Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия Древнего Египта



В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады.

Теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

В Древнем Египте были общеприняты две теогонии, где шла речь о Пра-Боге, который не влияет в настоящий момент на мир. Германопольская теогония называла его Атум – то есть «Все и ничего», а теогония Мемфиска, называя его Птицей, поучала, что Птица создала все словом, которое рождается в его сердце.

РДЕ

В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль.

Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в том случае, если его тело — сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай, если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего клали оружие, орудия труда, посуду — все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти, как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.

7) Зороастризм: общий характер.

ЗОРОАСТРИЗМ – религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н.э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии.

Название «зороастризм» связано с именем легендарного основоположника религии –Заратустра (иначе Заратуштра; греч. – Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее 7 в. до н.э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма привели к утрате многих его текстов. В основе его вероучения лежит представление о «Мудром господе» – Боге-творце Ахура-Мазде, создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растения.

Дошедший до наших дней текст «Авесты» состоит из трёх главных книг — это «Ясна», «Яшты» и «Видевдат». Извлечения из «Авесты» составляют так называемую «Малую Авесту» — сборник повседневных молитв.

К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Азербайджане, Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.

8) Зороастризм: теология и космогония.

Теология зороастризма — интересная смесь монотеизма и дуализма. По Зороастру, есть только один истинный бог, которого он назвал Ахурамазда, поощряющий добродетель и справедливость. Но зороастрийцы также верят и в духа зла, Анграмайнью, который представляет зло и обман. В реальном мире идет постоянная борьба между Ахурамаздой и Ариманом. Каждый человек свободен сделать выбор, к какой стороне примкнуть. Хотя сейчас эта борьба скрытая, зороастрийцы верят, что потом силы Ахурамазды победят. Их теология также включает веру в загробную жизнь. В вопросах этики зороастрийская религия подчеркивает важность добродетели и справедливости. Аскетизм и безбрачие осуждаются. Зороастрийцы практикуют различные интересные религиозные ритуалы, некоторые из них основываются на их поклонении огню. Например, в зороастрийском храме всегда поддерживается священное пламя.

Космогония-учение о происхождении Всленной. По зороастрийской концепции мироздания мир будет существовать примерно на протяжении 9 тыс. лет. Вся его история условно делится на три периода, в каждом — по 3 тыс. лет. Первый период Бундахишн («Сотворение основы») состоит из двух актов творения: духовного и материального.

Вторая эра - «Смешение» (Гумезишн) началась с нападения на мир Злого Духа (Ангра–Маинйу).

Третий период называется “Разделение” (Визаришн). В это время в мир должны прийти три Спасителя: Ухшйат-Эрэта,Ухшйат-Нэм, Астват-Эрэта. С приходом последнего спасителя наступит Страшный Суд. В этот период решится судьба мира и людей.

9)Зороастризм: этика.

Этика зороастризма включает хумату — «добрые мысли», хукту — «добрые слова», хваршту — «добрые дела». К добродетелям относили честность, трудолюбие, чистоту, милосердие, стремление к правде.

Везде и во всем должна быть мера, стремление к золотой середине, балансу материального и духовного развития, физического и нравственного благополучия. Так как живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны.

Смысл человеческого существования - очиститься от зла и развить свой потенциал творца, осознать единство всего сущего и установить внутреннюю и внешнюю гармонию, вместо вечного страха смерти. Чтобы не служить злу, а стремиться к гармонии и эволюции, необходимо контролировать свои мысли, слова и поступки. В чем человеку помогает следование триединому пути - Благая мысль, Благое слово, Благое дело. Такова главная мысль этики зороастризма.

Даосизм.

Основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Так же источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу, учение о бессмертии и религиозные практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э.

Дао Дэ Цзин («Канон Пути и благодати»), или Лао-Цзы («Трактат Учителя Лао»), – главный канонический трактат даосизма, лежащий в основе его философии. Написанразноразмерными рифмованными стихами.

Однако в первые века н.э., с формированием религиозного даосизма, обожествившего как самого Лао-цзы, так и его произведение, оно приобрело своё более известное смыслоопределяющее название – Дао дэ цзин, или Дао дэ чжэньцзин («Истинный канон Пути и благодати»)

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО— этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

КОНФУЦИАНСТВО основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев, начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными. Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.

Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности, которая представлялась как "золотой век". В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью, когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.

Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга.

12. Индуизм: ведический и брахманический периоды.

Первый исторический этап развития индуизма получил название ведического. Ведическая культура охватывает длительный период. Ее начало связывается с появлением ариев, проникших на территорию Индии во II тысячилетии до н.э., а завершение – с появлением и становлением буддизма в VI в. до н.э. Однако индуизм как не сформулированный образ жизни, являющийся идеологической основой ведического периода, получил новый подъем и новое осмысление в результате соперничества брахманизма с буддизмом и в целом вытеснил последний как титульную систему ценностей с территории Индии, впоследствии претерпев ряд трансформаций, стал собственно индуизмом в соседстве с буддизмом и мусульманством, занял до сих пор наиболее приоритетные позиции в индийской культуре.

