Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философско-социологическая концепция религии Эмиля Дюркгейма



Развивая социологическую концепцию религии, Дюркгейм высказал ряд мыслей относительно различных типов отношений между социальной реальностью и религией. Он считал религию социальным явлением, по крайней мере, в трех смыслах: во-первых, как социально детерминированное явление; во-вторых, как воплощение в коллективном сознании представлений о социальной реальности (этого рода анализ основан на отождествлении религиозных представлений с обществом, онтологизации коллективных представлений); в-третьих, как явление, имеющее функциональные социальные последствия (что означало в контексте концепции Дюркгейма анализ религии как явления, удовлетворяющего определенные социальные потребности).

28. Французская социологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединённое вокруг созданного им журнала «L'Année Sociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс, Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс.

При рассмотрении творчества Э. Дюркгейма уже отмечалось, что он оставил после себя многочисленных учеников, часть которых после его смерти (а некоторые — еще при жизни) стали известными не только во Франции, но и далеко за ее пределами исследователями. У школы был центр, вокруг которого объединились ее представители. Им оказался журнал "Социологический ежегодник", созданный по инициативе Дюркгейма и издаваемый при его жизни в период с 1898 по 1943 гг. (после смерти основателя школы журнал пытались восстановить — в 1925—1927 гг., а роль ее лидера перешла к ученику Дюркгейма М. Моссу). В состав школы входило до 15 социологов, среди них такие известные, как Л. Леви-Брюль, С. Бугле, М. Хальбвакс, Р. Герц, А. Юбер, П. Фоконне, Ж. Дави, П. Фавр и др. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX—XX вв., а распалась уже в 1930-х гг.

Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление ее реализовать в либеральных позициях социал-реформаторского характера (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения, антиклерикальная направленность). Здесь же основными положениями стало:

· выделение социальной действительности (как сферы бытия и деятельности) по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида);

· утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера;

· определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Основные положения:

· С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

· Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

· Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

· Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социология морали.

29. Марсе́ль Мосс — видный французский этнограф и социолог, ученик Э.Дюркгейма. Возглавив после Э. Дюркгейма французскую социологическую школу, Мосс способствовал превращению ее в ведущую в мировой социологии. Главным образом благодаря Моссу в социологии окончательно утвердилось понимание целостности и уникальности общественного характера этнических единиц, не сводимых к биологическим или другим материальным факторам и обладающих собственной, не редуцируемой ни к чему другому сущностью. Эпоху в социальных науках составила развитая Моссом социология религии, согласно которой, будучи важнейшей формой коллективных представлений, религия, путем разделения явлений на две сферы — сакральную (требующую от индивида отказа от своих интересов, жертв и подчинения) и профанную, — обеспечивает соблюдение непонятных индивиду, но идентифицированных с целями божества интересов социального целого. Мосс создал символическую теорию социальных институтов и символизации как явления коллективного, а не индивидуального сознания (утверждающую большую реальность символов по сравнению с тем, что они символизируют), а также открыл фундаментальную роль бессознательного в языке, религии и магии.

Мосс, несомненно, разделяет основные принципы «социологизма», сформулированные Дюркгеймом. В программной энциклопедической статье «Социология», написанной совместно с П. Фоконне, он отстаивает, вслед за учителем, идею специфичности социальной реальности и методологический принцип объяснения социальных фактов другими социальными фактами: «Поскольку социальные факты специфичны, они могут объясняться только причинами того же порядка, что они сами»[1].

Но реально в своем творчестве Мосс включал в социологию главным образом этнографию. Эти две дисциплины в его исследованиях настолько тесно связаны, что Мосса-социолога просто невозможно отделить от Мосса-этнографа. По замыслу Мосса, «оплодотворение» этнографии социологией должно было превратить ее в науку, каковой она в начале века, по его мнению, еще не являлась[2]. Этнографию он, по существу, не отличает от этнологии, а этнологию — от социологии, поскольку все эти науки, с его точки зрения, имеют один предмет — познание социальных фактов[3]. Этнология и этнография являются для него той же социологией, исследующей общества, отличные от современного, прежде всего так называемые первобытные общества.

