Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Агнатское и когнатское родство



Семья (familia) - это все сообщество живущих вместе лиц

независимо от их кровного родства. Первоначально термином

familia обозначалось и имущество (включая рабов), принадле-

жее определенному хозяину.

Главой семьи был домовладыка (pater familias), единствен-

ный полноправный римский гражданин в этой familia. Все

остальные подчинялись pater familias в одинаковой степени,

его власть была абсолютной.

Лица в семье делились на sui iuris (лица своего права) и alieni

iuris (лица с чужим правом, т. е. подчиненные) в зависимо-

сти от правоспособности лица.

1) Sui iuris считались лица имевшие одновременно status Hbertatis

и status civitatis. Эти лица были самовластны, т.е. не на-

ходились под властью никакого pater familias, собственно, яв-

ляясь самостоятельным pater familias. Следует заметить, что

гражданин suiiuris, не имевший жены, детей и рабов и в этом

случае считался домовладыкой и обладал хотя и не фактиче-

ской, но потенциальной patria potestas,

2)/few/≪те были все лица, входящие в familia - дети домовла-

дыки, его жена, жены сыновей и др. агнатические родственники.

Pater familias имел личные права относительно подвластных ему

лиц alieni iuris: (1) отец мог убить собственных потомков) (2) про-

дать в рабство, (3) передать виновного члена семьи пострадавшей

от его правонарушения стороне, (4) истребовать подвластного от-

туда где он находится. Имущественные права заключались в том,

что отец: (1) имел права на все приобретения поступавшие к сы-

ну, кроме наследования сыном от матери и ее родственников,

(2) отец мог выдать сыну в управление пекулий (peculium) - осо-

бый вид имущества, принадоежащий и управляемый сыном само-

стоятельно. Пекулий мог предоставляться отцом, приобретаться

на военной службе, зарабатываться на гражданской службе.

Со смертью pater familias его потомки становились само-

властными (sui iuris) pater familias.

Patria potestas прекращалась: (1} с естесственной или граж-

данской смертью pater familias, (2) при недостойном поведе-

нии отца, (3) при эманципация лица alieni iuris.

В римском праве различалось два вида родства:

1) агнатическое родство.

Подчинением власти pater famiiias определялось агнатическое

родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь

pater famiiias, выходившая замуж, поступала под власть нового

домовладыки. Она становилась агнатической родственницей но-

вой familia и переставала быть агнатической родственницей свое-

го собственного отца и членов своей бывшей семьи;

2) когнатическое родство.

Когнатические родственники это лица имеющие хотя бы од-

ного общего предка.

Кровные роственники бывают:

- родственники по прямой или боковой линии:

- родственники по прямой линии (linea recta) - лица, про-

исходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия мо-

жет быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea

descedens) в зависимости от того, проводится oria от потом-

ства к предку либо от предка к потомству;

- родственники по боковой линии (linea collaterales) - лица,

имеющих общего предка, но не состоящие в родстве по пря-

мой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники

и др.).

- брачные (legitimi) и внебрачные (spurii) родственники;

- полнородные или полуродные родственники:

- полнородные родственники (germani) - происходят от од-

них и тех же предков;

- полуродные родственники (consanguinein uterini)- проис-

ходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или на-

оборот, от одной матери и разных отцов (uterini);

3) Свойство (affinitas) - это родство между супругом и когна-

тическими родственниками второго супруга (например, свой-

ство было у мужа и когнатическими родственниками жены).

Брак

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их

безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий

ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат – разрешенное законом

постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не

являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо

под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж

был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее

происхождение.

Многие историки полагают, что данный брак

возник на основе купли-продажи женщины из другого рода,

а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же

права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в

новую семью какое-либо имущество, оно становилось

собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в

кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась

под властью прежнего домо-владыки, либо была

самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака.

Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять.

После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает

под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна

ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет

являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака:

религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная

давность.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 428 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...