Важнейшие элементы ведической культуры – прежде всего религия, ведическая и брахманов (жрецов), сложившаяся в систему брахманизма, аюрведа (наука долголетия), йога, зрелищные искусства. Так складывается другой этап в развитие религиозного мышления древней Индии, следующий за ведической религией – брахманизм, названный по имени жреческой варны и одновременно класса текстов, примыкающих к ведам. Брахманизм сложился примерно с VIII по II в. до н.э. как результат взаимодействия ведической религии с местными культами.

13. Буддизм: происхождение, начальное учение, сакральная литература.

Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его глав­ными составляющими являются «четыре благородные истины»:

• в жизни существует страдание;

• причина страдания — желание;

• страдание исчезает, когда искореняется желание;

• следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления. Восьмеричный путь — это система восьми последовательных ступеней: правильного понимания, правильного намерения, пра­вильной речи, правильного поведения, правильной жизни, пра­вильного усилия, правильного отношения и правильного сосре­доточения. Эти ступени помогают человеку достичь само­познания, добродетели и, наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Нирвана - это избавле­ние, она освобождает человека от боли, ибо в ней погасает огонь желания. Достижение нирваны — высшая цель буддиста. Нирвана — это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений.кшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

14. Буддизм: основные направления.

основные направления буддизма

1 в н.э. раскол на две ветви

-махаяна – «широкий путь спасения»

-хипаяна – «узкий путь спасения»

С середины1-го тысячелетия

-Учение буддийского тантаризма,или «ваджраяны»

Хипаяна:

-Спасение может быть достигнуто только через уход от мира,только через монашество;

-Дело спасения находилось целиком в руках спасающегося;

Махаяна:

-Спасение есть не только для отшельников –монахов,но и для мирян,через активную проповедническую деятельность,вмешательство в общественную и государственную жизнь

-Институт бодисатв – святые подвижники,богоподобные существа.Они используют свое могущество для облегчения страданий мирян и для их спасения

Ваджраяна:

-от слова «тантра» - тайное знание,поток,непрерывность

-путь тайной мантры может привести к мгновенному,как удар молнии,просветлению и достижения состояния Будды в течении одной человеческой жизни

15) буддизм: антропология этика

ЭТИКА БУДДИЗМА В любой религиозной, философской или идеологической системе существуют этические нормы, которые нельзя нарушать ее последователям или приверженцам. В большинстве религиозных систем эти этические нормы объединены в законы, которые приписываются и устанавливаются Богом или сверхъестественной силой, находящейся вне человека. Учения же Будды являются психолого-этической системой, в которой этические нормы обуславливаются психологической подоплекой и мотивацией наших действий. Для тех, кто действует вне чистых мотиваций, таких, как непривязанность, дружелюбие и понимание (мудрость), достижение счастья будет чем-то очевидным, вот только их собственные проблемы никогда не исчезнут. Но те, кто действует вне негативных мотиваций, таких, как привязанность, недоброжелательность и непонимание (неведение), будут избегать страданий. Благородный Восьмеричный Путь включает в себя этические нормы, а именно: Правильная Речь, Правильные Действия и Правильные Средства к существованию. Последователю предлагается минимальные правила в форме пяти правил (панчашила): Я буду воздерживаться от убийства и насилия... от взятия того, что не дано... от чувственного или сексуального проступка... от неправдивой речи... от принятия опьяняющих и одурманивающих веществ. Из вышесказанного становится ясно, что в Буддизме нет места приказам и запретам. Нет места и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержания от недостойных действий обмана, насилия и опьянения ума. Правильные Средства к существованию означают, что наша деятельность не должна быть сопряжена с насилием над другими живыми существами, например, торговля живыми или мёртвыми (вследствие убоя) существами, ядами, оружием или опьяняющими веществами. При выборе профессии нам следует склоняться в сторону факторов доброжелательности и полезности с одной стороны, и сострадания и мудрости с другой. Последователи могут в свободные дни, или один-два раза в месяц, следовать восьми правилам. Таким образом, они учатся контролировать свой ум на благо себя и других. Вот эти восемь правил: я буду воздерживаться от убийства... от взятия того, что не дано... от сексуальных контактов в любой форме... от неправдивой речи... от опьяняющих веществ... от принятия пищи до 6 часов (утром) и после полудня... от украшения тела и развлечений... от использования кроватей и кресел, способствующих лени. (Буддийские монахи и монахини принимают решение следовать 227 основным обетам, включая эти восемь, и множеству второстепенных обетов). Подобно этим правилам, Будда учил тому, как мы можем жить, не принося страдания другим, и как мы можем быть творцами как своего собственного счастья в этом и последующих существованиях, так и безусловной свободы от всех страданий. В этих рамках нравственное поведение обусловлено состраданием ко всем живым существам. Эти нравственные принципы являются всемирными законами, не зависящими от личности. Поэтому, такие идеи как "заповеди предписанные Богом" неизвестны в Буддизме. Мы сами ответственны за свои действия и их результаты. Каждый может сам для себя решить какие правила и в какой мере он желает их соблюдать. Некорректно судить о том, насколько кто-либо является буддистом, следуя в той или иной мере обетам. Нет смысла создавать подобные социальные или духовные различия. Напротив, это приведёт к разногласиям между людьми и принесёт лишь зло. Нравственность (шила) сама по себе не является целью, она - средство достижения духовного развития мудрости, в целях 1) обучения управлению противостоящих сил, 2) развития благоприятных качеств, и 3) создания основы для дальнейшего развития ума, с конечной целью полного освобождения ума от страдания.

