Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Власть и социальные нормы в первобытном обществе



Отличительными особенностями власти родовой общины являются: 1. Источник власти – вся родовая община. 2. Высший орган власти - совет (общее собрание всех взрослых членов рода). 3. Повседневное управление делами рода осуществлял старейшина (религиозные обряды, разрешение споров). Его власть не являлась наследственной. 4. Власть опиралась на авторитет, уважение, обычай. К нарушителям применялось принуждение, но специальных органов для этого не было. 5. В более широких объединениях, чем род (племена у славян) власть основывалась на тех же принципах. В первобытных обществах регулирование общественных отношений осуществлялось едиными нормами – обычаями. Они закрепляли порядок в отношениях членов первобытной общины и представляли собой правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков. Обычаи постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи.

Обычаи передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.Обычаями становятся не все правила поведения, а лишь те, которые на основе накопленного опыта, являлись наиболее рациональными, выгодными для рода и племени.В случаях нарушения, обычаи поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения. Вплоть до смерти или равносильной ей изгнанию виновного.Первоначально закрепляется система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Форма обычаев имеет устный характер и существовала в виде мифов, сказаний, пословиц, поговорок и т.д. Обычай – единственный и универсальный источник древнего права, морали, системы религиозных норм, который имеет слитный характер и в сущности представляет собой мононорму - единое, внутренне не дифференцированное правило поведения, регулирующее несколько общественных отношений (экономического, брачно-семейного, морального, этического и т.д. характера).

- Порядок во внутри родовых отношениях обеспечивались обычаем. Механизм их действия состоял во многократном повторении в силу чего они входили в привычку.Доп действием обеспечения сост в том,что основная их часть закрепляла объективно необходимые модели. Эти обычаи складывались в условиях, когда интересы не были дифференцированы,индивид не отделял себя от общности. Обычаи выражали интересы всей соц общности, передавались в устной форме. В литературе эти обычаи получили наименование-мононорма,в них невозможно выделить в чистом виде нравственное, реклиг или правовое содерж-е

Осн хар-ки Мононормы - 1. Единственная разновиднось соц регуляторов.2 регулировали отнош чел с чел,чел с живой и не живой природой,они были напрвлены на обеспечение присваивающей экономики. 3. содержат объективно-необходимые модели повед-я и не предполаг выбирать соотв-е модели .4. характеризуется самоисполнимостью,подавляющему большинству не требуется внешнего ист обеспечения,,поскольку их неисп угрожает смертью .5. в тех случаях когда мононорма сопроваждается санкциями они носили не дифференцированный хар-р .6 основной формой предписания М-мы-запреты и позитивное обязывание. 7. Доп средством обеспеч-я.Мононормы воспринимались субъектом в качестве такой же сост частью миропорядка как и он сам. Нарушать М-мы-причинять ущерб мировому порядку а значит и себе.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 574 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...