Еще точнее было бы сегодня квалифицировать жанр, в котором работал Мосс, как социальную антропологию, т. е. сравнительную социологию, так как, пользуясь сравнительно-историческим методом, он стремился исследовать то или иное явление в различных обществах. И все же основное внимание он уделял социологии «первобытных» обществ, совпадающей, с его точки зрения, с этнологией.

Хотя Мосс, подобно Дюркгейму, основывал социологию религии на материале первобытных обществ, он вынужден был в конце концов обратить внимание на недостаточность такого подхода и необходимость исследования современных форм религиозной жизни[4]. Антропологическая концепция Мосса — это концепция «тройственного» человека в единстве его биологических, психических и социальных черт.

Большое внимание Мосс уделяет рассмотрению внутренних подразделений социологии как науки. В сферу социальной морфологии, по Моссу, входит изучение демографических и экологических условий социальной жизни.

30. Хальбвакс в своих работах большое внимание уделял понятию законов в социологии и пытался установить их черты. Выделяя отличительные черты закона во всех науках о природе, закон всегда представляется нам отношением, извлеченным из материального и, желательно, количественного наблюдения, отношением, которое выражается в форме общего утверждения и является специфическим, то есть таким, которое устанавливается между однородными элементами одного порядка или одной области: объяснение механического -- механикой, биологического -- биологией и т. д. Огюст Конт говорит, что правило, предписывающее ученому всегда идти от простого к сложному, подходит лишь для неорганических наук, каковыми, например, являются физика и химия. Действительно, говорит Хальбвакс, нужно всегда идти от известного к неизвестному. Но когда речь идет о человеке и обществе, совокупность явлений представляется скорее известной. Всякое изолированное исследование различных социальных элементов является нерациональным и бесплодным. Социологическое наблюдение, по Хальбваксу, применяется и может быть применено только в отношении единств (ensembles), и можно признать существование самих этих единств и определить их только в тот момент, когда нам кажется, что они подчиняются неким законам. В физических науках чаще всего стараются выявить воздействие, некоторого фактора (и только его одного) на изучаемые факты и, следовательно, устранить все остальные. Лишь когда это удается, можно сформулировать закон. Большой объем внимания в своих трудах Хальбвакс уделял также вопросам социальной психологии. Основным допущением, на которое он опирается в анализе взаимосвязи коллективной и индивидуальной реальностей, является тезис Дюркгейма об их независимом существовании. Однако, в сравнении с последним, в ранних разработках Хальбвакса почти всегда социальному явным образом онтологически предпосланы человеческая природа, естественные навыки и склонности, интеллектуальные способности, виды деятельности, богатство. Хальбвакс не следует путем «нечувствительного» перехода от предмета одной науки к предмету другой: его интерес к биологии (как основанию социологии) рудиментарен -- он даже отрицает за социологией право изучать наследование профессиональных навыков. В одной из своих работ Хальбвакс пытается выявить систему оснований, исходя из которых общественное сознание (прежде всего оно, а не социологический разум) производит классификацию по оси «высший/низший». Работам Хальбвакса свойственна отчетливая эмпирическая направленность, в отличие от трудов Дюркгейма, которые покоятся на фундаменте картезианского дедуктивизма.

Так же Хальбвакса интересует не столько функционирование памяти как таковой, сколько ее социальные функции в различных средах социализации: семье, классах, религиозных сообществах, профессиональных группах. Коллективная память предстает как фактор связности группы; индивидуальная же память выражает только отношение между индивидом и группами, к которым он принадлежит. Во многих работах Хальбвакса обсуждается проблема разграничения предметной области психологии и социологии - основной вопрос теории Дюркгейма, которому в точности следует Хальбвакс, полагая коллективные ментальные факты основным объектом социологии. Даже если индивид искусственно отделен от общества и рассматривается вне связей, существующих между ним и группой, он, тем не менее, хранит на себе отпечаток общества.

