет правду жизни. Социальный мир производится локально, изнутри самими индивидами. Он утверждает, что люди не только создают социальную реальность своими действиями, но и то, что она получается именно такой, какой ее создают люди. Все зависит от того, как сам человек изнутри сконструировал и упорядочил свой мир. Какой смысл он придает своей жизни и определенным явлениям и событиям.

3. Предмет исследования.

Реакция на взаимные предположения (ожидания). Изучение рефлексирующего индивида и повседневности. Особое внимание уделяется непроговоренным, подразумеваемым и умолчанным аспектам социального взаимодействия. Принятие на веру привычного порядка взаимодействия между людьми.Реакция на фоновые практики – само собой разумеющиеся, повседневные правила поведения.

В обыденной жизни каждый человек социолог практик. Прежде чем вступить во взаимодействие участники действия интерпретируют и осмысливают действия другого, и тем самым осуществляют первичную структуризацию действия.

4. Методы и методология.

Гарфинкель считает повседневность в ее чистом виде самоценной и самодостаточной сущностью, не нуждающейся в специальном конструировании, то есть он выступает против вторичного структурирования, предпочитая как можно точнее исследовать первичные конструкции, в качестве которых он рассматривает фоновые практики - самоочевидные, написанные правила поведения, непроговоренные аспекты коммуникации.

Гарфинкель предлагает изучать язык повседневности, анализируя поведение людей методом конверсационного анализа, избегая при этом наукообразия, сохраняя колорит и самобытность наблюдаемых явлений. Особое внимание должно уделяться подразумеваемым нюансам социального взаимодействия. Для этого необходимо чутко улавливать малейшие интонации, смысловые паузы, всевозможные междометья участников диалога, а так же всесторонне анализировать контекст, в котором он протекает (время, место, обстановка).

Метод провокационной стратегии (ситуации): социолог прерывает первичные формы взаимодействия между людьми для выяснения фоновых практик, которые участниками взаимодействия не осознаются, но предполагаются, как сами собой разумеющиеся.Дезорганизация действия может показать, как организуются и воспринимаются структуры повседневной деятельности в обычном порядке в процессе каждодневной критике.

Этнометодология широко применяется при изучении малых этнических групп, сообществ, а также в сфере управления, при раскрытии внутреннего порядка организации, при выявлении скрытых неформальных правил взаимодействия в коллективе или между руководителями и подчиненными.

В исследовании повседневности Г. Гарфинкель предложил два новых подхода. Первый — анализ разговоров, или конверсационный анализ, — предполагает исследование способов организации разговорного общения в разных средах и выделяет такие составляющие, как индексностъ разговора (indexical expressions — т. е. сиюминутные смыслы, нюансы значений, придаваемые речевым конструктам в зависимости от контекста высказывания), а также процесс интерпретации как работа участников общения по расшифровке этих смыслов. Особое внимание Г. Гарфинкель уделяет непроговоренным, подразумеваемым и умолчанным аспектам социального взаимодействия. Отсюда его второй подход — использование провокационной стратегии. Она базируется на прерывании привычных форм взаимодействия для выяснения социального порядка, по поводу которого участники общения обычно не рефлексируют.

5. Этнометодология.

В книге "Исследования по этнометодологии" (1967) Г. была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу общественных дисциплин. Универсализируя способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, трактуя этнографические методы их изучения как «процедурные инварианты» социальных наук, Г., наряду с иными представителями этнометодологии, сформулировал нетрадиционное определение ее предмета. По их мнению, это - процедуры интерпретаций вкупе со скрытыми, неосознаваемыми, нерефлексированными механизмами социальной коммуникации между людьми.

Главной темой собственных социологических изысканий Г. считал проблему «рациональной описуемости практических действий как текущей практической реализации». Его интересовало то, каким образом возможно рациональное корректное описание практических повседневных социальных взаимодействий.

