![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
1) Нормативистская теория права.
Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.
Основные идеи:
- правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства;
- право есть система (пирамида) норм, на вершине которой находится «основная (суверенная) норма», а каждая низшая черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания и пр.
- существование права зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения и не имеет обоснования вне норм долженствования, т. е. влечет за собой определенные обязанности.
Достоинства:
- нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права - его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.
- нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.
- фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.
- противостояние режиму произвола и беззаконию.
- косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.
- ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.
- признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.
Недостатки:
- фактически проигнорирована содержательная сторона права (права личности, нравственные начала юридических норм и пр.);
- недооценена связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами развития общества;
- преувеличена роль государствав установлении эффективных юридических норм.
2) Социологическая теория права (теория «живого» права).
Представители:Эрлих, Жени, Муромцев и др.
Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
Основные идеи:
- право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Закон находится в сфере должного, а право в сфере сущего;
- право есть юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Это реальное поведение субъектов провоотношений.
Достоинства:
- ориетируется на реализацию права, приобретает практическое осуществление;
- отмечается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;
- согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Недостатки:
- если право есть реализация законов, то теряются критерии правомерного и неправомерного, т. к. реализация может быть как закононной, так и противозаконной;
- отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;
- решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;
- правотворческая деятельность фактически перенесена на судей и администраторов в связи с чем увеличивается опасность получения некомпетентного результата.
3) Философская теория права.
Философское право является одним из этапов (периодов) развития теории естественного права. Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций 17-18 вв. (Представители Гоббс, Локк, Радищев).
Основные идеи:
- право и закон разделены – законы принимаются гос-вом, а право – высшее, подлинное, естественное право, данное человеку от рождения
- право и мораль отождествляются (в основе правотворческих и правоприменительных процессов должны быть заложены моральные принципы – свобода, равенство, справедливость).
Идеи Руссо, Гоббса были восприняты и развиты немецкими философами Кантом, Гегелем. Они утверждали, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.
Право, по Канту, - «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче - «наличное бытие свободы».
Основной постулат рассматриваемого направления - вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения - справедливого и разумного.
Слабой стороной этого подхода является уменьшение формально-юридических свойств права, в результате чего теряется четкий критерий законного и незаконного, т.к. основывается на абстрактных позициях. Кроме того, такое толкование права связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое у различных людей различно в силу объективных и субъективных причин.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!