31. Теория первобытного общества Л.Леви-Брюля. ФРАНЦУЗСКИЙ исследователь Л.Леви-Брюль (1857-1939) все свои работы посвятил исследованию одной темы - своеобразию "первобытного" мышления, качественно отличного от "логического" мышления. Основные работы Л.Леви-Брюля - "Первобытное мышление" (1922) и "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931). По его мнению, существует несколько разных типов мышления.
Они различаются настолько, что психику первобытного человека иди человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, если исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика.
Таким образом, Леви-Брюль полемизировал с теорией психологического эволюционизма Спенсера, с теориями анимизма Вундта и Боаса, а кроме того, с психоанализом Фрейда.
Ученый утверждал, что мышление первобытного человека относится к дологической (или пралогической) фазе.
Пралогическое мышление - одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах.
Прежде всего отсутствуют законы противоречия, главную роль играют ассоциации.
Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, являются плодом не размышления и рассуждения, но преимущественно - чутья, интуиции, предположений.
Мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляются по совершенно иным принципам, чем это делается человеком из цивилизованного мира.
Существование причинно-следственных связей осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме.
В этом случае все природные и социальные ситуации воспринимаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил.
Пралогическое сознание мыслит не понятиями, а образами, а потому оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия).
Этот закон наделяет все предметы и явления свойством единосущности, т.е. они объединяются не по качественным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.
Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий.
Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов. Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления.
С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но при этом коллективные представления всегда будут сохраняться, выражая интенсивно переживаемую сопричастность.
Они выражаются в основном в религии, морали, обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных представлениях. Будучи последователем Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него понятие коллективные представления.
По мнению Л. ЛевиБрюля, сознание первобытного человека не отличается в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, но воспринимает мир через призму коллективных представлений.
Л. Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенной формой сознания, существующей преимущественно в первобытных обществах.
Этим обществам свойственны, во-первых, строгая социализация, а во-вторых, тип мышления по принципу партиципации. Сопричастие, партиципация, таким образом, становится ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений.
Основанные на них формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (партиципацией) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.
В 1925 г. Леви-Брюль вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Он активно участвовал в работе института, читал лекции по психологии, проводил семинары и конгрессы


32. Социологический формализм С.Бугле. Бугле испытал влияние Зиммеля, вслед за которым считал предметом социологии изучение "социальных форм, их причин и следствий". Принципы социологического формализма он попытался реализовать в работах "Уравнительные идеи" (1899) и "Этюды о кастовом режиме" (1908). Замысел обеих работ состоял в том, чтобы сопоставить эгалитарные тенденции в современном западном обществе и иерархическую структуру индийской кастовой системы. Распространение идей равенства Бугле объяснял такими факторами, как увеличение демографической плотности западных обществ, усиление географической мобильности населения, усложнение и централизация социальных систем. В книге о кастах, оказавшей значит, влияние на последующее развитие исследований в этой области, Бугле делает акцент на системе каст как целом, на кардинальных принципах, регулирующих кастовые отношения. Согласно Бугле, кастовая система обладает тремя характерными признаками: иерархией, оппозицией и наследственной специализацией в составляющих ее группах. Принимая активное участие в политической жизни, Бугле критиковал пороки капитализма, выступал за демократизацию культуры, расширение доступа народных масс к образованию, предоставление избирательных прав женщинам. В целом в политическом плане он был либералом, сторонником умеренного этатизма и социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.


33. Классический этап развития немецкой социологии.