Антропология буддизма. Буддизм — мировая нетеистическая религия. Возникла на северо-востоке (в районе штата Бихар) Индии в середине I тыс. до н.э. Её основателем считается Сиддхартха Гаутама из племени Шакьев (отсюда его прозвище после просветления — Будда Шакьямуни). Здесь для ясности стоит пояснить термин «будда». Он происходит от слова «бодхи» (санс. «пробуждение»). Это есть состояние пробужденности (или как иногда говорят «просветленности», но первое этимологически и адекватно более верно), высшее состояние сознания. Человек, достигший бодхи, уже является другим существом — буддой. Согласно буддийской традиции, будд было и будет множество, они существуют в нашем мире и в других мирах. Они осознали иллюзорность жизни, страданий и удовольствий и прекратили перерождаться. Есть представление о 3-х буддистских драгоценностях,Триратна, это: Будда, Дхарма и Сангха (т.е. Будда, сам Пробужденный, Шакьямуни, его Учение — Дхарма и Община буддистов). В связи в различным пониманием этих 3-х «драгоценностей» буддизм разделился на 3 основных направления, но сказать «разделился» не совсем правильно, потому что каждое из этих направлений скорее вытекало из предыдущего и являлось скорее эволюционным этапом в развитии этой религии;несмотря на то, что между ними и существуют некоторые «догматические» разногласия, я бы сказала, что они просто по-разному расставляют акценты. Итак, это Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна. Тхеравада исторически самое старое направление, кстати, это и переводится как «учение старейшин». Вообще, специалистов занимает вопрос реальной близости буддизма Тхеравады к первоначальному образу жизни первых буддистов. Возникновение Тхеравады относят ко времени первой фиксации их текстов — примерно в 80 г. до н.э. нао. Шри-Ланка был записан палийский канон буддистских текстов Типитака (санскр. — Трипитака, «3 корзины пальмовых листьев», индийские тексты писали на листьях и хранили в корзинах, можно считать, что это значит 3 тома). Еще Тхераваду иногда называют Хинаяной (Малая колесница), но это оскорбительное название, поэтому мы его не используем. Последователи Тхеравады живут в странах ЮВА (Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос), частично в Индии и на Ланке, поэтому это направление часто называют «южным буддизмом». Идеал для тхеравады — архат, «достойный». Тот, кто достиг освобождения собственными силами и обрел «плод архата», т.е. окончательную нирвану. Различают 3 стадии на пути к просветлению: сротапанна — «вступиший в поток» (человек, вставший на путь и освобождения и который уже не сойдет с него), сакридагамин — «единожды возвращающийся» (т.е. человек, которому осталось переродиться еще 1 раз), анагамин — «более неперерождающийся» (тот,кто родился в последний раз и чье сознание пребывает в мирах форм и не-форм, рупа-дхата и арупа-дхата). В связи с этим в тхеравадинской традиции сложилось мнение, что достичь освобождения может только монах, строго соблюдающий все обеты и правила Винаи («Устава»). По представлениям тхеравадинов, спасение для мирянина в принципе невозможно, но миряне, реализуя добродетель даяния (проще говоря, содержа Сангху), накапливают хорошие заслуги и могут в следующем перерождении удостоиться жизни монаха и, таким образом, постепенно достичь просветления. Махаяна — самое распространенное течение буддизма, в настоящее время считается (на основе датировок текстов), что Махаяна возникла примерно в то же время, что и Тхеравада. К ней относятся, напр., всем известныечань-буддизм (В Китае) и дзэн-буддизм (в Японии). Буддизм Махаяны дал начало следующему основному течению — Ваджраяне. Характерной особенностью воззрений махаянистов является их особое отношение к бодхисаттвам, т.е. к «пробужденным». В отличие от тхеравадинов (которые во главу угла ставят личное освобождение, и, соответственно, особо почитают архатов), махаянисты считают важнейшим делом спасение других людей, поэтому бодхисаттвы — это те, кто достиг просветления, но не ушел в окончательную нирвану, а остался в этом мире и помогает другим существам достичь просветления. Соответственно, главным достоинством бодхисаттвы является «махакаруна», или «великое сострадание». Сострадание ко всем живым существам. К состраданию также добавляется праджня, Мудрость. В сочетании они дают желаемый эффект, т.е. освобождение всех живых существ и освобождение самого бодхисаттвы. Из-за географии распространения Махаяну называют иногда «северным буддизмом».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 637 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...