Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
6.1. Понятие научной картины мира
Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», научн? картина-мира — это целостная система представлений об общих свой ствах и закономерностях природы, возникающая в результате обо| щения основных естественнонаучных понятий и принципов. Но аМ тез научных знаний при этом выполняется вненаучными средств! ми — в противном случае возникала бы некая Теория Всего Сущег! а не картина мира с присущей ей восприятием мира в его целостн| сти, с ее историчностью, ценностной шкалой. Таким образом, обо! щение научных достижений в рамках научной картины мира носи образно-философский характер.
Любая система представлений, претендующая на отражение ц| лостности Вселенной (а то, что именуется «картина мира», безуслс но, претендует на это), должна опираться на оба полюса культур! (п. 1.2) — как науку, так и искусство. Это касается и научных картщ мира, выполняющих функцию представительства достижений наЦ ки, современных конкретной исторической эпохе, в свойственна той общей культуре. Ведь естествознание присутствует в культуЙ отнюдь не в виде суммы отдельных естественных наук. Взаимодейс| вуя с социогуманитарной составляющей культуры, оно приобретай оболочку — научную картину мира, выполняющую роль посредний! интерфейса между наукой и общей культурой.
Важнейшие элементы структуры научной картины мира — меЩ дисциплинарные (или трансдисциплинарные [Голубева, Добротиг Суханов]) концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие основе научной картины мира, "являются ответами на сущностнь! основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течение времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяю| ся; однако сам «вопросник» остается практически неизменным крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греци|
Каждая научная (равно как и натурфилософская) картина мира, претендующая на универсальность, обязательно включает в себя следующие представления:
♦ о материи (субстанции);
♦ о движении;
♦ о пространстве и времени;
♦ о взаимодействии;
♦ о причинности и закономерности;
♦ космологические представления.
Далее будет рассмотрено, как изменялся каждый из перечисленных элементов по мере исторической смены натурфилософских и научных картин мира (п. 6.2),
Исторически первой научной картиной мира была механическая (п. 1.7.6), возникшая в XVII-XVHI вв. С тех пор общенаучная картина мира сменилась, как минимум, трижды. С середины XIX по начало XX в. господствовала электромагнитная картина мира, основанная на максвелловскои электродинамике и получившая стройность и внутреннюю согласованность благодаря созданию теории относительности. Создание квантовой механики и генетики в начале XX в. заставило пересмотреть основополагающие представления о соотношении случайности и закономерности, о самом понятии «объективной реальности» и привело к формированию неклассической картины мира. Наконец, во второй половине XX в. начавшийся переход лидирующей роли в естествознании к биологии перенос акцента на изучение сложных, развивающихся систем, развитие междисциплинарных направлений исследования (экология, синергетика) предопределили возникновение современной, постнеклассической, эволюционной картины мира.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!