Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская рефлексия управления



О начале осознания, рефлексии управления в достаточной мере можно говорить лишь с наступлением новой эпохи в истории человечества – цивилизации. И даже не самой ее ранней стадии. Управление как явление осознается человеческой мыслью, пожалуй, не ранее античности. Отсчет рефлексии управления с достаточной уверенностью можно вести лишь начиная с дошедших до нас работ Платона «Государство» и его продолжения – «Законы»[109]. Может быть, и от чуть, непринципиально, более раннего срока. По большому же счету рефлексия управления имеет значительно более короткую историю, чем само это явление.

Среди тех, кто внес несомненный вклад в становление теории управления в Новое время, следует назвать имена Николо Макиавелли (1469-1527)[110], Томаса Гоббса (1588-1679)[111], Джона Локка (1632-1704)[112], Шарля Луи Монтескьё (1689-1755)[113], Адама Смита (1723-1790)[114], Клода Анри Сен-Симона (1760-1825)[115], Роберта Оуэна (1771-1858)[116], Давида Рикардо (1772-1823)[117], Джона Стюарта Милля (1806-1873)[118]. Все они в большинстве своем – английские (исключение – французы Монтескье, Сен-Симон) философы и экономисты, повлиявшие на развитие управленческой мысли через социальную философию и, говоря сегодняшним языком, также политологию. Можно сказать, что в работах этих мыслителей анализируется процесс и характер устойчивости общественных отношений, ведется поиск их оптимальных регуляторов. При этом обзор классических социально-философских источников показывает, что управление в их анализе не вычленяется как самостоятельный феномен. Употребляя слово «управление» классики философии не задаются проблемой научной рефлексии термина. Более того, как мы рассмотрим ниже, «управление» и «власть», рассматриваются у них как рядоположенные и едва ли не идентичные понятия; управление во многих из них рассматривается в синкретическом единении с анализом общественного устройства, общественных отношений и действий.

Каков же позитивный вклад истории социально-философской мысли в анализ социального управления? Если говорить о типе рациональности, выросшем до состояния науки, то на вопрос о времени возникновения науки об управлении трудно найти однозначный ответ; не менее просто также – и о времени возникновении управления как науки. Но историческая арифметика и не может стать исчерпывающим основанием для поиска многих ответов.

Всматриваясь в исторический процесс возникновения искусства, ремесел и философии как в способы объединения людей, нельзя не прийти к выводу, что именно философия стала одним из первых, если не самым первым рационально осмысленным способом не только осмысления, но и самого конструирования общественного устройства. Философия как феномен древнегреческой мысли была первым видом рационального осмысления общественного устройства, способом взаимодействия индивидов и, в этих своих поисках, – также методом и способом формирования самого общества, его устройства и обустройства. Так, в широком смысле, философия изначально была философией организации и, тем самым, – философией управления, по существу первой наукой об управлении. Но именно в широком, а не в собственно специальном смысле слова.

Мы не оговорились здесь, связав понимание философии с ее европейской, греческой традицией, прежде всего, и выводя за рамки анализа другие ее исторические проявления, как, например, восточный тип философствования. «Философия, как целостность (и как термин, и как понятие), признается учеными порождением эллинского гения», - подчеркивают Дж. Реале и Д. Антисери. «Действительно, - отмечают они, - если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналоги у других народов Востока, достигших высокого уровня развития цивилизации раньше греков <...>, то, касаясь философии, мы не находим ничего подобного или даже просто похожего». «Философия, функционирующая в виде рациональных категорий, - заключают авторы, - сделала возможным рождение науки и даже, в определенном смысле, породила ее».[119]

А «...западная наука, - как закрепляют эти позиции уже И. Пригожин и И. Стенгерс, - никогда не стала бы тем, что она есть, если бы в основе ее не лежало глубокое убеждение, что именно она ставит перед нами проблему постижимости мира человеческим разумом».[120]

При этом надо признать, что философия управления как научное направление, в узком, специальном смысле данного слова, как сектор социально-философского знания, к настоящему времени только создает свой фундамент и делает это еще не вполне уверенно, робко. Это характерно не только для отечественной философской мысли, еще несущей в себе атавизмы прошедшей эпохи и дискредитирующие ее следы «единственного верного» анализа общества и управления им[121].

Вся современная европейская научная мысль предпочитает рассматривать управление в первую очередь прагматическим образом как систематизированное регулирующее влияние на деловую организацию с целью ее оптимизации и повышения эффективности функционирования[122].





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...