М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основопо­ложник «понимающей» социологии и теории социального дей­ствия, применивший ее принципы к экономической исто­рии, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснова­ние возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотно­шений. Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией “понимание”. Он предложил концепцию понимания как процедуры (метода), предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства.Вебер считает, что социологи в качестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, а отдельных индивидов, те определения, которыми они пользуются и которые формируют их модели поведения.Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Идеальные типы - исследовательские “утопии”, не имеющие аналогов в действительности, средства для изображения индивидуальных исторических образований. Вебер утверждал, что социологи обязаны устанавливать причинно-следственные связи, им необходимы строгие и недвусмысленные понятия. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций. Оно выполняет роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством “независимого от ценностей” исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных суждений. Социологи не должны позволять своим личным пристрастиям влиять на проведение научных исследований. Они должны культивировать строгий подход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие он, и есть, а не такими, какими бы им хотелось их видеть.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на формирование основных альтернативных школ современной социологии, на рубеже 70 -- 80-х годов вновь возросший интерес к Веберу получил название «веберовского ренессанса», но и до сих пор его теория служит источником полемики и конфронтации по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания. 7) Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”.Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1.Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2. Общество - это реальность особого рода. не сводимая к другим ее видам. Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.
3. Онтологическая сторона “социологии” но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
8) Социолог выделяет пять групп правил, относящихся: к наблюдению социальных фактов; к различению нормального и патологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов; касающихся доказательств. Среди этих многочисленных правил есть несколько основных.
Одно из них гласит: социальные факты нужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первую очередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивало объективный подход к социальной действительности. По существу, так же следует относиться к коллективным состояниям сознания (идеям, верованиям и т.д.), о них можно судить на основании объективных данных о различных формах поведения групп людей и деятельности социальных институтов. С этим положением связано и второе правило, в соответствии с которым социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы. Дюркгейм сформулировал принцип, согласно которому «социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чем более полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых они проявляются». Наконец, четвертое основное правило социологического метода заключается в том, чтобы социология, описывая и объясняя социальные факты, стремилась к их сравнительному, сопоставительному анализу. Дюркгейм считал, что сравнительная социология — это социология как таковая. Если она не будет стремиться к сравнению и на этой основе — к объяснению социальных фактов, то потеряет способность к их причинному анализу. Французский социолог постоянно сравнивал сам социальные явления в разных обществах и разных временных параметрах, без чего социологическое исследование, по его мнению, теряло свой смысл и научное значение.
9)Понятие "социальный факт" было введено в социо­логию Эмилем Дюркгеймом — классиком фран­цузской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологи­ческие как материальный субстрат общества (например, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение.

В современной социологии социальными фактами принято считать: (а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; (б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания - мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; (в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; наконец, (г) в феноменологически ориентированной со­циологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаи­модействия, подлежащее интерпретации с позиций дея­тельного субъекта.

34. Понимающая социология М.Вебера

Макс Вебер (1864-1920)
Работы: «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия», «Наука как профессия», «Хозяйство и общество».
Один из основателей современной социологии. Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов.

Понимающая социология — в широком смысле одно из основных направлений в социологии в конце 19 — начале 20 вв., в котором акцент сделан на понимании целей и смысла социального действия. В узком смысле — социологическая концепция М. Вебера, предложившего и сам термин «Понимающая социология». Становление понимающей теоретико-методологической парадигмы понимающей социологии связано прежде всего с именами Дильтея и М. Вебера, а также Зиммеля. Исследовательский интерес понимающей социологии принципиально смещается на уровень анализа непосредственных субъектов социальной активности, акцентируется «рамка личности» в социологическом знании. Социальное действие объясняется осознанием (и/или наличием) смысла, не привносимого извне, а переживаемого субъектом и требующего соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Переплетение таких соотнесений образует «смысловую связь поведения» (М. Вебер). Последняя является непосредственным предметом социологического изучения, задача которого, интерпретируя, понимать социальное действие, что дает наиболее полное понимание социальной реальности.

Понимающая социология
Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Вебер не противопоставляет «понимание» «причинному объяснению», а напротив, тесно их связывает.
Социология, также как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является «простейшим единством» как социологии, так и истории.
Принцип «понимания» оказывается критерием, с помощью которого отделяется сфера, релевантная для социолога, от той, которая не может быть предметом социологического исследования. Задача социологии – свести категории определенного рода действий людей к «понятным» действиям, т.е. к действиям отдельных участников.
«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».
^ Разработка методологии: важнейшим является анализ содержания, форм и механизмов социального действия, а также системы социальных конструктов, названной Вебером «идеальными типами». Термин «понимающая социология» введен в противовес позитивизму и материализму в социологии.
Общество конструируется индивидами в их духовном бытии. Для его изучения Вебер и разрабатывает метод.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 895 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.118 с)...