Важность и неоднозначность этой проблемной ситуации задается, по Г., рядом предпосылок. Во-первых, любое описание подобного рода явится осмысленным для воспринимающей аудитории лишь в том случае, если оно будет предполагать общее для всех участников знание контекста. Это знание может пониматься как молчаливо подразумеваемое свойство взаимодействия. Во-вторых, предполагается использование однозначных терминов для описания социальной ситуации (с целью предотвращения появления альтернативных объяснений). В-третьих, с точки зрения Г., не все знание, включаемое в описание в целях выявления смысла действия, обнаруживает себя синхронно с объяснением данных. Некоторые элементы описания даже при явном их выражении могут быть полностью реконструированы лишь тогда, когда описание будет полностью завершено. В-четвертых, подобные описания должны конструироваться систематически и последовательно. И наконец, в-пятых, смысл материалов или элементов описания зависит от контекста, т.е. либо от порядка следования материалов в процессе описания, либо от биографии участника, либо от более широкого восприятия социальной ситуации.

Таким образом, с точки зрения этнометодологии Г., социология призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе весьма важной сферой повседневной деятельности людей. Все люди в обществе, по Г., являются социологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

Социологическую парадигму Г. толковал в контексте традиционного науковедческого подхода как общую систему отсчета данной дисциплины, именуя ее «набором фоновых ожиданий», конституирующим принимаемый на веру мир специалиста.

Именно поэтому, по Г., принимаемые нами в качестве объективных образований черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в объективных категориях, т.е. в терминах их общих свойств. Традиционные формы социологического объяснения социолог трактует как нечто вроде специальных приспособлений, кодировальных таблиц, служащих для выделения и подчеркивания общих свойств явлений в ущерб особенным и уникальным их свойствам. Существенно важным компонентом гипотезы Г. было его мнение, что таково свойство любого объяснения: вырабатывая рациональные объяснения своих действий, индивиды делают эти действия рациональными, делая тем самым социальную жизнь упорядоченной и понятной.

Этнометодология, по замыслу Гарфинкеля, должна противостоять «этнонауке» как совокупность научных приемов и методов познания общества. При этом Гарфинкель исходит из основного постулата: социальная жизнь необходимо заключает в себе момент рациональности [75].

Основными исследовательскими направлениями этнометодологии являютяся анализ разговорных практик и изучение институтов. Теоретическое новаторство Гарфинкеля заключалось в попытке органически соединить методологию феноменологической социологии, прежде всего, с методами этнографии. Отсюда происходит сам термин "этнометодология", что в приблизительном переводе с греческого означает методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах. социальный порядок есть продукт собственной спонтанной активности индивидов, который получается именно таким, каким его создали сами участники социального взаимодействия, разумеется, с учетом ранее обретенных правил и знаний, полученных от их культурной группы.

Локальное производство социального порядка людьми, обладающими собственной, по словам Гарфинкеля, «практической рациональностью», - ключевой постулат этнометодологии.

Фоновые ожидания представляют собой своеобразную социально-культурную квинтэссенцию социальных взаимодействий[76]. Фоновые ожидания являются фундаментальными латентными структурами общественной жизни, которые могут изучаться практически только с помощью предложенных им методов этносоциологии.

«Задача этнометодологии заключается в том, чтобы показать механизм человеческой активности в контексте конструирования постоянно меняющейся социальной действительности, выходя в итоге на изучение фоновых ожиданий» [77].

6. Задача социолога

Не осуществлять вторичного структурирования, а как можно подробнее и точнее исследовать первичное структурирование, подробно описать практику, язык повседневности, не переводить его на научный язык.

7. Значение вклада Г. Гарфинкеля

Г. Гарфинкэль - один из ключевых разработчиков феноменологической традиции в американской социологии. В отличие от социально-конструкционистской феноменологической социологии, Гарфинкель:

1) акцентирует внимание на радикальных явлениях, а не на различных способах, которыми они интерпретируются.

2) подчеркивает сложность языка и трудности, которые это создает для осознания и определения объективных социальных явлений.

3)считает, что этнометодологические исследования должны обладать большим разнообразием форм, включая: последовательный анализ беседы; исследование социальных методов классификации (анализ категории членства); исследования параметров настройки рабочего места и действий (исследования работы).

4) ему свойственны черты всякого «революционного» движения в социологии, которое нуждается в харизматическом вожде, пророке, говорящем темным языком так, что сначала труды сторонников представляют собой глоссы, а понимание сказанного вождем уже означает соучастие, достижение и награду.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4616 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...